Автор: Владимир Хитриков, Днепропетровск

Ама Даблам – «Эконом вариант»

- Непал… Что за курорт такой?
Не купаться, не загорать нельзя.
Какой смысл в таком отдыхе ….
- Да нет, один раз съездить можно.
(Из разговора случайной знакомой с женой альпиниста).

А я просто люблю Непал, мне там хорошо, для меня это близко.

Впервые я попал туда осенью 1990г. в составе последней Советской Гималайской экспедиции на Южную стену Лхоцзе. Восхождение было организовано в классическом гималайском стиле. Работали несколькими группами. Руководителем нашей группы был Михаил Туркевич. Если коротко, то я горжусь этим. Очень…
Два месяца работая вверх-вниз на стене мы любовались, видели , не замечали, красивейшую вершину - Ама Даблам.

Эверест, Лхоцзе, Ама Даблам
И вот спустя 17 лет сложилось так, что объектом первой Днепропетровской Гималайской экспедиции оказался Ама Даблам. Уже стоя на вершине и смотря на Южную стену Лхоцзе (а эти два объекта находятся идеально друг напротив друга) я никак не мог выбросить из головы анекдот: « Помните Абрамчика, который жил напротив тюрьмы? Так он теперь живет напротив своего дома ».

Но до этого момента (я конечно имею в виду вершину) было необходимо дойти. Недавно я пересчитал, что в общей сложности отправил в Непал 21 электронное письмо, с основной мыслью – организуйте как можно дешевле для бедных украинских студентов восхождение, у них кроме сала ничего нет, да и сало вы не будете… Но самое смешное, что примерно так оно и вышло. В одной из двух наших связок основным продуктом оказалось сало. Ну, в общем с непальцами мы договорились…

Как мы обычно ищем деньги на экспедиции , это тема для отдельного, очень не бесплатного семинара (где-то надо же брать деньги на дальнейшие экспедиции). Но в конечном итоге, большую часть денег нам дало Управление по делам молодежи и спорта Днепропетровской областной Госадминистрации.

Кроме того, что мы очень благодарны, это еще и хороший симптом – если местная администрация дает деньги на не олимпийский вид спорта, значит не все потеряно. Т. к. денег полностью не хватало, то сразу же произошло некоторое разделение кандидатов. Диапазон был от тех, которые сказали, что работу бросят, деньги одолжат, а не хватит денег, все продадут, но шанс поехать в Гималаи не пропустят. До тех, которые сказали, что это проблема, добавить свои деньги, т.к. взять их негде и вообще, надо ли такие деньги тратить. В общем, команда с «горящими глазами» собралась. И наверно даже хорошо, что не удалось найти все деньги…

Подробнее о команде . Если начинать с большего, то конечно Сергей Гончаров . Он у нас был «министром финансов». При росте около двух метров, атлетической фигуре и грации бывшего боксера он очень убедительно спрашивал у полутораметровых непальцев о их «последней цене» и они понимали, что цена действительно может стать последней.

На высоте, когда всем о пище даже думать не хотелось, Сергей с вожделением решал, какой из четырех видов супчиков он себе приготовит.

Ама Даблам

Маша Хитрикова . Родилась в 1990г. когда папа прошел не слабый отбор во Всесоюзную экспедицию на Лхоцзе - 50 мастеров спорта не старше 36 лет с опытом не менее трех семитысячников бегали зимой по Эльбрусу на время. А мама, Лена Хитрикова , во Всесоюзном рейтинге 1989года заняла третье место пройдя два семитысячника, Чатын и еще несколько 5-Б. Короче Маша – плод селекции. В 16 лет вылезла на пик Ленина, как говорится в «альпийском стиле», очень взад - вперед ходить не хотелось. Любимое занятие – делать «пистолетики», на спор, кто больше, на сладкое.

Непальские дети.Без комментариев

Сергей Гончаров

Маша Хитрикова

Виталик Нестерчук . Характер - «Нордический, выдержанный ».

Профессиональный спортсмен – окончил физкультурный институт, в настоящий момент работает в магазине альпинистского снаряжения «Восхождение». Хозяина магазина удалось убедить, что классный альпинист - это не беда, а редкая удача (каюсь, взял я грех на душу), и если он сам перестал ходить в горы, то просто необходимо для имиджа магазина и т.д. и т.п.

Виталий Нестерчук

Александр Туртуков

Владимир Хитриков

Александр Туртуков – тренер, инструктор. Очень сильный спортсмен, он тоже имел неосторожность выехать в Непал вместе с дочкой, но вместо того, что бы гнать ее перед собой, заодно и присматривая, проявил свойственную почти всем папам мягкотелость – оставил в последней лоджии. Аня нам обеспечивала радиосвязь, за что мы ей очень благодарны. Но Саша весь извелся, как она там одна, с этими постоянно меняющимися иностранными группами. С базового лагеря он даже лишний раз сбегал вниз, чтобы Ани скучно не было (наивный).

Кончилось это все конечно тем, что во время восхождения, в районе третьего лагеря Саша понял, что сердце у него болит и если он, ну вот прямо сейчас, не начнет спускаться вниз в лоджию, то к вечеру не успеет. И он рванул и успел, пройдя в этот день очень большой кусок маршрута. И сердце его успокоилось. Владимир Хитриков - тренер, руководитель, вдохновитель, добыватель денег, отчасти даже - отец родной. По альпинистскому опыту, практически - «Кощей бессмертный». Везде был, все знает и до сих пор кое-как ходит. Основная характеристика – «не пьет и не хворый», народную мудрость цитировать не буду, вдруг кто-нибудь да не знает.

Восхождение . Вероятно, нет смысла подробно описывать дорогу под маршрут.

Ну, приобрели мы благодаря Ларисе Герасимовой самые недорогие билеты через Пакистан, ну съели там крабов кто сколько смог. Так ведь после десятка больших океанских крабов, по мнению Виталика, лепешка все равно лучше. Вылетевши 15 октября из Киева, мы 23-го были в Пангбоче на высоте 3900м и в тот - же день вечером поднялись в Базовый лагерь 4500м где и заночевали.

24-го поднялись до 5000м и спустились опять в Базовый лагерь . 25-го вышли в Передовой базовый лагерь на высоте 5300 и 26-го в Лагерь 1 на 5630м.

Теперь несколько слов о Новом Гималайском Альпинизме . Непал маленькая бедная страна с довольно предприимчивым населением, которому вдруг привалило счастье – богатые иностранцы едут и едут и готовы оставлять достаточно большие деньги в Непале. Вот трудолюбивые непальцы и расстарались. Провесили все популярные маршруты, поставили палатки во всех промежуточных лагерях. Плати и пользуйся. Я слабый и не слишком принципиальный человек – ну не могу не пользоваться веревкой, если она провешена на маршруте. И конечно нет однозначного ответа хорошо это или плохо. Все как всегда уравновешенно. Если относиться к маршруту как к учебному, то это по крайней мере – терпимо. И безопасность, опять же, увеличивается во много раз. Правда и альпинизма остается во столько же раз меньше, но это дело вкуса. Короче очень удобно, но немного стыдно.

Базовый лагерь

Вид с Передового базового лагеря

Вид с передового базового лагеря

Кстати о безопасности . Все разговоры с непальцами на тему «а что, если» свелись к тому что, нанимайте высотного шерпа и он «если что» будет вас спасать. Инструктора! С этого момента внимательно – стоимость высотного шерпа для восхождения на Ама Даблам по классическому провешенному маршруту 1100$. Это при работе с одним клиентом. Не плачьте.
Ну работаем мы на Кавказе с отделениями за чашку риса и идею, зато у непальцев семьи большие, а дома совсем маленькие. А у нас девушки, какие симпатичные, опять же в области балета…

Эх… Короче собрались мы вечером в Лагере 1 и начали обсуждать дальнейшие планы. Акклиматизация была явно недостаточная – спали все плохо. Выяснилось, что из пятерых трое готовы попробовать завтра идти дальше.

Лагерь 1

Лагерь 2

Установка палатки в Лагере 2

А двоим, лучше спускаться вниз на отдых. Т.к. в обеих группах было по инструктору, то мог сложиться очень правильный поочередный вариант с подстраховкой. Но утром выяснилось, что поспать удалось только мне. И то потому, что после обильных вечерних чаепитий, пришлось мне выйти ночью из палатки. Стал я на плоскую плиту, величиной с очень большой сноуборд, и все как бы хорошо началось. Но вдруг плита «пошла». Не хотелось бы акцентироваться на деталях, но в этот момент из меня получился тот еще сноубордист. Ночевки расположены на крутом участке гребня, но слегка прокатившись, мне удалось соскочить. Правда всех переполошил и сам страха натерпелся. Залез в палатку злой, перепуганный и еле смех сдерживающий. В общем, поругался я про себя хихикая минут 15, а потом глаза открываю – утро. Начинаю расспрашивать народ – толком никто не спал. Головы болят. Короче, все вниз. За два часа мы спустились в базовый лагерь и еще через полтора часа были в Пангбоче. Там в лоджии мы провели три ночи. В последнюю уже довольно прилично поспали.

Подход к Лагерю 3

Лагерь 3

Участок над ледопадом
И утром 30-го октября мы вышли на восхождение. Переночевали в Лагере 1 .На следующий день, 31 октября , за несколько часов перешли в Лагерь 2 , где выяснилось, что есть только одна площадка, на которую никто не позарился – маленькая и обрывчики с трех сторон. Нас это не смутило и мы с Машей на ней расположились, а для ребят нашли пустую палатку, из тех которые установили шерпы для клиентов.

Выход на вершину

Вершина

Из Лагеря 2 мы вышли в 4-30, 1 - го ноября , около 12-00 были на вершине и к 16-00 спустились в Лагерь 2 . Погода была ясная, но дул сильный ветер, который помешал остальным группам выйти. Поэтому мы в этот день, выше Лагеря 3 , на Горе мы были одни. Т.е. ни при подъеме, ни на спуске нам никто не мешал. Но обратная сторона – холод и ветер. От подушки, на которой расположен Лагерь 3 , до верха ледопада, он буквально сдувал нас со склона. Тут бы еще какой – нибудь «героики» прибавить но, увы… Выше ледопада вообще жизнь началась. Ветер немного уменьшился, солнышко светит, перила висят, ступени пробиты и никого кроме нас нет. Десять шагов сделал, остановился пять вдохов – выдохов и дальше, и опять десять шагов. В общем, только ты, Гора и твой «внутренний голос», который тебе всякие ехидные вопросы задает. Но я уже много лет знаю, что он сам дурак. После нескольких часов таких шаганий мы вышли на вершину. Внутренний голос, конечно, заткнулся, а мы попытались проникнуться мыслью, что находимся на вершине Красивейшей Горы Мира. И если в этом был элемент субъективности, то в тот момент мы имели на него право. Вид с вершины открылся замечательный, а на Южную стену Лхоцзе, вероятно вообще лучший. Ну а если отвлечься от высоких мыслей и смотреть только под ноги, то вершина, это снежная площадка, неожиданно довольно большая – метров 20-30 в диаметре и ровная. Минут через 15, вдоволь пофотографировав, мы начали спуск по пути подъема, в сторону Лагеря 3 .

Южная стена Лхоцзе и Эверест

Я и Маша на вершине

Сергей,Виталик и Маша на вершине

Спуск под ледопад

Кстати о Лагере 3 .За год до нашего восхождения, в ночь с 13-го на 14-е ноября 2006г. Лагерь 3 был снесен гигантским серраком, который откололся от висящего над ним ледопада. Погибло 6 человек. В 2007г. непальцы опять его установили там - же. Их мотивы конечно понятны. Без приличной подготовки за один день набрать по этому рельефу 1100м высоты и спуститься – сложно.

И для части клиентов просто не реально. А это убытки. Может – быть, правда , они его используют исключительно в лечебных целях. Вот представьте - высота 6230м, ночь, палатка и оглушительный треск гигантского ледопада над головой. Ну что можно придумать лучше, от хронических запоров. Но лично мне, на подушке где установлен Лагерь 3 , даже останавливаться не хотелось. Если еще раз вернуться к теме лечебных целей, то лично я отношусь к своим занятиям альпинизмом в последние годы ( Чегем 2005,Ленина 2006, Ама Даблам 2007) как к хорошей фитнес программе. Эротический массаж выполняется как в специализированных салонах, так и на дому от частных мастеров, эта база салонов и массажисток поможет определится с выбором куда пойти на эромассаж. Ведь действительно, о пользе физических упражнений в условиях гипоксии написано много статей. По своему опыту могу сказать, что вес уменьшается, суставы трещать и болеть перестают и вообще проблемы со здоровьем отходят на второй план. Так что уважаемые ветераны, прекращайте жаловаться на жизнь, берите молодежь и начинайте водить их в горы. Во – первых у вас все наладится, а во – вторых, если не мы, то кто? А если вы думаете, что сейчас достаточно квалифицированных инструкторов, то выезжайте на сборы. Вам «понравится »…
Как я уже писал, к 16-00 мы спустились в Лагерь 2 , и тут выяснилось, что свободных площадок нет. Пришлось повозиться с установкой палатки. Но пытаться уснуть, мы начали рано. Спалось довольно хорошо, а проснувшись сильно не рано утром, я прямо в окошко палатки наблюдал за группой, которая шла по предвершинному гребню. И знаете, оказывается, очень приятно, лежа в теплом спальнике наблюдать за людьми, которые работают на маршруте, пройденном тобой вчера. Но все хорошее, когда нибудь кончается. Поэтому и нам пришлось собираться, грузить на себя все, что мы вынесли и спускаться. За пару часов мы спустились в Лагерь 1 , там еще догрузились оставленными вещами и к вечеру спустились в Пангбоче. Там нас ждал торт, наши друзья, а лично меня (опыт великое дело) там уже ждала жена. Но это совсем другая история…

Торт

Команда после спуска

К юбилею первопрохода на Ама Даблам

Ама - Даблам
Фотоальбом

Ама-Даблам - 2006

Приятно читать такие вещи. Спасибо за статью! Для справки - для бедных русских студентов ) Сколько примерно обошелся эконом вариант на 1 человека? Туда-обратно и все-все-все )

спасибо за статью

спасибо за статью, и повеселли и вдохновили на восхождения

....класс..

...Гималаи....красивая гора..тож хотса ....карошо написано ...

Владимиру Хитрикову

Поднялся на Эверест 13.05.1995, но Ама Даблам это песня!!!!! Молодцы. С уважением Владимир Кореньков

Замечательная статья

Очень приятно было прочитать об упехе не лёгкого восхождения. Привет Днепропетровским Альпинистам из далёкого Виннипега (Канада)!!!