Автор: Андрей Абрамов, г. Донецк

Фром Джантуган ту Уллутау

Читайте на Mountain.RU статьи Андрея Абрамова:
Кавказ 2005: вокруг Эльбруса или Черкессия-Кабарда
По льдам и снегам высокогорного Кавказа
продолжение, начало – «От Шаукама до Мингитау», «Покорение Эльбруса»

4 августа 2007 года – прекрасный кавказский солнечный денек! Наша группа спустилась с главной вершины Кавказа в поселок Терскол, а затем по дороге доехали до поселка Эльбрус. После двух недель пребывания в горах, вне цивилизации, мы сразу оккупируем местные магазины, покупаем все подряд – сладости, соки, пиво, хлеб, прессу. Покупаем sim-карту мегафона и сразу звоним в Донецк, сообщаем что все в порядке, спустились с Эльбруса… В ответ получаем кучу радостных приветственных слов, а также узнаем последние новости… Появляются странные ощущения, кажется что поход завершен, но все самое интересное еще впереди! «Выпадаем» в местной кафешке, обедаем и отдыхаем, спрятавшись от палящего кавказского солнца. На обед подавали супчик – шурпу и на второе – местная национальная еда – хычины (блины с сыром, картошкой и мясом). Перспектива предстоящего 7 километрового подъема нас не сильно радовала, поэтому задерживаемся в кафе на пару часов. Примерно в 15-16 часов выходим из кафе и направляемся в сторону альплагеря «Шхельда», где нас ждет заброска. [foto=001] Переход от поселка Эльбрус до «Шхельды» нам дается тяжело, да еще раскаленный асфальт добавляет «жару». Проходит час и мы уже распаковываем заброску, загружая ее в рюкзаки. И примерно в 17 часов начинаем движение по грунтовой дороге в направлении альплагеря Джантуган. Силы на пределе, солнце размаривает и замедляет скорость движения. Спасают редкие сосны, которые периодически встречаются на нашем пути. Примерно к 18-19 часам вечера мы упираемся в железные ворота с надписью: «Учебно-спортивная база «ДжанТуган» МГТУ им. Н.Э. Баумана». Мы вздыхаем с облегчением, поворачиваем в сосновый лесок и ставим лагерь. Возле альпбазы местными жителями организован киоск по продаже различных продуктов и напитков. Особо радует наличие пива и даже небольшой его ассортимент. Ужинаем пивом и консервами, уж очень хочется расслабится после двух недель пребывания во льдах и снегах. Рядом стоит не одна палатка, находим украинцев из города Алчевска! Ночью холодает, но согревает костер и гитара…

[foto=002] 5 августа – продолжение банкета! Просыпаемся поздно, на завтрак плов с грибами – это было отличное блюдо, особенно грибы, Оля молодец! Кушаем плотно, да еще и запиваем пивком! Зеленая травка и сосновая прохлада просто таки располагают к отличному отдыху, что мы с превеликим удовольствием и делаем. Ближе к обеду вспоминается, что нам сегодня надо дойти до «Зеленой гостиницы»,
[foto=003]
но это никак не мешает нам дальше отдыхать… На обед готовится салатик из капусты, кукурузы, заправленный майонезом и «шашлыки» из колбасы и сальца, наши соседи угощают нас отменным овощным супчиком. После сытного обеда необходим хороший отдых или сон… В 15 часов неспеша начинаем собирать лагерь, это растягивается на долго… Но уже примерно в 18 часов выходим из «Джантугана» в направлении «Зеленой гостиницы». [foto=004] По словам туристов идти до нее около часа. Сначала идем по грунтовой дороге, а затем переходим на тропу. Тропа постепенно набирая высоту выводит нас из леса. Встречаем пограничников, которые проверяют документы. Далее тропа идет по скальным отложениям и за 20 минут выводит на обширные поляны – «Зеленую гостиницу»! Здесь стоит куча народа. Ставим лагерь , темнеет… Готовим ужин и общаемся с альпинистами о состоянии перевала Гумачи (2А, 3540, снежно-ледовый), на который нам предстоит завтра подниматься. Альпинисты нас настораживают, говорят о том, что ледники с обоих сторон перевала сильно расстаили, особенно ледник Адыр-Су и открылись ледопады! Но мы всеже принимаем решение подниматься на перевал завтра, подъем лагеря намечается на 3 часа ночи, а выход на 5! Готовим снаряжение и ложимся спать, завтра предстоит тяжелый день…

[foto=005] [foto=006]
6 августа – взятие «жевательного» перевала! Выход задерживается на 30 минут, но наш руководитель Андрюха Бревенников задает хороший темп и мы нагоняем потерянное время. Около полутора часов движемся по тропе, которая идет по гребню морены и выводит нас на ледник Джанкуат. Одеваем кошки и продолжаем подъем в сторону перевала Гумачи по леднику. Ледник Джанкуат в нижней части практически без трещин, в верхней части сильно изрезан трещинами, трещины в основном открытые. Скорость движения немного падает, т.к. приходится постоянно обходить трещины. Часов в 11 выходим к скальному предперевальному взлету, виднеется группа людей, которые практически поднялись на перевал.
[foto=007] [foto=008]
Снимаем кошки, одеваем каски и системы и начинаем подниматься по скальному взлету, крутизна большая, около 50 градусов! Подниматься необходимо поочереди, держа небольшой интервал, при этом лучше говорить шепотом или вообще не говорить, чтоб не вызвать камнепад! Последние 30 метров подъема особо опасные, крутизна возрастает местами до 55-60 градусов, «кидаем» перила и поднимаемся на седло перевала со страховкой. На седловине открываются красивейшие виды на ГКХ, Эльбрус и близлежащие вершины. Особо выделяются пик Джантуган и трапецеобразная Башкара. На перевале проводим достаточно много времени, отдыхаем, делаем перекус.
[foto=09] [foto=010] [foto=011]
Погода хорошая, малооблачная. Руководитель, сходив на разведку, дал всем команду – одевать системы и вязать связки, много трещин, в том числе и закрытых! Примерно в 14 часов начинаем спуск с перевала в сторону ущелья Адыр-Су. Сначала идем по закрытому леднику, затем местами ледник открывается. После получаса спуска, выходим на ледопады, движение замедляется.
[foto=012] [foto=013] [foto=014]
Часть ледопадов проходим с попеременной страховкой, далее крутизна льда возрастает. Провешиваем три дюльфера и спускаемся до верхних гумачинских ночевок, ставим лагерь. Открываются красивейшие виды в сторону ГКХ, на перевал Украина и на массив Уллутау.
[foto=015] [foto=016] [foto=017]
Общее состояние организма – сильно измотанное! Спуститься до альпбазы Уллутау мы не успели, т.к. только к 19 часам преодолели верхние ледопады ледника Адыр-Су!

7 августа – ту Уллутау! Просыпаемся поздно, завтракаем и неспеша собираемся. Выходим поздно, т.к. до альпбазы Уллутау спускаться не долго. Идем в кошках по открытому леднику. Затем ледник заканчивается, снимаем кошки и продолжаем спуск по морене. Массив Уллутау как «на ладони». Начинает появляться тропа, продолжаем спуск по ней. К 15 часам дня мы спускаемся в альпбазу Уллутау. На самой базе много альпинистов, туристов. Перекусываем, докупаем необходимый провиант, а также пиво и печенье. Через час выходим из альпбазы, движемся по грунтовой дороге и затем поворачиваем в ущелье Юном. В сосновом лесу ставим лагерь в 500 метрах от дороги. Во второй половине дня погода начинает портиться, идет дождь. Мы разбегаемся по палаткам, завтра предстоит перейти через перевал Голубева (2А, 3765, снежно-ледовый) и спустится в Чегемское ущелье…Вечером посещаем местный кабак на альпбазе Уллутау, угощаемся хычинами и соком! [foto=018] 8 августа или по стопам Голубева! Подъем как обычно рано – в 4 часа, выходим в 6. Движемся по тропе правого берега реки, которая постепенно за 2 часа выводит нас к средним кичкидарским ночевкам, а затем за пол часа и к леднику Юном. Ледник открытый, слабо изрезанный трещинами, вдалеке виднеется крутой перевальный взлет перевала Голубева. Одеваем кошки и движемся по леднику в направлении перевала. Ледник достаточно пологий, поэтому идется легко. За 40 минут достигаем предперевального взлета, который представляется крутым скально-ледовым кулуаром. Одеваем каски, системы и начинаем подъем на седловину. Идти надо траверсом, соблюдая интервалы между людьми, кулуар сильно камнеопасен! На последние 30 метров провешиваем перила, т.к. крутизна возрастает до 50 градусов. Постепенно, плавно выходим на седловину перевала. Открываются красивейшие виды на близлежащие вершины, а также ледники Юном и Северный Башиль.
[foto=019] [foto=020] [foto=021]
[foto=022] Места на перевале не очень много. Делаем необходимые фотографии и перекусываем. Спускаемся с перевала в сторону ледника Северный Башиль по снежно-осыпному склону крутизной в верхней части 35 градусов и высотой около 100 метров.Бергшрунд засыпан снегом, преодолевается легко. Дальше путь идет по пологой верхней части ледника Северный Башиль, ближе к левой морене. Ледопад обходим по левобережной морене, которая оканчивается травянистыми площадками на которой есть места для ночлега. Далее спускаемся по осыпям к ручью и вдоль его левого берега движемся к леднику Башиль, движемся очень медленно так как осыпь состоит из живых камней и под ногами все едет! От устья ручья по левобережной морене выходим на ледник Башиль. Пересекаем его слева направо и выходим на правый берег реки Башиль-Аузсу ниже языка ледника. По тропе, вдоль сначала орографически правого, а затем левого (переправа - мост из тонких бревен) берега реки через 4 часа от языка ледника достигаем альпбазы Башиль. Лагерь ставим возле устья реки Джайлыксу, в сосновом лесу. Этот последний полноценный день похода запомнился наверное лучше всего… Вечером сидели у костра, эмоционально обсуждали очередной кавказское приключение, отмечали пройденную «тройку» пивом Балтика 3!

[foto=023]
9 августа – чегемский денек! Проснулись поздно в 9 часов! Сделали прикольный грибной супец, собрали лагерь, попили пивка и в 11 часов вышли по грунтовой дороге в направлении поселка Верхний Чегем. До поселка дошли достаточно быстро, примерно за час. Сразу бросилась в глаза старинная чегемская башня! В поселке нас уже ждал наш старый знакомый – водитель Эльдар. Погрузились в его газельку и помчали в Минеральные Воды. Очень понравилось чегемское ущелье, интересно посмотреть даже из окна машины. Прощай Кавказ, но мы еще не раз вернемся, с такими словами, мы покидали эти великие горы! А в окнах газели, как вечным огнем сверкали днем вершины изумрудным льдом…!

Aльпбаза "Шхельда"

На Джантугане!

Шашлычек "по джантугански"

Уходим на Зеленую гостиницу

Игорь с пограничным столбом!

Идем по леднику Джанкуат
на перевал Гумачи

Вид на Эльбрус с ледника Джанкуат!

Скальный взлет перевала Гумачи

На перевале Гумачи

Два Сереги на Гумачах!

Справа - пик Джантуган,
слева - Башкара

Идем по ледопадам ледника Адыр-Су,
при спуске с перевала Гумачи

Дима и Леха на ледопаде!

Вид на верхние гумачинские ночевки
с верхних ледопадов ледника Адыр-Су

Вид на верхние ледопады ледника Адыр-Су
с верхних гумачинских ночевок

Выше облаков!

Перевал Украина!

Идем по леднику Юном
на перевал Голубева

На перевале Голубева

Без них на льду не обойтись!

Вид на ледник Северный Башиль
с перевала Голубева

Спускаемся в направлении Чегемского
ущелья с перевала Голубева

Старинная башня в поселке
Верхний Чегем!

Всем Вам спасибо за отличную компанию и отличный поход!

Всем большой привет! Это последняя часть сами знаете чего. Приятно вспомнить те кавказские деньки, еще раз пропустить через себя те ощущения, конечно немного затухшие, но готовые вспыхнуть снова уже следующим летом! Я думаю что для многих из нас, если не для всех, Кавказские горы не просто название горной системы. А следующим летом все будет еще КруЧе!