Горы мира > Тянь-Шань >

Экспедиция "Год Собаки"
Узбекистан, Киргизстан

Мой брат обнаружил посторонние организмы в наших телах… Протягивая мне бутылочку с водой, в которой извивались неизвестные создания, он издал мрачный смешок. Хотя, увидев, что же проживает в наших кишечниках, эта реакция была единственной, на которую мы былм способны. С момента, когда мы покинули последнюю деревню и достигли этой вертикальной гранитной скалы, прошло три недели. Все это время нас преследовала жуткая боль, в нашем организме надолго не задерживались ни еда, ни питье - все моментально просилось обратно из всех, заметим, предназначенных для этого мест. Жизненные силы покидало нас с невероятной силой, а я никогда не чувствовал себя настолько истощенным и лишенным энергии, как в этот раз. Просто переставить ноги было уже большим достижением.
Когда "посторонние" были в нас обнаружены, мы достигли хорошего уступа в скале на высоте 300 метров. Нас лихорадило от такого коктейля как микроорганизмы и антибиотики, ощущение было такое, как будто мы наелись галлюциногенов: звон в ушах, дезориентация и слабость. Нам необходимо было переждать сильный ливень, что достаточно неожиданно дало нам день передышки. Сидя в укрытии, мы слушали как барабанят капли дождя, и, глядя, на двух извивающихся в воде червяков, нас душил истеричный смех. Перевернув бутылку, мы смотрели как эти существа исчезли в бездне: Умрите маленькие демоны отчаяния!

Зерна принятия решения по этой экспедиции заронил в нас мой друг из Австрии. Ему достаточно было показать фотографии, сделанные с вертолета в поздние восьмидесятые, что бы я пришел в священный трепет. Это были фотографии трех разных мест: Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. Я стал фантазировать на тему увиденных башен-скал, о том, как я шаг за шагом покоряю вершину за вершиной. Эти мысли были так вкусны, что у меня начинали течь слюни, как будто я учуял запах чудесной домашней стряпни после двухдневного катания на лыжах. Таинственные земли ждали меня, и я должен был их разведать.
Разрешения я получил через мои связи в Китае и Киргизстане, где я уже был ранее в экспедициях. Основной целью было провести геодезическую разведку гранитных образований в той местности, и, в лучшем случае, взобраться на их вершины. Вспомогательный планом было исследование долин между Киргизстаном и Таджикистаном. После приземления в Киргизстане и встрече с нашими русскими связными, мы наняли минивэн, который через три дня пути доставил нас в нашу первую отправную точку.
А дальше нас ждала моя самая любимая часть путешествия: местная трапеза, полная национального колорита, который так отличается от привычной Американской еды. Мы отведали голову козы, позвоночные хрящи, печеные яблоки, целую запеченную рыбу, добавили ко всему этому конское молоко и йогурт. По пути нам встречались люди в национальных одеждах ярких расцветок с вышивкой. Мы прошли, наверное, более 15-ти вооруженных пограничных отрядов. Сами солдаты, вооруженные автоматами, выглядели не старше 18-ти. Мы не всегда понимали, в какой конкретно стране мы в данный момент находимся. События здесь, видимо, менялись часто, и наша карта уже не отражала всей реальности. Мы даже не могли навести справки у нашего водителя, поскольку он не знал абсолютно ни одного слова по-английски. В конечном итоге мы прибыли в ту долину с гранитными башнями, которую я видел на фотографии. Через пыль от плохой дороги мы увидели туманные игловидные шпили гранитных башен, собравшиеся вокруг снежных горных вершин. К сожалению, по времени, которое у нас было, мы не успевали заняться скалолазанием. Вокруг не было ни одной деревни, в которой мы могли бы найти необходимую помощь. Горная речка так же затрудняла путь, так что нам потребовалось бы не менее двух недель только для того, что бы доставить наше снаряжение в базовый лагерь. Но, тем не менее, это короткая разведка могла стать прелюдией к будущему большому приключению.

Теперь же мы направились в долину Каравшин, на границе Киргизстана и Таджикистана. Мы договорились остановиться в местной семье, наняв их для перевозки нашего снаряжения с помощью лошадей и ослов.
Мы шли 4 дня по долинам и по взгорьям, мимо красивых вершин, выискивая стены для скалолазания. На пути нам встречались кочевники, живущие в горах, в юртах. Мой брат поражал воображение местных, по вечерам высекая искры из своего банджо. Примерно в это время мы начали чувствовать подступающую заразу. Мы шли от рассвета до заката, и как раз в этот период "оно" начало выходить из нас, причем, как сверху, так и снизу. В таком состоянии мы как раз и присмотрели красавицу - гранитную скалу вкупе с соблазнительными гранитными плитами.
Осмотревшись с вершины горной гряды на долину, где стоят во всем своем величии Асан и Усан, мы поняли, что противостоять искушению бесполезно.
Базовый лагерь мы установили с видом на 1000-метровую отвесную золотого гранита стену Асана.

Мы спрятали наши вещи в выемке у подножия стены. Во время приема очередной порции антибиотиков, нам на ум пришел глупый голливудский фильм Predator vs. Alien ("Чужие"). И когда уже эта битва в моих кишках прекратится?
Несмотря на слабость и боль, мы начали восхождение по стене, прошли несколько веревок и достигли большой полки. Во время прохождения двух первых питчей мы нашли старые заклепки с остатками старой пеньковой веревки. Выше прошли четыре веревки offwidth-а, пришлось вспомнить свою технику лазания широким распором, доставшуюся мне в наследство со времени моего проживания в Йосемитах. По разным причинам, если я когда-либо начинаю незнакомый offwidth, слишком широкий для снаряжения, смесь страха и возбуждения пронизывает меня насквозь. Это довольно таки острые ощущения - находиться посередине между двумя точками страховки (25 метров), проходя полностью развернутый #7 cam, который, возможно, едва выдерживает только собственный вес.

Мой брат Энди жумарил пару стен до этого, но у него всегда кто-нибудь был на подхвате, что бы помочь с безопасностью и логистикой. Но в этот раз были только он и я. Я лидировал все питчи, а он страховал, чистил, занимался нашими транспортировочными мешками и прочей скальной ерундой в первый раз совершенно самостоятельно. Делать все это одновременно достаточно опасно. Куча случайностей может произойти на стене, возникнув буквально из ниоткуда и больно ударить в самое уязвимое место.

И тем не менее я был уверен, что если со мной что-то случится, мой младший брат меня не подведет. Навряд ли это могло понравиться нашей мамочке, но то, что делал Энди, было потрясающим. Его сила и концентрация на восхождении превосходила его боль, переживания и ободранные в кровь руки.
Переждав дождь в бивуаке, мы решили сделать рывок. В районе 12-ой веревки мы траверсировали влево по стене к крутым девственным расщелинам. С этой точки начинался абсолютно нетронутый камень. Здесь начиналась самая острая часть маршрута. И это было классно! Я ощущал себя одним из тех орлов, которые гордо кружили вокруг нашей скалы. Несколько питчей А2 коралловых вкраплений принесли некоторую монотонность и вместе с ней мысли о бактериях, поселившихся в наших животах. Пара участков 5.10 привела нас к хорошей полке. После 20-ти часов вертикального лазания вершина казалась очень близкой, всего несколько веревок.
Подкрепились нехитрой едой. Когда солнце зашло, температура существенно понизилась, нас трясло как мультяшных персонажей до самого рассвета. С собой у нас было только одежда, непосредственно на нас одетая, и никакого бивуака. Расстелив кое-что прямо на земле и засунув ноги в рюкзаки, мы попробовали заснуть. Огромные ледяные скульптуры в пустотах породы неподалеку добавляли холода в нашем фестивале безумия.

Асан.

Когда еще не рассвело, мы включили налобные фонари и продолжили восхождение. С собой взяли только по литру воды, по шоколадке, антибиотики, снаряжение и 2 маски собаки, которые мы должны одеть на вершине. Да, и еще с нами были наши маленькие друзья, живущие в наших животах - такое соседство при восхождении со мной было в первый раз.
У меня появилась одышка почти сразу в конце первой веревки, но опыт и тренировка такого рода могли оказаться неоценимыми для будущих путешествий. Спустя пару часов после того, как солнце осветило наши лица и согрело наши тела, мы уже стояли на вершине стены. Мы шли от нашего первого бивуака 35 часов. К сожалению, было очевидно, что при спуске дюльфером мы бы рисковали застрявшими веревками и падающими пластинчатыми отколами от скалы. Мы провели 5 минут за интересным занятием фотографирования себя в масках собак.

Я не сильно представлял себе, как мы будем спускаться вниз, так как мы стояли на вершине настоящей башни, откуда невозможно спуститься. И все же единственной возможностью представлялся спуск дюльфером, поскольку мой брат имел совсем небольшой опыт фиксирования веревки в скале и в случае чего, навряд ли смог бы спастись. При этом было понятно, что если мы не сможем успешно сдюльферять, особенно в нашем состоянии ослабленности, то все может обернуться очень плохо.
У нас было только две веревки, и если одна застрянет, то уже не будет возможности использовать ее снова. В общем, как это не удивительно, но настоящим восхождением для нас стал спуск.
Спустя пятнадцать часов мы оказались в кулуаре. Именно по нему мы спускались дальше. С вершины до низа нам пришлось сделать семнадцать новых станций по новой для нас противоположной стене. Фактически я делал все это в каком-то трансе, я не мог прекратить думать о том, что веревка может застрять. Это было похоже на Русскую рулетку на каждом участке.
После всего надо было подумать о возвращении. Нам предстояло идти по совершенно другому пути и с помощниками, которых мы абсолютно не знали. Люди, которые везли наше снаряжение на лошадях и ослах, не говорили ни слова по-английски, плюс к этому, впереди было пересечение Таджикской границы. Нас предупреждали о нехорошей территории в районе границы, где были случаи перестрелки между местными, а так же случай похищения немецких инженеров. А теперь мы как раз находились в этом месте.

Киргиз, управляющий нашими лошадьми, с помощью жестов и непонятных слов попытался нам объяснить, что дальше идти нельзя. Мы подозревали, что он просто не хочет быть пойманным в этой местности ночью. Он разгрузил наши пожитки, залез на лошадь и попросту уехал. Нам ничего не оставалось, как спрятаться в кустах и ждать до утра, в надежде что наш проводник вернется за нами утром и отведет хоть в какую-нибудь деревню. Мы абсолютно не знали, где мы и что делать дальше. По настоящему страшно стало, когда абсолютно непроглядная тьма сгустилась вокруг нас. Мы были уверены, что вскоре появятся бородатые мужчины и заберут нас в плен. В три часа утра мы увидели, что кто-то идет к нашему укрытию. За эти секунды наше сердцебиение поставило мировой рекорд. Человек посветил нам в лицо и сказал только два слова: "Таджик, Таджик". После этого он просто сел на землю рядом с нами и не сказал больше ни слова. Что за черт? Это хороший человек или плохой?
Час спустя, проведя его с молчаливым незнакомцем, мы услышали звук мотора. По узкой старой тропе на встречу нам двигался небольшой джип. Мы решили идти на сближение. Восемь человек высыпало из джипа - Киргизские солдаты и Киргизская семья. Пока мы показывали туда, где, по нашим понятиям, была цивилизация, человек, сидевший рядом с нами, исчез в ночи.
В самом начале нашего путешествия мы просили наших русских знакомых , помогавших с организацией экспедиции, написать нам несколько основных фраз на русском и киргизском. Одна и таких записок гласила: "Нам надо вернуться в Бишкек". Солдаты показали, что могут нам помочь. Позже мы узнали, что джип приехал в деревню, что бы забрать больную женщину, которой срочно надо было в больницу. Получилось, что солдаты спасли нас от бандитов благодаря абсолютной случайности.
Совершенно чудом мы (10 человек) и наш багаж влезли в маленький джипчик, словно сардины в банку. Все это напоминало глупые соревнования в парке аттракционов: как много человек сможет влезть в телефонную будку.
Позже по утру мы прибыли в деревню. Там прочитали нашу записку и какой-то мужчина, опять абсолютно без владения английским, привез нас в убежище. Теперь мы могли вплотную заняться нашими маленькими террористами, путешествующими вместе с нами в наших животах. Лечиться пришлось пять недель.

Мысль, что больная женщина спасла нас от крайне нежелательных приключений, казалась мне почти мистической.
Есть ли разница между мистикой и приключениями? Я думаю, что нет. Мечта огромна, по ней можно лазать снова и снова!

- Время жить - Mike J. Libecki

Майк Либецки (Mike Libecki) предан двум вещам в этой жизни: своей трехгодовалой дочурке Лилиан и поиску далеких нетронутых вершин и стен по всему миру. Он живет в каньоне Cottonwood (штат Юта) со своей дочерью, собаками, кошками, птицами, кроликами и маленькой свинкой.

MIKE LIBECKI

Обычно Майк заканчивает свои письма такими фразами, как: "следуя своей страсти…", "Мечтая по-крупному…", "Прожить мечту…", "Время жить - сейчас…". В общем-то, это как раз то, как он живет и как он чувствует свою жизнь.
Майк родился в сердце гор Сьерра Невада (штат Калифорния), где он и рос, рыбача, охотясь и занимаясь туризмом со своими родителями. Одновременно он совершенствовался в математике, начиная с начальной школы и до окончания колледжа. Детские и юношеские годы успешно заронили зерно "одержимости" приключенческим и даже несколько авантюрным образом жизни.
Теперь, во взрослой жизни, Майк, в основном, занимается тем, что отыскивает наиболее удаленные, экзотические и нетронутые места на планете, что бы преследовать свою истинную страсть: покорение больших стен! Чаще всего это первопроходные восхождения, нехоженые пути и другие совершенно невероятные и неповторимые приключения, многие из которых он совершил в одиночку.
Майк стал первопроходцем множества различных стен и маршрутов в таких странах и землях, как Баффинова Земля, Гренландия, Китай, Мадагаскар, Киргизстан, Венесуэла и Антарктика.
Так же он первым совершил переход через пустыню Такламакан (Taklamakan, Западный Китай), известную среди местных людей, как "море смерти". Он провел по два месяца, совершая соло восхождения в Баффиновой Земле, Гренландии и Китае.
Из последних достижений стоит отметить масштабную лыжно-скалолазную экспедицию, которая длилась 80 дней и проходила в Антарктике (Земля Королевы Мод).
Майк так же занимается исследованиями многих первозданных территорий, таких как Земля Франца Иосифа, ряд территорий России, Узбекистана, Новой Гвинеи, некоторые свои первопрохождения Майк хранит в секрете.
Недавно Майк вернулся с самой границы между Китаем и Киргизстаном и уже пакуется для новой большой экспедиции к Земле Королевы Мод (Антарктика), но на этот раз абсолютно один, дабы испытать себя в одиночку.
Когда Майк не исследует и не фотографирует край земли, его можно найти у одного из дилеров Mountain Hardwear, где он дает одно из наиболее интересных и остроумных мультимидейных шоу в мире.
Почти 2 месяца в году Майк тратит только на дорогу, но такая жизнь стоит того.
Майк Либецки известен во всем мире своими сольными первопроходами по крутейшим девственным стенам в самых отдаленных уголках света. Интересно, что в свои экспедиции он обычно берет с собой необычные костюмы, которым дает волю по достижении своих целей.

Ключ к успеху: Оптимизм, энтузиазм, взаимное согласие, вера в мечту, следовать своей страсти, всюду сеять хорошую энергию и доброту, позитивизм.
Самая старая вещь Mountain Hardwear: Самый древний пуховик 1994 года, который я купил, работая в горном магазине в Yosemite National Park.
Самая любимая вещь от MHW: пуховик Phantom и спальники Phantom, куртки и штаны Paclite, Windstopper, и изделия из Soft Shell.
Лучшее в жизни: Рождение моей дочери Lilliana Librecki, моя соло экспедиция на Баффинову землю, в Гренландию и Китай.
Любимые артисты: Suriya, художник из Таиланда, Buuti, уникальная Гренландская художница и скульптор. Акустическая музыка, Bob Marley, Johnny Cash.
Работа: Отец, спортсмен, фотограф, писатель, видеооператор, публичный оратор, преследователь мечты, мечтатель больших мечтаний, и.т.д.

По материалам сайта: mountain-hardwear.ru

Фотография Асана зеркально перевернута!

Лезли они похоже, по маршруту Альперина, но понтов конечно выше крыши. " Крутые девственные расщелины" "1000метровая стена Асана" Читается весело.

Больше "двойки" они не заслуживают.

Ну, это типичные американцы! Что у штатовцев за менталитет, когда они мало того, что не знают того, что нужно, так ещё и не подозревают меры своего невежества. Ставлю им "двойку" за то, что выезжая в незнакомую южную страну, они не удосужились прочитать ни о природе, ни о социуме, заглянуть в Интернет по поводу положения в этих странах. Слава богу, что дело обошлось мелкими гельминтами, а лет пятьдесят-шестьдесят назад могли и ришту подхватить, благо, что при советской власти этого червя, кажется, вывели. Если они такими невежами въедут ещё южнее, так заработают себе приключений поболее...

Согласен - только два

Вы бы знали как эти уроды туда добирались, вы бы вообще со смеху померли бы. Чего только стоит одна фраза этого крутого клаймбера "спросите пожалуйста у наших носильщиков - куда мы идём, а то они нас уже четвёртый день куда-то ведут, а куда мы не знаем, они по английски не понимают." А потом он показал нам фото Асна и сказал что они с братом собираются штурмовать вершину, правда при этом добавив что его брат не фига не клаймбер, но зато на банджо играет. Вот тогда то я и подумал : ну вот тебе и спасы незапланированные, слава богу всё обошлось. А ещё , когда он про брата мне сказал, мне почему то мульт про капитана врунгеля вспомнился, серия про айсберг. А лезли они действительно Альперина, но кажется ещё и схалявили.