Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Алексей Ильющенко, Санкт-Петербург.
Фото: Сергей Хаджинов (aka ХаСе), Санкт-Петербург.

Траверс Безенгийской стены в двойке:
дневник напарника.

Ссылки по теме:
El carne, el vino и немного андинизма
Рассказ ХаСе про их траверс и фотографии с маршрута.
Траверс Безенгийской стены. Техническое описание (1997 год).
SOS с Джанги-Тау группы М.Землянникова (зима 2007).
Фотографии спасработ на Джанги (группа М.Землянникова, зима 2007).
Фотографии Безенгийской стены с вертолета (зима 2007).

Горы мира на Mountain.RU:
Безенги на Mountain.RU - около 70 статей по району.
Тур.отчеты по району Безенги на Mountain.RU - более 25 отчетов.

Краткая справка:
траверс Безенгийской стены пройден в двойке: Ильющенко Алексей Валентинович, 1955 г.р., КМС (Санкт-Петербург), Хаджинов Сергей Владиславович,1958 г.р., КМС (Санкт-Петербург).
Старт 17 июля 2007 с "Чёрных осыпей" (под вершиной Ляльвер), спуск на хижину Джанги-кош 22 июля.

На момент прохождения это - скоростной рекорд траверса Стены.

На Mountain.RU уже опубликованы прекрасные фотографии с этого траверса, а также статья второго участника питерской двойки - Сергея Хаджинова (он же ХаСе).
Ими можно полюбоваться и почитать здесь.

Предлагаемая ниже статья Алексея Ильющенко, напарника ХаСе, более детально описывает маршрут с технической точки зрения.

Автор перед маршрутом.
15 июля в 9 часов выходим из базового лагеря. Звонок домой Наташе. Рюкзаки -14 кг. При этом идем в тапочках, довольно легко идти, отдохнули неплохо. Прошли мимо «Баран-коша», добрались до нашей заброски на повороте морены около 13-14 часов. Попили чаю, заели «килькой». Собрали рюкзаки.
Вышли наверх. Теперь еле ползу, рюкзак стал неподъемным. С кучей отдыхов поднимаемся вверх. Наползает туман, временами моросит. Приходится поторапливать Хасе, чтобы не потеряться в тумане. Добираемся до снега, подъем и заключительный траверс к ночевкам. Ставим базовую палатку и быстро в неё забираемся. Осадки со снегом начинаются все сильнее, время 18 часов. Отогреваемся, неторопливо готовим ужин. Укладываемся спать, снег не прекращается.

16 июля. Проснулся в 3 часа ночи, выглянул из палатки, а снег все сыпет, туман. Снова лёг. Встали утром в 9 часов. Весь день слушаем рацию, отсыпаемся и поедаем свои скудные запасы. Снег, непрерывный. Все группы сидят в базовых ночевках. Тоска снежная. Только одна группа на Джанги-Тау.

В 16 часов принимаю информацию с Джанги. У них ЧП, на спуске сорвался чех, «слетел» с чужой петли на станции. Передаю информацию в лагерь-«Сатурну». На душе неприятно. Несколько дней назад после тренировочной горы Ляльвер с этим чехом мы пили чай, общались. После нашего спуска с Джанги, они консультировались на поводу маршрута. Говорил в основном Хасе, по английски. Вспомнился сразу случай с Харьковчанами в 1999 году. Мы собирались выйти на маршрут тогда, а по рации передали о ЧП с Харьковчанами на Джанги-Тау. Пришлось срочно организовать спасработы. В этот раз мы были достаточно далеко от Джанги-коша. Наверх пойдут другие ребята. Хасе сразу вспомнил, как я ругал его на спуске с Джанги-Тау, когда он использовал чужие петли на спуске и ничем не подстраховывал их.

Выпили. Подумали о бренности бытия и о том, что это мог быть звоночком от бога к нам. Сидели до 21 часа, слушали связь и размышляли.

Шхара на закате: вид с Джанги-коша.

Обрыв Катынского плато и Гестола.

17 июля (первый день траверса). Проснулись в 6 утра. Туман рассеялся, стало ясно. Пора стартовать. Быстро-быстро собрались, поели и вышли связанные. Свежий снег засыпал все и риск провалиться в трещины усилился во много раз. Идем на всю длину веревки, снег проваливается, идти под маршрут становится очень тяжело, да еще ботинки жмут. Видим, как с маршрута на Гестолу спускается группа, а мы ломимся вверх. Сначала шел я первым, затем Хасе, потом поменялись. Тут я провалился в трещину по плечи. Хасе помог вылезти. Возникает мысль о «звоночке», стараюсь гнать прочь эти мысли. Подошли под первый взлет. Идем старательно по линии падения воды, чтобы не спустить лавину. Одеваем кошки и вперед. Снег, скальные острова, снег. Иду первым, смотрю, чтобы не спустить камень. Наконец выбираемся на гребень. На 10 часовой связи сообщаем, что вышли на маршрут. «Сатурн» (Саратов Юрий Сергеевич) сообщил, что «принял к сведению».

В 14 часов были на вершине Ляльвера, попутно забрав возле вершины свои заброски. На вершине стоит довольно шикарный ледоруб фирмы «Grivel», старой модификации, но вполне целый. Сняли записку Питерского «Гидромета» от 07.07.2006г. Начинаем двигаться по скальным участкам к вершине «4310 м». Идем на укороченной веревке. Выходим на перевал Чюрлениса - Западный (по туристской терминологии). Снимаем записку Максима Землянникова от 2005 г. Поднялись на «4310 м» и спустились на перемычку перед плечом Гестолы. Здесь нашли чье-то старое место бивуака, выложенное из камней. Устраиваем бивак, используя титановую лопату для равнения площадки. Ставим палатку, забираемся в неё. Несмотря на сложенные из камней стенки, палатку продувает сильный ветер. Поели, приняли на грудь и завалились спать.

18 июля. В 3 часа ночи подъем, обуваемся и начинаем готовить. В 6:15 выходим с бивуака. Проходим мимо двух мемориальных табличек (издалека не разобрать чьи). Поднимаемся на плечо перед Гестолой, отдыхаем, фотографируем. Продолжает маршрут первым дальше Хасе. Снег становится хуже: то фирн, то рыхлый снег. Идем немного в обход, как при рекомендации о повышенной лавинной опасности. При каждом удобном случае смотрю описание (у меня их было несколько штук). Подъем. Хассе выдыхается, выхожу вперед. Проходим скальные островки, отдыхаем. Меняя друг друга, отдыхая и стараясь быстрее, проходим под висячим карнизом и слева-направо выходим на вершину Гестола. Время - 12 часов.
Спускаемся сначала по Ю-З гребню, потом по склону на Катынское плато. Идем в три такта. Снег липнет, антиподлип спасает слабо. Внизу снимаем кошки, идем по ровному плато с небольшим подъемом. Идем опять меняя друг друга. Проваливаемся, идти тяжело, хочется пить. Ближе к склонам Катына в 15 часов решили отдохнуть, вскипятить чаю. После легкого полдника снова идем вверх. Снег очень плохой - до бергшрунда сначала Хасе делал траншею чуть ли не на четвереньках. Под бергшрундом с трудом одеваем кошки. Перебираюсь через бергшрунд и иду вверх. Сначала жесткий снег, потом лед под снегом около 80 метров. В середине обледеневший участок, но лед плохой, страховку организовать нормально невозможно: «пирог». Принимаю Хасе и выхожу на гребень плеча Катына. В 18 часов выходим на вершину.

В 19 часов сообщаю по рации, где находимся, что ищем место под ночевку. Чувствую по рации удивленный возглас Ю.С. Саратова. Находим место под ночевку, роем углубление под палатку. Несмотря на все усилия, ветер пытается сбивать и вырвать палатку. Еле устанавливаем ее. Быстро, быстро закидываем рюкзаки, затем забиваемся сами. Начинаем укладываться. Палатка под порывом ветра ходит ходуном. При приготовлении пищи приходиться держать палатку телом, чтобы не сбило примус внутри. Стараюсь есть и пить по возможности не снимая перчаток. Ныряю в пуховую «ногу» и только после этого наливаю «наркомовские». Проходит быстрый процесс согревания и мы засыпаем. Ночью проснулся, использовал «абалаковку» и снова уснул.

Леха на Джанги Главной.
19 июля. В 3:20 ночи, несмотря на возражения Хасе, объявляю подъем. Собираемся. Замечаю, что пуховая «нога» потихоньку отпотевает. В 6:30 утра выходим с бивуака. Хасе идет вперед. Через несколько веревок меняю Серегу. Идти по Катынской пиле не сильно трудно, но изматывает. Проходим развилку в гребне и выходим на гребень Западной Джанги-Тау. Идем по нему – скалы такие же, встречаются снежные карнизы. Хочется все время пить. Наконец выбираемся на вершину Западной Джанги. Ставим чай. Снимаем с тура записку от 2001 года группы Соколова. Согласно Интернету, в это время последний раз был пройден траверс, правда, в другом направлении. Собрались и пошли в сторону Главной Джанги. На подходе к вершине Главной Джанги среди камней встречаем тур и там последнюю записку Максима Землянникова от 03.03.2007 года.

Склон между Главной и Западной Джанги мне не показался представляющим какую-то сложность. Потом по куполу осторожно спускаемся на перемычку между Главной Джанги-Тау и Восточной Джанги-Тау. Здесь ряд мульд и, несмотря на соблазн пройти дальше понимаю, что сегодня для этого времени уже нет, а отдохнуть надо. Бивуак. В мульде находим неплохое место для палатки, расчищаем площадку. Ставим палатку, используя ледобуры, кошки, ледорубы и 2 палки, так как поблизости нет камней. Забираемся в нее. Хорошо, что сегодня ветер нас не донимает. Отдых.

20 июля. 3:30 подъем. Сборы, выход. Поднимаемся на вершину Восточной Джанги по холодку. Снимаем записку от 14.07.2007 в туре, который не нашли в предыдущий раз. Прямо рядом с нашей заброской спускаемся в сторону пика Шота Руставели, пересекаем «подушку». На убеждения Хассе, что у нас много бензина и вообще всего, что стоит облегчить себя, убеждаю его в обратном (о непогоде и т.д.). Подходим под 1-й жандарм пилы Шхары. Серега лезет вверх без рюкзака. В процессе подъема в Грузию улетает 1 камалот и 1 стоппер. Обидно. Вытаскиваю 2 рюкзака, дальше опять идем с рюкзаками. Долго ковыряемся на скалах, потом спускаемся на перемычку Сандро. Проходим по снегу и снова на пилу. Скалы не сильно сложные, но покрыты снегом, приходится много очищать. Лезем меняясь. В одном месте лезу вверх, расчищаю снег, становится совсем плохо – ну, думаю, приплыл. Спускаюсь на 2 метра ниже, кладу закладку – вешаю на неё рюкзак и ухожу вправо и вверх по наклонным полкам. Дохожу до станции и принимаю Серегу. Потом он спускается и вытаскивает мой рюкзак. Наконец пила кончается, выходим на снег и по гребню выходим в мульду перед 6-7-метровыми жандармами, за которыми начинается Западный купол перед вершиной Шхара Западная.

17 часов. Сергей убеждает, что лучше встать на бивуак и как следует отдохнуть, я соглашаюсь. Ставим палатку, разжигаем примус. Солнце, жарко, сушим вещи, перекусываем (этот бивак - на фото ниже). В 19:30 собираем высохшие вещи, перебираемся в палатку. Ужинаем, сытые и сухие засыпаем. Первый раз за время траверса сумел проспать до 3 часов утра не просыпаясь.

21 июля. В 3:00 утра подъем, сборы и в 6 утра выходим наверх. Идется более или менее. В одном месте Серега проходит с облегченным рюкзаком, я лезу за ним.

Записка группы Максима Землянникова
от 27 февраля 2007.
К 10 часам выходим на вершину Шхара Западная. Снимаем опять записку Максима Землянникова от 27.02.2007 (на фото). Далее больше 1 километра гребня, идущий то верх, то вниз с карнизами и без. Движение по гребню напоминает кошмар. Снег липнет к кошкам со страшной силой. Под снегом на разной толщине лед, буры туда закрутить невозможно. В полдень делаем первую остановку. Срубаем часть гребня. Кипятим чай, обед. Потом снова по гребню одновременно. Страховки почти никакой. В 15:30 опять чай. В 16 часов связываюсь по рации с Джанги-Кошем, спрашиваю у Руденко место для бивуака на Главной вершине Шхары. Ответ неутешителен. На гребне нет места для бивуака. Только к Главной Шхаре пробиться.

Дальше - хлеще. Иду по гребню то с одной стороны, то с другой стороны, то ползу по центру гребня, пропуская его между ног. Веревка на всю длину, закладываем ее по разные стороны гребня. Промок до пояса, вымотался. В 19 часов связь. Пускаю Хасе вперед, потом меняю его. Уже хорошо видна Главная Шхара. Рублю ступени изо всех сил, местами приходится идти на одних передних зубьях. Слегка подмораживает, но подлип никуда не исчезает. Кажется, будто остался последний взлет до полей перед вершиной. Выползаю туда в 20:30, но – О ужас! - еще остается за взлетом примерно 60 м гребня и сторона, по которой надо идти, полностью в тени. Прекрасно видна вершина Главной Шхары и следы ног на ней. Обидно, но идти на ощупь в такой близости от вершины просто очень глупо. Решили заночевать на этом взлете. Вырубили площадку под палатку только-только в размер. Сил после дня работы не осталось совсем. В 21 час вышли в эфир, сообщили, что все в порядке. Установили палатку, залезли, кошки уже сняли внутри, так как снаружи места не было (в одну сторону - гребень, в другую - гребень). Поужинали. Несмотря на высоту, ветра на взлете не было. С грузинской стороны началась гроза. Думали, погода испортится, но скоро тучи разогнало. После ужина заснули как убитые.

22 июля. Ночь проспали до 4 утра. Подъем, сборы, завтрак. В 6:30 начинаем подъем. В 7:15 были на Главной вершине Шхары. Из-за отставания часов пропустили утреннюю связь. Радуемся вершине, пишем записку. Оставляю для следующей группы 200 грамм спирта на вершине вместе с записками. Начинаем спуск. На наше счастье перед нами прошла группа людей по 5А, поэтому тропа набита. Заводим себя, чтобы не расслабиться раньше времени, но это всегда тяжело. Спускаемся. Восточная вершина Шхары, далее спуск по гребню. В 10 часов выхожу на связь, сообщаю, что находимся в нижней трети маршрута. Саратов сообщает, что нам навстречу идет двойка моравцев. Тороплюсь, снег раскисает. В 11 часов возле «Краба» приходиться кипятить чай. Хасе совсем обессилел. Попили, пошли дальше вниз. Стали дюльферять по петлям. Моравцев встретили, пообщались. Потом спустились на подушку. С подушки по следам вниз еще 3 дюльфера. Далее пытаемся пересечь ледник под склоны маршрута Томашека 5Б. Выходим туда. Местами проход исчезает. В трех местах спускаемся в трещину, переползаем по маленьким пробкам. Рюкзаки перетаскиваем отдельно. Наконец, все заканчивается и мы без сил уже в 18 часов на леднике. С радостью снимаем кошки и тащимся к тропе уже без них. Проходим ледник. В 19 часов связь с лагерем, веревки убираем. В 19:30 мы в хижине Джанги-кош. Поздравляем друг друга. Готовим ужин. Как приятно готовить еду из воды, а не из снега. Начинается праздник живота. Быстро набираемся и засыпаем. Первая ночь, когда я проспал как младенец, не просыпаясь до утра.

Автопортрет на Джанги Главной. ХаСе - слева, автор - справа.

Бивак на "пиле" Шхары в мульде перед 6-7-метровыми жандармами, за которыми начинается Западный купол
перед вершиной Шхара Западная.
Можно гулять, как по Невскому. Вечер 20 июля, 4-й день траверса.

На Джанги Главной.

Бивак.

Леха после маршрута на фоне Безенгийской Стены.

Настоящим мужчинам!!!!!

Мужики все просто супер,классные фото,безумно хочу пройти этот маршрут,чем щас и занят,повидимому тридцатого декабря буду уже на эльбрусе,а там посмотрю по состоянию души и тела,но эльбрус это сто процентов!!! Фронтовые кровные это по настоящему,по мужски!!!Молодца почет и уважение старой гвардии от молодежи в моем лице!!!!!!!!!!! После Донгуз-Оруна выглядел точно также,но какая была эйфория это самое сильное чувство,чувство выполненного задуманного,еще пару месяцев ходил ошарашенный!!!!Спасибо большое все очень понравилось,удачи и новых вершин!!!!!!!!!

Снова хочу в горы!

Хорошо описано! Отличные фотографии! В памяти ярко всплывают порывистый ветер, снег в лицо, учащенное дыхание, проваливающийся снег и почти не приближающаяся вершина. В 1997 году взойдя на Гестолу, тоже думал, вот здорово было бы сходить траверс Безенгийской Стены! Но как и у большинства, мечта остается мечтой. Рад что у вас все сбылось!!!

клас!

леха 200 грамм это по русски!

Круто!

Примите поздравления от бывш альпиниста (Штурм) от восходителя на Шхару (краб, 86 год), завидую, горжусь, Питерским альпинистам ура! Классные фото, классные мужики, классные горы!

альпинизм с "человеческим лицом"!

спасибо! очень приятно читать было:) 200 грамм - красиво! и никаких выпученных глаз..

Рада, что живы, здоровы.

Таня после твоих слов, стыдно остаться на стороне. Мы приехали в Безенги на три дня как раз когда ребята спускались. Я встречала их на Безенгийском леднике и не узнала, как после концлагеря, ветром их шатало. Они думали, что 25июля спускаются в лагерь. Видно сами не жидали своей прыти такой. Тут мы решили подшутить над Хасе. Сказали "да 25 июля", (а ему в этот день нужно было на Эльбрус ЮАРовцами ехать). Поверил. Думала расстроится, а он обрадовался, чего я не ожидала. Сказал: " ну их ЮАРовцев, пойду пиво попью в бане". Хорошо, когда чувство юмора не покидает тебя даже тогда, когда ты весь выжат. А на Эльбрус мы сходили вместе с ЮАРовцами, ХаСе был гидом, спасибо ему! (это уже другая история) Наташа.

за-ме-ча-те-ль-ны-е снимки!!!!

Ваш траверс просто захватывает дыхание. Только что вернулся из гор - и опять хочу обратно!!! Надо сходить что-то безумное, на грани :), чтобы хотя бы на пару месяцев успокоиться :)

от тех, кому не все так радостно

Это не ХаСе, это его супруга. Привет. Прочитала ваши дневники и еще раз порадовалась, что у ХаСе есть ты. Спасибо, Леха за здоровье и жизнь моего мужа. Смотреть на ваши "рожи" удовольствие маленькое, но ничего с вами чертями все равно не поделаешь, будем терпеть дальше -)) Будь здоров. Целую и обнимаю. Татьяна.

Женам

Дорогие жены этих Мегамонстров! Читаю о мероприятии Ваших мужчин и гордость берет за род людской вообще! Вы конечно знаете и так, но все раввно скажу: это очень важно знать, что тебя любят, ждут и верят, что ты сможешь и вернешься что не проклинают в глубине души и не осуждают. Спасибо в Вашем лице всем женам альпинистов, позволяющих нам заниматься этм странным делом, понимающим и воодушевляющим нас. С уважением, Алексей Антонов ЗЫ. В 97-м, когда во время аналогичного мероприятия мы из-за погоды заторчали посередине стены между Джанги и Катыном и на 8-й день "мероприятия" стало совсем "грустно", один из 4-х вдруг передал другому сюрприз от тогда еще подруги. Там была шоколадка и сигара. Помнню, как это воодушевило: мы не одни, где-то там далеко внизу о нас помнят и ждут. Раскурили, закусили... А жизнь-то налаживается!

Восхитительные фото!!!!

Рожденный ползать - летать не может. Благодаря вам, уважаемые покорители вершин, и мы можем увидеть как прекрасен наш мир с высоты птичьего полета !!!! Благодарность вам и респект !!!!!