Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Иван Пугачёв, г.Бишкек

Первопрохождение 4Б, по Центральному к/ф Восточной стены пика Бокс, 4242 м или 15 часов нон-стоп.

Читайте на Mountain.RU

статьи Ивана Пугачева:
Восхождение на пик Нансена (5697 м)
Автономная экспедиция на пик Хан-Тенгри, 7010 м.
Гора в стиле абсолютного SOLO
Зимнее восхождение на Теке-Тор (4441м), Киргизский хр, Ала-Арча

О соседних маршрутах на пик Бокс:
Восхождение на г. Бокс летом 1999 г по канту Северной стены - "Югославскому" маршруту, 5Б.
Восхождение на г. Бокс летом 1999 г по левой части Северной стены -маршруту "Баллон" М. Михайлова (1997 г), 5Б.

В июне этого года при прохождении ледовой вертикали Генри Барбера на пик Свободной Кореи, 4740 м – мною было присмотрено несколько вариантов маршрутов на пик Бокс, 4242 м по Восточной стене.
Поскольку лето выдалось бурным и удалось совершить восхождения в разных точках земного шара, то на Ак-Сае получилось появиться лишь в начале осени. После акклиматизационного выхода на траверс пик Комсомолец, 4150 - пик Пионер, 4050 м и последующей трудовой недели мы поднялись на «стоянки Рацека».

Павленко Дмитрий, на сегодняшний
день лидер киргизского
альпинизма и конечно пример
для подражания.
Хижина встретила кипящим муравейником. Кто-то мылся в ручье, тут же дежурные набирали воду для приготовления пищи :). Один лишь Димон Павленко, спокойный как ниндзя, грелся на солнышке, обсуждая с клиентами планы.

Попив чая и расположившись на втором этаже, отправились закидывать харяшки под стену. Только вечером снова попали в хижину и с чувством выполненного долга крепко заснули.

_________________________

Восточная стена пика Бокс является популярным объектом для альпинистских восхождений. На стене существует два классических маршрута: по Северной стене, А.Айтбаева, 1956 года и «Баллон» М. Михайлова 1997 года по левой части Северной стены.

Погода в районе достаточно неустойчивая. Но все-таки иногда можно дождаться окна хорошей погоды продолжительностью неделю и более. Средняя продолжительность погодных окон 3-4 дня. Зимой сильные ветра.

__________________________

Сотня шагов на ватных, сбитых ногах - и круг замкнулся. Хижина, которая ещё сутки назад ходила ходуном, встретила нас полнейшей тишиной. И лишь мыши разбежались со стола - которые устроили себе праздничный ужин.

Участок R1 – R2 зализанные плиты

Работа на маршруте

Участок R5 –R6 (Хорошая, безопасная
полка под ночёвку, во время
зимних восхождений)

Говорят, технический альпинизм это не жизнь, а сплошное выживание. Да, в придачу нужна определённая привычка. Стоять в стременах по 5-6 часов на пронизывающим душу ветру. Мало кто может себе это позволить. А ведь жалко потерять каждую секунду. Световой день обычно выжимается полностью. Так было и в этот раз.

Утром, ничего не загадывая наперёд, выпив кофе и собрав свой нехитрый скарб, мы тронулись в сторону Ак-Сайского ледопада. Поднявшись на Теке-Торовские стоянки, порядком взмокшими, закинули в рюкзаки вчерашнюю заброску, и зашагали в сторону Восточной стены пика Бокс.

Первая верёвка сразу стала преподносить сюрпризы – скалы были зализанные водой, а озябшие руки плохо слушались. Зато обрадовал монолитный рельеф, точки вставали надёжно и не оставляли шансов на технические срывы.

Тридцать ударов молотком, самостраховка вщёлкнута в надёжный швеллерный крюк.
Давясь на жумаре, подгребает Виталик и сбрасывает рюкзак.

- В пять часов начинаем искать полку под ночёвку.
- Да, и желательно со снегом, а то в горле пересохло. Изрекает Виталик.
-Ага.

Солнышко уже ушло за перегиб и ноги, обутые в скальники, стали подмерзать. Рассортировав харяшки по полчкам системы, я полез во внутренний угол с двумя параллельными трещинами, за которым ничего не было видно. Как оказалось позднее, это верёвка была заключительной, здесь стена ложилась и начиналась крыша со своей рутинной работой. В семь часов вечера мы стояли на вершине, солнце уходило за пилообразный гребень где-то далеко на западе. На севере город начинал жить своей вечерней жизнью. А мы уже шагали в направлении спускового кулуара.

Описание маршрута

Участок 0-1. Старт прямо с ледового серака. Плиты со щелями 45 м. Сложное лазание, временами страховка затруднена. Движение в сторону «зуба». Под «зубом» удобная полка.

Участок 1-2. По монолитным зализанным водой плитам, далее по внутреннему углу за перегиб 45 м.

Участок 2-3. Начало по вертикальному внутреннему углу, далее траверс влево по щели 45 м. Бедный рельеф!

Участок 3-4. По монолитным плитам, далее по внутреннему углу, 50 м.

Участок 4-5. Камин с пробкой. Очень хотелось забить шлямбур.

Участок 5-6. Траверс по полке.

Участок 6-8. По осыпной полке, далее стенка с хорошими щелями 120 м. Подход под главный бастион. Удобное, безопасное место под ночёвку во время зимних восхождений.

Участок 8-12. Последовательность полок, стенок и внутренних углов. Подъем по контрфорсу 160 м.

Участок 12-13. Вертикальная плита с бедным рельефом, работается на трении. Далее выход на крышу.

Участок 13-22. Последовательность полок, стенок, кулуаров и внутренних углов. Несложное лазание.

Паспорт восхождения

1. Горная система: Тянь-Шань
    Район: Киргизский хребет
    Ущелье: ущелье Ак-Сай
    Наименование вершины: пик Бокс (4242 м).

2. Название маршрута: По к/ф Восточной стены

3. Категория сложности: предлагается 4 «Б»
    прохождение: 1-е прохождение

4. Характер маршрута: скальный

5. Характеристика маршрута:
    Перепад высот маршрута: 700 м.
    Протяженность маршрута: 1300 м.
    V кат. сложности: 300 м.

в т.ч. ИТО: 2 штук
    френдов, закладных элементов: 125 штук
    Оставлено «крючьев» на маршруте:
    скальных: 1 штук, закладок: 1 шт.

7. Ходовое время команды на маршруте: 15 часов, 1 день

Выход на вершину: 19:00, 16.09.2007
    Возвращение в БЛ: 22:00, 16.09.2007

Общее фото вершины
Вершина Бокс, 4242 м – общий вид Восточной стены.

1. 3Б, по левой части Восточной стены ??? (осенью этого года, в контрольном туре, нами снята записка от 20.02.1959 г – сборной команды Киргизской ССР. Третье прохождение маршрута)

2. 4Б, по центральному к/ф Восточной стены, первопрохождение – Пугачёв Иван, Чепеленко Виталий, 16.10.2007 г

Профиль маршрута, 4Б, по центральному к/ф Восточной стены,
первопрохождение – Пугачёв Иван, Чепеленко Виталий, 16.10.2007г

Картосхема нахождения объекта

Схема маршрута в символах UIAA

График восхождения

На вершине: Пугачёв Иван, Чепеленко Виталий (16 сентября 2007 г)

Федерация Альпинизма, Скалолазания и Ледолазания
Киргизской Республики
не имеет никакого отношения к данной статье.

С уважением ко всем реалистам, Иван Пугачёв
28 сентября 2007 г.

Прикольный маршрут.

Вано,ты меня в краску вгоняешь прямо.Хороший маршрут. Заждалась Арча толковых первопроходов.

!!! маршрут Балыкина 3

Дима, маршрут Балыкина В.В. проходит левее и действительно соответствует 3 Б к.тр. трудности. Записка с контрольного тура от 20.02.1989г. Группа альпинистов К/М Кирг. ССР в составе: 1.Балыкин В.В. 2. Лавренченко С.С. 3. Тураев О.Ю. 4. Калпаев А.М. Совершает третье прохождение п.Бокс, 3"Б". Снята записка Грекова. Этот маршрут я ходил. Оригинал записки находится у меня, при встрече покажу. А, вобще буду благодарен за любую информацию, да бы повысить свою материальную часть. Иван

Молодцы! Класс!

Классный маршрут! Зимой собираемся снова к вам))) Возможно попробуем)))

4б!

В 2010г пытались пролезть этот маршрут, нам пальцем показали примерно где и как лезть, описания не было. Получилось, что пролезли 3б, левее, через две осыпные полки, в середине на фотке виден внутренний угол 3б, ключ. Не расстроились, очень сильная 3б!

Бокс 4Б ???

Это маршрут Балыкина 3Б к.тр. Пройден в1987 году. (не классифицирован москалями, якобы из-за камнеопасности, хотя маршрут классный). Повторен дважды. Ваня ты четвертый. Изучай материальную часть. Удачи. Греков.