Автор: Александр Чердынцев

Панорама с вершины Джайлык

Ссылки по теме:

Как делать панорамы - практические советы.
Фотографии Безенгийской стены с вертолета (зима 2007): FLASH-панорамы.
Панорамы Центрального Кавказа с вершины Кезген (в JPG).
К Казбеку маршрутом Пастухова: панорамы QTVR.

Панорама снята с вершины Джайлык (4533 м).
Восхождение совершено по снежно-ледовому маршруту 4А с севера (в двойке). альплагерь «Уллу-тау».
Время - конец июля 2006.
Фотоаппарат Canon EOS 300, пленка Fuji 200.

На панораме слева направо:

Вблизи – гребень Чегема (1), вдали за ним – вершины района Безенги: Уллуауз (2), Коштан (3), Крумкол (4), Дыхтау (5), далее за понижением перемычки Дыхни-Ауш (6) в облаках видна пока не опознанная вершина (возможно Айлама или Нуамкуан), затем правее на панораме видна вся Безенгийская стена, вершины которой (Шхара, Джанги, Катын и Гестола) цифрами на панораме не обозначены.

Еще правее, за перемычкой (9) к югу от Безенгийской стены хорошо виден Тетнульд. Главный Кавказский Хребет (ГКХ) проходит по Безенгийской стене.

Нижняя часть Безенгийской стены не видна, она скрыта за массивом Тихтенген (7), который обычно относят к району Чегема.

Вершины (8), (10), (13), (14) и перевал (11) – пока не опознаны. Возможно, какая-то среди этих вершин – Башиль, Бодорку и/или Сарыкол. Кто опознает – пишите в комментариях к статье.

На ближнем плане от вершины Орубаши (12) слева направо идет небольшой хребет Орубаши – Юном – Кичкидар – Джайлык. Вершина Юном (или Юном-Кара) находится как раз под цифрой 14 на панораме, от нее он поворачивает на зрителя и более близкий Кичкидар виден примерно на одной линии с Юномом.

Еще правее на панораме – Адырсу (15), от которой отходит отрог с вершинами Химик и Озерная (18). Вершина Химика видна левее Озерной на фоне более отдаленного массива Уллутау (17).

Между Адырсу и Уллутау вдали виден находящийся уже целиком в Сванетии Светгар (16).

К западу (то есть левее) от Уллутау, по гребню которой проходит водораздел ГКХ, хорошо видна седловина перевала Гарваш, над которым с другой стороны возвышается Лацга (19), от которой ГКХ идет в направлении вершины Чегет-Тау.

Чуть правее Чегет-Тау вдали видна Ушба (20), которая повернута к нам Северной вершиной, нижнюю часть которой закрывает массив Чатына. Примерно посередине между Ушбой и Шхельдой (21) видна вершинка пика Щуровского.

Чуть ближе к зрителю примерно посередине между Ушбой и Шхельдой на фоне пика Щуровского располагается массив Гадыл-Башкара, под которым просматривается Джантуганское плато, в правой части которого виден и сам треугольный пик Джантуган. На фоне Джантуганского плато неявно различима вершина Гумачи – от которой от ГКХ отходит хребет Адылсу. Под северными стенами Уллукары хорошо виден ледник Гумачи, а одноименный перевал Гумачи, ведущий в соседнее ущелье Адылсу виден на фоне Джантуганского плато.

Правее перевала Гумачи – небольшой массив Чот-Чат, относящийся к хребту Адылсу.

Массив Шхельды (21) почти скрыт за огромным массивом Уллукары, левее которой и значительно ниже видны ее отроги – пик Гермогенова и Чегет-Кара.

Далеко и значительно левее расположен массив Донгузоруна (22), левее которого за перемычкой Хотю-Тау просматривается район Узункола и Гвандры (24), среди вершин которого выделяется скальный зуб Далара (виден чуть правее цифры 24).

Справа панораму замыкает Эльбрус, обращенный к зрителю Восточной вершиной.

На среднем плане цифрой 24 обозначена высшая точка хребта Адылсу – вершина Курмычи (24). Хребет Адылсу окаймляет с запада долину Адырсу, леса и луга которой зеленееют далеко внизу, на 2-2.5 километра ниже вершины Джайлыка, откуда снималась панорама.

На снимке виден участок хребта Адылсу от ГКХ до Курмычи, в котором выделяется вершина Койавган (над ней белое облачко), левее которой висит еще одно облачко, за которым – ВИА-тау. Между Койавганом и ВИА-тау – простой перевал Койавган-ауш.

Левее ВИА-тау гребень хребта Адылсу проходит через несколько жандармов в направлении Чот-Чата. Один из этих жандармов летом 1993 года получил в обиходе название «пик Нечипоренко» в честь инструктора альплагеря «Уллутау», под чьим руководством на него совершила восхождение большая группа новичков. По плану они должны были сходить с утра до обеда на Чот-Чат по 1Б, но заблудились в тумане и ушли на огороды левее. То боевое крещение новичков длилось со спуском около 20 часов нон-стоп, отчего всем запомнилось.

теперь и с Джайлыка

Спасибо, очень интересно "крутить головой", стоя с вами на вершине Джайлыка!.. Кстати, раз вы стали достаточно подробно расписывать панораму: В дальней гряде за и чуть правее Гермогенова Малая Шхельда над цирком л. Ахсу. Соседний с ней двойной скальный пупырь справа - Ахсу, а пупырь слева - пик Физкультурник, от которого в ракурсе на нас переход к пику Профсоюзов, он на вашей панораме виден как ледовое месиво. От этого месива налево темный силуэт западного фланга массива Шхельды. С Физкультурника я снимал Джайлык примерно в те дни, когда вы на него поднимались (снимок включен в фотоподборку в моей весенней заметке "Приэльбрусье в фотографиях. Ахсу-Юсеньги").