Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Николай Бандалет, Беларусь

Центральный Тянь-Шань, хребет Западный Кокшаал-Тоо, район пика Кызыл-Аскер (5842 м)

Также читайте по этой теме:

Тянь-шанская Пти-Дрю. Район в. Кызыл-Аскер. Первая попытка, осень 2002.
Походы 1995-1997 годов (группы О.Чхетиани и А.Новика, Москва) по хр. Борколдой и Западный Кок-Шаал-Тоо.
Русский путь- Стены мира. Пик Кызыл-Аскер (5600м), Киргизия - Китай.

Краткая характеристика района

Западный Кокшаал-Тоо самый южный хребет в Киргизии. Этот хребет расположен в Центральном Тянь-Шане между озером Иссык-Куль и пустыней Такла-Макан, на границе Киргизии с Китаем. С севера хребет Кокшаал-Тоо граничит с реками Узёнгю-кууш и Мюдюрюм с юга с рекой Кокшаал.

В данном районе большое количество вершин высотой около 6000м. Наиболее интересные среди них пик Кызыл-Аскер (5842м), пик Крылья Советов (5800м), пик Шмидта (5954м., не покорен), пик Данкова (5982м), пик Чон-Турасу или Джолдаш (5729м), пик Альпинист (5641м), пик Сергея Королева (5816м). Для этого района характерно сочетание типично альпийских форм (множество вертикальных скальных стен с перепадом высоты около 1,5-2 км) с огромным оледенением, на Тянь-Шане уступающим только оледенению в районе пика Победы. Весь район, включая низины, зона вечной мерзлоты. Часто встречаются заболоченные участки вплоть до высот 4000 м.

Снеговая линия находится на высоте около 4000-4500м над уровнем моря. Долины рек имеют высокую абсолютную высоту около 3000-3500м над уровнем моря. Климат в долине суровый. Средне месячная температура летом около 5-8 oС, погода неустойчивая.

История освоения

Десять лет я мечтал попасть к горам хребта Кокшаал-Тоо. Для своей экспедиции (август 2007 г), мы выбрали район пика Кызыл-Аскер. Меня поразила красота пиков на  (фотографиях Александра Ручкина). На туристской схеме района, которую мы нашли в Интернете, было название только одной вершины этого района, а именно пика Кызыл-Аскер. Все остальные вершины были нанесены как-то неуверенно и, похоже, приблизительно. Еще из Интернета мы узнали, что в 80-х годах прошлого столетия в районе пика Кызыл-Аскер работали казахские экспедиции под руководством Ю.Попенко (команда САВО, 1980г.), К.Валиева (1985г.), Ильинского и Сидельникова (1989г). Командой К.Валиева был пройден маршрут на пик Кызыл-Аскер 5842м по СЗ стене. Кроме того, в районе пика Кызыл-Аскер работало несколько иностранных экспедиций. Но более подробной информации об этих экспедициях мы не нашли.

Узнав, накануне 2007 года, что на Кызыл-Аскер, собирается команда Александра Одинцова «Русский путь – стены мира», я связался с Александром Ручкиным и Михаилом Михайловым. Но их ответ был не очень утешительным. Они располагали несколькими фотографиями вершин района и это почти все. По району пика Данкова есть достаточно много информации. Наиболее подробно и качественно она изложена на сайте подмосковных альпинистов из города Черноголовка www.alpclub.ru Мы также пользовались информацией туристского отчета (руководитель Новик): http://www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/chetiani/vvedtnie.shtml. Во время экспедиции, мы сняли записку с пройденного ими перевала «Соло на Ундервуде».

Так как по району мы не нашли карты с названными вершинами, чтобы понимать друг друга во время экспедиции, некоторым вершинам мы дали названия. Некоторые названия условны, так как не на всех вершинах мы побывали. В основном члены экспедиции совершали восхождения на вершины по несложным маршрутам. По моему мнению, район пика Кызыл-Аскер еще почти темное пятно на альпинистской карте и таит в себе массу интересных первовосхождений и первопрохождений. Единственно, что здесь нет очень протяженных стен, с перепадом более 1000 метров (со стороны Киргизии, а со стороны Китая все-таки есть, материалы экспедиции Александра Одинцова), но, учитывая относительно не сложную заброску – этот район может быть интересной альтернативой тем восходителям, в которых живет дух приключений и исследователя и кто пока еще не нашел денег на непройденные гималайские, карокарумские, куньлуньские стены. Ну а красота Центрального Тянь-Шаня, покорит любого неравнодушного к горам человека.

Заброска

Карта района Кызыл-Аскер
Есть два способа заброски в описываемый нами район. Первый – это вертолет. Так забрасывалась команда Александра Одинцова «Русский путь – стены мира». Один из оптимальных вариантов разбивки базового лагеря, на берегу озера Бивачное. Недостаток заброски вертолетом один – это цена.

Второй способ заброски, на автомобиле, выбрали мы. Дорога в этот район сама заслуживает отдельного описания. Ехать нужно два дня, с ночевкой в г. Нарын. Непрерывная смена пейзажей через три перевала и в конце – дорога, если можно так сказать, по Аксайской долине. За населенным пунктом Орто-Кашка-Суу (один жилой дом), здесь же расположена пограничная застава (район – это пограничная зона и необходимо заранее заказать пропуска), путь по разрушающейся дороге вдоль остатков заграждения из колючей проволоки, остатков телеграфных столбови еле приметной КСП (контрольно-следовой полосы) – это остатки границы некогда великой страны, Советского Союза.

Хребет Борколдой и плато Кагалячап
Пространство между хребтом Борколдой и Кокшаал-Тоо западнее перевала Кубергенты принято называть Аксайскими сыртами или урочищем Кагалячап. Оно представляет собой огромную, плоскую как стол поверхность с неявно выраженным водоразделом между бассейнами Аксая и Узёнгю-кууш. Аксайские сырты представляют собой суровую высокогорную пустыню, приподнятую на высоту 3500 метров над уровнем моря: участки растрескавшейся глины перемежаются с пучками высохшей травы. В небольших понижениях имеются высохшие озера, почва покрыта коркой соли. Раньше недалеко от места слияния Кызыл-Унета и Карагермеса была пограничная застава, сейчас она брошена, на ней летом по некоторой информации живут охотники. (Правда, мы их не встретили, побывав на остатках этой заставы исключительно из интереса). Основная проблема заброски под пик Кызыл-Аскер – это заболоченность плато Кагалячап.

Несколько выше остатков пограничной заставы, на карте обозначены ОТФ, мы свернули с дороги и начали пересекать плато с Севера на Юг, в направлении озера Бивачное. Мы его пересекали, выслав вперед разведчиков, которые  буквально прощупывали грунт. Петляя, часто проезжая по руслам многочисленных рек, потратив на это несколько часов, машина пересекла плато успешно, но умудрилась застрять уже на возвышении. Пришлось все выгрузить и опять загрузить. Свой Базовый Лагерь мы разбили возле небольшого ручья, в часе ходьбы до озера Бивачное на высоте примерно 3750 м. Подъезд на машине до озера Бивачное, я думаю, тоже возможен, но ехать нужно по рукавам реки вытекающей из ледника Кызыл-Аскер. Сворачивать с дороги нужно где-то примерно напротив большого камня №6 на карте. Но риск завязнуть в болоте существует всегда. Более надежным считается заброска на двух машинах: первая тянет сзади трос и вторая всегда готова прийти на помощь, но опять же финансы…

Дорога

Озеро Бивачное

Михаил Михайлов (г. Бишкек) подсказал нам вариант заброски в долину ледника Комарова (истоки реки Кызыл-Унет) за гребешок разделяющий ледники Комарова и Кызыл-Аскер. Этот вариант более надежный в плане проезда, но этом случае подход на ледник Кызыл-Аскер правый, а тем более Кызыл-Аскер левый будет существенно тяжелее и дольше.

Район пика Кызыл-Аскер географически удален от любого жилья. Ближайшее жилье (не считая китайских населенных пунктов) – это застава Орто-Кашка-Суу. (Обратно, зная дорогу, из Базового лагеря до нее мы ехали 3 часа). Пастухов на многие десятки километров нет. Из живого - только птицы и животные. Повсеместно встречаются сурки, баран Марко Поло (близко не подпускает), ночью воют волки, а в небе кружат то ли орлы, то ли грифы (орлы, как мне кажется, в стаи не собираются).

Погода

Оптимальным временем проведения экспедиций здесь считается вторая половина августа и первая половина сентября. Как уже упоминалось выше, погода крайне неустойчивая. В течение одного дня иногда можно наблюдать несколько пор года: зима, лето, осень и весна. Причем, какая либо закономерность отсутствует. Дождь или мокрый снег может начинаться утром, днем, под вечер. Но, может быть и несколько дней подряд хорошей погоды. Главное, продолжительной непогоды за время нашего пребывания здесь не было, максимум - 14 часов (чаще всего - от 2 до 6 часов).

Базовый лагерь
Непогода длится коротко, почти всегда сопровождается сильным штормовым ветром. Ввиду этого, есть определенные требования, к базовой палатке, она должна быть достаточно ветроустойчивой. Особенно, если лагерь не удастся разбить вблизи озера Бивачное, там ветры не такие жесткие - озеро расположено в небольшой котловине.

Место нашего базового лагеря было открыто всем ветрам. Хорошо себя зарекомендовала палатка «Ангара» фирмы «Rock pillars».

Быстрая смена погоды обуславливает возникновение каких-то неземных видов, каких я не встречал ни в одних горах, где я был, ни зимой, ни летом. За время нашего пребывания в горах, я сделал вывод, что в это время, т.е. в августе, погода не может кардинально повлиять на восхождения, учитывая характер маршрутов. Достаточно холодно даже при хорошей погоде, становится в горах, когда начинает дуть ветер с плато Кагалячап. Учитывая все это, необходимо иметь соответствующую одежду и соответствующий настрой.

Маршруты

Схемы маршрутов
Все маршруты на вершины района – комбинированные. Вершины, которые расположены дальше от главного хребта, сложены из непрочных пород и представляют собой разрушенные гребни и склоны. Вершины ближе к главному хребту, сложены из очень прочного гранита. Здесь строение гор крупноблочное, напоминает пик Аксу.

Преобладают вертикальные трещины, камины, разнообразные отколы. На стенах северной экспозиции трещины часто залиты натечным льдом. Лед ближе к 5000м напоминает зимний. Для организации страховки хорошо идут френды, стоппера, разнообразные крючья и ледобуры.

С альпинистской точки я условно разделил бы район на две части: район ледника Кызыл-Аскер Левый и район ледника Кызыл-Аскер Правый (орографический). С ледника Кызыл-Аскер Левый основные вершины для восхождений – это Кызыл-Аскер (северная и северо-западная стены) и пик Грандиозный. Восхождение на другие вершины могут носить исследовательский и тренировочный характер. На Кызыл-Аскер похоже проложен один маршрут, маршрут Валиева (1985г) по Северо-Западной стене. Северная стена пика Грандиозный, я полагаю, не пройдена. По крайней мере, у меня нет такой информации.

Над ледником Кызыл-Аскер – правый
В районе ледника Кызыл-Аскер Правый сосредоточено больше объектов восхождения. Во-первых, притягивает взгляд черная безымянная вершина (5046м) слева (по ходу) ледника Кызыл-Аскер правый. Двойка Бандалет-Головченко совершила восхождение на эту вершину по Восточному гребню (5А кт/сл., ориентировочно) и в честь 940-летия столицы Белоруссии назвала вершину пиком Минск. Вначале мы сделали попытку пройти правый контрфорс Северной стены, но, пройдя несколько веревок, решили взойти по гребню. Скалы очень трудные и очень холодно на стене, нужно более тщательно готовиться к такому восхождению. Северная стена пика Минск не пройдена.

Пик Минск (5045м)
Перепад высоты приблизительно 600-700 метрови средняя крутизна стены 75-80 градусов. По крутизне, протяженности, характеру рельефа, эта стена напоминает мне Северную стену пика Блок, Туркестанский хребет. Но климат здесь не в пример суровее. В отчете А. Ручкина , эта вершина, как объект неудачной экспедиции, ошибочно обозначена за ледником Комарова, как вершина 4716м.

Бастион Забор и пик Грандиозный (5432м)
Очень красиво смотрится пик Грандиозный, особенно его восточный гребень, с необыкновенным бастионам, мы его назвали «Забор». Бастион «Забор» представляет скальную стену с перепадом высоты 400 метров, шириной около 500м и средней крутизной примерно 70-75 градусов. Наверно можно считать этот бастион и отдельной вершиной. Это чем-то напоминает ситуацию с Замком и Парандасом в Фанских горах. Правда, здесь с восходителями не густо, поэтому это не актуально. Но, учитывая юго-восточную экспозицию стены бастиона и простой спуск, он может служить очень хорошей и интересной разминкой.

Напротив бастиона «Забор» находится вершина под условным названием «Большая Белая» (из-за огромной снежно-ледовой шапки на вершине горы) с очень длинной юго-западной стеной, сложенной из огромных монолитных блоков и имеющей много вариантов подъема. Кроме выше названных вершин возможны интересные восхождения на вершины: Холодная стена, Узловая, и другие. Здесь же начинается самый легкий путь на пик Кызыл-Аскер - спусковой маршрут

Из долины ледника Комарова
команды Валиева.

На фотографии, сделанной из долины ледника Комарова, полностью виден весь район пика Кызыл-Аскер. Есть варианты восхождения на вершины с ледника Комарова. Район смотрится компактным и как будто выделенным в хребте Кокшаал-Тоо. Вокруг пика Кызыл-Аскер нагромождение вершин, а справа и слева от этих вершин достаточно много пространства.

Полезное

Организация базового лагеря. Ничего полезного в смысле подручных материалов на месте нет. Оно и понятно, район редко посещаемый. Поэтому для относительно комфортного проживания все необходимое нужно привозить с собой.

Подходы под вершины района, даже с места нашего базового лагеря, не очень долгие и занимают 5-7 часов до начала маршрута в зависимости от выбранной вершины. Подходы к вершинам необычны, по сравнению с другими горами. Вначале приходится идти буквально по степи или, если угодно, тундре, обходя заболоченные участки. Направление пути от базового лагеря на левобережную морену (по ходу) ледника Кызыл-Аскер Правый (орографический). Там начинаются туры, расставленные нами. Менее затратный, в смысле физических сил, путь по леднику, правда, требующий некоторой ориентировки. Переход с боковой морены на ледник тоже промаркирован турами.

Пройденные маршруты.

Путь спуска с пика Минск на Юго-Восток
Пик Минск по Восточному гребню, ориентировочно 5А.Бивуак на морене правого ледника Кызыл-Аскер под пиком Большая Белая. Маршрут очень длинный и тяжелый. Основная трудность – монолитные жандармы гребня, обход которых часто занимает очень много сил и времени и требует внимательности и страховки. Подъем на вершинную башню более однозначен, хотя технически и сложнее. Спуск с вершины по гребню в основание вершинной башни и 150 м вниз (крутой дюльфер) под юго-Восточную стену пика Минск.

Пик Панорамный по Восточному склону и Северному гребню, ориентировочно 3Б-4А. Бивуак на морене правого ледника Кызыл-Аскер под пиком Большая Белая. Склон снежно ледовый, а гребень пересекает пояс крутых разрушенных скал длиной примерно 60 м. Спуск по льду опасен из-за камнепада после восхода солнца. Поэтому спускаться пришлось по Северо-Западному гребню. С вершины очень хорошо просматривается вся Северная стена пика Минск, собственно для этого и делали восхождение. Кроме того, отличные виды всего района. Для разрядников маршрут рекомендовать не будем, очень разрушенные скалы. Да и спуск не очень.

Пик Обзорный по Западному склону и Северному гребню, ориентировочно 3Б-4А. Бивуак на морене левого ледника Кызыл-Аскер под ледовым склоном. Склон ледовый 400м с обязательной страховкой, выводит на плато под пиком Панорамным, затем по заснеженному скальному гребню выход в мульду под вершиной и далее по снежному гребню к вершине. Спуск по пути подъема на плато и далее кулуарами в обход ледника на бивуак.

Пик Штаны по Восточному склону, ориентировочно 1Б. Выход с бивуакана морене левого ледника Кызыл – Аскер под пиком Панорамный. Пересечь ледник в направлении пика Штаны и подниматься наверх до вершины по снежно-ледовому склону, возможны трещины. Спуск по пути подъема.

Пик Вовчик по Западному кулуару и Северному склону, ориентировочно 2Б. Бивак в кармане морены правого ледника Кызыл-Аскер в устье кулуара, спускающегося из под пика Вовчик. По кулуару выход на Северный гребень пика Вовчик правее жандарма Фаллос… Кулуар в верхней части снежно-ледовый. Далее по северному снежно-ледовому гребню на вершину. Спуск по пути подъема.

Команда, Одинцов и доктор Бакин
Хочется сказать большое спасибо всем, без кого бы не состоялась экспедиция в этот удивительный район Тянь-Шаня. Фроловой Тане, моему вдохновителю и помощнику во всех экспедициях. Станиславу Ивановичу Шабуне, чья энергия, опыт и целеустремленность помогала преодолевать трудности, как во время проведения экспедиции, так и при ее подготовке. Владимиру Сиротину и Маламе Юрию, благодаря их опыту и хладнокровию, мы достойно выходили из разных ситуаций. Врачам экспедиции Николаеву Володе и Сасим Инне, под чьими непрерывными наблюдениями мы находились. Головченко Николаю, единственному представителю России с молдавскими корнями в нашей экспедиции. Григорьеву Максиму, кто заряжал нас своей молодостью и энергией. И конечно Точилиной Алле, нашему завхозу, без которого, как говорится, не туда и не сюда.

Отдельное спасибо бишкекской фирме «Горы Азии»http://asiamountains.net и лично Алене Дудашвили, которая уже не первый год, помогает нам на высоком уровне организовывать экспедиции в горах Центральной Азии.

Лот Большая Белая до пика Минск

Пик Минск с Панарамного

Кызыл-Аскер и пик Грандиозный

Отличный отчет, слава исследователям.

А можно подписи к фотографиям сделать, а то не совсем ясно где что изображено. Спасибо