Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Роман Попов

Отчет
о горной 3-ке по Центральному Кодару, август 2004 г.

1. Общие сведения
2. Маршрут
3. Состав группы
4. Цель похода
5. Введение
6. Географическое описание района
7. Туристская характеристика района
8. Транспорт
9. Заявленный маршрут
10. Запасные варианты
11. Фактически пройденный маршрут
12. Техническое описание
13. Высотный график
14. Использованное специальное снаряжение
15. Общие выводы по маршруту

1. Общие сведения.

Вид туризма Горный
Категория сложности Третья
Район Центральный Кодар
Продолжительность 12 дней
Протяженность 131 км.
Количество участников 10 человек
Сроки проведения 18.08 – 29.08.2004
Руководитель Попов Р.Н.
Маршрутная книжка 36 – 04 – Г, утверждена МКК 138-00-555600400, председатель Измайлов Л.Д.

2. Маршрут.

Ст. Сакукан – р. Верхний Сакукан – р. Бюрокан – цирк пика БАМ (3072) – лед. Кодар - пер. 25 лет Советской Латвии (2А, 2630) – р. Таежная – пер. Рижан (2А, 2670) – лед. Советских Географов – пер. Ленинградец (2А, 2575) – пер. Трех Жандармов (2А, 2380) – лед. Нины Азаровой – руч. Медвежий – ГМС – р. Средний Сакукан – село Чара

Походная карта


Карта (лист 1)

Карта (лист 2)

3. Состав группы.

Фамилия, имя, отчество Туристский опыт Обязанность
Попов Роман Николаевич 2004 IV Г у Центральный Кодар, 2003 II Г р Байкальский хребет Руководитель
Коновалова Юлия Викторовна 2003 II Г у Байкальский хребет Завхоз
Коноровский Алексей Викторович 2003 II Г у Байкальский хребет Хронометрист-фотограф
Карамышев Александр Иванович 2003 II Г у Байкальский хребет Фотограф
Лихоносов Игорь Владимирович 2004 II Г у Центральный Кодар Медбрат-фотограф
Лобков Артем Валентинович 2003 II Г у Байкальский хребет Рембрат
Читняев Алексей Геннадьевич 2004 II Г у Центральный Кодар Примусист
Удодова Екатерина Николаевна 2003 II Г у Байкальский хребет Участник
Иванова Ольга Анатольевна 2003 II Г у Байкальский хребет Участник
Алехнович Денис Викторович 2002 I Г у Байкальский хребет Участник

4. Цель похода.

Планировался как учебно-тренировочный поход инструкторов детско-юношеского туризма для приобретения ими технического опыта работы на снежном, скальном, ледовом рельефе в реальных условиях гор.

5. Введение.

В связи со спецификой (см. выше) на маршрут были заявлены сразу четыре перевала определяющей сложности – 2А. Такой организацией маршрута планировалось достигнуть максимального технического разнообразия при допустимом для Г3 объеме технической работы. Первый перевал 25 лет Советской Латвии дает опыт прохождения скальных (стенных) маршрутов на спуск и работу с жестким снегом и организацией вертикальных перил на подъем. Второй, Рижан, представляет собой сильно разрушенные скалы на подъем и залитый льдом (микст) кулуар на спуск. Третий, Ленинградец, требует 80 м скальной работы на подъем, организацию крючьевой страховки и относительно простой спуск спортивным способом. То же касается и четвертого, Трех Жандармов. Два первых перевала значительно сложнее в сторону спуска, два следующих сложнее в сторону подъема. При этом три первых перевала находятся на кольце, что значительно снижает физическую нагрузку во время их прохождения. Последний перевал на линии маршрута. Руководитель похода в этом же году видел все перевалы с обеих сторон по хорошей погоде. Перевалы 25 лет Советской Латвии и Ленинградец ходил сам.

6. Географическое описание района.

Хребет Кодар представляет собой самую высокую и расчлененную часть Станового нагорья. Это наиболее технически сложный и интересный туристский район Забайкалья. Центральный Кодар наиболее мощное поднятие, несущее почти все современное оледенение района. Около 60% ледников располагается в долинах и карах, открытых к северо-востоку. На водораздельных гребнях нет места возникновению обширных фирновых полей. Снеговая линия расположена на северных склонах на высоте 2200-2400 м., на южных – 2500-2550 м. Для района типичны длительно сохраняющиеся и перелетовавшие снежники, дольше всего они сохраняются у подножия конусов выносов лавин, в понижениях курчавых скал, в глухих кулуарах. Трещины на ледниках развиты сравнительно слабо и не препятствуют продвижению туристов. В верховьях ряда ледников четко выделяется линия отрыва – бергшрундт. Центральный Кодар район современного горообразования, не редки землетрясения. Носит типично альпийский характер со значительной высотной поясностью. Скальные гребни увенчаны останцами выветривания, углы между бортами долин и их дном сглажены шлейфами осыпей, в долинах множество поперечных и продольных ригелей. Климат резко континентальный, со значительными сезонными колебаниями температур и суточными перепадами. Преобладают ветры западных направлений несущие влагу с Байкала, высокие хребты Центрального Кодара становятся значительным препятствием для воздушных масс. Растительность делится на три зоны: болотно-луговую (в межгорных котловинах), горно-таежную и гольцовую. Граница леса достигает 1400 м., выше до 1800 м. растет кедровый стланик, еще выше альпийское разнотравье.

7. Туристская характеристика района.

«Маленький Тянь-Шань», так иногда туристы называют Центральный Кодар. Действительно это горы с условиями максимально приближенными к высокогорью, с довольно обширной зоной современного оледенения, типично альпийской растительностью и с очень жестким, агрессивным рельефом, что и привлекает большинство туристов. Он достаточно хорошо освоен из-за повышенного интереса в последние два десятилетия и из-за удобства и относительной близости подходов с БАМа. Их основных четыре: 1) со ст. Леприндо через одноименное плато 2) со ст. Сакукан по долине Верхнего Сакукана 3) с поселка Чара по Среднему Сакукану 4) самый дальний через долину Апсата. Характерно наличие большого числа троп на подходах к основным перевалам. Привлекает так же «сталинское» прошлое региона с многочисленными развалинами концлагерей. В долинах Бюрокана, лед. Советских Географов, Ледниковой есть районы привлекательные для альпинистов с сосредоточением сложных трасс до 6 кат.сл. включительно. Из всего таежного среднегорья Сибири район самый привлекательный для горных туристов, можно планировать очень сильные маршруты со 2-ой до 4-ой кат.сл, для горных 1-чек этот район даже крутоват. Перевалы имеют в основном одностороннюю сложность по характеру экспозиции, но их грамотная комбинация может дать туристу горнику весь необходимый объем технической работы. Район привлекателен так же для туристов пешеходников, хотя для большого пешеходного маршрута Центральный Кодар слишком локален и необходимо подключать соседние районы. Высокогорная зона станет реальным усилением и украшением любого пешего маршрута 4–6-ой кат.сл. Для лыжников район представляет тот же интерес, единственным препятствием станут очень низкие температуры вплоть до середины марта. В водном отношении интерес могут представлять только оба Сакукана по бурной воде и обе Сыгыкты, зато, используя тропы основных подходов можно спланировать очень оригинальный и напряженный велосипедный маршрут.

8. Транспорт.

Полное расписание поездов по станциям приводить не имеет смысла, это всегда можно узнать через Internet, опишу в общих чертах и отмечу лишь принципиальные моменты. Добирались мы на трех поездах: сначала на "Усть-Илимск – Иркутск" до станции Коршуниха, там сели на "Иркутск – Северобайкальск" до конечной. Проходной БАМовский до самого Кодара не выбрали по двум причинам: 1) сложно с билетами на 10 человек 2) все проходные поезда останавливаются только на Новой Чаре, на станции Сакукан (так же как и на Леприндо, Салликит, Кодар и т.д.) останавливается только местный поезд "Северобайкальск – Новая Чара". На нем мы и доехали до Сакукана, тем более удобно то, что он приходит утром (в 8.40) и можно сразу начинать ходовой день, а все проходные вечером. Кстати с Новой Чары в западном направлении два раза в день ходит рабочий поезд по всем этим станциям. Обратно: с Чары (старой) до Новой Чары ходит автобус, первый рейс в 9 утра и дальше примерно каждые два часа, последний рейс в 18 часов прямо к поезду. В выходные дни расписание другое, точно сказать не могу, стоимость билета до 15 рублей. Автобус типа “пазик” или иногда “кавзик”, я к тому, что большой толпой не уедешь (не возьмут), если народу совсем много, то лучше заказать автобус отдельно через их АТП какого-то предприятия (узнать в магазине, где живет диспетчер, это рядом). Заказ обойдется в 500 рублей (мы как то уезжали толпой в 30 человек), частник обойдется в два раза дороже. На ж/д вокзале в Новой Чаре можно дожидаться проходного поезда. Мы не стали и уехали снова на этом местном до Северобайкальска, билетов на плацкарт больше двух не бывает вообще (все остальные с Таксимо), либо общий, либо купе. Дальше "Северобайкальск – Москва" до Коршунихи и Иркутским до дома. Хоть и живем мы относительно рядом с Кодаром, а добираться приходится двое суток (долгие ожидания пересадки на станциях). Дорога обошлась нам в 1800 руб. туда и обратно на человека.

9. Заявленный маршрут.

Дата День Участок Км.
18.08 1 ст. Сакукан – р. Верх. Сакукан 14
19.08 2 р. Верх. Сакукан – р. Бюрокан 18
20.08 3 р. Бюрокан – цирк пика БАМ, 3072 м. (под пер. Балтийский) 11
21.08 4 Дневка -
22.08 5 цирк пика БАМ, 3072 м. (заброска) – пер. 25 лет Советской Латвии, 2А – р. Таежная – лед. Касина (цирк Четырех, 1Б – Рижан, 2А) 14
23.08 6 пер. Рижан 2А – лед. Советских Географов – под лед. Тимашева 5
24.08 7 пер. Ленинградец 2А – под пер. Трех Жандармов, 2А* 5
25.08 8 пер. Трех Жандармов, 2А* – лед. Н. Азаровой – руч. Медвежий – ГМС (Сред. Сакукан) 11
26.08 9 Дневка -
27.08 10 ГМС – р. Сред. Сакукан 28
28.08 11 р. Сред. Сакукан – пос. Чара 25
29.08 12 Запасной день -
30.08 13 Запасной день -

Примечание 1: при использовании запасного варианта 7 дня (пер. Медвежий) заброска забирается со стороны Сред. Сакукана через пер. Балтийский.

Примечание 2: серым цветом выделены кольцевые участки маршрута.

Примечание 3: аварийные выходы осуществляются либо по Верх. Сакукану, либо по Сред. Сакукану, в зависимости от того к какой из рек будет ближе и по ходу проще находиться группа.

10. Запасные варианты.

День пути Участок
6 Ок. лед. Касина – пер. Четырех, 1Б* – лед. Советских Географов
7 Ок. лед. Тимашева – пер. Медвежий, 1А* – руч. Медвежий – ГМС
8 пер. Балтийский, 1А – ГМС

Запасные варианты планировалось использовать в случае очень плохих погодных условий или сильной усталости группы. Они спланированы так, что их использование (одного или даже двух) принципиально не влияет на зачетную сложность маршрута. Перевалы Четырех и Балтийский ходил руководитель группы, перевал Медвежий ходило несколько участников.

11. Фактически пройденный маршрут.

Дата День Участок Км.
18.08 1 ст. Сакукан – р. Верх. Сакукан 14
19.08 2 р. Верх. Сакукан – р. Бюрокан 18
20.08 3 р. Бюрокан – пер. Балтийский, 1А 11
21.08 4 Дневка (заброска под пик БАМ 3072 м.) -
22.08 5 Полудневка (встали под пер. Трех Жандармов, 2А) 3
23.08 6 пер. 25 лет Советской Латвии, 2А – р. Таежная – цирк пер-ов Четырех, 1Б и Рижан, 2А 11
24.08 7 пер. Рижан, 2А – лед. Советских Географов – под лед. Тимашева 5
25.08 8 лед. Советских Географов – пер. Ленинградец, 2А – под пер. Трех Жандармов, 2А (забрали заброску) 5
26.08 9 пер. Трех Жандармов, 2А – руч. Медвежий – ГМС 11
27.08 10 Дневка -
28.08 11 р. Сред. Сакукан 35
29.08 12 Выход в поселок Чара 18

12. Техническое описание.

1 день - 18.08.2004

Ст. Сакукан – р. Верх. Сакукан Пройдено 14 км. Набор высоты 200 м.
Слабая облачность, t +19°
1 час
20 минут
Вышли с поезда в 8.40. Встали у ручья в 400 метрах по ходу поезда от станции на завтрак.
30 минут В 10.00 продолжаем движение вдоль рельс в сторону Чары. Проходим светофор, слева видна заболоченность. Доходим до столба 1701, от него двигаемся дальше ок. 100 м. и смотрим начало лесовозной или карьерной дороги в сторону гор. (Фото 1), Указателей нет, начинается она неожиданно, почти идеально прямая, в дорожный просвет хорошо видны заснеженные вершины Центрального Кодара.
1 час
50 минут
Дальше двигаемся по дороге, минут 20 до первого карьера старой выработки, дорога обходит его левее. Такие карьеры будут попадаться еще несколько раз, дорога все время обходит их краем. Еще через 20 минут доходим до развилки, левый ус явно забирает в сторону ж/д, нам же вправо к горам. Здесь одеваем сапоги, дальше болотистая местность. Встречаем группу с Красноярска, они выходят запасным вариантом, дороги не знают, спрашивают как выйти на “железку”, мы объясняем, чем их сильно радуем. Дальше двигаемся по главной, не обращая внимание на объезды. Через 30 минут еще одна явная развилка, левый ус уходит в горку, мы идем правым (более сухим) и через десять минут выходим на берег Верх. Сакукана., дорога упирается в него. Отдыхаем, возвращаемся назад на развилку и идем левым усом в гору. Идем еще 20 минут по сопкам, слева смотрим озеро, его видно с дороги, около него останавливаемся на обед.
Слабая облачность, безветренно, t +25°
1 час
50 минут
Обедаем. Продолжаем движение в 14.00. дальше по дороге, попадается много ручьев, в просветах видно реку и вход в долину Верх. Сакукана. Дорога спускается с сопок и идет рядом с рекой, иногда ее слышно. Лес чистый, сухой. Наконец дорога упирается снова в реку и заканчивается.
1 час
20 минут
Переправа в этом месте наиболее безопасна, так как здесь Верх. Сакукан широко разливается, острова разделяют его на множество проток, сила течения и напор замедляются, становится мельче. Пока делаю разведку, группа варит чай. Встречаем двух любителей рыбалки с Украины (вот уж занесло). Первые две протоки проходим в сапогах, дальше мокрый брод по пояс. Первый участник доставляет веревку, крепит, натягиваем ручные перила, и группа по одному переходит на левый берег Верх. Сакукана (Фото 1a).
30 минут Дальше двигаемся по высохшим протокам и руслам ручьев. Выходим на горельник, идти по нему лучше ближе к берегу, иногда угадывается тропа. Горельник заканчивается, выходим к берегу на широкую песчаную косу. Там и становимся на ночевку.
Безоблачно, t +15°

Фото 1

Фото 1a

2 день - 19.08.2004

р. Верх. Сакукан – устье р. Бюрокан Пройдено 18 км. Набор высоты 400 м.
Безоблачно, безветренно, t +11°
3 часа
40 минут
Подъем в 7.20, завтракаем и идем дальше левым берегом (правым по ходу). Хорошо битой тропы нет (результат разведки по всему борту), идем в 200-300 метрах от берега оленьими перегонами. Выходим к стойбищу оленеводов, река в 30 метрах, на противоположном берегу хорошо виден скальный жандарм, третьей вершины, считая по тому берегу от входа в долину (Фото 1b).
1 час
40 минут
От стойбища идем хорошей тропой, проходим старые выруба, тропа сильно виляет на борт долины, потом спускается обратно к реке. Останавливаемся на чай.
Ветер в долину, t +21°
3 часа
20 минут
Тропы дальше нет, идем берегом, протоками, периодически делаем разведку на борт. Через 20 минут находим старую заросшую дорогу, по ней хорошая тропа. Переправляемся через приток Верх. Сакукана по жердям. Встречаем группу из Москвы, у них пешая 4-ка. Спрашивают дорогу до “железки”, говорят наверху холодно, намучились на перевале Четырех, считают его 2А. Идем дальше, тропа становится больше похожа на тракт, к 14.30 выходим на еще один приток и встаем на обед. Обедаем.
2 часа
30 минут
Выходим с обеда в 16.00, тропа продолжается, по ней кое-где стоят гури. Скоро встречаем кучу оленей и семью оленеводов (Фото 1c). Дальше выходим на развалины ГУЛАГовского лагеря, мрачно. От него по тропе через 10 минут начинается болото, тропа начинает разветвляться (это все олени), но в принципе неважно какой идти, все они в одном направлении. После болота ригель и затяжной подъем на него, потом снова болота, если смотреть влево, можно будет увидеть еще одно стойбище (кругом носятся олени). Дальше тропа забирает влево, как бы в долину Бюрокана, потом достаточно круто спускается к берегу Бюрокана и по нему 200 м. до устья. Ночуем на островах, много удобных площадок и старых биваков.
30 минут Дальше двигаемся по высохшим протокам и руслам ручьев. Выходим на горельник, идти по нему лучше ближе к берегу, иногда угадывается тропа. Горельник заканчивается, выходим к берегу на широкую песчаную косу. Там и становимся на ночевку.
Ветер в долину, безоблачно, t к ночи +7°

Фото 1b

Фото 1c

Продолжение >>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2020 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100