Автор: Петер Шон (Peter Schön) (Штирия, Австрия/ Британская Колумбия, Канада)
Фото: Петер Шон & Деон Лоу (Deon Louw) (Британская Колумбия, Канада)

Закавказские истории, Часть 1:
Армения и Арагац (4090 м)

Авторская страничка Питера Шона

Деон Лоу спускается телемарком с Арагаца, 4090 м.

Десятое апреля 2005 г. После двухнедельного ожидания хорошей погоды мы наконец добрались до вершины высочайшей на сегодняшний день точки Армении. Приспустившись несколько метров с вершины Арагаца (4090 м), мы с Деоном пристегнули наши лыжи, что бы проехать 2000 метров по вертикали до самого поселка Арагац, этот спуск должен был стать величайшим путешествием и приключением в нашей жизни.

Как мы добрались до Армении (в двух словах)

На лавинных курсах в Канаде в 2004 я встретил Деона Лоу. Когда он объявил, что собирается отправится в путешествие по Европе в сезоне 2004/2005, мы быстро спланировали совместную экспедицию в апреле 2005 г . Мы были сильно ограничены в средствах, у нас не было времени на большую 4-х недельную экспедицию, поэтому наша поездка должна была быть не длинной, в меру экзотической, свежей и интересной.

Я припомнил, как однажды мой отец рассказывал мне об Армении. Моя семья родом из Восточной Германии и отец несколько лет назад ездил в Армению в командировку. Я достал свою карту Кавказа и быстро нашел довольно-таки малоизвестный горный район, который мы могли бы исследовать. Таким образом, мы приступили к подготовке горнолыжного снаряжения для нашего первого путешествия по Южному Кавказу.

Моя девушка Нина тоже решила составить нам компанию. Она не занимается ни лыжами, ни альпинизмом, но мне хотелось бы показать ей хотя бы кусочек моего мира: мира горных лыж и путешествий. Она собиралась провести с нами в Армении 2 недели, а затем вернуться в Австрию, пораньше, что бы успеть к началу занятий в университете.

Наконец наши планы воплотились, 24-го апреля мы прилетели в Ереван, а 28-го апреля мы поднялись в горы – приехали в город Апаран. В Ереване мы жили у родственников моей девушки.

Вид из Еревана на гору Малый Арарат (3896 м).

Они приняли нас с традиционным кавказским гостеприимством, угощали нас хлебом, сыром, разнообразными травами, винами и водкой. Некоторые члены семьи говорили по-французски (в городе есть школа с изучением французского языка), поэтому проблемы с языковым барьером не возникло. В первый же вечер нас пригласили в гости сразу несколько семей. Люди в Армении просто потрясающе гостеприимны!

Ски-тур в волшебной обстановке.

В первые дни, когда мы только приехали в Апаран, погода скрывала горы за туманом и облаками. Тем не менее, мы всё равно были полны намерений обследовать возвышенности, окружавшие нас. Каждый просвет в облаках давал возможность разглядеть высочайшие вершины.

Эти горы, покрытие туманом и облаками, со всей их нетронутой, дикой природой, с волками, постоянно воющими свои песни, с суровостью монастырей, которые рассказывали нам так много, но так мало мы понимали из этих рассказов, с сильными людьми, живущими там, - это место, обладающее странной силой. Пребывание там наполнило нас настоящей энергией, никогда раньше мы не чувствовали себя так. Что стало причиной этого чувства и этой энергии? Величие страны, с её далёкими, кажущимися недостижимыми горами? Богатая история края? Своеобразное сочетание гостеприимства и гордости народа? Или это близость священной горы Арарат так глубоко отпечаталась в душе каждого армянина?

Мы не знаем почему, но, вероятно, эта энергия и это чувство сродни тому, что испытывает человек в горах Грузии, в тени великой горы Мкинвари (Казбек). Обязательно должна существовать причина, по которой эти горы играют такую большую роль в жизни людей, живущих рядом с ними, и по которой в будущем я, скорее всего, снова вернусь на Кавказ.

Апаран

Ски-тур на Агараце

Деон и Малый (3896 м) и Большой (5137 м) Арарат

Вид с Арагаца на Малый и Большой Арарат

Арагац, Высочайшая точка современной Армении.

Так как погода начала улучшаться, мы сосредоточили наши занятия лазанием и горными лыжами на горе Арагац, 4090 м – высшей точке Армении. Подножья этой горы видны из Апарана, но главная её вершина скрыта за гребнем. Тем не менее, главная наша попытка покорить эту вершину была отложена – вновь вернулась первоначальная непогода. Затем, после посещения Еревана (с целью проводить Нину в аэропорт), несколько дней я проболел.

К сожалению, первую нашу попытку взойти на Арагац мы предприняли прямо из Апарана (1850 м) 7-го апреля, в первый день устойчивой хорошей погоды. Но расстояние до вершины оказалось слишком велико (примерно 2300 метров по вертикали, с многочисленными подъемами и спусками), и я всё ещё был слишком слаб после болезни. С другой стороны, мы смогли дойти до места, откуда была видна верхушка главной вершины Арагаца, и полюбовались потрясающими видами на Армению и Анатолию. Даже Мкинвари (Казбек) на границе России и Грузии был отчетливо виден, несмотря на расстояние. Замечательный день, несмотря на то, что нам не удалось достичь вершины! Мы спустились обратно в Апаран на лыжах, предвкушая следующую попытку восхождения.

Вид массив Арагаца из селения Апаран

Один из наших хозяев вместе с Деоном
разгружают УАЗик в селении Арагац

Ски-тур на Арагаце

Вид на далёкий Гегамский хребет (до 3597м)

Наше первое знакомство с Восточным (3908 м)
и Северным / Главным (4090 м) Арагацом

Петер на Арагаце

Вершины Арагаца.
На фото внизу - вид на массив Арагац с востока, в дороги вблизи Апарана. Показаны варианты маршрута на Северную (Главную) вершину. В правом нижнем углу - поселок Арагац.
Красная линия – нитка летнего маршрут через ущелье.
Синяя линия - наш путь на лыжах.

Массив Арагац и поселок Арагац.

9-го апреля я не чувствовал себя на 100% готовым, но стал здоров и накопил достаточно сил для совершения следующей попытки, на этот раз из соседнего поселка Арагац (примерно 2000 м).

После бессонного раннего вечера один из членов семьи, принимавшей нас, отвез нас в поселок Арагац, и в 00:00 мы, подготовившись к далекому «однодневному» путешествию. Мы пошли по широкому плато. Множество волчьих следов, попадавшихся на нашем пути, держали наше внимание в напряжении. На высоте примерно 3200 м мы перестали быть уверены в правильности выбранного направления движения и заползли в спальные мешки в ожидании рассвета следующего дня. Примерно через 2 часа, в 6:45 мы продолжили наш путь, стало возможным разглядеть вершину в лучах восходящего солнца. Крутой, частично покрытый снегом винтовой склон вел нас к вершине, которая резко обрывалась вниз в направлении с Северо-запада на Запад. Был потрясающе ясный день, но над вершиной Арагаца висело облако, уменьшая видимость почти до нуля. Примерно в 13:00 мы были на вершине.

Мы провели там несколько минут, а затем начали спускаться. Лыжи пристегнули примерно на 100 метров ниже вершины и покатились вниз, в поселок. Этот спуск был не сложным, но очень длинным и с тяжелым снегом, к тому же мы очень устали после бессонной ночи и длительного подъёма.

Петер ждет рассвета на высоте 3200м

Первые утренние лучи на Арагаце

Вид на Арагац с отметки 3200 м

Восточная вершина Арагаца (3908 м)

Петер на вершине Арагаца

Деон спускается телемарком с Арагаца

Маленькие дети в поселке Арагац

Примерно в семь вечера мы вернулись в поселок Арагац, вымотанные, но глубоко удовлетворенные спуском с большой горы. Когда мы пришли в дом, где наш водитель ждал нас у родственников, нас опять встретили хлебом, сыром и водкой. Кавказское гостеприимство настолько сильно, что мы непременно продолжим наши путешествия по Кавказу.

До свидания, Армения, но наше путешествие продолжается!

Мы провели ещё несколько дней в гостях у семьи, которую по-настоящему полюбили. Затем мы попрощались с ней и поехали в Грузию. Мы покидали страну с захватывающей историей, трагическим и сложным прошлым и настоящим, красивыми горами и исключительным гостеприимством, которое произвело на нас огромное неизгладимое впечатление.

Мы обязательно вернемся!

Мы надеялись, что великий Мкинвари (Казбек) в Грузии удостоит нас аудиенцией, но отвратительная апрельская погода вернула нас к действительности.

Но мы наметили фантастическую линию спуска, которая будет манить нас через годы, влиять на философию нашего спорта и наш образ жизни в целом. Но это уже другая история…

Несколько советов по итогам путешествия на Арагац.

Вы можете добраться как до города Апаран, так и до поселка Арагац. Апаран – более крупный населенный пункт, расположен на дороге Ереван - Ванадзор, таким образом, от Еревана добраться да Апарана довольно легко. Вокруг города можно найти множество возможностей для занятия ски-туром (см. фотографии 2-7 и дальний план фотографий 8 и 13), но, возможно, Вам захочется начать ваш тур из поселка Арагац. Вы можете совершить восхождение и спуститься на лыжах с горы Арагац и из Апарана, но нужно иметь в виду, что это довольно гораздо более длительное мероприятие (2300 м по вертикали со спусками и подъемами), чем при старте из поселка Арагац.

Так же есть более распространенный маршрут на Южную вершину через Бюракан – в Бюракане есть гостиница, и маршрут оттуда описан в книге «Авантюрная Армения», авторы Бахман и Туфенкиан, 2004 (Bachmann, C., Tufenkian, J.: Adventure Armenia. The Karnach Foundation, Yerevan, 2004) – тем не менее, он захватит только Южную вершину (3879 м). А восхождение и спуск с Северной/Главной вершины лучше начинать из поселка Арагац.

Пути заезда в Апаран и поселок Арагац:

Авиакомпаний, осуществляющих рейсы до Еревана, очень много, как Российских (Аэрофлот, Армавия, Пулковские Авиалинии), так и Европейских (например, Чешские Авиалинии, Lufthansa , Австрийские Авиалинии, Британские Авиалинии). Когда вы окажетесь в Ереване, перед вами будет три варианта заброски в Апаран или поселок Арагац:

1. Такси из Еревана до поселка Арагац это простейший вариант, особенно для тех, кто не слишком уверен в своем знакомстве со страной и языком. Стоимость поездки сильно зависит от шофера, вашего умения торговаться и текущей экономической ситуации в стране.
  2. Маршрутное такси – наиболее распространенная форма междугороднего транспорта в Армении. Вам необходимо выбрать маршрутку, следующую от Еревана до Апарана. Автобусы, следующие в Ванадзор и Тбилиси (Грузия) так же проезжают через Апаран. Для того, что бы попасть в Арагац, возьмите такси, или же вы можете попытаться добраться туда на попутках.
  3. Садитесь на маршрутку до Апарана и начинайте восхождение прямо оттуда. Маршрут в этом случае становится значительно длиннее и включает в себя несколько трудоёмких подъемов и спусков.

Дополнительная информация: если вы едете из Тбилиси (Грузия), автобус на Ереван чаще всего следует через Апаран (но этот момент лучше уточнить заранее, если конечно, есть такая возможность).

Размещение:

Для того, что бы найти место, где можно остановится в Ереване, вы можете воспользоваться одним из популярных гайдбуков. Мы воспользовались одним из многочисленных частных предложений, когда люди сдают одну из комнат дома иностранцам.

В Апаране и Арагаце, в то время, что мы были там, не было ни одного варианта размещение, более того, о туризме в этих городах просто не слышали. В путеводителях по Армении вы, скорее всего, либо не найдете совсем, либо найдете очень мало полезной информации. (Исключение, возможно, составит, маршрут на южную вершину через Бюракан, см. выше по тексту). В Апаране мы останавливались у местных жителей, с которыми договаривались заранее в Ереване. Если ваши хозяева или другие Ереване не могут посоветовать вам никого, у кого бы можно было пожить в Апаране или Арагаце, вам придется искать себе жильё уже на месте. Учитывая гостеприимство кавказского народа, вы наверняка будете приглашены к кому-нибудь в гости выпить и закусить, а затем без труда найдете себе место, где сможете провести ночь.

С другой стороны, это требует некоторого знания языка (русского или армянского), причем некоторый опыт путешествий по Кавказу тоже не будет лишним. Местные жители чаще всего понимают по-русски, исключение составляют разве что дети и подростки.

Ссылки на интерактивные карты:

Карта Советского Союза, 1:100 000
На английском языке
Aragatsotn East

Карта на этом сайте не слишком подробная, но дает хорошее представление о местности:
Topographic map of Aragats (1:250,000 scale) from DMA Map NK 38-11 Yerevan
Топографическая карта Арагаца (масштаб 1:250,000) из DMA Map NK 38-11 Yerevan

Информация по альпинизму в Ереване:

Я рекомендую обратиться к сайту «поиск приключений» в Ереване

Дополнительные комментарии:

- отдавайте себе отче, что горы в этом районе очень малопосещаемые и природа Армянского нагорья и по сей день остается дикой и нетронутой. Мы видели множество следов волков, и даже медведей.
- Апаран и поселок Арагац не часто посещаются туристами или альпинистами. Люди там, в большинстве своем, дружелюбны, но могут с некоторым подозрением относится к тому, что вы расскажете о себе и о цели вашего путешествия, но когда они узнают вас поближе, скорее всего, вы будете приняты с большим гостеприимством. Относитесь к местным жителям с уважением и постарайтесь узнать больше об их культуре и традициях. Выучите несколько фраз по-армянски. Почитайте историю страны, она поможет вам понять менталитет армянского народа.
- как уже было сказано выше, природа региона практически нетронута. Оставьте её такой, какой увидите. Забирайте с собой всё, что приносите и относитесь с природе с уважением.

______________________________________________________________________

Peter.
Photo: Paul Lombard.
Об авторе:

Петер Шон (Peter Schön) (24) родился в Восточной Германии и провел большую часть своей жизни в провинции Штирия в Австрии. Он специалист по лавинам и является Бакалавром Физической географии (Зальцбургский университет), так же он учится в факультете Географических наук в университете в Граце. В настоящее время он живет в Британской Колумбии (Канада), где работает специалистом по лавинам и является членом Канадской Лавинной Ассоциации 2-го уровня. Он обладает сертификатом по оказанию первой медицинской помощи.

Он путешествует в основном по Чили и Аргентине, где совершал восхождения и спускался на лыжах с разнообразных пиков высотой 5000 и 6000 метров , так же он спускался а горном велосипеде с 5000-метровых вулканов в Андах, а в Восточных Альпах он совершал спуски по снежно-ледовым склонам крутизной до 55 градусов. Он побывал на Южном Кавказе в 2005 и планирует возвращаться туда снова и снова.

ДРУГОЙ МАРШРУТ

Гораздо проще через Бюракан (или от развилки, не доезжая до Апарана) добраться транспортом до озера Карелич (3200 м). Заранее следует узнать, расчищен ли от снега последний участок дороги. На лыжах можно спуститься с Южной вершины в Бюракан или Артик.

Приглашаем в Армению!

К словам моих коллег из спасотряда "Спитак" и турфирмы Wishup Adventures добавлю, что сегодня в Ереване есть много турфирм, занимающихся активным туризмом и предоставляющих услуги на профессиональном уровне. Так что все желающие горного и горнолыжного туризма могут спокойно приезжать в нашу страну с уверенностью, что получат максимум услуг и впечатлений. Ашот Левонян, лицензированный гид-проводник, менеджер по активному туризму турфирмы "Еркир Наири" www.erkirnairi.am

Wishup Adventures - экстрем в Армении

Добрый день Петер:) Ваша статья очень позновательная и интересна для тех, кто впервые откроет для себя горную Армению. Спасибо Вам за столь приятный отзыв:))))) Если Вы настоящий экстремал и решили провести несколько зимних дней на лыжах в горах Армении, 'WISHUP Adventures' предлагает фрирайд тур, проводимый в горнолыжном курортном городке Цахкадзор и с перелетом на гору Арагац - http://wishup.net/tours/37/ А так же другие предложения - http://wishup.net/tourism/extreme/ Ждем Вас:) Wishup Adventures

Большое спасибо из Еревана !!!

Очень понравилася статья !!!

Должен добавить Петеру, что горы Армении не так уж редкопосещаемы как ему показалось, и, кроме горы Арагац у нас есть и другие горные массивы достигающие высоты до 3000-4000 м для ski-tour и freeride, так же у нас большое количество непрохожденных замечательних скал от болдерингов до trad мультипитч 400-500 м.
Буду очень рад познакомиться с Петером, а так же со всеми теми, кто интересовался моей страной.

Если мелькнет мысль махнуть в Армению для ski-tour или скалолазания могу помочь с любой информацией или организовать вашу общую поездку в нашу страну от прибытия в аэропорт до ski или climbing маршрутов и Армянских достопримечательностей !

P.S. Скоро будет готов сайт, где будет подробно изложена наша деятельнось rock climbing, alpne skiing, rope jumping и.т.д.

Член спасотряда “Спитак” и инструктор по скалолазанию “Ассоциация студенческих спасательных отрядов”