Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Сергей Хаджинов (aka ХаСе), Санкт-Петербург.

Траверс Безенгийской стены: Ляльвер-Шхара в двойке.

Ссылки по теме:
El carne, el vino и немного андинизма
Дневник напарника - о том же траверсе.
Траверс Безенгийской стены. Техническое описание (1997 год).
Фотографии Безенгийской стены с вертолета (зима 2007).
Панорама Центрального Кавказа с вершины Кезген.

Горы мира на Mountain.RU:
Безенги на Mountain.RU - около 70 статей по району.
Тур.отчеты по району Безенги на Mountain.RU - более 25 отчетов.

Конечно, это была Лёхина идея.
Лёха - он же Алексей Ильющенко, категория – заслуженный КМС. Причём не полный мастер только потому, что некогда было, семья большая, мал мала меньше, кормить надо. Кстати, идея-то была давнишняя. Первая попытка у нас была ещё в 1999 году, тогда мы прошли половину траверса – от Шхары до Джанги. Так что мы примерно представляли, что от нас этот траверс потребует. В двойке идти – это вынуждено получилось, мы в общем то друзей звали. Но – не сложилось.

...и пинал меня Лёха нещадно во время подготовки. Бегали мы в Токсово, по трассе, специально придуманной для изнурения таких лентяев, как я. Набирали, как правило, километр подъёмов, а то и больше.

Автопортрет участников (автор - слева).
Всё равно не хватило мне «физухи», большей частью Лёша бил ступени и волок меня за собой, иногда позволяя на скальных стенках поработать первым. Так и тащился я за ним, как воздушный шарик на верёвочке… А на 6-й день, на спуске, как только адреналин из крови рассосался, приплющило меня основательно. Так, что запросил я у Лёшки «остановку по требованию» с чаем и получасом сна. И всё равно после этого, когда дюльферяли по «Крабу», я был весь заторможенный и Лёшка всю работу делал сам. Орал, конечно, на меня, наверное, чтобы я взбодрился. Под конец дюльферов я начал оживать и тоже начал орать на Лёшку, после чего всё опять пошло нормально. В рабочем, так сказать, порядке.

Это было лирическое отступление, теперь же попытаюсь по порядку.

После приезда в Безенги мы удачно вписались в погодный график, застали конец периода хорошей погоды. Первый наш выход, точнее, выбег, был сродни эскападе мушкетёров из романа Дюма-отца на бастион Ля-Рошель. Мы тоже забежали в «тёплый угол» на нижнюю хижину исключительно, чтобы позавтракать на природе.

Начало первого большого выхода на Ляльвер и на Джанги было «круглодённо» солнечным. Но с каждым последующим днём граница между «ясно» - «дождь» всё ближе сдвигалась к полудню, а затем и к утру.
В первый день выхода двигались медленно, как перегруженные ишаки, поскольку нагрузились по максимуму – всё «железо», заброска на Ляльвер. С таким грузом я не ходил уже 1000 лет, со времён моей туристской юности.
На Баран-коше мы оставили на «хозяйстве» лёшкиных детей – младшего Женьку, Шуру и пошли «открываться» на Ляльвер – а заодно понесли на него первую заброску. Каюсь, на Ляльвер в тот первый выход мы чуть-чуть не дошли, буквально метров 50 по высоте – я уговорил Лёшку закопать заброску перед последним взлётом. Уж очень хотелось вернуться по свету. Добежали до «Чёрных осыпей», а там чехи стоят. Коротенько поговорили, напоили ребята нас чаем и побежали мы дальше вниз. Спускались под конец уже в густом тумане, нашу палатку с детьми отыскали с помощью «голосовой навигации».

Страх попасть в туман на спуске преследовал нас постоянно, как привязывается порой один и тот же кошмар, и вот он в конце концов материализовался: когда мы после траверса возвращались с хижины джанги в лагерь, мне нужно было ещё забежать на «чёрные осыпи» - место нашего старта и снять свою палатку, терпеливо ожидающую нашего возвращения. Я успел дойти до палатки по солнцу, но как только её снял, солнце скрылось и из-за перевала Кёль наползло облако, да такое плотное, что через какое-то время на осыпи я потерял тропу. Двигался некоторое время наугад, потом сообразил, что всё-таки сбился с пути, но примерно представлял, где я в данный момент нахожусь. Переключился на чувство «общего направления», но горы это всё ж не парк культуры и отдыха и в конце концов я запилился на сбросы. Очень неуютное чувство – один, ничего не просматривается. Очень хочется домой…GPS мне помочь не успел, батарейки сдохли. На будущее наука – всегда! Для любого устройства! Имей запас!

Страж. Джанги-Кош.
Хватило ума немного вернуться, включил соображалку и хоть через буераки, но всё же отыскал безопасный проход в нужном направлении.
Лирику на некоторое время отставим. Попробую некоторое время удержаться в рамках сухой хроники.

После Ляльвера мы перебазировались на хижину «Джанги». Там нас встретил симпатичный каменный болванчик (на фото) и две словенки.
Не помню уже в который раз (кажется в пятый) сходили на Джанги, оставили заброску.
Вернулись мы в лагерь очень вовремя – как раз дошла обещанная непогода. Нас, правда, это не очень смутило – два дня у нас было запланировано на отдых. В небесной канцелярии, видимо, с пониманием отнеслись к нашей заявке, и на третий день нам было предоставлено маленькое окошко, как раз, чтобы добраться до «Чёрных осыпей» и поставиться там стартовым лагерем. Это была очень удачная мысль – стартовать из нормальной палатки, а не ночевать в штурмовой, с которой мы пошли на траверс, поскольку старт отложился на сутки. Наверное для того, чтобы обеспечить нам безоблачное небо на время траверса, небо решило на всякий случай скинуть излишки воды на землю. Излишки сыпались целый день 16-го июля, и на нашей высоте (3700м) они отложились 30-сантиметровым слоем свежего снега (хорошо бы нам было в штурмовой палатке!). Сидение на месте имело ещё одну положительную сторону – исчезли последние сомнения в необходимости идти траверс. И мы пошли…

Начало. "Чёрные осыпи" под Ляльвером.
Первый день. 17 июля. С этого дня каждое утро, примерно в 4 часа начиналось с Лёхиного голоса – Хосе, вставай, пора. И вымолить лишние 10 минут было совершенно невозможно. Первый день траверса. Ляльвер – вершина 4310 – за ней мульда перед подъёмом на плечо Гестолы. Первая ночёвка.

Второй день – Гестола (давняя мечта реализовалась, красивая гора, ведь правда?). После спуска с Гестолы почти пробегаем катынское плато – месить снега пришлось гораздо меньше, чем настраивались. И Катын, ночуем на его плече. По голосу Саратова Юрий Сергеича на вечернем сеансе связи, чувствуется , что там , в лагере, удивлены нашей прытью. Сам удивляюсь…

Третий день. Так и просится на язык фраза – третий день – полёт нормальный, насилу удержался)). Тем более что не полёт, а для начала лазание по «катынской пиле». Пила, как пила, частью лезется, частью обходится. После неё 2 Джанги – западная и центральная. Красота неописуемая.

Четвёртый день. Вот она, Джанги восточная, на которой столько раз уже были, наш Рубикон. Как и у лётчиков, точка принятия решения.. Реально на траверсе это единственное место , где можно спуститься без осложнений. Все остальные варианты чреваты проблемами.
Забираем нашу заброску и спускаемся на перемычку между Шота Руставели и Джанги. В 99-м мы провели на ней 2-е суток. Проходим мимо Шота Руставели. Решили на вершину не заходить – были уже 2 раза, можно идти мимо. Что ж, решение принято, начинаем подбираться к финишной прямой.
Пила Шхары. На первом же жандарме приношу жертву – теряю камалот и закладку – соскочили с подвески, пока перебирал закладки в поисках нужной. Обидно, но не смертельно. К 5-и вечера добираемся до замечательной мульды перед последними 2-я жандармами. Уговорил таки Лёшку встать на бивак, он всё рвался дальше пройти до теоретической ночёвки на гребне под ледовым жандармом перед западной Шхарой. На этой можно гулять, как по Невскому, опять же солнышко, подсушили спальники чуть-чуть.

Пятый день. 10 утра. Мы на западной вершине Шхары. Гребень, который со шхарской пилы казался нескончаемо длинным, укоротился до 3-х огромных карнизов. Но, как только траверсируем 1-й из них, в очередь пристраивается следующий. Идём почти всё время по грузинской стороне. Начинаю осознавать, почему в одну сторону – со Шхары до Ляльвера траверс тянет на «38 попугаев», а в обратную сторону – нуу, гораздо длиннее…
На 5-й день, когда все глюки в гости уже пришли – главное блюдо сезона – траверс Шхары. Это когда весь день на передних зубьях лицом к склону в 3 такта, а чтобы передохнуть – рубишь площадку в гребне, который если хорошенько пнуть, то пробьёшь сквозную дыру на родную северную сторону. А страховка – перекидываем верёвку на ту сторону карниза, чтобы если что – врезалась в снег, а уж до каких пор она (верёвка) его прорежет – одному Богу известно…
К вечеру добираемся почти до главной. Вот она, кажется, что рядом, но до неё ещё 2 неприятных карниза, а у нас под ногами первый более или менее приемлемый пятачок под ногами, который после получаса работы превращается в сносную площадку под палатку. Завершающая ночёвка на гребне. На грузинской стороне где то далеко гроза. Кстати, насчёт глюков – я у Лёшки спрашиваю в этот вечер – «слушай, тебе не кажется порой, что нас трое? Меня периодически посещает чувство, что с нами идёт кто-то третий» Эт-то нормально, отвечает Лёшка. Мне, говорит, иногда кажется, что нас четверо…

Утром шестого дня проходим ещё 3 верёвки до главной Шхары и возвращаемся в нормальный мир, где можно идти на 2-х ногах, и не надо каждый шаг контролировать себя… Хотя, с этого момента и надо с удвоенным вниманием – контролировать. Каждый. Шаг. Потому что большинство всех аварий происходит на спуске. Когда ты от усталости ни о чём уже кроме как скорей бы добраться до базы думать не в состоянии. И адреналин уже выветрился. И на закуску, когда уже спустились на подушку ледника, поиски пути между трещин на спокойную часть. Хорошо, что встретились после дюльферов с поднимающимися наверх моравцами – первые люди за 6 дней! – они рассказали о своём пути меж трещин. Да и Саратов по рации посоветовал прижиматься к ребру Томашека. Хотя прижимайся, не прижимайся, всё равно через 3 трещины пришлось перепрыгивать – перелезать - переползать с последующим вытягиванием рюкзаков на верёвке.
А потом – вот оно, счастье то – дорога домой…

P.S.
А чех тот, который нас чаем поил, с Джанги не вернулся…

Фотографии с траверса.

Остров. Северный массив над облаками.

На переднем плане - профиль северной стены Гестолы.

Фотографии вверху:
оба снимка сделаны с ночевки между пиком 4310 и западным плечом Гестолы.

Вид с вершины Гестолы на восточную ветвь Безенгийского ледника и край Катынского плато.

Вид с Джанги Западной на запад.

Фото вверху:
На снимке видны Катын (4974 м), Гестола (4860 м), пик 4310.
За ними вдали - скальный массив Тихтингена (4618 м).

Вид с Восточной Джанги на запад.

Фото вверху:
На снимке видны по мере удаления: Джанги Главная (5058 м), Джанги Западная (5058 м), Катын (4974 м), Гестола (4860 м).
Вдали - Эльбрус (5642 м).

Просто облака.

Просто Рерих.
Справа - СВ гребень Шхары (Краб), на горизонте - район Казбека.

Фото вверху:
пила восточного гребня Катына (4974 м), снимок сделан из-под вершины Катын.
В гребне Безенгийской стены видны последовательно (с запада на восток): Джанги Западная (5054 м), Джанги Главная (5058 м) и Джанги Восточная (5038 м).
Вдали - массив Шхары, в котором прослеживается вершинка Западной Шхары (5057 м), а главная вершина Шхары осталась чуть левее левого среза кадра.

"Волна"
Карниз в районе Джанги Западной.
На заднем плане в левой части снимка - Шхара (5069 м).

Фото вверху:
в левой части снимка - северная стена Западной Шхары (5057 м). Вершинная точка Западной Шхары видна на левом срезе кадра.
В правой части на ближнем плане - вершина Шота Руставели (4860 м), вдали - верхняя Сванетия.
Снимок сделан с Джанги Восточной (5038 м).

До будущей горы!

Ребята, я преклоняюсь перед вами - красиво, мужественно, сильно и ... скромно. Удачи в вашей альпинистской жизни!

Молодцы!!!

Хасе, Алексей! Какие же вы молодцы! Просто горжусь, что лично знаю таких людей. И написано здорово, и фотографии впечатляют. Особенно "Волна". Неужели по такому гребню можно идти?!

Ну, вы просто непобедимы!

Сильно! Сергей, а Алексей тебя своим "джином" не отпаивал на траверсе?

Восторг

Хасе, вы молодцы. вы гиганты! Вы не КМС, а Мастера! Маршрут производит впечатление. Фотографии замечательные. Еще бы парочку рабочих моментов добавить...

бэст!

бзаво!!бис!!

красивый маршрут и красивый стиль! очень здорово!!!

Поздравляю, парни, и восхищаюсь

Молодцы, поздравляю вас и восхищаюсь! Ходил в 97 Шхара-Ляльвер, могу представить, как тяжело должно быть в двойке, да после снегопада... Как вы смогли?! Вот это - дух, характер, настрой! Удачи! Статья - и стиль, и фотки - отличная. Перечитываю и пресматриваю уже 3 дня :-) С уважением, Алексей Антонов

Zdes Moravia

Privet druzja, privet Traverz. Zdes Moravci kotorych vy vstretili posle schestich dnej na spuske. Sposibo za klasnye fotografii i stati ob Bezengijskoj stene. Bezengi, eto oczenj krasyvye gory.... a kuda na buduschee?

Спасибо автору ...

за свежие и яркие впечатления об этом траверсе - мечте многих - и эти завораживающие фотографии!

горы красота!

лёша так держать!!надеюсь увидеть новые фото!

}{асе, ЖЖОШЬ!!!

УХХХ!!! Фотографии супер, маршрут - угар ) сымаю шляпу!

просто праздник

Такие публикации - просто праздник. Спасибо! Яткие впечатления, сочные фотки - к тому же щедрые, с реальными деталями вместо пикселей от ужатия. Практически полный эффект личного присутствия. Жаль, выложены только "продольные" фотки, было бы здорово иметь также виды поперек Стены, северные и южные. Может, авторы выложат еще что-нибудь?

Ребятам спасибо!!!!!

Мужики,мужчины это достойно аваций!!!!!!!!!!!! Фотки просто улет, все круто,все понравилось, побольше бы именно такого качественного материала. Дальнейших успехов во всех ваших начинаниях!!!!! С уважением Михаил Сочи.

ЙМШАЭЕОЛП ДНЙФТЙК

ОХ ЮФП С НПЗХ ДПВБЧЙФШ Л ЬФЙН ПФЪЩЧБН?ЖПФПЗТБЖЙЙ РТПУФП УМПЧ ОЕФ,ЪБЧЙДХА!Б РТП ФП ЛБЛ БЧФПТ ПРЙУЩЧБЕФ бМЕЛУЕС.....ХЪОБА(ЪОБА ОЕ РП ОБУМЩЫЛЕ)!!!

Просто супер!

Молодцы, Мужики!

супер!

Фото супер, и ребята супер! И еще они по скромности не написали, что это был скоростной рекорд траверса стены.