Люди и горы > Люди >

Автор: Дима Евсеев, Симферополь

Техника первых соло восхождений в Крыму. Как это было.

Читайте также на Mountain.RU

Фантик.Соло
Крымский экстрим

Дима Евсеев

Статья составлена по воспоминаниям Юрия Лишаёва. ( Фантика).

Мы покоряем жизни гору
Кому дорога-серпантин
А кто своим путём упорен
К вершине устремлён один.

Морчека
Время, когда была пройдена большая часть маршрутов в Крыму это 1980-1996 годы. Период дефицита снаряжения, массового увлечения альпинизмом и скалолазанием, свирепствования спасслужб и запрета на соло восхождения деятелями профсоюзного альпинизма.
Соло восхождения – это когда альпинист проходит маршрут один без посторонней помощи. Сам организовывает страховку, зачастую обходясь без неё. Если чувствует что может пройти на гране срыва. Только гора, человек и погода.
Что толкает человека совершать одиночные восхождения. Прежде всего, безумное желание лазать. Любой горовосходитель стремится пройти более сложный маршрут, подняться выше в своём мастерстве и самосознании.
Занимаясь соло, не зависишь от партнёра, его графика работы, выбора маршрута и уровня лазания. Для того, что бы заниматься соло, проходить сложные маршруты, надо обладать железным характером, большим опытом восхождений, высоким уровнем лазания и удачливостью. Соло - это верх мастерства в альпинизме.
В наши дни накоплен большой опыт в технике восхождений, появилось специальное снаряжение. А раньше все приходилось изобретать, изготавливать и испытывать на собственной шкуре.

- Юра, какое железо ты использовал?

Закладки, френды, скальные крючья, топорики, на зимних восхождениях короткие ледобуры. Я сам их делал. И изредка шлямбурные крючья. Вообще снаряжение: верёвки, карабины, скальные туфли я выменивал у иностранцев на титановые крючья, но это было позже. А первыми треугольными карабинами я разжился у красноярцев на Красном камне. Я на спор пролез без страховки Самолёт, до самого верха скалы. Это было одно из моих первых серьёзных соло восхождений. Канаты - вначале был обычный рыболовецкий фал, который абсолютно не тянулся. Когда я был в Америке, там мне говорили, что я научился хорошо лазать из-за нашего снаряжения. Срываться просто было опасно для жизни.

- А где ты лазал в Америке?

В Смит-Роке, ходил на Манхут. Вообще я там хорошо полазал, пролез три маршрута 5,14 на onsait. Американцы мне предлагали остаться в США, но я не захотел.

- Как организовывал страховку на соло восхождениях?

Первые два маршрута - это были четвёрка на Ангарке и четвёрка на Соколе. Я закреплял верёвку внизу, завязывал схватывающий и лез. Но потом я быстро понял, что это не надёжно. И вместо схватывающего узла стал использовать стремя.

- Расскажи подробней.

Закреплял конец верёвки внизу обычно за шлямбур. Затем прикидывал расстояние до следующего места страховки. Выбирал нужный метраж верёвки. Ввязывал её в карабин стременем. Карабин закреплял на системе. И лез. Оттяжки я не использовал, а только карабины. Когда устанавливал закладку, то там, тоже ввязал стремя. Тогда она была под нагрузкой и не вылетала. Но в 1981 году я чуть не убился с этой техникой страховки. Лез соло правый ромб на Форосском канте. Там уже были местами забиты крючья. И вот я под верхом маршрута, встал в чужой крюк на самостраховку, выбрал верёвку до следующей точки страховки, ввязал стремя. И крюк выскочил. Летел я 40 метров. Повыдёргивал все закладки, срезал несколько шлямбуров и завис на закладке из стропы с узлом на конце. Отбил печень. Боль была жуткая, но я закончил восхождение. А потом сорок дней лежал в стационаре. После этого я стал использовать два стремени и два карабина. Потому что если бы крюк выскочил раньше, я бы погиб. Верёвка у меня уже была импортная, я выменял её у японцев за двадцать титановых крючьев.

Восхождение на водопад Учан-Су.
- Юра, ты очень много делал зимних восхождений?

Да у меня были зимние восхождения на Кавказе, в Средней Азии, и в Крыму. В Крыму, кстати, на Ангарке, Ай-Петри довольно серьёзное лазание по натёчному льду. Лазал я и на Учан-Су. Водопад расположен на южной стороне, поэтому лёд не надёжный. Основной ледопад не смерзается с основанием. Высота его 90 метров и в любой момент вся эта масса льда может обрушиться. В течение трёх недель я ждал благоприятного момента, когда основание смерзнется. Во время восхождения после удара молотка из трещин выбивались струи воды. И когда я долез до вершины, был весь мокрый. Я три раза лазал на Учан-Су, два из них без страховки. Замёрший водопад очень красив, напоминает грандиозную фату невесты, которая сверкает на солнце.

- Но, а какие у тебя самые сложные первопроходы в Крыму?

Мирослав Шмидт Юрий Лишаёв
Это Бровь и Столб на Морчеке. Бровь очень красивый маршрут. Как сказал Мирослав Шмидт. Эль-Капитан в миниатюре. Мирослав Шмидт известный чешский альпинист погиб при одиночном восхождении без страховки на Эль-Капитан. У меня более 40 первопроходов в Крыму. Часто мои маршруты заявляли на соревнованиях по альпинизму, как свои и они занимали первые места. Бывало что несколько команд, выставляли один и тот же мой первопроход. Соло было запрещено в Союзе. Но я не обижался. Я просто лазал и ловил от этого кайф. Больше всего я испытал эмоций, когда пролез Трубу на Морчеке без страховки. Лез я три часа, причем самое сложное проскочил быстро, а затем видать сказалось напряжение, и я минут сорок просто не мог лезть. Отходил. На всех своих восхождениях я старался обходится без и.т.о. Только когда не было выбора я использовал эту технику. Считаю, что те, кто предпочитает и.т.о. просто не умеют лазать. Я очень огорчился, когда повторил после травмы ряд своих маршрутов, количеству забитых шлямбуров и отверстий под скайгуки. Маршруты испорчены, видать у этих альпинистов, был нервный припадок. Много я лазал в Чехии, там есть некоторые районы, где нельзя пользоваться магнезией и не каким железом. А пролёты между крючьями около 20 метров. Свадьба в Чехии. Я прошёл один из таких маршрутов, называется Глазка 70 метров длиной. Ходил с двумя чехами, они отказались лезть до вершины. Когда готовился к прохождению километровых стен Егноб, Кирпич, Еры-Даг. То устраивал себе марафон. Обычно на Морчеке. Лез три-четыре маршрута подряд, а ночевал на скале. Это могло быть и в десяти метрах над землёй и посредине маршрута. Один из запоминающихся маршрутов Ромб в районе Узункола. Классический маршрут 600 метров, а затем он уходит вправо. А я решил его продолжить в лоб через нависания и продлил ещё на 300 метров. Выбор пал на этот маршрут из-за того, что год назад там погиб мой хороший товарищ. Львовский альпинист Сергей Месник, с которым я ходил в Крыму. Прошёл я его в 1991 году. На середине маршрута у меня был срыв около 10 метров. Я повредил ладонь, и пришлось лезть, пользуясь практически одной рукой. Время восхождения затянулось, из-за чего поймал холодную ночёвку. Погодные условия были плохие дождь со снегом. Я забился в щель. Ночёвка бала сидячая. Всю ночь стуча зубами ждал рассвета. На вершину поднялся в полдень. А на спуске увидел ледниковое озеро выше перевала, в котором искупался. Я не смог отказать себе в таком удовольствии. Но смело могу сказать, что все мои достижения до травмы ерунда не больше чем прогулка по ялтинской набережной. По сравнению с лазанием, когда я стал инвалидом. Когда нет в ногах чувствительности, многие технические приёмы не доступны. Боль в позвоночнике из-за перелома. Но всё это меркнет перед желанием пройти маршрут и побороть свою собственную слабость. Для меня теперь не важно делаю я восхождение на Морчеку или спускаюсь в Бездонку на Чатыр-Даге.

- Юра, а пытался ли ты попасть в какие-нибудь экспедиции организованные альпклубами?

Когда я стал заниматься одиночными восхождениями, я понял, что у меня нет нечего общего со стадным альпинизмом – это мой термин советского альпинизма. В команде ощущаешь себя деталью какой-то машины, которая как не странно работает по военному. Всё делается строем и по чей то указке далеко не лучшей. Да и не какой альпклуб не взял бы меня, они все жутко боялись. Ведь соло было запрещено и можно легко быть дисквалифицированным, лишиться всех званий. У меня неоднократно возникали конфликты с администрацией альплагерей. Иногда доходило до мордобоя, таким способом приходилось доказывать своё право выбора. Ведь действия администрации альплагерей было не правомерно с точки зрения закона.

www.fantik.crimea.ua

Восхождение на Кирпич

Ночёвка на стене

Восхождение на Егноб

Подготовка к подъёму.

Соло на петровских скалах

Соло на Ромбе

Чехия

Вертелеву - спасибо за уточнения.

Спасибо за уточнения, они выгодно дополняют статью. Мои оценки базируются, прежде всего, на тексте статьи. О трудностях взаимодействия с людьми рассказал сам Юра.

Отдаю должное индивидуальной технике и

морально-волевой подготовке Фантика (что особенно важно при соло-восхождениях), не могу согласиться с термином "стадного" альпинизма. Триумфы и рекорды Советского и особенно Российского альпинизма связаны именно с командными восхождениями. Хотя бы последний пример на К-2.

да что тут говорить, "гвозди бы делать из этих людей". один раз видел "Фантика" на "семерке" в форосе, я был еще ребёнком год 88 или 89, просто респект и уважуха!!!

Спасибо за интересную статью.

Мое поколение осваивало Крым примерно в те же годы - конец 70-х - начало 80-х годов. Крым тогда использовался для подготовки к восхождениям на Кавказе. О восхождениях Фантика в 80-е годы многие слышали. Тогда одиночки не признавались, время было такое, жаль, что многие его восхождения не получили достойной оценки. Человек - существо социальное. Умение строить отношения с окружающими - необходимая составляющая любого человека. В альпинизме намного интереснее решать проблемы сбалансированной командой, да и возможности при этом намного выше. Корни одиночества Фантика в его детстве и особенностях психики. Работа первого в альпинизме - это предельно трезвое балансирование на грани жизнь - смерть. Судя по травмам, у Фантика в это составляющей подготовки были проблемы. Когда мы услышали в те далекие 80-е подробности его восхождений, то все это легко просматривалось. Однако его достижения уникальны - этому нужно отдавать должное.

Новое

Странное дело: люди пишут о Фантике, пишут об одном человеке, но у Димы получился хороший рассказ (пусть даже и повторяющий неоторые факты, но несущий и новое), а у журналистов выходит как-то деревянно. Еще раз спасибо.

Бурлуцкому - уточнения

Сергей, Ваши оценки базируются на недостаточном владении фактической информацией и слегка подогнан под Ваше личное понимание "правильно/неправильно". Одиночки не признавались ОФИЦИАЛЬНО, но многие (если не считать "функционеров") ходили как "в клетку", так и "под чёрным флагом" - и не делали из этого каких-либо далеко идущих выводов о тяжёлом детсве и отрыве от коллектива. Крым в то время вообще ни в какие зачёты не шёл, стенды как вид спорта были в зачаточном состоянии. Для полноты картины: Фантик (Юрий Лишаёв) достаточно спокойно и неоднократно делал в Крыму восхождения в связках с разнообразными интересными ему людьми спокойно и доброжелательно общался при пересечении на маршрутах (до, после, вместо), не был угрюм, нелюдим, замкнут. Его физические травмы (по крайней мере - принципиальные для занятий скалолазанием) пришли гораздо позже его известности и его удивительных достижений и получены им при занятии совершенно другими видами спорта. А так - конечно, что и говорить - человек-эпоха. Человек, который открыл новые горизонты для нашего понимания скалолазания, техники восхождения, для понимания человеческих возможностей. Заставил задуматься, переосмыслить грань "можно-нельзя", "возможно-невозможно". А ещё - красные штаны "как у Фантика", чёрные футбольные кеды со срезанными шипами вместо "азиатских" остроносых калош (угадайте почему) и всё остальное - но это история, ностальгия и молодость в одном флаконе.