Автор: Андрей Галафеев, г.Санкт-Петербург

Отчет о велосипедном походе по Армении и Нагорному Карабаху 2007

Часть 1.

Маршрут похода:
Ереван - Гарни - Гехард - Гохт - оз. Погмагангёль - перевал Спитакасар 3200м. - Ланджахпюр - оз.Севан - Мартуни - Варденис - Зод - перевал Зодский 2494м. - Камышлы - ущелье реки Титхун (до горячего источника) - ущелье реки Тертер - Дадиванк - Др мбон - перевал - Кичан - Ванк - Ганзасар(монастырь) - Алиагалы - Алимадатли - Максудлу - Агдам - Аскеран - Степанакерт - Шуши - перевал Лысогорский 1800м - Лачин - перевал Черкези 1674м - Горис - Шинуайер - Татев - Шинуайер - Горис. Горис – Ереван (авто). Ереван - Эчмиадзин - Ошакан - Воскеваз - Агарак - Бюракан – озеро Карагёль 3200м.н.у.м. - южная вершина г.Арагац 3879м (пешая радиалка) - Амберд - Бюракан - Агарак - Оганаван  - Арташаван - Артаван - Кучак - Артаван - Оганаван - Аштарак - Айгешат - Амберд - Ахавнатун - Эчмиадзин - аэропорт Звартноц

Сроки: с 1 сентября - 14 сентября 2007г. (13 ходовых дней)
Пройденное на велосипедах расстояние: 810 км
Набор высоты 12200м (очень приблизительно из-за отсутствия альтиметра)

Галафеев Андрей - (Andrey (SPb)), 1977г., г.Санкт-Петербург

Велосипед: Gary Fisher (Tarpon), система Alivio, манетки Alivio, переключатели Alivio, колеса сборные на втулках Deore (переднее) и LX (заднее) с двойными ободами. Передняя покрышка - Bontrager 2.0, задняя - Schwalbe Black Jack 2.1
e-mail: bestandreyspb@yandex.ru

- Руководитель
Галафеева Александра - (САНЬКА), 1984г., г.Санкт-Петербург

Велосипед: Nordway (Fjord) , система Alivio, переключатели Alivio, колеса сборные на втулках LX с двойными ободами. Передняя покрышка - Bontrager 2.25, задняя - Schwalbe Black Jack 2.1

- Любимая жена

День 1 (1 сентября)

Ереван

Пролетая над Эльбрусом
Поездка в Армению и Нагорный Карабах - это свадебное путешествие для нас с Санькой. Мы не стали звать с собой друзей и знакомых (уверен, что никто не обиделся за отказ) , чтоб побыть вдвоем и "оторваться на всю катушку".

В Армению летели из Москвы. В самолете как только взлетели начался невообразимый гвалт. Летели армяне к себе на родину и часть грузин, которые будут добираться в Грузию из Армении. Началось совместное распитие коньяка, сопровождающееся смехом, спорами и все это на незнакомом нам языке. Через пару часов наш самолет пролетел Минеральные Воды и мы с Санькой начали фоткать изумительные виды гор Главного Кавказского Хребта и красавец Эльбрус, который мы облетели с двух сторон пока не вторглись в воздушное пространство Грузии. На посадке стюардам стоило немалого труда вернуть подвыпивших пассажиров на свои места.

Главный Кавказский хребет

Центр Еревана

В центре города

Зона прилета Ереванского аэропорта нам очень понравилась. Все чисто и аккуратно. Быстро загрузились в такси и поехали в самый центр Еревана в гостиницу. То как ездят в Ереване водители (да и во всей Армении), это достойно отдельного рассказа. Наш водитель оказался «свой парень» в этом городе и каждая вторая машина ему бибикала, а с одним своим другом он поболтал в открытое окно на скорости  80км/час пристроившись параллельным курсом и создав небольшую пробку. Ездят в Армении на всем, что ездит. В основном это советские копейки и шестерки, а также газели. Есть и иномарки, и даже очень крутые джипы, но их гораздо меньше советских машин. Почти все машины и автобусы ездят на газе из-за дороговизны стоимости бензина. Любой водитель о своих маневрах предупреждает нажатием на клаксон и везде только и слышно би-би-и-и-и-п! Этим же нажатием водители высказывают свое приветствие или недовольство. Правила армяне не соблюдают, и выехать задним ходом на перекресток – это для них обычное дело, а для нас шок и бесконечные улыбки))))

На площади

Ереванское метро

Вокзал

Гостиницу, адрес которой мы сказали водителю, не оказалось в нужном месте и мы нашли другую. Номер нам обошелся в 1000рублей на двоих. Оставив вещи, мы ту же устремились на прогулку по Еревану. Первым делом поменяли деньги.1рубль=12.9драм. Прогулка по городу нам понравилась, несмотря на сильную жару. Красивый центр, памятники, церкви, метрополитен и конечно ереванский каскад. Отовсюду видно библейскую, снежную вершину Арарата. Когда шли обратно в гостиницу, электронное табло показывало, что в Ереване 29 градусов тепла, а ведь на улице уже было темно, и наступила теплая, южная ночь.

Церковь

Каскад

Ереван

День 2 (2 сентября)

Ереван (1000м.) - Гарни (1400м) - Гехард (1800м) - Гохт

Пробег 51км

Завтрак в гостинице – чай и булочка с маслом и сыром. Ни йогуртов, ни колбас, ни горячих блюд. Но мы хоть и не наелись, но покинули гостиницу в хорошем настроении и тут же у крыльца начали собирать свои велики. Часть постояльцев гостиницы вышли поглазеть, а один иранец во всю помогал мне. Свой велик я собрал быстро, а у Сашки оказалась восьмерка на заднем колесе. Решили съездить в Ереванскую вело-мастерскую. Мастерская находится у здания цирка. Там мы нашли механика по имени Карен и он выправил нам восьмерку. На вопрос сколько стоит его услуга был получен ответ – сколько сам считаешь нужным дать, столько и дай. Карен оказался разговорчивый, гостеприимный как и все армяне парень. Даже приглашал в гости в свой городок Аштарак.
На выезде из Еревана я купил 1литр бензина и мы взяли курс на Гарни. Нам повезло, что был выходной день и машин было не так много, а следовательно и внимание к нам было не таким как в будний день. Но тем не менее каждая вторая машина считала долгом поприветствовать нас. Машины сигналили, из окон высовывались волосатые руки и махали вслед, а прохожие удивленно разглядывали непривычных для Еревана вело-туристов. Вначале нас такое внимание сильно напрягало, но через несколько дней мы привыкли и уже не придавали этому значения. По пути в Гарни мы выпили несколько литров воды так жара на улице стояла под 40. Хорошо, что по пути нам встречались колонки и ручейки с водой и мы не брезговали обливаться и поливать друг друга.

Языческий храм Гарни

Красивый вид

Крест в скале

Остановились на окраине Гарни у магазина, и хозяин нас угостил своими персиками и яблоками. Очень вкусными, кстати. Через несколько минут мы уже осматривали древний языческий храм Гарни. Этот храм возведен армянским царем и посвящен одному из языческих богов. Интерес представляет не только храм, но и месторасположение этого сооружения. Скалистое, треугольное плато реки Азат очень впечатлило нас.

Хачкары в монастыре

Внутри церкви

Львица

Распрощались с Гарни и рванули в Гехард, где расположен пещерный монастырь. По пути съели арбуз. Армянские арбузы в разы вкуснее нынешних астраханских. Это те арбузы, которые я кушал в детстве – сахарные, вкусные и натуральные.
Пещерный монастырь Гехард (13 век) мы тщательно осмотрели. Здесь нужно выделить католическую церковь (1230г.) со сводчатым залом, внутрискальные церкви и усыпальницы армянского князя. Самое забавное, что пока мы осматривали монастырь, Армяне осматривали нас, что-то шептали друг другу, хихикали и вели себя как посетители зоопарка увидевшие диковенных зверюшек.
Вкоре мы опять оседлали своих железных коней и поехали искать грунтовку, которая ведет через Гегамский хребет к озеру Севан. Нужную дорогу мы нашли и начался бесконечный подъем. Через 4 километра, когда уже начало смеркаться нашли хорошее место для стоянки. Из под земли из водопроводной трубы бил высокий фонтан и мы решили встать неподалеку. В этом фонтане мы и помылись и покупались и набрали воды для приготовления ужина. Готовил еду всегда я, а Сашка в это время ставила палатку и складировала на ночь велики. Горелка на армянском бензине горела вначале неровно, потом как будто смирилась с качеством топлива и работала исправно. Правда и чистить ее приходилось в два раза чаще, чем обычно. Кстати, армянская тушенка оказалась отменного качества. Жаль, что продается она не во всех магазинах.
Спать мы ложились примерно через час после наступления темноты, а вставали всегда чуть до восхода солнца, когда наступала зорька.

Обычное явление

Начало подъема

Санька на фоне заката

День 3 (3 сентября)

Подъем на перевал Гегамского хребта 3200м.н.у.м. левее г.Спитакасар

Пробег 23км

Утром проснулись, покушали и в путь. Бесконечный подъем по каменистой, извилистой как змея грунтовке, по которой проехать могут только полноприводные автомобили и сумасшедшие байкеры. Через несколько километров подъема увидели далеко внизу вчерашний монастырь Гехард. Виды красивые. Здсь же поломали голову над развилками дорог. По какой ехать не совсем понятно. Пришлось ориентироваться по компасу и карте, и мы выбрали правильный вариант.

Сборы ранним утром

Дорога к озеру Погмагангёль

Вид сверху. Внизу пещерный монастырь

Солнце изрядно припекало. На ветер не было даже намека и нас это огорчало. Хорошо, что по пути попадались ручейки с водой и мы могли обливаться. К обеду мы выехали к озеру Погмагангёль, которое расположено на высоте 2700. Недалеко от озера на горушке стоят языческие каменные символы возле которых мы сфоткались. Вокруг озера несколько стоянок езидов. Эти люди здесь занимаются скотоводством в летний период и уже в конце сентября спускаются с гор вниз, так как здесь выпадает снег. Женщина езидка пригласила нас к себе в шатер где накормила сыром, лепешками и чаем. Говорит, что неделю назад здесь был сильный холод и шли дожди, а сейчас стоит жара и отличная погода. Вскоре пришел ее сын – пастух. Мы пополнили с Сашей запасы питьевой воды и поехали дальше. Но не тут то было. У меня от жары состояние было близкое к тепловому удару и я принимаю решение разбить тент от палатки рядом с родником и сделать привал на несколько часов. Под тентом оказалось еще хуже…почти как в парнике. А спрятаться от солнца больше некуда. Пришлось доставать мед.препарат - Регидрон , разводить его с водой и пить эту гадость. Организм начал быстро приходить в себя и мокрое полотенце на голову ускорило процесс выздоровления. В 16 часов мы с Сашей продолжили подъем. Я так и ехал с мокрым полотенцем на голове.

В подъем

Иногда шли пешком

Языческие символы

Осмотрели кладбище на холме. Некоторые могилы обозначены камнями по периметру. На некоторых стоят памятники из камней. Еще через пару километров мы попали в долинку, где живут езиды и пасут свой скот. Здесь просто огромную опасность представляют кавказские овчарки. Эти гады первыми видят врага и сразу несутся в атаку. Хозяин слышит собаку и успевает окрикнуть ее, чтоб не произошло трагедии. Несколько раз эти собаки останавливались по приказу хозяина в нескольких десятках метров от нас. Очень опасно. Причем сами езиды тут же идут здороваться, предлагают помощь, зовут в гости на кофе и на ночлег и вообще просят дать им знать если нам что-то нужно. Везде в горах мы встречали только хороших, гостеприимных и искренне добрых людей (пожалуй, кроме института физиков на Арагаце, где нам были явно не рады и содрали деньги). Нам долго приходится доказывать, что у нас все есть и что нам пора ехать. С сожалением езиды нас отпускают и предупреждают еще раз, что не так опасен здесь волк, как опасны кавказские овчарки пастухов. Мы продолжаем набирать высоту. Идем уже пешком. В висках стучит дятел от наряжения – тук-тук-тук-тук. Отдыхаем несколько минут и опять карабкаемся на холм обходя место стоянки пастухов. Впереди виднеется гора Спитакасар. Рядом с этой горой перевал. Нам туда. Начинает заходить солнце и воздух сразу становится свежее. Высота 3000м.н.у.м.

Вид на озеро Погмагангёль

Добродушные езиды

Ослик или ишак?

Нам навстречу идет человек в сопровождении трех овчарок. Знакомимся с ним. Собаки нас обнюхивают, но не высказывают своего неудовольства. Молодой человек без слов берет у Сашки велик и взяв его за руль везет на перевал. Я рядом, а Саша отдыхает и фотографирует. Во время разговора удается узнать, что на днях здесь должен выпасть снег, что через три дня они с семьей спускаются вниз так как ночами здесь мороз и уже холодно. Спрашивает у нас, все ли есть из еды и одежды и нужна ли помощь? Говорит, что ночью мороз до -8. Мы просим показать нам источник питьевой воды, но оказывается, что здесь на этой высоте перед перевалом воды уже нет. Ну и ладно, на чай и ужин нам хватит и наших запасов))) Вскоре парень уходит и мы ставим палатку, не доходя до перевала примерно 1км. Становится зябко и приходится утепляться по полной программе. Не успели мы поужинать как этот же молодой человек пришел с сыном своим к нам в гости. Но не с пустыми руками, а с ведерком питьевой воды! Мы очень обрадовались и насыпали маленькому мальчику в его ладоши горсть вкусных конфет. На всякий случай нас еще раз пригласили на ночлег в шатер, но мы еще раз отказались и легли спать. Ночью у меня поднялась температура и пришлось пить лекарство. Сказался перегрев на солнце все-таки.

Кладбище. Могилы обозначены камнями

Высота 3000м. Тяжко

Добровольная помощь езида.
По центру г.Спикатасар

День 4 (4 сентября)

Перевал Спикатасар 3200м – Ланджахпюр (2000м) – Озеро Севан (1900м)– Мартуни (1940м) - Варденис (1950м)- Зод (2030м)

Пробег 105км

Утром я был свеж как огурчик и никаких признаков недуга. Только голова на высоте немного тяжёлая. Ночевали мы на 3100м.н.у.м. До перевала шли около часа. По пути открывались классные виды. Воздух был свеж и было не жарко и не холодно. Вышли на перевал и устроили привал на фотосессию. Вдали виднеется озеро Севан и окружающие его горы. Справа, совсем рядом гора Спитакасар высотой 3555м.н.у.м.

Вид с перевала

Перевал 3200м.н.у.м.

Санька ломит в подъем

Вначале с перевала идет каменистая тропа, по которой сильно не разгонишься, а потом классная грунтовка прямо в деревню Ланджахпюр (2000м.н.у.м). Вот здесь мы и оторвались, когда с ветерком спустились вниз по полевой дороге. Перед деревней переоделись в короткую одежду так как стало опять нестерпимо жарко и спросили у местных дорогу на озеро Севан. Поехали напрямик через небольшой перевал и наверху позавтракали вместе с пастухами, которые усиленно нас принялись кормить домашними лепешками, сыром, яйцами и помидорами. Поговорили с этими добрыми людьми и помчались спускаться к озеру Севан. Последние пару километров до озера – это сплошные заросли облепихи. Само озеро на нас большого впечатления не произвело и мы только помочили ноги в воде, которая, кстати была не особо холодная. Примерно градусов 18-19.

А местные говорили, что не заедем))))

Деревня Ланджахпюр

Завтрак с пастухами

По трассе, которая идет вдоль озера мы доехали до поселка Мартуни. Здесь нам продали арбуз, а в качестве бонуса выдали длинный нож, таз для корок и косточек, и скамейки, чтоб нам было удобно сидеть. Пока ели арбуз местные глазели на нас как на пришельцев.

Дорога среди облепихи

Облепиха

оз. Севан 1900м.н.у.м

Приговорив шестикилограммовый арбуз, мы покатили дальше в поселок Варденис. В Варденисе мы планировали покушать мяса в кафе. Приехав в этот населенный пункт, мы встретили джип, у водителя которого спросили где здесь есть кафе. Водитель и пассажиры джипа оказались сами хозяевами своего кафе и пригласили к себе. На столе через несколько минут стояли копчености, сыры, колбасы, напитки, водка, а на кухне в это время жарилось мясо и варилась своя домашняя картошка. Артур Давтиан и его друг рассказали нам много интересного, спрашивали про Питер, про наше путеществие и гордились тем, что мы выбрали их страну для медового месяца. Все тосты были за нас. Пили в основном хозяева, а мы с Сашей налегали на минералку и сок. Вскоре принесли огромное блюдо жареного мяса и картошки с укропом. Мы наелись так, что животы трещали. На десерт были арбуз и дыня. С нас не взяли ни одного драма за пиршество, хотя я настойчиво предлагал, но в конце сдался, боясь обидеть Артура. Хорошо, что из Питера мы везли разнообразные сувениры ( как раз для таких людей, которые не берут деньги) и с удовольствием подарили их хозяевам, которые обрадовались и как малые дети смотрели на виды Петербурга меняясь подарками и разглядывая их. Хозяева предлагали очень настойчиво остаться у них и продолжить отмечать нашу свадьбу в ресторане и что по этому случаю сейчас барана зарежут. Нам долго и упорно пришлось говорить, что у нас маршрут, что нам нужно на перевал, и т.д. и т.п. На улице сфоткались на память, тепло распрощались, вскарабкались на свои байки и не спеша покатили на перевал.
До самого перевала мы доехать не успели из-за сильнейшего ветра. Стемнело. Встали сразу за поселком Зод на высоте 2100м.н.у.м. Это было удачное решение, так как оказалось, что выше стоять вообще негде.

Гостеприимные Армяне

Жатва

Вперед в Нагорный Карабах

День 5 (5 сентября)

Перевал Зодский 2494м. - Камышлы (1245м) - ущелье реки Титхун - горячий источник - ущелье реки Тер-Тер – монастырь Дадиванк (1100м),

Пробег 90км

Въехали в Нагорный Карабах

Дорога по краю ущелья

Дорога в горах

С самого утра начался подъем на перевал высотой 2500м.н.у.м. Мы проехали золотодобывающий комбинат, который сейчас практически не работает и многие здания находятся в запущенном состоянии и вскоре въехали на перевал. По описаниям я знал, что здесь должен быть погранпост. Все-таки здесь граница Армении и Нагорного Карабаха. Но ничего похожего мы не заметили и сразу стали спускаться вниз, в Нагорный Карабах так и не показав никому своих паспортов. Дорога очень живописна и проходит над ущельем прямо по склону хребта. Вскоре стали попадаться разрушенные азербайджанские дома, которые строились прямо над обрывами. Дома здесь строят только из камня и они очень прочные и как говорится - на века. Однако война есть война и теперь красивые, дикие пейзажи Нагорного Карабаха украшены развалинами и руинами азербайджанских домов и поместьев. Через несколько километров после очередного серпантина мы въехали в первый жилой поселок и попали сразу в руки пограничников Нагорного Карабаха.

Я + Санька + горы + солнце = свобода!

Пограничники Нагорного Карабаха угощают нас фруктами

Первый подбитый танк

Красивейшая дорога в горах Карабаха

Ущелье

Узкое ущелье

Показали документы и ответили на многочисленные вопросы погранцов. Подъехал на УАЗе начальник военной полиции и «построив» своих подчиненных строго спросил у нас паспорта. Проверил, и попросил показать ему маршрутный лист. Я полез за бумагой, которую предусмотрительно напечатал в Питере благодаря клубу «Велопитер», но полицай и так понял, что у нас есть нужная бумажка и уехал прочь, а мы с Сашей поехали дальше. Следующий пост, который мы встретили это таможенники. Эти ребята нас угостили арбузом и дыней, выпили водки за наше путешествие и посмотрели паспорта.
Нас долго уговаривали остаться у них отдохнуть, посмотреть футбол (в это время играл Реал Мадрид) и в конце концов отпустили. Мы продолжили спускаться по красивому ущелью в поселок Камышлы. По пути встречаем Жигули. Армяне видят у нас российские флажки и спрашивают не с Германии ли мы? Отвечаем, что это флаг России. На что водитель протягивает Армянский флажок и предлагает поменяться. Меняюсь флажком и теперь на моем байке развиваются два флага: - впереди маленький армянский, а сзади большой российский. По дороге стали попадаться небольшие поселки с новыми домами. Это дома военных и их семей. Проехали подбитую бронетехнику. Въехали в поселок Камышлы и нашли ларек. Спрашиваю у продавца сколько стоит пакет сока. Нас оценивающе осмотрели и сказали: - «примерно 900-1000драм». Два подвыпивших мужичка пристали со стандартными вопросами: « откуда ви? Давайти к нам…пойдем поговорим…» и т.д. Решили не покупать дорогущий сок и ехать дальше. Подъехали к развилке, там где Левчий впадает в Тер-Тер и устроили с Сашкой перекус заодно обсудив планы на остаток дня. Решаем сделать радиалку на горячий источник малые Истису. Как же мы в последствии были рады, что поехали на источник.

Въезд в туннель

Ослик Иа

Дом в глуши Карабаха

Мальчуган

Люди жили по 125лет

Горячий источник

Нашли нужный поворот направо, проехали темный туннель (пришлось достать налобники) и попали в очень красивое ущелье реки Титхун. Справа стеной возвышались скалы, а слева текла горная река. Представил, какая должна быть мощь у реки в весеннее время, когда тает снег. Огромные куски камней на дороге говорили о том, что камнепад здесь привычное дело. Непроизвольно увеличили скорость и проехали опасные участки в бодром темпе. Около 15км мы ехали до нужного источника постепенно набирая высоту. Проехали две населенные деревушки и много разрушенных и сожженных домов азербайджансов. На дороге гуляют коровы, свинки, ослики, которые шарахаются в сторону при виде велосипедиста. В одной из деревушек мы купили сахара и конфет. Нас угостили яблоками и сварили яйца, пока мы отдыхали. Я зашел в дом к простым людям, которые занимаются коммерцией. Внутри осыпалась штукатурка, на полу в комнате раскиданы детские игрушки, а на большой, взрослой кровати спит маленькая девочка укрытая несколькими одеялами. Тут же на полках стоят продукты для продажи. В основном это пиво, водка, масло подсолнечное и конфеты. Есть еще сигареты и сахар. В общем, то, что пользуется здесь в глуши спросом.

Этап формулы 1

Темный туннель

Дорога

Горячий источник это природный объект на самом берегу реки. Большая ванна, со дна которой сильной, мощной струей бьет горячий, целебный источник. Вода в начале кажется весьма горячей, но привыкнув я через некоторое время уже с головой погружался в воду принимая ванну. Излишки воды стекают в небольшие ванночки (там температура поменьше), а потом в реку. Одновременно здесь могут купаться несколько человек. Армяне с интересом расспрашивают нас о нашем путешествии, не понимают как нам не страшно в горах где много волков и медведей, а также шакалов и прочих животных, и искренно радуются, что мы выбрали их страну для своего похода. Накупавшись, мы собираемся уезжать. Нас на перебой приглашают на шашлыки, просят остаться здесь на ночь, но мы непоколебимы. Тепло прощаемся с армянами, благодарим за приглашения и уезжаем обратно к реке Тер-Тер. По пути в одной из деревушек нас приветствуют мальчишки. Мы машем им в ответ и останавливаемся, чтоб угостить ребят конфетами. Ребята подошли и подъехали на осликах, но конфет никто не взял. Гордые. Предлагаю устроить заезд наперегонки велосипеда и ишака. Пацаны смеются, шушукаются, но соглашаются. В результате мы с Сашей стали свидетелями и участниками офигенного шоу. Я от смеха чуть не слетел с велика))) Мальчишки тоже искренно радовались невиданному ранее зрелищу. Все это действо сопровождалось одновременно смехом, криками, и тычками пятками наездника в бока ишака Осел старался как мог, я как мог поддавался, но все равно животное под тяжестью своего хозяина устало чуть раньше))) Попрощались с ребятами и продолжая смеяться и радоваться жизни поехали дальше. Опять мы выехали на дорогу вдоль реки Тер-Тер и понеслись вниз по течению. Настроение было настолько хорошее, что мы с Санькой без умолку шутили, дурачились, обливались водой и как могли наслаждались и радовались свободой!!! Да так, что даже проехали монастырь Дадиванк. Хорошо, что Сашка его заметила на пригорке и мы вовремя вернулись. Местные подсказали нам как проехать к монастырю и пригласили ночевать в доме. Мы как всегда отказались. Подъехали к монастырю, а тут как раз собирались уходить домой реставраторы и архитектор. Архитектора зовут Самвель Айвазян. Этот молодой человек провел нам целую экскурсию по Дадиванку, показал сам монастырь, рассказал про монастырские постройки, и как ведутся реставрационные работы. Благодаря Самвелю, мы узнали очень интересные факты и расширили свои познания в некоторых областях.
Монастырь основан в 1 веке на могиле Дади, ученика апостола Тадевоса. В монастыре уникальны хачкары, а также фрески высеченные в монастырской церкви. Уже стемнело, и мы при свете налобников осматривали постройки и слушали интересный рассказ архитектора. Ночевать нам разрешили прямо у стен монастыря и мы с радостью разбили палатку. В процессе ужина при свете налобника я увидел ползущего к голой ноге скорпиона. К сожалению, я не успел его сфотографировать живым. Сидеть на пенке почему-то расхотелось и мы попили чай стоя. На ночь обувь забрали в палатку, а велоштаны оставили в тамбуре с полностью застегнутыми карманами.

Дадиванк

Хачкары в Дадиванке

Продолжение следует...

Атом

Андрей я читал о вашем путешествие надеус положителние эмоции у вас остались боллше хотя за некаторих моих соотеественников мне стал стыдно (Горис, Арагатц). в Армение еще много красивие места есть где стоило побыват, вот такой путь вам очень впечетлил бы Ереван-Раздан(оттуда Тцахкадзор)-Севан -Дилиджан-(Haxartcin, Goshavanq, Parz lich) - Vanadzor-Tumanyan-Alaverdi-Haxpat а оттуда как вернутся в Ереван уже не так уж у важно ))

H D (все отзывы), 08.03.2011
От автора отчета!

Дорогие друзья!!! Оригинальная версия отчета лежит здесь: http://bestandreyspb.narod.ru/armenia/1.html Поэтому, кто не нашел продолжения здесь, вэлком ко мне на сайт. И еще, спасибо за отзывы! Приятно) кто хочет что-то спросить лично - пишите на мою личную почту bestandreyspb@yandex.ru С уважением, Андрей.

даешь продолжение

привет Андрей!Мне такие отчёты нравятся, не сухие цифры(хотя и они бывают нужны)а душевный рассказ.Мы в этом году тоже собираемся в начале сентября в армению!Мы с тобой знакомы буквально только полчаса.Мы встречались в турции на дороге около Влк.Неврут, в октябре 2008г.Я помню что ты рассказывал про Армению и Карабах.А где продолжения рассказа??? За цифры 4. за художественную часть 5+

Отлично! Так всколыхнуло собственные воспоминания

Добрый день, Андрей! С огромным интересом прочитал ваш отчет, т.к. сам ездил в Нагорный Карабах. На велосипеде же. В 2007м году же :) Только в мае. Не забываемые впечатления! Ваш рассказ написан отлично и полностью все это передает! К моим воспоминаням перчику добавили некоторые нетрадиционные местные жители. Поэтому, к примеру, Горис у меня как то полностью "смазался". Но были и совершенно нереальные штуки! Загляните на http://my-road.info/showtrack.html?id=8