Автор: Роман Попов

Отчет
о горной 3-ке по Центральному Кодару, август 2004 г.

1. Общие сведения
13. Высотный график
14. Использованное специальное снаряжение
15. Общие выводы по маршруту

12. Техническое описание (продолжение).

3 день - 20.08.2004

Фото 2

р. Бюрокан – под пер. Балтийский, 1А Пройдено 11 км. Набор высоты 700 м.
Безоблачно, ветер с долины, t +10°
6 часов
0 минут
Подъем в 7.30, завтракаем. Выход в 9.30, идем левым (по ходу правым) бортом Бюрокана. Тропа не чищенная, но хорошо топтаная, мешает стланик и ольшаник, идти муторно. В 11.30 проходим границу леса, прямо видна седловина 1А, этот перевал отмечен только на кроках Громова. По малой воде можно идти руслом, даже удобнее чем по склону, но только до каньона, дальше прижимы заставляют вылезти опять на борт, тропа иногда прерывается крупными осыпями, ходить по ним некомфортно, в качестве ориентиров стоят гури. Погода портится. Обедаем в 13.00. Дрова берем в редких полосах стланика. (Фото 2)
Облачность повышается до 5б, порывистый ветер с Верх.Сакукана , t +17°
20 минут
После небольшого перехода по той же тропе встаем на место будущей дневки под пер. Балтийский 1А. Кругом альпийские луга, тропа разветвляется, влево через Бюрокан уходит в сторону пика БАМ 3072 м. (Фото 3), прямо упирается в большой камень с надписью “Балтийский” на мху. Место хорошо знакомое, месяц до этого сам делал там запас дров, впрочем, стланик там еще встречается, а вот с водой хуже, лужи и ручейки пересохли, приходится бегать к Бюрокану.
Ветер усиливается, к ночи накрывает дождем, t вечером +13°, t ночью +10°

4 день - 21.08.2004

Дневка (заброска под пик БАМ, 3072)
С утра t +5°, облачность низкая, накрыла все вершины вокруг, иногда мелкий моросящий дождь
До 15.00 Выползли из палаток в 10.00, пошатались, залезли обратно. Мокро! Итак подходы закончились, мы наверху (высота под 2 км.), дальше основной участок маршрута со всей технической сложностью. В прямой видимости пик БАМ, пик Ленинградец, пер. Трех Жандармов 2А, пик Обрез, пик Пионер (правда эта видимость почти отсутствует). Долина Бюрокана используется так же как подходы к перевалам Моника 1А, Балтийский 1А, Сюрприз 2А, Пионер 3А, Ленинградец 2А, 25 лет Советской Латвии 2А, Гриф 2Б*, Преображенского 2Б (справа налево по цирку). Вообще идеальное место для организации альплагеря, стены до 5-ой альпинистской сложности и все рядом.
К обеду распогодилось, на небе появилась синева, t +10°
30 минут
Решили делать заброску. Погода нестабильна, надо ловить момент. Продуктово-вещевой вес оказался небольшим, прихватили с собой еще по вязанке дров и пошли наверх. Вслед за нами из долины снизу пополз туман, догнал он нас через 20 минут, идем в “молоке”. (Фото 4) Дорогу я хорошо знаю, поэтому особых переживаний нет. От камня указателя “Балтийский”, 10 – 15 минут ходу по тропе до крупной наледи, от нее чуть левее (там где больше “зеленки”) можно прямо в лоб подыматься в ригель (выше и левее должен быть пик БАМ), несложный подъем 20 минут. Троп здесь много, попадаются остатки биваков. Влево видно небольшое озеро, вправо должен быть пер. Сюрприз 2А, Прямо по ходу пик Обрез и правее его седло пер. Пионер 3А. (Фото 5) Дальше 20 минут до следующего ригеля, несложная переправа через протоку между двумя озерами (то что вправо значительно больше, с него вытекает Бюрокан). (Фото 6) От нее подъем в ригель 20 минут, еще одно озеро, обходим его справа по большим монолитным плитам и в небольшой пещерке оставляем заброску. С этого места виден вход в долину ледника Кодар (продолжение долины Бюрокана) и пер. Трех Жандармов 2А. Туман ушел наверх, зато пошел дождь. Возвращаемся назад под проливным дождем.
Моросящий дождь, t +15° и так всю ночь

Фото 3

Фото 4

Фото 5

5 день - 22.08.2004

Полудневка (встали под пер. Трех Жандармов, 2А) Пройдено 3 км. Набор высоты 400 м.
С утра густой туман, t +8°
20 минут
Подъем в 8.00, почти собрались, сидим в тумане, ждем погоды. К 10.00 просветы, через час появилось солнце, сушим вещи. Растянуло, растащило, синее небо над головой, хорошее настроение, в 12.20 выход.
Безоблачно, холодный ветер, t +10°
40 минут
До места заброски путь описан. От заброски видим у озера кучу палаток, спускаемся к ним. Группа с Северска, Томской области, в основном школьники, пока мои подтягиваются, общаюсь с их старшим (он с их местного ЦДЮТ). Вчера они спустились с Трех Жандармов, 32 человека. По поводу перевала, который нам идти через четыре дня говорит интересные вещи. Месяц назад было землетрясение, скалы правее седла еле держатся (…как я потом еще вспомню его слова!), сам он идет этот перевал последний раз. Они на дневке, сушатся и завтра уходят вниз. Двигаемся дальше в долину ледника Кодар по крупному курумнику, навал L до 45°, в обход снежника, 40 минут неприятного хождения. Выходим в небольшую (100 м.) перемычку входа в долину, с нее видно озеро частично закрытое льдом, над ним правее пер. Трех Жандармов. Левее по ходу озера удобные площадки для ночевки, дальше в долину удобных мест нет. Пейзаж стал серо-черно-белых тонов, глазу почти негде зацепиться за зелень, даже трава желтая. Эта долина или скорее ущелье 300 – 400 м. шириной - одно из самых холодных мест Центрального Кодара, почти постоянный ветер. Дальше долина заворачивает налево. (Фото 7) Опять снизу нас догнал туман.
К ужину: туман, видимость 10-15 метров, (Фото 8) t +4°

Фото 6

Фото 7

Фото 8

6 день - 23.08.2004

пер. 25 лет Советской Латвии, 2А – р. Таежная – цирк пер-ов Четырех, 1Б и Рижан, 2А Пройдено 11 км. Набор высоты 900 м.

Фото 9

Фото 9a

Фото 10
Чистое небо, ветра нет, t -2°
50 минут
Подъем в 5.40, завтрак на последних дровах, дальше будем использовать имеющийся бензин и газ, так как в ближайшие четыре дня до границы леса спускаться не планируем. Выход в 7.40, солнце в долине только появилось, по вершинам. Траверсируем склон левее озера по жесткому снегу, местами по фирну, L30° (Фото 9а), первый подрубает ступени. Через 40 минут выходим под закрытый снегом ригель. Солнце по-прежнему занимается только вершинами, снег так же требует рубки ступеней. Ригель берем по наиболее пологому пути (Фото 9) L до 30°, 150 м. Выходим почти под перевал Ленинградец 2А, он справа. Если развернуться к нему лицом, то правее будет крутой осыпной кулуар (на ту сторону то же самое), это щель Ленинградца Ложного 1Б (Фото 10). Напротив него видно перемычку предвершины пика БАМ, залитый льдом кулуар 2Б, в который с той стороны поднимаются все, кто идет вершину по классике (3А) (Фото 11). Дальше затяжной подъем по снежникам и курумникам до ледника (Фото 12), заходим по осыпи правее насколько возможно и одеваем снаряжение. 9.30 напротив нас, по правому (орографически) борту долины зажатое в скалах седло перевала Гриф 2Б*, меня мучает ностальгия (Фото 13).

Фото 11

Фото 12

Фото 13
15 минут
Ледник Кодар (номер 1) почти открылся, снежный покров не более 5 см, L до 40°. Начинаем подъем на перевал, траверсируем ледник (Фото 14) так, чтобы оказаться левее 50 м. основного понижения седла. Там наиболее пологие скалы. Первый участник идет в кошках, провешивает перила, сменяются, так три веревки (Читняев, Лихоносов) (Фото 15). Собираемся под скалами на накопителе (Фото 16). Дальше плитняк L до 55°, разрушенные скалы с участками снега, одна веревка наверх (Фото 17). Станцию организуем прямо под гребнем седла (нет ветра и есть где собраться) (Фото 18). Седло перевала неприятное: узкий гребень шириной 1,5–2 метра, много живых камней. Тур там же, где вышли. Сняли записку казанского т/к "Траверс". В сторону ледника Кауфмана скальные стены 50–80 м. до самого ледника, вид впечатляет (Фото 19). Группа в восторге.

Фото 15

Фото 14

Фото 16
Ясно, далеко на юго-западе тучи, шквальный ветер со стороны р. Таежной, t +5°
50 минут
Спуск начинаем чуть правее тура, здесь ледник Кауфмана ближе всего подбирается к седлу. Веревку крепим за кагонак и дюльферяем 50м. до снега, L скал 75–80°(Фото 20). Последний участник (Карамышев) уходит по сдвоенной веревке через петлю. Ледник закрыт снегом идти легко, почти не проваливаемся, собираемся на морене в 400 м. от перевала (Фото 21), поздравляю группу с первой 2А, устали, но довольны. Кипятим чай, перекусываем.

Фото 17

Фото 18

Фото 19
Небо затянуто серыми облаками, ветер, t +11°

10 минут

Двигаемся от морены вниз. Дальше лучше держаться правого берега ручья вытекающего из под ледника, там спуск с ригеля в долину Таежной проще: средне-мелкая сыпуха, участки снега 200 м. (левее сбросы). Дальше резкое выполаживание и еще один простой травянистый склон (Фото 22). Не теряя высоты уходим несложным траверсом по альпийским лугам направо, прямо перед собой видим заснеженный кулуар 2Б над ледником Ю. Касина (самого ледника не видно, по нашей информации этот кулуар еще не пройден). Таежная течет здесь в неглубоком каньоне, лучше переправиться на левый по ходу борт и идти некрутыми осыпями. Как видно становится небольшой ледник Ю. Касина (Фото 22а) переправляемся еще раз по широкому разливу и двигаемся дальше по курумниковым “волнам” около километра (Фото 23). Выходим в общий цирк перевалов Четырех 1Б и Рижан 2А (Фото 24), слева остается покрытое льдом озеро. Спускаемся к руслу истока Таежной и встаем на ночевку.
Небо серое, пасмурно, t +6°

Фото 20

Фото 21

Фото 22

Фото 23

Фото 22а

Фото 24

7 день - 24.08.2004

пер. Рижан, 2А – лед. Советских Географов – под лед. Тимашева Пройдено 5 км. Набор высоты 1100 м.

Фото 25

Фото 26

Фото 27
Мелкий дождь, облачность высокая, t +7°
40 минут
Подъем примусиста Читняева в 7.00, общий в 7.40. Решаем: погода не радует, может воспользоваться запасным вариантом (пер. Четырех, 1Б), тем более, что мы с ним знакомы, а Рижан никто из нас не ходил. Группа настроена по-боевому, погода к 9.30 вроде улучшается. Выходим на Рижан. Сначала идем руслом истока Таежной, потом снежники и слежавшаяся сыпуха. Отдыхаем на площадке возле старых биваков, рассматриваем перевал Четырех (Фото 25). Затем затяжной подъем по снегу и дальше сильно разрушенный контрфорс висячего цирка перевала Рижан. Пока одевали снаряжение (Фото 26) рядом с кулуаром Рижан, с него сыпанул небольшой обвал. Правее видно ярко выраженное седло 1А, но там делать нечего, на ту сторону сотни метров сбросов.

Фото 28

Фото 29

Фото 30
Распогодилось, правда ветер шквальный

50 минут

Подъем по снежнику прямо вверх 100 м. L45° под сильно разрушенные скалы контрфорса правее V-образной седловины перевала. (Фото 27) При выходе на скалы встречаем натечный лед, приходится рубить ступени 10 м. Переваливаем через контрфорс выходим в сильно осыпной кулуар 30 м. (Фото 28) до седла L до 50°, под ним натечный лед и зона обстрела на выносе (потому собственно и шли через контрфорс). До самого седла все идется ногами. Седло узкое зажатое скалами, перекрыто чемоданом, получается дырка 1м. в поперечнике. Тур выше и левее по ходу седла на скальном выступе. Со стороны Таежной под седлом есть где собраться группе. (Фото 29) 11.30 сняли записку группы с Владивостока, к ней прилагался CD (там оказалась реклама Сихотэ-Алиня), перекусываем.

Фото 31

Фото 33

Фото 32
Солнечно, t +15°, ветер
30 минут
Спуск начали в 12.00. Прямо в “дырке” висела расходная петля, ниже 5 м. удобная сыпная полка, можно собраться троим, вправо выступ, сняли старую петлю, повесили свою и дальше спуск по залитому льдом кулуару 80 м. до расширения. (Фото 30) Лобков ушел на всю веревку, сделал висячую станцию, спустился к нему, организовали перестежку, накопитель и я ушел вторую веревку. (Фото 31) Ее хватило, что бы выйти с кулуара и по конусу выноса, закрытому снегом уйти на сильно разрушенные скалы левее по ходу. (Фото 32) С них группа по одному продолжала движение прямо вниз по крутой L до 40° осыпи до ледника Советских Географов 300 м. (Фото 33) Если эти скалы будут закрыты снегом, то на спуск лучше кидать еще одну веревку, снег под кулуаром лежит круто L до 55°, много оставленных петель. (Фото 34) Пока ждал на скалах двоих последних (Коноровский и Карамышев собирали станции и уходили по сдвоенной), наслаждался панорамой: прямо видно седловину перевала Медвежий, 1А*, влево через гребень узкое седло перевала Конструктор 1Б, еще левее и выше узкую щель перевала Энергия Ложный (Фото 35) 3А, еще левее вход в долину языка (орографически левого) ледника Советских Географов, там перевалы Четырех 1Б и Советских Географов 2А, если спустится на ледник, вправо откроется перевал Ленинградец, 2А на фоне пика БАМ. (Фото 36) Собрались на леднике в 15.00, дальше двигались прямо по леднику, несколько воронок остались левее. Лед был почти свободен от снега, но на спуск проблем не составил, скатывались на ногах от одной группы камней на леднике до другой, в порывах ветра приходилось приседать и задерживать дыхание, со стороны БАМа погода организовала шторм. Ночевку делали под сильным ветром на удобных площадках напротив ледника Тимашева, палатки спрятали за большими камнями. К ужину подошла группа из Бурятии (они себя называли “Байкальский экстрим”) со стороны перевала Советских Географов 2А, пообщались и они пошли дальше на ночевку под перевал Медвежий 1А*. Мы с ними еще встретимся на ГМС.
К ужину пошел дождь, шквальный ветер, t упала к ночи до 0°

Фото 34

Фото 35

Фото 36

8 день - 25.08.2004

Лед. Советских Географов – пер. Ленинградец, 2А – под пер. Трех Жандармов, 2А Пройдено 5 км. Набор высоты 700 м.

Фото 37

Фото 39

Фото 40
Безоблачно, t +2°
30 минут
Подъем в 6.30 Выход в 8.00 Движение по моренам и участкам льда до перевала. (Фото 37) В 9.00 были под ним. Перед седлом участок льда L20°, пока не нашли обход по небольшому разлому устраивали концерт “коровы на льду”. К 10.00 одели снаряжение. (Фото 39)

Фото 41

Фото 43

Фото 42
Облачность 5б, пронизывающий ветер, t +6°
5 часов Подъем лучше начинать от самого высокого выхода снега под скалы, чуть левее основного понижения седла. Есть вариант подъема кулуаром еще левее, но он не понравился, мокро и наверняка сыпит. Можно по наклонным полкам правее нашего пути, но они при выходе на седло заканчиваются вертикальными плитами. Наш путь: от снега прямо вверх несложное лазание по наклонным плитам L55° 30 м. до широких полок с мелкой сыпушкой на них (Фото 40). Дальше влево и вверх по разрушенным скалам 50м. общий L60° (Фото 41). Провешивал перила вместе с Лобковым и Карамышевым (Фото 42), для крючьевой работы скалы неприятные, хороших трещин мало, большинство участков живые (Фото 43). Выход на широкую сыпную полку от нее еще влево и вверх 50 м. (Фото 44) тех же скал до удобной скальной полочки, где можно собраться всей группе (Фото 45). Дальше сложнее, прямо вверх вертикальный монолит 10 м., его обходил слева через перегиб в кулуар 5 м. (Фото 46), за ним есть полка где одному можно закрепиться, от нее наверх напряжное лазание 7-8 м. L до 80°, выход на сыпную полку где можно закрепить веревку для подъема остальных участников, с нее видно широкую седловину перевала. Наверху собрались втроем и организовали подъем рюкзаков с полки внизу, где собралась группа (Фото 47). Дальше на седло идет осыпная тропа 50 м. Седловина широкая можно организовать ночевку, видны следы прежних биваков, прямо напротив стена пика БАМ (здесь 5-ка). Готовим обед, ждем Коноровского и Читняева, они собирают веревки и станции (Фото 48). Сняли записку сборной Сибирского Федерального округа, пешая 6-ка.

Фото 44

Фото 45

Фото 46
Пошел дождь, t +15°

30 минут

Спуск прямо от тура организовали девушки. Две веревки спортивным способом до снега по сыпным скальным полкам L до 55° (Фото 49). Сильно сыпит, поэтому лучше не провешивать веревки одну над другой (Фото 50). От морены под перевалом пошли тем же путем, которым три дня назад шли на пер. Советской Латвии 2А, только в обратном направлении. Снег раскис, при ходьбе проблем не доставлял. На место нашей (5-ой) ночевки пришли в 17.30, часть группы ушла за заброской (Фото 50а). Погода испортилась, весь спуск моросило.
Периодически моросит, t +10°, небо затягивает.

Фото 47

Фото 48

Фото 49

Фото 50

Фото 50а

9 день - 26.08.2004

пер. Трех Жандармов, 2А – руч. Медвежий – ГМС Пройдено 11 км. Набор высоты 1150 м.

Фото 51

Фото 52

Фото 53
Легкая облачность, t +8°
20 минут
Подъем в 6.00 Вышли в 8.00. Перед перевалом большое озеро закрытое льдом, обходили его справа по вывалу крупных камней, дальше крутая L до 45° средне-крупная выматывающая осыпь под вертикальные стены правее перевала (Фото 51). От нее дальше по осыпи вдоль стены идет тропа, на ней есть где закрепить рюкзаки и собрать людей (Фото 52), ниже ее все та же осыпь и дальше сбросы по 50 м. Перевал имеет три седла на которые ведут три кулуара, первые два начинаются участками крутых скал, поэтому перевал ходится крайне правым по ходу кулуаром (между 2 и 3 жандармом) (Фото 53). Под кулуаром собрались в 9.20.

Фото 54

Фото 55

Фото 56
Жарит солнце
40 минут
С тропы выход в небольшой осыпной кулуар 10 м. Дальше небольшой участок несложных скал 5 м. зажатый стенками жандармов. С него выход на площадку 15 м. шириной, здесь лучше уйти вправо с зоны обстрела кулуара выше и там закрепиться, можно собрать 5 человек. Провешиваю первую веревку вместе с Алехновичем. Вторая веревка пересекает кулуар через самое обстреливаемое сверху место (сужение), несложные но очень живые скалы 20 м. Для большей надежности сдваиваем веревку, долго выравниваем с Коноровским (Фото 54). Дальше стена 10 м. L до 85°, есть зацепы, наверх работаем с Читняевым (Фото 55). Выхожу на широкую скальную полку, с нее видно тур наверху (Фото 56). Передо мной стена 7-8 м. L до 90°, решаю обойти ее справа, по полке, затем несложное лазание, только очень аккуратно, в этой части кулуара камни лежат очень плохо (вспоминаю старшого из Северска), абсолютно все живые, решаю не стучать крючья (некуда), делаю дополнительно петлю самостраховки и аккуратно выхожу на седло правее тура. Зову Коноровского наверх, вместе с ним провешиваем веревку прямо от тура вниз до полки (Фото 57) и организуем подъем группы (Фото 58а) по вертикальным перилам (Фото 59).

Фото 57

Фото 58а

Фото 59
Погода испортилась, небо затянуло, несколько раз накрыло снегом
4 часа Вся группа собралась в 15.00 на седле (Фото 60), последним собирал Карамышев. На седле северцы оставили расходную петлю на крючьях, которой мы воспользовались на подъем. Погода портится основательно, торопимся, наспех перекусываем и начинаем спуск.

Фото 60

Фото 61

Фото 62
Густой туман, облажной дождь
1 час На сторону лед. Азаровой спуск простой: средняя осыпь L до 45° 100 м. до ледника (Фото 61). Дальше движение по леднику L до 35°, при отсутствии снега движение обязательно в кошках, по нему много обломочного материала (Фото 62), можно попробовать обойти лед правее по боковым моренам, но это значительно удлинит путь. Ледник заканчивается ригелем: осыпь L до 35° 100 м. который выводит к подножью перевала Медвежий 1А* (его седловину видно с перевала Трех Жандармов) (Фото 63). Доходим до озера. От него хорошо протоптанная тропа вниз по долине.
Дождь усиливается до проливного, тумана в долине нет
1 час
30 минут
Идем тропой по альпийским лугам, затем начинают попадаться полосы стланика, тропа в них разветвляется, потом снова сходится. Наконец-то мы вернулись в границу леса. Последний участок уже на выходе из долины заболочен, но нам уже все равно. Дождь прекратился перед самой ГМС, просветов не видно.
Дождя нет, пасмурно, t +15°

Фото 63

Фото 65

10 день - 27.08.2004

Дневка на ГМС
Безоблачно, безветренно, t +11°
Весь день не переставая дождь, пытались организовать баню, она разваливается, завхоз сообразила лепешки, их буквально разорвали. Уровень воды в Среднем Сакукане за день поднялся на 1 метр (Фото 65). Вместе с нами на ГМС отсыревают “Байкальский экстрим” из Бурятии. Решаем выходить вместе.

11 день - 28.08.2004

р. Средний Сакукан Пройдено 35 км. Набор высоты 400 м.

Фото 66

Фото 67

Фото 68
Дождя нет, пасмурно, “верха” закрыты туманом, t +16°
2 часа С ГМС вышли в 9.40 (Фото 66), “байкальцы” ушли раньше сказали, что знают переправу ниже по течению, через час вернулись мокрые и расстроенные, их снесло на второй протоке. Начинают пробовать пройти сначала ручей Медвежий в районе ГМС, снова неудачно. Пока они купаются продираюсь через стланик по берегу выше по ручью 300 м., нахожу две жерди на тот берег, вода не доходит до них см. 20 (Фото 67), зову группу и “байкальцев”. Пока они переправляются, пробую перескакать по камешкам (как месяц назад) Сред. Сакукан в месте разлива перед его слиянием с Медвежьим, несколько раз ухожу по пояс. Старший “байкальцев” знает наведенную переправу через две протоки на месте сужения перед разливом 100 м. выше слияния, идем туда. Первую протоку проходим без проблем так же по двум жердям. Со второй проблема, вода захлестывает бревно на 30-40 см., оно скользкое. Приходится одевать кошки (Фото 68) и без рюкзака с помощью лаги доставлять веревку на тот берег (Фото 69). Креплю веревку, переправляем обе группы (Фото 70), выливаем воду из обуви, рассуждаем о том, сколько нам еще сегодня “мочиться” на переправах.

Фото 69

Фото 70

Фото 71
Моросящий дождь
1 час Идем по тропе, местами она заболачивается, хорошо хоженая, сбиться трудно, к тому же с нее почти всегда видно Сакукан. Через час выходим на дорогу, справа развалины строений, рядом с дорогой слева по ходу лежат бетонные блоки.
Распогодилось, жарко, в просветах видно солнце
5 часов Дальше все время по дороге, сбиться с нее можно только на многочисленных переправах, но в общем достаточно хорошо поискать на том берегу. Это старый “сталинский” тракт, чем ниже по долине тем он больше езженый и хоженый (Фото 71). Напротив Мраморного ущелья, половина моста обрывается прямо в Сакукан (Фото 71а), на островах напротив много развалин, в ущелье видны остатки линии электропередачи. Переправ много, там где месяц назад перепрыгивали по камешкам не замочив ноги, сейчас кое где брод по пояс (Фото 72), часто вода бежит прямо по тракту (Фото 73). Мы уже смирились с тем что сегодня будет мокро, хорошо что хоть сверху не сыпет. Обед сделали около 13.00 и дальше снова вниз, “байкальцы” остались позади, теперь мы увидим их только на вокзале. На выходе из долины дорога упирается в Сакукан, хорошие площадки, много остатков биваков, на той стороне говорят начинается сильно заросшая дорога (продолжение тракта) до самой Новой Чары, но мы об этом даже и не думаем, сейчас в этом месте через Средний Сакукан только вплавь (Фото 74). Перекусываем.

Фото 71а

Фото 72

Фото 73
Погода портится
1 час
50 минут
Дальше идем по лесовозной дороге, главное не обращать внимание на старые русла и протоки. Дорога залазит на борт последней вершины долины, потом круто спускается на широкие просторы Среднесакуканской морены, воды по прежнему много, постоянные разливы. Идем до следующего повышения рельефа и сплошной полосы леса, туда где с дороги видно разлившийся Сакукан. За полчаса до места ночевки накрывает ливнем (Фото 74а). Встаем на ночевку в 19.30.
Облажной дождь, t +20°

Фото 74

Фото 74а

12 день - 29.08.2004
Выход в поселок Чара Пройдено 18 км. Сброс высоты
Накрапывает дождь, t +10°
3 часа Подъем в 6 утра, вышли в 8.45, сырость достала. Шли дальше по той же лесовозной дороге, около часа по лесу, встретили охотника, дальше по болотам, сама дорога сухая, комарье видимо вымерзло (до нас здесь прошли заморозки). Через два часа вышли на берег Анарги (удобное место обеда), отдохнули и пошли дальше. За полчаса до Чары стали прямо на дороге попадаться большие лужи приходилось обходить их по заболоченным тропкам в лесу. В Чару пришли за час до прихода автобуса, пугали народ своим видом на остановке. Уезжали партиями (см. Транспорт).
Снова накрапывает дождик, только теперь погода нас больше не волнует (Фото 75)

Фото 75

13. Высотный график.

График

14. Использованное специальное снаряжение.

Групповое
Веревка основная d 10мм. 60м.
2 шт.
Веревка страховочная d 8мм. 50м.
Расходная петля

Карабин стальной “Ринг”

5 шт.
Карабин титановый “Ирбис”
Карабин Al B95 байонет “Кодар”
С/у для сдвоенной веревки “Кубик” или “Стакан”
Примус “Дастан”

Петля самостраховки

Спусковое устройство
Карабин стальной “Ринг”
Карабин Al B95 байонет “Кодар”
Жумар
Каска
Лыжная палка (альпеншток)

Выводы по снаряжению:

• Использование веревок повышенной длины, по 60 м. устроило полностью. Весовая разница с 40 м. небольшая, зато позволяет преодолевать большее расстояние сразу на спуске, не делая лишних перестежек (например на Рижанах обошлись двумя веревками, с 40м. пришлось бы делать дополнительную станцию для третьей). Поэтому считаю оправданным использование 60м. на перевалах 2А и выше.
  • Ледовый инструмент “Кайман” удобнее и мобильнее ледоруба, позволяет работать на миксте, (небольшие его участки попались на Латвии и Рижанах) +приемлемо стучать крючья.
  • Кошки пригодились по-настоящему лишь при переправе через Средний Сакукан на выходе. На Латвии можно было обойтись и без них, небольшой слой снега и фирна на льду позволил бы рубить ступени без особых усилий. Вообще считаю использование кошек на Кодаре на каждого участника излишним и в июле (по опыту 4-ки) и в августе, достаточно 1-2 пар на группу, на тех небольших участках, где они нужны, можно (и к тому моменту нужно из-за L склона) провешивать перила. По поверхности кодарских ледников можно ходить без них (много обломочного материала, раскисших мест, в крайнем случае можно обойти моренами).
  • Испытали огромное удовольствие от работы с закладками Salewa, надежно, просто, удобно.
  • Применение стальных карабинов на продолжительных спусках в паре с с/у приоритетно из-за повышенной износоустойчивости, чего не скажешь об алюминиевых сплавах. Единственный минус – вес.
  • Применение на крючьевой работе на ИТС титановых “Ирбисов” с прямой защелкой значительно ускоряет и упрощает работу первого и последнего.
  • Применение байонеток в страховочной системе так же ускоряет и упрощает работу на перестежках.
  • С/у типа “Кубик” или “Стакан” на сдвоенной веревке удобно, она меньше спутывается и крутится. Минус – быстро изнашивается.
  • Сравнивали, что выгоднее по использованию газ или бензин. Оказалось, что бензин на 5 минут быстрее (результат нескольких “соревнований” с одинаковыми котлами), зато газ значительно легче и расход его меньше, при хранении и переноске он удобнее, ну и естественно бензин существенно дешевле.
  • Палатки “Дракон С”, производства ЗАО "Снаряжение" Санкт-Петербург, оказались классическим удобным кемпинговым вариантом, в условиях приближенных к высокогорью (центральная часть Кодара) они себя не оправдали: непрочное дно при размещении на камнях, продувается, маленький тамбур, зато действительно непромокаемый тент.

15. Общие выводы по маршруту.

Район Центрального Кодара почти идеален для горных маршрутов 2,3,4 категории сложности. Для 2-ек (сопровождал), он окажется предельно сложен, так как 1Б Кодара обладают довольно крутым характером и дадут максимальный для 1Б технический опыт группе (по сравнению с 1Б Байкальских хребтов или Саян). Для 4-ки (участвовал) район слабоват по динамике и напряженности, хотя обладает достаточным количеством 2Б, так же не простых, и условиями приближенными к высокогорью. Наверное, он просто очень локален и хорошую, сильную с участками крутого льда 4-ку можно спланировать лишь в долинах лед. Советских Географов, Изумрудного, Медвежьего, Золотого и некоторых других. Для горной 3-ки район идеален: ледниковая зона, достаточная высота, возможность длительного нахождения в безлесной зоне, крутые без исключения 2А, очень жесткий и агрессивный рельеф, (еще и потому что ради 3-ки ехать в высокогорье не оправдано, а 3-ка Саянская или Байкальская проигрывает очевидно). Немного картину портит односторонняя сложность перевалов по характеру экспозиции. Впрочем, все это лишь мое мнение, возможно оно со временем изменится.

Кодар

Хороший поход, хороший и информативный отчет.