Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Виктор Коваль, Александр Гуков, Санкт-Петербург

Зима 2007. Безенги. Пик Пушкина

Статьи Виктора Коваля на mountain.ru:
Первая «высота» (пик Коммунизма-2007)
Краткий обзор о восхождении команды Санкт-Петербурга на пик Чолатзе (Cholatse), 6440
Зима 2008. Безенги. Гестола.
Описание восхождения на пик Победа Главная (7439 м) по северо-восточному контрфорсу, 6а к.с.
Мижирги. Северное ребро. Январь 2009.

Ссылки по теме:

Пик Пушкина по Северной стене (5Б), лето 2005.

Проект "Пятитысячники Кавказа - зимой". Пройдены в 2001-2003 годах: Дыхтау, Коштан, пик Пушкина, Эльбрус.

Проект "Пятитысячники Кавказа - зимой". Пик Пушкина с юга.

Идея съездить в Безенги зимой была не новой, да все как-то не получалось. А тут решили совместить приятное с полезным – отметить Новый Год в отличнейшей компании и сходить на гору – Пик Пушкина (5108) по Южной стене. Нас было трое – Коваль Виктор, Кондрашкин Сергей и Гуков Александр (Санкт-Петербург).

Гукова отправили на поезде с собакой и снаряжением, остальные налегке - самолетом. Встретились уже в Нальчике. Саша, удививший всех своим эксцентричным стартом на Московском вокзале (без билетов и документов запрыгнул в последний вагон уходящего поезда), за день пребывания в Нальчике уже успел порадовать местных барышень. Наши безенгийские друзья Адельби и Борис представили Сашу как альпиниста из Франции в одном из местных кабаков. Целый вечер к ним не иссякала народная тропа желающих «выскочить» за гостя-интуриста. Был только один прокол. Нашлась особа, которая в школе изучала французский. Начались вопросы, стихи, песни… Беда только в том, что Саша французский вообще никогда не учил. Посмеялись от души.

Автобус довез нашу группу до погранзаставы, дальше пришлось пересесть на военный КРАЗ: дорога вся в снегу и другим транспортом в лагерь не попасть. Но и КРАЗ не смог осилить последние полтора километра до альплагеря «Безенги»: пришлось потаскать снаряжение, - неплохое акклиматизационное упражнение. На следующее утро, 31 декабря, решили не расслабляться и побежали в Теплый угол. Кто был в Безенги, знает, что прогулка до хижины Укю-Кош летом занимает часа полтора. Но это летом. Зимой же подъем до хижины напомнил нам небольшое восхождение: снега по пояс, залитые льдом склоны и т.д. Тяжелее всех пришлось Шерику – нашему верному другу – собаке породы Чау-чау. Лапы проваливаются в рыхлый снег, но не достают до твердой поверхности, до опоры, через шаг приходится в холостую месить лапами снег. Пожалели собаку и спустились в лагерь. Как раз к новогоднему столу.

К слову, в лагере кроме нас был еще народ: группа москвичей, девушки из Барнаула… Застолье по-безенгийски было незабываемо: дружно, весело.

Второго января выдвинулись на Джанги-Кош. К нам присоединился Алексей Букинич из Сочи и Якупова Дина, привезенная из Питера Сергеем Кондрашкиным. Ледник напоминает бетонную дорогу: ровный, без трещин (они занесены фирном и снегом). До Большого камня сплошной фирн. Холодает, на привалы времени тратить совсем не хочется. После поворота к Джанги-Кош без снегоступов делать нечего, снег глубокий, рыхлый. В хижину пришли уже в темноте, потратив на дорогу около 11 часов.

Еще два дня потратили на акклиматизацию и на просмотр маршрута: погуляли по окрестностям, залезли на пик Селлы по спусковой 2Б. Очень сильные порывы ветра заставляют периодически приседать, чтобы не унесло в соседнее ущелье.

«Спорим, наши буры не пойдут в зимний лед!», - задорно сказал прозорливый Леха Букинич. И был прав. Хваленый отечественный уралальп оставляет во льду только небольшую выемку, отказывается врезаться в лед глубже, чем на пол сантиметра. Хорошо, что была одна гривелевская трубка, которую мы стали использовать в качестве пробойника, закручивая на ее место отечественные буры.

05 января выходим на маршрут, Дину отправляем в лагерь с пришедшими накануне самарцами. Дошли до стены довольно быстро и поэтому решили не разбивать лагерь, а лезть дальше. Веревок через семь отличнейшая полка. Редко где встретишь такие ночевки на маршруте. Наутро снова в путь. Идем двумя автономными связками. В основном по льду, по скалам двигаться очень тяжело: они залиты льдом и заснежены, мест под страховку особенно не найти. Смотришь на какой-нибудь выступ и думаешь, что это, кусок скалы или просто примерзший к склону камень? Лед тоже не подарок, кошки входят в него с трудом, а инструмент частенько отскакивает, как от бетонной стены, или скалывает линзы голубого льда. В одном месте собрались всей компанией под небольшой скальной стенкой. Первым полез Кондрашкин. Долго стоял на покатой залитой льдом полке. Трое доброжелателей снизу наперебой предлагали ему разные и подчас противоречивые советы относительно дальнейшего направления движения. Сережа не выдержал, повернул голову и Безенгийское ущелье узнало много нового о каждом из нас.

Вечером второго дня остановились в трех веревках от гребня, соединяющего пик Пушкина с башнями Дых-тау. Высота около 5000. Акклиматизация проходит значительно тяжелее, чем летом. Наверное, это из-за холода. Еще одна особенность зимних восхождений – короткий световой день. Светлеет около 8, а уже после 15 часов надо искать место для ночевки, так как в 17 уже совсем темно. Зато есть очевидные плюсы. Почти нет камнепадов: все вмерзшее, почти монолит. И снега очень мало. Сильные ветра сдувают его со склонов.

Утром сбегали на вершину. Кавказ порадовал нас чистейшим небом во всех направлениях. Виды просто божественные. Часа два фоткались. Затем – вниз, собрали палатку и дюльферять. До ночи не успели спуститься до хороших ночевок, пришлось остановиться в каком-то каменном разломе, сантиметров 90 шириной. C пали друг на друге. А с утра снова вниз. На очередном дюльфере Сашу, вязавшему петлю из остатков 30 метровой расходной веревки, веселый Букинич ввел в кратковременное замешательство вопросом, есть ли маркировка УИАА на скальном выступе, которому все мы через минуту доверим свою жизнь…

Уже под вечер вваливаемся в хижину. Она такая уютная, несмотря на то, что при включенных горелках температура в ней не поднимается выше –18 ° С. Чувствуешь себя как в холодильнике. Но сохранить свои тела в замороженном виде для потомков не входит в наши планы, поэтому спозаранку подрываемся и буквально бегом спускаемся в лагерь, где нас встречают Азнаур, Алим, Дина, верный пес Шерик. Еще часик, и сидя у камина с кружкой горячего чая (рюмкой коньяка) начинаем понимать, что занятие альпинизмом – это сплошное удовольствие :) .

Привет, ребятя!

Молодцы, очень интересная статья. Всем от меня большущий ПРИВЕТ и удачи! Надеюсь еще с вами встретится в родных и любимых для меня местах.

Strong mans

Статья с юмором. У вас явный журналисткий талант Виктор! жаль, что собачка не дошла, она бы бала рада взглянуть на такую красотищу! Удачи вам, креативных решений и новых удавшихся восхождений!

Спасибо!

Большое спасибо за статью, и как вовремя она появилась, в преддверии зимнего сезона! А можно задать вам еще несколько вопросов про зимние Безенги? P.S. А ваша чау-чау - местная безенгийская знаменитость. Она же была там летом 2006? )