Автор: Владимир Белоусов, Москва

Конгде Лхо - 6187 м
Хроника нашего первопрохода

Авторская страница Владимира Белоусова
Своему другу и напарнику Шуре в день его рождения. Будь здоров Санек!

Не первый раз уже стою на крыльце лоджии в Намчебазере, и взгляд упирается в острые зубья хребта Конгде. Высоты как будто бы небольшие. Любопытно однако. В интернете натыкаюсь на статью Дэвида Брешерса. С удовольствием узнаю – вершины эти не одному мне мозолили глаза – более расторопные представители альпинисткого братства еще в 1978 году залезли на одну из вершин с севера. Маршрут по северо-восточному гребню – самый простой с северной стороны. Чуть позднее – в 1982 году, пала и северная стена « Hungo». До сих пор на стене пройдено 5 маршрутов. Все маршруты – сложные, проходят по ледовым ручейкам. Рельеф требует высокого уровня лазания по льду и скалам с инструментами. Микст, лед и драйтуллинг. Такова специфика Конгде.

Фото с www.alpinist.com
Слева направо:
Красный вариант – вариант Extra Blue Sky (2000, Scottish 7, Cartwright-Chinnery)
Зеленая линия – Extra Blue Sky (1996, французы, ED2, 1200m)
Синяя линия – японский маршрут (ED3: WI6 M5, 1200m, Ito-Nakagawa, 2002)
Красная линия - (ED2: WI6, 1200m, Breashears-Lowe, December 1982)
Желтая линия - Mandala (1150m, Lorenzo-Munoz, 1985)
Голубая линия - Normal Routes Have Nothing Extraordinary (ED2: WI5+, 1150m, Benoist-Gottadi, 2006)

Но это еще не все. Может так случиться, что Вы, приехав с горой лeдового снаряжения, слегка удивитесь, обнаружив такую.... совсем безрадостную картину. Стена сухая. Нет льда. Нет и все тут. И что здесь поделаешь? Извлекаются приборы многократного оптического увеличения, сотни раз стена испещеряется внимательными взглядами в поисках остатков натечки, но тщетно. Там где в свое время народ получал удовольствие от лазания по ледовым ручьям – лишь белесые потеки. Видимо по этой причине – большинство маршрутов не имеет повторения. Повторы были только на Extra Blue Sky и на Lowe/ Breashers route, да и то вариантами.

Конгде – через листву
Именно такой мы обнаружили северную стену Конгде Лхо. Зима. Совсем не хотелось идти чисто скальный маршрут. Лед все же должен доминировать зимой. Ведь иначе скорость падает – на холодных скалах быстро не побежишь. Смотрели мы на красавицу и так и этак. Центр стены пришлось выкинуть из головы. Левая часть с Extra Blue Sky выглядела не лучше. Заглядываем вправо от центра стены. Конечно не так круто, много снега и полок, но все же вырисовывается вариантец. Солнце слепит глаза – оно всегда практически над хребтом и рассмотреть что либо против его света сложно.

Конгде из Намчебазара
После празднований нового года, отходняков, акклиматизационных выходов, наступила такая... неловкая пауза, когда надо было уже кому то сказать - «ну все – завтра выходим»....

Седьмое января. 4500 м. Базовый лагерь удивил меня своей «гостеприимностью». Долго пытались найти на крутых травянистых склонах место под палатку. Поставили криво. Ну – с этим уже пришлось свыкнуться ранее – похоже здесь, под Конгде – деффицит горизонтальной поверхности. Поначалу пытались выложить площадку из множества камней на склоне – но потом забросили эту затею – отодрать от склона удалось всего парочку булыжников. Все остальное – намертво вмезло!

Стена
Итак, коротенько по снаряге. Берем два маленьких газовых баллона, палатку «Библер», один спальник на двоих, 60 метров 8мм веревки, 6 буров, столько же камалотов, 3 якоря. Инструментов решили взять 3 штуки. Вместо оттяжек – петли и отдельно карабины. Получается вроде полегче. Принципиально взяли бахилы на ноги для утепления. О чем совсем не пожалели. В бахилах ноги не мерзли даже в самых сложных условиях.

Портеры
Восьмого января, утром, около 8-ми, нагрузившись, попыхтели в сторону снежных полей основания стены. Толком не проснулись еще. Ноги, как у плохо отрегулированного робота – наступают куда то невпопад. Того гляди – оступишься. Жуть – а ведь с этим еще и лезть. Идем под скальный треугольник (так мы обозвали большую скальную башню, образующую нижнюю часть нашей стены). Идем, значит, под треугольник, а перспективы меняются. Вскоре – замечаем, что из-за правой грани треугольника, как будто бы выглядывает кулуар. А... чем черт не шутит – проверяем! И вот он.. обход треугольника – а раз есть обход, какой смысл ломаться на скалах.

Начало маршрута

Широкий кулуар кверху начинает сужаться. Становится круче. Фирн жесче. Еще немного, и фирн сменяется на лед и разрушенные скалы. Не связываемся. 30 метров аккуратного некрутого лазания выводят наверх нашего треугольника. Время – 10 утра. Я расчитывал оказаться тут не раньше 12-ти. Отличненько...

В кулуаре

Траверс под скалами

После кулуара оказываемся под центральным скальным поясом. Высоту оцениваем в 100 метров. Снизу, в биноколь, наметили ледовый ручеек. Это единственное место, где почти на всем протяжении пояса есть лед. Достаточно длинный траверс подводит нас под основание ледовой сопли. Достаем веревку.

Здесь, на месте, видим, что лед не такой уж и хороший. После 10 метров он вообще пропадает – и справа метрах в двух появляется тоненькая натечка, по которой и лезть то не получится. Лед кончается, вверх лезется с трудом. Шура закладывает какой то неприлично большой траверс вправо, и по слабо-заметным полочкам вылезает в основание действительно отличного ледового желоба. Веревка. Шура пытается ее спрямить, пуская волну, но она зацепилась за карниз, и так и осталась – троллейбусной линией. Нацепив на себя два рюкзака, занимаюсь аккробатикой. С единственным молотком пытаюсь сделать то же что делал Шура с двумя. Еще рюкзаки эти! Особенно тот что снизу. Болтается... Гм!!!

Участок M4

До вершины еще далеко

Не знаю, каким образом, но у меня все получилось, я вылез, и теперь дышу, откинувшись на самострахе в основании угла, залитого льдом. Смотрю себе под ноги, потихонечку выдаю веревку. Сверху непрерывным потоком прилетают линзы и осколки льда. Когда смотришь под ноги, то они как то чаще падают рядом, а не по лицу. Обдумываю эту мысль. А в это самое время Шура очередной раз со всей дури замахивается слегка затупившимся шакалом по льду, и неприлично большая линза устремляет свой полет вниз, держа в перекрестии красный маячек моей видавшей виды каски.

Участок WI4
ЖЖЖЖЖ. Голова гудит. Мыслей че то никаких, тока этот, неопределенный артикль «МЛЯ»!!! Стихло. А еслиб не каска? Не только мысли бы тогда в рассыпную – чего таить – мозги бы разлетелись!

На таких отвесных участках, первому, понятное дело, тяжеловато, и я тяну на жумарах два рюкзака. Так у нас и получалось. Либо лезем совсем одновременно, либо я с двумя рюкзаками вторым.

Третья веревка скального пояса вывела к снежному гребешку, который, верхней своей частью упирался в скалы. Там и решили тормознуться. Время – четыре. Связь. Внизу все нормально, наш тим-лидер Слава пьет пиво на лоджии, а мы ровняем площадочку под библер. Хоть он и маленький, но места занимает как большая взрослая палатка. Так что – края немного свисают. Ночевка чудесная, впервые за последнее время – палатка встала горизонтально! А внизу горят огни Намчебазара...

Шура на первой ночевке

Я тож, там ж

Девятое января. Дальше, в сторону гребня, маршрут проходит траверсом по снежным таким... ребрам. И подбираясь ближе понижению гребня, входит во внутренний угол со льдом и разрушенными скалами. Траверса мы насчитали метров 300-400, внутренний угол – ровно шестидесятка.

Траверсы в сторону гребня

Внутренний угол под гребнем

На гребне ветер и холодно. Время – полдень. Есть мнение, что успеем на вершину. Правда, кроме меня с этой точкой зрения никто не знаком. Начинаем двигаться вверх по гребню.В южную сторону обрывается вполне себе крутая стена. Гребень через 100 м встает сложным бастионом, но вправо просматривается траверс. Решаем траверсировать южную стену – с небольшим набором высоты. Ледовые крутые гребешки чередуются с плитами. Драйтуллинг, микст. Если б тут голыми руками... Было бы грустно.

Проходит час за часом, и вот уже запад начинает покрываться багрянцем. Сумеки. Нужно искать площадку. Шура говорит – срубим вооооооон на том гребне. До него пара-тройка веревок. Идем попеременно. Через три веревки – мы все еще не на гребне. Шура сделав вид что организовал станцию – полез дальше, а я чувствуя, что веревка пошла – соответственно тоже полез. Лезу, и через некоторое время вижу что между нами только ветер, да веревка, натянутая струной. Станцию Санек делать походу раздумал. Ну да ладно – лед и фирн – вроде не страшно.

На станции – холодно и вечереет
Вылезаем на гребешок. Он ледовый. Ни намека на площадку. Шура машет куда то в сторону – мол щас вооон там разравняем. Вижу. Понимаю. Ну чтож, сидячая так сидячая. На альтиметре – 5900. Прямо над нами ощетинившись скальными блоками – нависает вершинная башня. И заказ красивый. Шура кричит сквозь порывы ветра – «Вован, сфотай!». Фоткаю, ну чисто чтоб отстал...

Закат, Шура, специально для тебя!
Находу придумываем - как будем ночеавать. Импровизация. Так, значит вот на эту полочку кладем рюкзак, садимся на него.. Сели. Так, надо еще накрыться, а то холодно будет. Встаем, значит, натягиваем на себя палатку входом вниз, теперь опять садимся. О! Мы в домике. Звук приближающегося поезда, хватаем палатку и пытаемся вместе с ней не улететь! Конечно не патагония, но тож захватывает! Теперь в процесс добавляем горелку и котелочек. Все это надо держать, держать так же палатку, одно полупопие онемело и рюкзак скатина сползает. Смотрим на часы – шесть вечера. Ну – теперь – до шести утра – алгоритм не меняется. Ветер, горелка, рюкзак сползает, все немеет. Полчаса полузабытья. И все по новой. Особое развлечение – выйти пописать. Это совсем для смелых. Так как в процесс вовлечена вся группа. Необходимо синхронно встать, стащить с себя палатку, подставить себя снежным вихрям.... Стоп. Снег... Снег??? Снег!!!! Охренеть, что это, погода испортилась?! Бр... что то все расхотелось – лучше обратно накрыться! Ну – когда уже совсем не в моготу – закрываем глаза на то что на улице творится...

За такими вот нехитрыми манипуляцияеми медленно тянется время, но всему наступает конец, и ночь тоже прошла. Завтрак. Шура с отвращением отказывается от мюслей. Я ем. Жрать охота. Пьем еще.. кофе. Кофеманы блин – купили кофейный напиток с цикорием и делаем вид, что вкусно. Хотя – что не говори – а вкус талого снега забивается!

Десятое января. Потихонечку шевелимся, собираемся. Вспомню еще раз про бахилы. Ноги были почти все время на улице – ни у меня ни у Шуры – никаких последствий.

Ну все – полезли. Продолжаем вчерашнее генеральное направление в сторону южного гребня. Через час – южный гребень, точнее его предвершинная часть. Трепыхаются на ветру старые перила. До вершины метров 100. Оставляем рюкзаки, и ловя моменты затишья – мелкими перебежками лезем в сторону вершины. Порывы ветра настолько сильны, что приходится держаться за все что можно, чтобы сохранить равновесие!

Нитка маршрута
9:30 утра. Мы стоим на вершине. И задерживаться на ней нет никакого желания. Ветер. Здесь почти непрерывный. С трудом удается докричатья по рации до Славы (тим-лидера нашего). Он сидит на лоджии, окруженный толпой французов, и с довольным видом рассказывает какой у нас трудный маршрут и вообще, какие мы крутые перцы. Фотоаппарат. Батарейки замерзли. Из недр своих одеяний достаю теплые. Пока не успели замерзнуть – делаем пару снимков и бегом вниз. До рюкзаков по знакомому. Тут немного накатывает усталость. Двигаемся как вареные. Сказывается бессонная ночь. Решения совсем не молниеносные. Тормозим сильно.

Традиционно на вершине
Вниз уходят перила. Старые. Санек дюльферяет, я его страхую через связочную. Пых, и уже летит. Смягчаю падение как могу. Обошлось. Перила – гнилье. Дальше решаем не рисковать и дюльфера делаем свои. Метров через 100 попадаем на снежно-ледовый гребешок. По нему одновременно на три такта лицом к склону. Метров 300. Усталость наливает тело свинцом. Падаю раз, падаю еще... Какой то не мой день. Выясняется, что Шуре тоже не сладко. Штормит. Ветер порывами. Все тот же знакомый состав приближается, мы ложимся на гребень вбивая клюв инструмента в лед. Следующую минуту нас полощет, как белье на веревке. Затем все стихает. Поехали дальше.

Спусковой гребень
Спустились к выполаживанию. Отсюда резко вправо вниз к скальному гребешку – очень крутой фирн, внизу лед. Кошки тупые. Осторожненько снижаемся к скалам. Еще час лавирования по скальным ступеням, снежным полям и все. Можно снимать системы.

Южная сторона
Высота – 5500. Высоковато. Хочется спуститься пониже – иначе сил будет завтра меньше. Однако Шура выработался и еле волочит ноги. Едва уговариваю его спуститься пониже к замерзшему озеру. Тут уже не в силах настаивать. Саня сбрасывает рюкзак и это точка. Высота 5200 м. 800 метров сбросили – и то неплохо. Солнце печет, вытаскиваем палатку и спальник – сушим. Все в измороси после тяжелой ночи.

Доедаем почти все продукты. Завтра уже должны быть внизу, в деревне. Остались какие то сухари и мюсли. Сахар закончился. Чая немного и напитог наш с цикорием. Пьем пьем пьем.

Одинадцатое января. Утром конечно же проспали. Встали в 7, вышли в 9. Траверсируем озеро по сыпухе, но через метров 200 упираемся в сбросы, которые уходят отвесно в ледяную поверхность озера. Предлагаю спуститься и обойти сбросы по льду. Саня протестует – а вдруг утонем!!! Но деваться некуда – спускаемся вниз. Для того чтоб успокоить напарника – рублю лед, делаю лунку. 10см, 20 см, воды не достать. Лед как минимум полуметровый! Выдержит точно!!! Одеваем кошки, и осторожными нерешительными шагами семеним к противоположному берегу.

Медео отдыхает

Смотрите, Шура на коньках

Вот он «берег туманный»– бараньи лбы, по которым летом текут потоки. Сейчас они сухие, гладкие и... стремные. Обходим как можно больше и в самом низком и пологом месте спускаемся на нижнюю сыпуху. Все – дальше уже более менее просто. По морене спускаемся на место базового лагеря. Отсюда на Конгде водят треккеров. Достаточно сложный треккинговый пик. Спускаемся дальше. Сильно хочется пить. С утра мы развели остатки нашего энергетического напитка и фляги уже почти пустые. Спускаемся без тропы. Ищем. Вот вот – должна быть же. По карте тут чуть ли не дорога. Наконец – на противоположном борту бокового ущелья видим отличную тропу. Чертыхаясь переправляемся к ней и расслабляемся. Как оказалось – рано. Идем вниз и неожиданно понимаем что потеряли тропу. Начинаем метаться по сторонам в поисках. В конце концов находим. Спуск дальше. Тропа - то есть то нету. Опять чуть не проворонили переправу через ручей. Немного пришлось вернуться.

По словам одного из редакторов «ALPINIST.COM» – мы должны были спуститься в долину, и затем выгребать на перевал, с которого – спускаться уже в долину Дудх-Коси. Расчитывая проделать все это в один день – мы очень торопились. Спускались и спускались, а перевал не становился ближе. К двум часам дня мы наконец практически упали на поляну, с которой должна была начинаться тропа на этот злосчастный перевалище. А ее еще предстояло найти. Ни указателей, ни намеков. Просто чудом мне практически с первого раза удалось набрести на некое подобие тропы, на которой преобладали почему то следы парнокопытных. По ней мы благополучно за два часа взгромоздились на перевал. Причем перед самим перевалом тропы тоже не было. Выйдя на гребень – заглянули на противоположную сторону. Там крутяк, но спуститься в принципе можно. И тут Санек поднимает какую то палку с тряпкой и говорит – «Вован, это чиво?!». Уф... не промахнулись – действительно перевал. И спуск по узеееенькой полочке непосредственно от палки с тряпкой!

Кстати – четыре часа дня – время выйти на связь. Мы уже второй день в долине – откуда никак не связаться с внешним миром. И тут – о чудо, сквозь треск радиопомех – радостный голос Славы: «Ура!!! Наконец то!!! Я вас уже заждался!!!».

Team Leader Слава!
Нам предстоит спуск в долину. Через полтора часа будет темно. Перепад до деревни – почти два километра. Лишь бы была тропа! По тропе можно и ночью, при свете фонарей. Все, побежали. Тропа есть, причем хорошая. Мы бежим по ней, пытаясь выиграть время. Но, недолго. Тропа вывела на гребень и стала невнятной. Мы долго пытались понять, в какую сторону двигать, консультировались по радио. В результате решили идти по гребешку. Тем более на нем туры. Но... Тропа то такая дрянная. То и дело пропадает. Устав искать логику в ее направлении – сдались и начали спускаться вниз по следам вырубленного можжевельника. Через некоторое время – тропа опять стала выгребать на гребешок. Неужели она так и будет по нему петлять. Делать нечего – следуем вырубкам и примятостям в траве. Внизу - сбросы.

Все. Стемнело. Достали фонари, но помогает мало. Еще метров 300 и окончательно приплыли. Туман окутал лес. Проходя мимо нависающего камня, Шура заметил – «Вован, тут ночевали». Я по началу не обратил внимание на это, а потом когда мы встали – то решил посмотреть, где же это там ночевали. Приличная ночевочка для лесоруба. Заготовленные дрова и мягкая подстилка из сухих веточек. Забираемся под камень, разводим костер, топим снег. Пьем, пьем, пьем. Есть все равно нечего, а силы надо как то восстанавливать. Костер поднимает настроение. Обидно что не успели до низу. Чувствуем, что не хватило совсем немного светлого времени!

Двенадцатое января. Утро ясное. Не задерживаясь, собираемся и идем дальше. По свету – сразу находим вчерашнюю потерянную тропу и уже почти не теряя ее сбегаем все ниже и ниже...

Владимир Белоусов
Катманду-Доха-Москва

15.01.2008

Казахстан

Молодцы!!! Завидую белой завистью! Я из Казахстанской Федерации Альпинизма

Спасибо!

Вот люблю такие статьи - без излишнего пафоса( как в телепроекте "Русский экстрим"), с юмором. И всё равно чувствуется, что всё это было сложно, не по-детски. С другим отношением к жизни можно было бы и не выкарабкаться... Молодцы и большое спасибо!!!

Молодцы !!!

Вова, так глядишь, и до золотого ледоруба доходитесь, а что, вполне соответствуете духу :-)

Поздравления!

Саня и Вовка, вы перцы!
С трудом пытался представить вашу ночевку на 5900... Дошли на "внутренних резервах" однако.
Молодцы!!!

Саня, с днем рождения!

Молодцы!

Вовка и Шурик, С ГОРОЙ!!!! Надеюсь, будем чаще видеться на тренировках (ну это к комментам к рассказу не относится, конечно, так, к слову:-))