Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU


Всего отзывов: 5 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.50


Автор: Лазаренко Евгений, г. Москва

ОТЧЕТ
о пешеходном туристском походе 2 к. с.
по Западному Кавказу (район плато Лагонаки),
28 апреля – 10 мая 2007 года,
Турклуб МИЭМ

Содержание

1. Справочные сведения о походе
1.1 Сведения о проводящей организации
1.2 Сведения о районе проведения похода
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
1.4 Подробная нитка маршрута
1.5 Определяющие препятствия маршрута
1.6 Список группы
1.7 Адрес хранения отчета
1.8 Отметка о рассмотрении МКК

2. Содержание отчета
2.1 Расчет категории сложности похода
2.2 Варианты подъезда и отъезда
2.3 Изменение маршрута и их причины
2.4 График движения
2.5 Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6 Потенциально опасные участки на маршруте
2.7 Дополнительные сведения о походе
2.8 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

3. Приложение
3.1 Топографические карты района
3.2 Карты для GPS
3.3 Панорамы

2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута (продолжение).

2.5.6. 5 мая (8 день похода)

пер. Армянский – приют Фишт – пер. Фишт-Оштеновский – г. Оштен (радиально)


Фото 20. Армянский перевал.

 

Выход в 8:10, за 50 минут добегаем по насту до Армянского перевала в 9:00 (N43 58.295 E39 56.482) (фото 20), принимаем решение отказаться от прохождения пер. Гузерипль и захода на пер. Седло-Оштена, из-за недостатка времени в связи с перспективой глубокой тропежки.


Фото 21. Приют Фишт.

По пути спуска с Армянского пер. встретили егерей, которые спросили у нас пропуска (пропуска были :-)) и пожелали нам удачи.


Фото 22. Вид на классический путь
подъема на г. Фишт.

В 11:00 вся группа выходит к поляне у приюта Фишт (N43 57.649 E39 55.852) (фото 21), здесь мы делаем небольшой привал и перекус, попутно наблюдая сход небольших лавин с массива г. Фишт. (фото 22 – вид на классический путь подъема на г. Фишт).

В 12:20 мы выходим в сторону Фишт-Оштеновского перевала. Весь путь в сторону перевала перерезан лавинными выносами, которые мы пересекаем по одному (интервал между участниками порядка 30-50 м), без привалов. Идти очень тяжело из-за глубокого снега (фото 23).

При подходе к перевалу встречаем группу Г.П. Павленко, совершающую поход 1 к.с. в рамках нашей школы (фото 24).


Фото 23. Подъем на Фишт-Оштеновский перевал,
весь путь пересечен лавинными выносами.

 
 

15:30 выход на пер. Фишт-Оштеновский (N43 59.420 E39 54.821) (фото 25).


Фото 24. Встреча с группой нашего ТК
под руководством Г.П. Павленко.

Фото 25. Группа на Фишт-Оштеновском
перевале.

16:15 – выходим в радиальное восхождение на г. Оштен, склон снежный, в одном месте встретили прогалины травы, крутизна до 300. Подъем/спуск с самостраховкой ледорубом.


Фото 26.1. Подъем на г. Оштен.
Желтым пунктиром отмечен путь нашего подъема.

Фото 26.2. Группа на г. Оштен.
 

В 18:00 вся группа на г. Оштен (N43 59.828 E39 55.759) (фото 26), очень сильный ветер, делаем фотографии и в 18:10 начинаем спуск. Спускаемся по снежному склону, обходя скальные выходы и прогалины с травой (фото 27).


Фото 26.3. Вид в сторону приюта Фишт,
с подъма на г.Оштен.

Фото 26.4. На спуске с г.Оштен.
 

В 19:30 начинаем разбивать лагерь (N43 59.419 E39 54.748).


 
Фото 27.1. Вид на массив Пшехо-Су.
 

Фото 27.2. Вид на гребень Пшехо-Су.
Желтым пунктиром отмечен
путь подъема/спуска.

 

2.5.7. 6 мая (9 день похода)

Предвершина г. Фишт (радиально) – г. Пшехо-Су (радиально) - приют Фишт

Выход в 6:05, сразу одеваем системы и начинаем подъем на гребень г. Пшехо-Су (фото 27), подъем крутизной 25-300, в 7:50 выходим на гребень (фото 28), с которого хорошо просматривается подъем на г. Фишт. (фото 29).


Фото 28. На гребне г. Пшехо-Су.


Фото 29. Вид на г. Фишт.

Начинаем спуск на плато, в 9:10 подходим к Большому Фиштинскому леднику, принимает решение связаться, делаем 2 связки-четверки, идем по тропе, которую сделала идущая впереди нас группа И.С. Зайцева. В 10:40 подходим к подъему на гребень г. Фишт, развязываемся.

Подъем крутизной ~500 (100 м) проходим на 3 такта, с самостраховкой ледорубом, в 11:24 выходим на предвершину г. Фишт (фото 30), где встречаем группу И.С. Зайцева и двух альпинистов из Сочи. Далее техническая сложность гребня возрастает: на северную сторону свисают карнизы, на юг спускается крутой склон. Гребень требует провешивания перил (ориентировочная к.т. 2А), принимаем решение начать обратный путь.


Фото 30.1. На гребне г. Фишт.
 

Фото 30.2. На гребне г. Фишт.
Видна группа нашего ТК рук. И.С. Зайцев.

Фото 30.3. Группа на гребне г. Фишт.

В 15:40 выходим на гребень Пшехо-Су, двое участников направляются вниз в лагерь, а оставшиеся начинают движение в сторону г. Пшехо-Су. В 16:40 выходим на вершину г. Пшехо-Су (N43 59.367 E39 53.291) (фото 31), быстро делаем фотографию и отправляемся в лагерь.

В 18:20 все собираются в лагере. Делаем часовой привал, на отдых и сбор вещей.

В 19:20 – выходим в сторону приюта Фишт.

В 21:40 все собираются на приюте (N43 57.543 E39 55.796).


Фото 31.1. Вид на массив Пшехо-Су.

Фото 31.2. Подъем по гребню на г. Пшехо-Су.

Фото 31.3. Группа на г. Пшехо-Су.

2.5.8. 7 мая (10 день похода)

Приют Фишт – пер. Белореченский – пер. Черкесский.

Выходим в 11:00 – решили немного поспать, после тяжелого предыдущего дня. Может быть, это было зря, т.к. снег сильно раскис к этому времени и все проваливались, также после 11:00 возрастает лавинная опасность: пока мы шли, сошло где-то 4 небольших лавины со склонов Фишта. (фото 32)


Фото 32. Путь на пер. Белореченский.

В 13:00 достигли пер. Белореченский (N43 56.096 E39 55.113) (фото 33). После 15-минутного перекуса начинаем движение в сторону пер. Черкесский, выбираем путь по нижней тропе. Выбор был правильный, т.к. верхнюю тропу (в непосредственной близости от склонов г. Фишт) перекрыло лавиной.

В 14:50 – пер. Черкесский (N43 56.058 E39 53.345)


Фото 33. Группа на пер. Белореченский.

Спуск с перевала Черкесский по глубокому снегу, крутизна склона ~20-250, «тяжелые» участники спускаются без рюкзаков (рюкзаки запускаются вниз по склону в свободном падении), иначе проваливаешься по пояс. Движемся по руслу реки Бушуйка. После преодоления второго водопада (обходим по левому склону по ходу движения), делаем привал на обед в 16:20 (N43 55.552 E39 52.240). После обеда сразу начинаем подъем на гребень (справа по ходу) и продолжаем движение вниз по долине вдоль гребня.

В 20:50 ставим лагерь (N43 54.276 E39 50.638) на границе снежного покрова (высота 1300 м.)

2.5.9. 8 мая (11 день похода)

м.н. – Бабук-Аул – р. Шахе – пос. Слох-Аул – Дагомыс

Выход в 8:00

Через 1,5 часа выходим на тропу (можно было бы раньше, но из-за того, что спустились лишних 50 м, попали в заросли рододендрона, в которых потеряли 40 минут).

В 12:20 вышли к мосту через р. Шахе (N43 52.738 E39 49.178) (фото 34). Перейдя на другую сторону, сделали небольшой привал, искупались, полежали на солнышке… Далее двигались всё время по дороге, через встречающиеся реки либо есть мост, либо перекинуто бревно с перилами.


Фото 34. Мост через реку Шахе

В 13:40 – обед (N43 52.267 E39 47.799).

В 16:20 вышли на кордон (вход/выход из заповедника) (N43 50.567 E39 45.950), где у нас проверили пропуска.

В 18:30 вышли к реке Бзыч, переправившись через которую поймали попутную машину ГАЗ 66. Как мы поняли, рассчитывать на машину при выходе можно, но полагаться на это на 100 нельзя. По дороге в Солох-Аул вдоль р.Шахе, встречаются хорошие места для ночевок.


Фото 35. Солох-Аул.
Автобусная остановка.

На остановке в Солох-Ауле (фото 35) нам сказали, что автобуса в 20:00 не будет. Было два варианта: остановиться на турбазе в поселке либо уезжать на автобусе в 22:00, выбрали последний.

2.5.10. 9 – 10 мая (12-13 день похода)

Дагомыс – поезд/самолет

В Дагомыс приехали в 23:30, ночь, все спят, о снятии жилья нет и речи (если нет предварительных договоренностей), поэтому мы все пошли на пляж. На следующий день с утра отправили телеграммы, без проблем сняли жилье (для тех, кто оставался до 10 числа) и предались отдыху на море… (фото 36,37).

Из Дагомыса в Сочи каждый час ходит электричка, автобус, всё время курсируют маршрутки так, что добраться до вокзала или аэропорта не представляет труда.

Фото 36. Дагомыс. Пляж. Море. Утро.

Фото 37. Дагомыс. Пляж. Море. Утро.
Все-Все-Все, практически…….

2.6. Потенциально опасные участки на маршруте

К потенциально опасным участкам можно отнести переправу через р. Армянку, при большой воде переправа представляет собой серьезное препятствие, требующее необходимого специального снаряжения (наличие 2 веревок, карабины, систем) и навыков.

Траверс хребта Каланча – наличие ступеней (покрытых снегом, или мокрой травой), крутизной до 500, протяженностью до 10 м, необходима хорошая подготовка группы.

Высокая лавинная опасность возможна в многоснежные годы, наиболее лавиноопасны склоны массива Фишт и Пшехо-Су.

2.7. Дополнительные сведения о походе

Маршрут проходил по территории Государственного Кавказского заповедника, поэтому были оформлены необходимые пропуска. Для оформления пропуска можно заранее связаться с администрацией заповедника, вся информация предоставлена на сайте kgpbz.ru

В Майкопе по адресу ул. Советская 187 можно получить пропуска в заповедник, уплатив 100 руб/день с человека, необходимо предварительно созвониться. Также пропуска можно оформить непосредственно на кордонах.

Регистрация групп в МЧС: Республиканский ПСС, адрес ПСС: Адыгейская республиканская ПСС 352702 г. Майкоп, пер. Глухой, 3(87722) факс 2-45-22, оперативный дежурный 2-32-01, 2-46-50 Носков Алексей Михайлович

ПСО Лаго-Наки, 352702 г. Майкоп, пер. Глухой, 3(87722) 2-46-50, од 2-32-01 зам. нач. Ляшко Александр Григорьевич

Телефоны, которые нам дали для связи с ПСС: 8(928)239-05-80 (822-2) 52-32-01 (822-2) 56-19-11. Сочи ПСС: (862-2) 68-02-02, (862-2) 68-03-03

Группа была застрахована на медико-транспортные расходы, на время похода, в компании РОСНО.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/820/may1999/may99_inet.html - отчет МАИ
  2. http://www.topomaps.ru/caucasus/ - Библиотека топографических карт
  3. http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/west_caucasia/2002/fisht_obzor/ – географо- альпинистский обзор района
  4. http://kgpbz.ru/ – Кавказский заповедник
  5. http://www.makhmud.ru/reports/hatkov01.html - отчеты по Западному Кавказу, в том числе межсезонные
  6. http://www.tk-mitht.ru/reports/zapkavk_shersh_2000.htm - техническое описание перевалов З. Кавказа
  7. http://nkosterev.narod.ru/otch/kavkaz/kras_pe1.html - перечень перевалов Фишт-Оштеновского массива
  8. http://www.fisht.ru/ – сайт про Фишт, и всё что с ним связано.
  9. http://wkavkaz.narod.ru/map/ - карты З.Кавказа
  10. http://www.avtoline.ru/ - группа компаний Автолайн
  11. http://www.rosno.ru/ - страховая компания РОСНО
  12. www.rzd.ru – ОАО РЖД, всё о поездах дальнего следования, наличие мест, стоимость проезда.
  13. http://freemaps.ru/ - проект «Нарисуй карту»

2.8. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройденный группой маршрут оставил самые приятные впечатления. В межсезонье данный маршрут является серьезным спортивным мероприятием, с интересными и разнообразными препятствиями, летом напряженность маршрута будет намного ниже.

В целом группа набрала необходимое количество препятствий (по ЛП и ПП для 2 к.с. данный маршрут набирает максимальное количество баллов) и километраж, составляющий более 75 от норматива. Сокращение километража до 132 км (вместо положенных 160 км) связано в первую очередь с тяжелой снежной обстановкой (глубокий снежный покров практически на всём протяжении маршрута), а также проведением учебно-тренировочных занятий с участниками похода в рамках школы базового уровня по пешеходному туризму.

В рамках рекомендаций:

  1. Учитывать снежную обстановку (каждую весну она разная), и при наличии обильного снежного покрова брать с собой бахилы
  2. Заранее связаться с администрацией заповедника для оформления пропусков.
  3. Внимательно выбирать крем от загара, должна быть максимальная защита!
  4. Наибольшую техническую сложность и реальную объективную опасность представляла переправа через каньон р.Армянка. Учитывайте, что при продолжительном дожде (особенно в межсезонье) река превращается практически в непроходимый горный поток.
  5. Объективную опасность представляют восточные склоны массивов Пшеха-Су и Фишта из-за возможности схода лавин. Мы неоднократно наблюдали сходы небольших лавин. При подъеме на Фишт-Оштеновский перевал приходится идти практически непрерывно по лавинным выносам. Будьте внимательны. По нашим наблюдениям сход лавин начинался где-то с 10:00 и активно продолжался до 14 дня.
  6. Рекомендуем практиковать ранние выходы (с 5 часов утра), т.к. есть вероятность пройти часть маршрута по жесткому насту, также меньше вероятность схода лавин.

Хочется еще раз вспоминать и вспоминать о красоте гор Кавказа, оставивших самые приятные впечатления, о многочасовых тропежках………. :-) и великолепном коллективе.

Кавказ, мы еще вернемся!

По всем вопросам: фотографии, карты, в том числе карты с точками для GPS, подробности по маршруту можно обращаться к Лазаренко Евгению Руслановичу: e-mail: lazarenko_e_r@mail.ru ICQ: 304-734-762 тел. дом (495) 412-14-23

Благодарности.

Хочется поблагодарить студ. Профком МИЭМа, в лице председателя профкома Агафонова Владимира Ильича, за поддержку и развитие туризма в стенах института, также всех наших друзей за поддержку, помощь в подготовке и предоставлении необходимого снаряжения.

Автор отчета: Лазаренко Евгений
Ред. Бычков Константин
Фото: Беленко Юля
Москва, ТК МИЭМ, 2007 г.
http://www.profkom.ru/sportclub/turklub/


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.50
Сортировать по: дате рейтингу

Комсомольская страховка...

Поход проходил в рамках школы БУ. Думаю, что прохождение гребня с комсомольской страховкой надо оставить для траверсантов Безенгийской стены, а не туристам из школы БУ.
 
Комсомольская страховка...

Поход проходил в рамках школы БУ. Думаю, что прохождение гребня с комсомольской страховкой надо оставить для траверсантов Безенгийской стены, а не туристам из школы БУ.
 
Комсомольская страховка...

Поход проходил в рамках школы БУ. Думаю, что прохождение гребня с комсомольской страховкой надо оставить для траверсантов Безенгийской стены, а не туристам из школы БУ.
 
Комсомольская страховка...

Поход проходил в рамках школы БУ. Думаю, что прохождение гребня с комсомольской страховкой надо оставить для траверсантов Безенгийской стены, а не туристам из школы БУ.
 
Гребень Фишт

провесить перила на снежном гребне без фирновых крючьев? С учетом загиба гребня может и бессмыслено. Гребень проходится в связках, при срыве одного участника другой прыгает в противоположную сторону.
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100