Отчет о горном походе 3 категории сложности совершенный в период 27 июля - 16 авг. 2007 года в районе Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребта

Выйдя наверх Вася закрепляет веревку на ледоруб, по которой поднимаются остальные, ф.192-194. После выхода идет подъем с крутизной около 15 градусов с дальнейшим спуском на перевал Маашей, тур которого находится на скалах справа ф197-198. В туре перевальная записка ДДЮ КЕДР г. Томск от 17 авг. 2006 года. Написали свою и вложили в тур. Время подъема до тура 3,5 часа. Перекус. Греем на газе воду. Отдыхаем. Фотографируем окрестности

Ф197

Ф198

Ф199

Ф200

Ф201

Ф202

Ф203

Ф202-204- Вверху гребень СЧХ. Трещины склоне СЧХ. Пик Тамма справа на фото.

Ф204

Ф205

Ф206

Ф205-Карнизы на пике Тамма со стороны пер Маашей.Ф206,208-Пер.Тамма с пер. Маашей

Ф207

Ф209

Ф207-СЧХ и в.Карагем с пер Маашей. Ф209- Вася-дежурный на пер Маашей

После перекуса и краткого отдыха начинаем подъем к гребню СЧХ. Идем в связке, распутывая закрытые трещины. После выхода на гребень продолжаем движение вдоль гребня, не доходя до края метров 5, помня о карнизах. Перед выходом на перемычку Буревестник- пик Тамма крутой спуск вниз метров на 15. Для безопасности выхода на нижнее поле от возможных трещин спуск первого с верхней страховкой на ледобуре. Приближаемся к конечной точки радиалки гребня перемычки. Выход на перемычку –снежный взлет высотой метров 15. Для страховки первого от возможных карнизов на противоположной стороне обеспечиваем ему нижнюю страховку. Первым идет Василий. Выйдя на гребень, Вася сообщает, что дальше крутой склон вниз на пер. Тамма. Закрепляет веревку на ледорубе. Остальные поднимаются по перилам. После выхода всей группы делаем контрольное фото группы и окрестностей. Спуск на пер. Тамма по этому склону возможен с перильной страховкой. На склоне виднеются забитые снегом поперечные трещины, ф215. Внизу, в долине виден приток р.Карагем - р. Л.Карагем, ф216. Пройденный нами путь четко виден на фото 217.

Ф210

Ф211

Ф212

Ф210 Выход на гребень СЧХ. Ф211- г.Актру с СЧХ. Ф212 гребень перемычки Буревестник –Тамма с видом на в.Карагем

Ф213

Ф214

Ф215

Ф213-214 группа на гребне пика Тамма. Ф 215- склон в долину Л.Карагем.

Ф216

Ф217

Ф216-река Л.Карагем. Ф217-Следы траверса СЧХ с гребня п.Тамма.

Насладившись видом с гребня пика Тамма, идем обратно по своим следам. В лагере на Голубом озере были в 18 часов. Вся радиалка заняла времени около 10 часов. При полной нашей нагрузке неминуема была бы ночевка на траверсе.

6.Голубое озеро-а\лагерь- пер Купол,1Б,3500-Карагемская поляна

05-07.008.07. В соответствии с принятым решением снимаемся с Голубого озера и через Купол уходим на Карагемскую поляну с дальнейшим выходом через пер.Переметный на лдн Б.Талдура. Карта маршрута представлена на ф.219. Выходим с озера в 9-00, в а\лагере идет сериями дождик на Куполе туман, но иногда проглядывает солнце. Обедаем и в 14-00 расстаемся с Таней, которая потом уезжает домой. Начинаем подъем на Купол. На Куполе были все за исключением Олега. После подъема на террасу, именуемую Зелеными Гостиницами, погода окончательно портится, нас накрывает облаком из плотного тумана. Олег и Виталик после разведки домика гляциологов сообщают, что он занят и мы принимаем решение сегодня ночевать здесь. Находим удобное место на скалах и делаем стоянку. Утром погода не меняется, однако часа через 2 туман начинает рассеиваться, и мы в 12 часов уходим к домику гляциологов на высоте 3000 метров.

Домик занят уже знакомой группой девчонок из Москвы и С.Петербурга по Голубому озеру. Обедаем в домике и после обеда выходим на Купол.

Ф220

Ф223

Ф220,221- Подъем по кулуару на Купол- внизу река Актру
Ф222- выход на Зел. Гостиницы. Ф.223-224- домик гляциологов на 3000.

Выходим на начало ледника. Видимость 50 метров. Туман. Начинаем подъем по леднику к точке поворота на вершину Купола. Точку поворота опознаем по турам на каменистом склоне слева. Сверяемся по карте и компасу и после отдыха начинаем главный подъем. На ногах кошки. Двигаемся вдоль ручейка с вершины, ориентируясь на крутизну склона. Максимальная крутизна должна вывести на каменный островок Купола. В итоге получился экстремальный подъем по компасу. Но где-то в 15-16 часов наконец-то вышел из тумана каменный островок, даже выглянуло на миг солнце. И вот мы на Куполе. Находим тур с запиской СТК Одесса, от 04 авг. 2007 года. Оставляем свою записку и обратно по компасу берем направление на скальные валы. Уже при выходе, ф.229, начинает выглядывать солнце. При подходе к спуску с Купола в долину Джело навстречу нам поднимается группа из Казани и Калининграда. Это оказался Алексей Винницкий, участник моего похода в 2004 году. Встреча была короткой и содержательной.. Затем мы подошли к домику на краю Купола. Около выхода на поле ледника М.Актру. Здесь стояло много палаток, в основном новосибирцев, которые ждали погоды для восхождение на в. Снежную. Наша группа пошла с перевала на спуск в сторону р. Джело. Спуск, как и подъем, неоднократно проходился, поэтому, полюбовавшись на водопад при спуске, дошли до травяной висячей долины в 20-00 и стали на стоянку.

Ф225

Ф226

Ф227

Ф224-домик на высоте 3000м.Ф225-перевальная записка.Ф226,227- у тура на Куполе

Ф228

Ф229

Ф230

Ф231

Ф 228-вид с купола на в.Снежная.Ф229- от тура к скалам.Ф230- лдн М.Актру вид вниз.

Ф234

Ф235

Ф231-234- водопад на спуске с пер.Купол в дол Джело.

Ф235.Пространство гор

Ф238

Ф240

Ф242

Ф245

Ф238-240. Река Джело в верхнем течении. Переход реки Джело

На следующий день, быстро собравшись, начали спуск к верховью реки Джело. При этом резко упрощается переход реки на другую сторону, ф.238-240. Дальнейший путь на пер. Карагемский решено было идти вдоль правого берега Джело, не траверсируя склон, как это мы делали в 2005 году. Как показал опыт, это не лучший вариант при полном весе рюкзаков. Спуск по р. Джело привел нас к летнику с живущими там милой алтайской девушкой с бабусей, ф245. Мы купили у них немного молока, сыра и хлеба для обеда. Затем, спустившись недалеко в лесок, перекусили, пошли на перевал Карагемский прямо от летника вверх, следуя совету девушки-алтайки. В итоге мы вышли на дорогу, ведущую на перевал в 3 км от самого перевала. Только вышли на дорогу, как здесь произошла встреча с еще одной туристкой, которую я встречал в походе 2003 года после спуска с перевала Н. Шавлинский. Договорились встретиться на реке Джело в месте ее впадения в Талдуру числа 14 августа, но, как потом окажется, мы шли по правой стороне реки и не могли встретиться.

Подойдя к перевалу и перевалив его мы спустились к реке Иолдо-Айры и стали на стоянку часов в 19 на месте впадения ручья Карагеллу-Айры, ф.246, 247. На следующий день выходим на Карагемскую поляну и достигаем ее к часам к 13. На Поляне нет алтайцев, есть группа туристов. Решаем затопить баню и устроить полудневку ф.251-253.

Ф247

Ф251

Ф252

Ф253

Ф.246-247. Стоянка на Иолдо-Айры

Ф.251,252. Вид с Карагемской поляны на пер Тамма, пик Тамма и в.Буревестник. Ф.253.Баня.

Итак , баня нагрелась и мы начала процедуру "Баня-река Карагем". Однако здесь произошел несчастный случай, который закончился благополучно. В бане не было емкости для горячей воды, и Олег поставил на печь наши котелки. Я принес железную кружку, которую нашел в домике алтайцев. Эту кружку я использовал для обливания печки холодной водой, дабы был пар. Окунувшись несколько раз в Карагем, мы начали мыться. В это время Виталик набрал кипятку в кружку и поставил ее на полку, не предупредив об этом остальных. Я, предполагая, что в кружке холодная вода, взял ее и вылил себе на голову. И, о ужас, в кружке оказался кипяток градусов 80-90. Дальнейшие действия заключались в блокировании боли. Но никто, кроме Олега, не принял участия в осмотре ожога и прогноза дальнейших действий. Я, прогнозируя развитие событий, в качестве худшего варианта предвидел мой сход с маршрута и резервный вариант выхода в с. Белтир. Но этот вариант не пришлось использовать, так как, поспрашивая у соседней группы медикаменты от ожогов, нашелся крем СПАСАТЕЛЬ, выдавив немного крема, я намазал место ожога и забинтовал, ф. 255. Утром боль стихла, и я решил на свой страх и риск идти дальше.