Автор: Василий Кобяков, инструктор лагеря

Уллу-Тау. Сезон – 2005: информация к размышлению

Уллу-Тау
Приближается летний альпинистский сезон. Любители гор наверняка уже обдумывают свои планы на лето. Хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями на этот счет.

В последние годы альпинизм на Памире и Тянь-Шане практически сошел на нет, т.к. столкнулся с категориями трудности, которые не связаны ни с природой, ни с климатическими особенностями гор. Я имею в виду те опасности, которые связаны с провокациями и террором бандитских групп. По этой причине последние годы я езжу только на Кавказ. Более конкретно, в одно превосходное место, которое называется ущелье Адыр-су (Центральный Кавказ, Приэльбрусье). А еще более конкретно – в альплагерь Уллу-тау.

От шоссе, идущего из Нальчика вдоль Баксанской долины, в районе балкарского селения Верхний Баксан влево уходит дорога к ущелью Адыр-су. Однако, чтобы встать на дорогу, идущую вдоль ущелья, надо подняться на Докторский перевал. Можно пешком, можно на подъемнике. Если пешком, да еще с хорошим рюкзаком за плечами, то сразу же начинаешь активно акклиматизироваться. До альплагеря также можно идти пешком по дороге, это всего лишь примерно 15 км. Однако многие предпочитают транспорт.

Джайлык
На Кавказе альплагерь Уллу-тау - самый высокогорный, он находится на высоте более 2-х тысяч метров. Здесь еще растут сосны, а сразу же за лагерем начинаются безлесные склоны – зона альпийских лугов. Еще чуть выше – ледники, над ними гордые красавицы – вершины.

Чегет-Тау-Чана
Я был заинтересованным наблюдателем картины перемен в нашем альпинизме, которая происходила на моих глазах после крушения советского строя. Поначалу эта картина была удручающей! Финансируемый советскими профсоюзами массовый альпинизм в одночасье перестал существовать. Альпинистские базы практически замерли, а многие просто умерли и мертвы до сих пор. Вплоть до конца 90-х годов желающих, а главное – могущих себе позволить приехать в горы, были единицы, в лучшем случае - десятки. Как раз на это время пришлись и перемены в методах обучения молодых альпинистов искусству ходить и жить в горах.

Но вот, с начала нового столетия, появилась явная тенденция роста. На примере альплагеря Уллу-тау я наблюдал, как от года к году стало увеличиваться число людей, которые желают и могут посетить мир гор. Чтобы не быть голословным, привожу в табличке статистику, которую мне любезно предоставил мой старый друг – начальник учебной части альплагеря Уллу-тау, Юрий Иванович Порохня.

Кстати сказать, Ю.И. Порохня относится к тем «начучам», которые не любят, когда участники подолгу засиживаются в лагере. Зато тем, кто стремится выйти на восхождение – зеленая улица.

Вершина МНР
Сильная группа за смену (20 дней) может пройти путь от новичков до полного 3-го разряда.

К примеру, в прошлом сезоне я был инструктором в группе новичков, которые за смену не только выполнили 3-й разряд, причем одно из восхождений совершили на Западную вершину Эльбруса, но и сделали «задел» на 2-й разряд, прошли маршрут 3а к/т на вершину Лацга. Так что, друзья мои, думайте сами, решайте сами, но я вам рекомендую ехать на Кавказ, выбрать ущелье Адыр-су и альплагерь Уллу-тау.

Я обращаюсь не только к новичкам. Для опытных альпинистов там тоже найдутся хорошие вершины и красивые маршруты. К тому же, в этом году в лагере будет работать школа инструкторов альпинизма. Для второразрядников еще не поздно попытаться попасть в эту школу.