Автор: Ашот Левонян, Ереван

Арарат. Гридах. Агри., Груздев Константин, Сургут
АрАрАт – 5137 м, Виктор Володин, г. Москва
Необычное восхождение на Арарат, Николай Носов, г. Москва
Восхождение Команды Приключений АльпИндустрия на Арарат , Людмила Коробешко, г. Москва

«Мы прошли без пауз еще несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и – перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатер вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть еще один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата – 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»

Так описывает в своей книге «Путешествие к Арарату» покорение библейской вершины руководитель первой официальной экспедиции на Арарат, профессор Дерптского (ныне Тартусского, Эстония) университета, российский императорский государственный советник, кавалер ордена Святой Анны II степени с императорской короной и пр. Иоганн Яков Фридрих Вильгельм ПАРРОТ.

Впервые после всемирного потопа, когда к «горам Араратским» причалил ковчег праотца Ноя, на макушке Масиса стояли люди. Паррот представляет своих спутников: «На вершине нас было шестеро: кроме меня – Хачатур Абовян, дьякон из Эчмиадзина, сын земледельца из Канакера у Эривана Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов из 41-го егерского полка Ованнес Айвазян и Мурад Погосян – крестьяне из села Аргури».

Любопытно, что кроме самого профессора, среди покорителей не было ни одного члена экспедиции, которые вместе в Парротом выехали из Дерпта 5 марта 1829 года с целью разностороннего исследования Арарата и его окрестностей. Правительство Российской империи нуждалось в полноценном изучении территории Восточной Армении, лишь годом ранее, после русско-персидской войны, перешедшей под юрисдикцию России.

Альпинист-любитель Ф.Паррот, до этого покоривший несколько вершин в Альпах, Пиренеях и на Кавказе, еще в сентябре 1828 года представил в правительство доклад о необходимости научного исследования Арарата. В первых числах декабря император Николай I дает письменное разрешение на проведение экспедиции.

Она прибыла в Эчмиадзин лишь 8 сентября 1829г. и была размещена на территории монастыря. Верховное армянское духовенство, в том числе и Католикос Ефрем, никак не могли взять в толк, зачем уважаемым ученым надо непременно взойти на Арарат. Тогда мало кто в Армении владел русским языком, поэтому пришлось прибегнуть к услугам переводчика. Им оказался выпускник Нерсесяновской школы в Тифлисе 20-летний дьякон Хачатур Абовян. Паррот позднее запишет: «Его озорное и умное лицо, а также скромность оставили у меня приятное впечатление». В свою очередь, молодой Хачатур проникся уважением к профессору: «Некий внутренний голос, казалось, говорил: «Это тот, кто приведет тебя к твоей мечте».

В первых двух неудачных попытках на Арарат Абовян участия не принимал. Прибывшие из Дерпта коллеги Паррота отказались идти в третий раз, и, вняв просьбам Хачатура, профессор включил его в состав штурмовой группы. Пройдя неимоверно трудный путь и вырубив в леднике, по подсчетам Паррота, более 6 тысяч ступеней, горовосходители были награждены неописуемыми впечатлениями и красотой, какая открылась с вершины самой высокой горы Армянского нагорья.

Через месяц Паррот покорил и Малый Арарат (3925м). А после возвращения из Армении профессор ходатайствует о выдаче Абовяну государственной стипендии для учебы в Дерптском университете. После его успешного окончания в 1835 году Х.Абовян становится одним из самых образованных людей Восточной Армении. Он в совершенстве владел восемью языками и вел личную переписку с Гете и Шиллером.

На Арарат он поднимался еще дважды: в 1845г. ему пришлось сопровождать знаменитого геолога Генриха Абиха, а через год – известного английского путешественника Данби Симура, который, возвращаясь из Индии, впервые покорил библейскую гору из чисто альпинистского интереса.

Всего же в течение XIX века Арарат пытались покорить более 30 экспедиций, 21 из которых увенчались успехом. Стоит отметить научно-практическую экспедицию под руководством представителя Генштаба полковника Иосифа Ходзько в июле-августе 1850г. в составе 6 офицеров и 60 солдат, которая с целью триангуляции 122 закавказских вершин провела на вершине Арарата пять дней, живя в утепленных коврами палатках. Переводчиком в ней был П.Шароян. По свидетельству И.Ходзько, в ясную погоду с вершины Арарата отлично были видны Эльбрус и Казбек.

А состоявшееся 12 сентября 1878г. восхождение Джеймса Брайса замечательно тем, что он совершил его в одиночку за 24 часа без ночевки, спускаясь уже при лунном свете. Три раза – в 1892, 1893 и 1894 годах, на Арарат поднимался известный русский топограф Андрей Пастухов, начертивший подробную карту горы. 14 сентября 1896г. на нее поднялся еще один армянин – А.Абелян.

Восхождения на Масис активно совершались и в начале XX века. Дважды покоряли его группы под руководством А.Евангуляна (1902, 1903). Последняя экспедиция перед Первой мировой войной состоялась 30 августа 1912г., когда 35 швейцарских ученых под руководством профессора Цюрихского университета М.Рикли прибыли к подножию двух библейских вулканов. Большая часть из них – ботаники, поднялись на Сис, а 17 человек, среди которых была женщина-армянка, врач Айкандухт Чахмахчян и епископ Месроп из Эчмиадзина, начали штурм Арарата. Вершины достигли 10 человек.

Как известно, в 1921г. по Карсскому договору, подписанному тремя Закавказскими республиками и Россией с Турцией, Арарат вместе с некоторыми другими территориями отошел к Турции. Поэтому попытки его покорения возобновились лишь в 1951г., когда с целью поиска Ноева ковчега на ледяную вершину горы поднялся американский историк и миссионер Аарон Смит со своими сорока спутниками. Эксперт всемирного потопа из Гринсборо, Смит в результате многолетних исследований собрал историю Ковчега в письменных памятниках. Оказывается, во всем мире существуют 80 тысяч (!) произведений на 72 языках о потопе. Увы, на Арарате Смит не нашел никаких следов Ковчега.

Через год попытался добиться успеха молодой французский исследователь Гренландии Жан де Рике с пятью соотечественниками. Но и они, поднявшись на вершину, Ковчега не обнаружили.

В 1954г. работавший в Турции картографом-советником швейцарец Эдуард Имхов вместе с двумя соотечественниками не только поднялся на Арарат, но и сделал большое количество рисунков и фотографий. В следующем году во время своей третьей экспедиции на Арарат француз Ф.Наварра обнаружил на Арарате дубовую балку со следами обработки. Написанная им книга «Я нашел Ноев ковчег» сразу стала сенсационной и была переведена на многие языки мира.

В августе 2000г. участником международной экспедиции на Арарат стал и ваш корреспондент. В ее составе были 27 человек из шести стран: США, Канады, Италии, Норвегии, России и Армении. Среди нас были и покорители Арарата. Гамлет Нерсисян из Лос-Анджелеса поднимался на библейскую гору 4 августа 1986г. вместе с отцом и сыном Барсегянами из Нью-Йорка. А 65-летний химик из Милана Анджело Палего был до этого на Масисе 15 (!) раз исключительно с целью поиска Ноева ковчега.

И вот мы у подножия величественного Арарата, до ослепительно белого ледника на его вершине рукой подать. Но вдруг невидимая преграда лишает нас возможности штурмовать ее. После долгих лет ожидания и робкой надежды, многомесячной подготовки и всевозможных согласований, в Догубаязите, перед самым началом восхождения турецкие власти без объяснения причин отказывают нам.

Однако за последние 20 лет около 20 армянам из разных стран мира все же посчастливилось испытать это удовольствие. В сентябре 1991г. четверо ереванских альпинистов: Айк Тоноян, Григорий Татурян и два Александра – Маилян и Агабабян, в составе международной группы поднялись на вершину Масиса. Через десять лет А.Тоноян, уже будучи президентом федерации альпинизма Армении, получил официальное приглашение от федерации альпинизма Турции для участия в ежегодной альпиниаде на Арарат и во второй раз покорил ее вместе с гражданином России Варданом Варданяном. Годом раньше в такой же альпиниаде принял участие наш соотечественник из Украины Сергей Кайфаджян.

В сентябре 2003 года впервые после 1916 года на Арарат поднялась российская экспедиция. В ее составе был армянин-художник по имени Артур, который на вершине угощал всех коньяком «Арарат». В октябре 2004г. добились своей мечты альпинисты из Тегерана супруги Сурен и Катрин Степаняны. В 2005 году их успех повторили армяне из Греции.

Не стал исключением и 2006 год: в августе на Арарат поднялись сразу шесть армян – сотрудников Американского университета Армении, а в сентябре это удалось сделать Льву Саркисову (Грузия) и Каро Овасапяну (США). В 2007 году на Масис поднялись 17 ереванцев.

Скрипач Гия, хинкали и Ушба

Навсегда ушедший в горы.
Памяти моего друга Юрия Фролова

Возвращение к Арарату

Армянские альпинисты на Демавенде (5671м)

Артур Карапетян- Дети Арарата на Арарате

Привет Всем! материал хорош, молодцы. Я тот Артур, который в 2003г. в составе Российской команды взошел на Арарат. На моем сайте есть подробный рассказ об этом: www.kanch.ru Пусть с каждым годом все больше станет людей, которые тянуться к Священному Арарату!

Я тоже побывал на Арарате!

Дорогие друзья! Спасибо за комментарии. В прошлом году и мне удалось побывать на Арарате, о чём коротко написал на Моунтин.ру (подробности по ссылке - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3877). Виталию Томчику: Артур, который угощал всех коньяком - это и есть Артур Карапетян, просто тогда - три года назад, - я не знал его фамилии и не был знаком с ним. Антуану пожелаю удачи на траверсе, уверен, что всё сложится хорошо. От Рубена Атояна жду книгу об Арарате, которая очень нужна. А Данилу Бонадарчуку даже успел показать Армению, да и в Питере с ним встречались.

Артур Карапетян

В 2003 году на Арарат взошел Карапетян Артур Леваевич. Написал книжечку - "Арарат. Восхождение на вершину, которая закрыта для армян". Еще существует очень редкая книга - "На горахъ Араратскихъ". Авторы - Е.П.Ковалевский и Е.С.Марков. Изд. в Москве, в 1889 г.

Ararat

Ребята молодцы. А восхождения продолжаются и по сей день. На следуюший год, надеемся сделать траверс двух вершин, если все сложиться:)

Сотрудничество

Поздравляю с хорошим материалом об Арарате. Я пишу книгу о нашей горе, куда кроме истории и природы, хочу включить все восхождения. Работа ведется с 2004 года, но не завершена. У меня очень много собрано материала, написано более 100 страниц. Но некоторых моментов, о котором пишете вы, нет. Могу я использовать ваш материал, естественно, с сылкой на ваше авторство? Напишите мне. Мой e-mail rubyan@yandex.ru С уважением, Рубен Атоян

мнение

Очень интересно. Жаль только, что Арарат в Турции, а не в Армении...