Автор: Леонид Смидович, г. Харьков

о горном туристическом путешествии
ТРЕТЬЕЙ категории сложности
по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хребет),
совершенном с 10 июля по 1 августа 2007 г.
(часть 2)

Начало читайте здесь

Техническое описание путешествия (продолжение).

Долина р. Джанайдартака, ледник Корженевского.

15.07.2004
Утром сходил за заброской (около 1 часа). Позавтракав, перебродили Кызыларт прямо напротив места стоянки (9-00), где он разбивается на два рукава. Перейдя широкую долину, по пологому травянистому склону поднимаемся на седловину в гребне, разделяющем долины рек (10-00).

С гребня открывается отличный вид на долину реки Джанайдартака. Спускаемся с отрога, забирая вверх по долине и выходим на достаточно наезженную дорогу, идущую вдоль ее правого борта (10-30). Идем вверх по дороге, в местах, где она теряется - все равно придерживаемся левого по ходу борта долины.

брод через р. Кызыларт

путь через отрог в д.р. Джанайдартака

долина р. Джанайдартака
(1) - дорога

По пути довольно много родников и чистых ручьев, проблем с питьевой водой нет. Хотя возможно к концу лета станет суше. Обедаем (12-30) у одного из ручьев, впереди уже виден ледник Назарова, перекрывающий всю долину.

Вскоре начинаются морены, путь достаточно очевиден, периодически попадаются следы. Доходим до правого притока, текущего из цирка пер. Лагерный (в отчете Шалова это "место, где река [Джанайдартака] резко поворачивает на юг" на самом деле река здесь течет с запада на восток и о переправе через нее не может быть и речи). Это первый серьезный приток, предыдущие никакой сложности не представляли.

Становимся на ночевку (15-20), вода чуть выше по течению притока в чистом ручье.

Сходил на разведку вверх по притоку, угадывается место, где переправлялась группа Шалова. Решили ждать до утра - переправа представляется неоправданно сложной, до ледника осталось идти не более перехода. Как и ожидалось, с утра приток перешли по камням.

(1) лед. Назарова,
показан выход на ледник

устье потока с лед. Лагерный

долина р. Джанайдартака
(1) - место ночевки
(2) - мутный приток
(3) - чистый приток

16.07.2004
С утра вода сильно спала, переходим приток по камням у самого устья (7-30), где он разбивается на несколько рукавов.

Пройдя еще немного вдоль реки Джанайдартака, выходим под язык ледника Назарова. Ледник Назарова начинается у отрогов пиков ВМФ и Корженевского и разрезает долину, преграждая вход на ледник Корженевского. Пройдя на юг вдоль его обрывов, немного поднимаемся на правобережную морену и идем по ней на запад вдоль ледника (8-10). В удобном месте спускаемся в рантклюфт (или карман?), который постепенно переходит в ледовый желоб. Выход на лед сложности не представляет. Идем по желобу на запад, пересекая язык ледника Назарова (пологий открытый и заморененный лед) (8-50). Слева по ходу остается ледопад.

выход на лед. Назарова
по морене и карману

средняя часть языка лед. Назарова

вид на верховья лед. Назарова

По имеющимся описаниям, у нас не было четкого представления, как проходить ледник. Более того, из разных отчетов складывалась разная картина. Судя по-всему, ледник Назарова активно движется, наползая на ледник Корженевского, и обстановка меняется. В 2004 г., например, группа обходила язык ледника с севера по опасному рантклюфту [4]. А еще раньше (см. описание А.Лебедева), путь шел по правобережной морене лед. Корженевского, лед. Назарова оставался в стороне. Сейчас обстановка, похоже, стабилизировалась, образовалась область спокойного льда - в нашем случае путь оказался несложным.

Наконец, ледник пройден, спускаемся на морены (9-30). Дальше продолжаем движение по правобережным моренам ледника Корженевского. Слева по ходу остается концевая морена лед. Заблуждений, затем проходим мимо озера (11-00). За озером уходим чуть правее по ходу и выходим на ледник Корженевского. Преодолев ледовый разлом (11-35), выходим на относительно ровный лед и идем вверх по леднику вдоль ручья, текущего в глубоком желобе.

путь спуск с лед. Назарова

путь движения по моренам
лед. Корженевского

цирк лед. Заблуждений

Погода портится: крупа, туман. Пообедав, продолжаем движение по леднику, постепенно смещаясь к центру. Пересидев под пленкой мокрый снег, становимся на ночевку (15-00).

(1) - цирк лед. Перевальный

выход на среднюю часть
лед. Корженевского

на лед. Корженевского

17.07.2004
С утра отличная погода. Немного пройдя по леднику на запад (9-00), не доходя до устья лед. Безымянного, пересекаем в связках лед. Корженевского в направлении левобережной морены. Ориентирование затруднено свежевыпавшим снегом. На край морены выходим возле небольшого озера (10-40).

Далее продолжаем подниматься между ледником и мореной, пройдя левый приток ледника, поднимаемся на морену (11-10). Пообедав (12-00), продолжаем движение по левобережной морене лед. Корженевского, а затем по морена лед. Перевальный.

на лед. Корженевского

озеро в кармане левобережной морены

подъем по карману
левобережной морены

Становимся на ночевку на площадках на морене (15-00). Склон выше ночевок потенциально лавиноопасен (после сильного снегопада), но в нашем случае сплошного снежного покрова там нет.

верховья лед. Корженевского

впередим - поворот в цирк
лед. Перевальный

цирк лед. Перевальный
(1) - в. 4969 (3) - нунатак
(2) - район пер. Мира Зап.
(4) - район пер. Мира Вост.

пер. Мира Западный + Золотой Теленок (2А,4735)

Пер. Мира Западный (2Б, 4865) расположен в северном отроге Заалайского хребта восточнее п. 4969, ориентирован с севера на юг, соединяет р. Туюксу на севере и лед. Перевальный на юге.
Пер. Золотой теленок (2Б, 4744) расположен в северном отроге Заалайского хребта севернее п. 4969, ориентирован с запада на восток, соединяет р. Ачикташ на западе и р. Туюксу на юге.
Максимальная сложность перевалов определяется ледопадом в долину р. Туюксу. Оба перевала соединяются между собою простым ледово-снежным гребнем. Поэтому их связка открывает простейший (2А) путь с лед. Перевальный в долину р. Ачикташ.
Надо заметить, что в отчетах [3,4] описаны не оптимальные варианты прохождения. Новосибирская группа шла траверсом снежно-ледового склона (мульды), выйдя на гребень скорее всего в районе пер. Мира Вост. Группа Шалова траверсировала гребень (не совсем понятно, с какой стороны), пройдя "около 9-ти веревок попеременно".

18.07.2004
С утра (8-00) продолжаем подниматься по левобережной морене лед. Перевальный, затем спускаемся к леднику и снова поднимаемся на склон морены, траверсируя его в направлении седловины между нунатаком и левым бортом ледника. Под седловиной выходим на лед и поднимаемся в связке по закрытому леднику (крутизна до 30°, разломы забиты снегом) на ровное верхнее плато (10-30).

Не имея четкого описания подъема на перевал с этой стороны, мы несколько поблукали. Вначале поднялись на ближайшую низкую седловину, затем - на седловину пер. Мира Вост. (12-30), где сняли записку 1991 г. харьковской группы (рук. С. Быков). Склоны лавиноопасны, с перевала спустились по осыпному ребру, на леднике заобедали (13-00).

цирк лед. Перевальный
(2) - тур на пер. Мира Вост. (3)
- ложный "перевал"

на гребне

Мы поднялись на гребень по границе снега, тур обнаружили на вершине контрофорса. Пошли на разведку по гребню на запад, в сторону небольшой вершины (1), в надежде пройти траверсом на седловину нашего перевала. С севера крутой склон, пройдя немного по южной стороне гребня, спустили ниже себя доску. Возвратились к туру и спустились от него по линии падения воды по осыпному ребру.

разведка

путь подъема (красный) и
спуска (зеленый) с
пер. Мира Вост.

верховья лед. Перевальный

Пройдя немного еще вверх по леднику, стали на ночевку (14-40). Снег на леднике раскис, подниматься на склоны нельзя из-за лавиноопасности.

19.07.2004
С утра (7-30) по подмерзшему снегу подошли под седловину пер. Мира Зап. и по осыпному ребру, западнее кулуара ведущего к низшей точке, вышли к туру на верху контрофорса (8-10). Поднялись на гребень, сориентировались (9-00). Спуск на седловину пер. Золотой Теленок идет по склону в. 4969, начинать его лучше метрах в 30 западнее низшей точки седловины.

путь подъема к туру пер. Мира Зап.

верховья лед. Перевальный -
вид от тура

вид на восток с седловины
пер. Мира Зап.

Повесили "профилактические" перила по крутому (до 40°) склону с седловины, далее в связке, обходя крупный разломы, спускаемся в направлении седловины пер. Золотой Теленок по склону крутизной менее 30°. Перед седловиной склон сильно разломан, поэтому не доходя ее сворачиваем влево по ходу и начинаем спускаться на ледник. Крутизна склона постепенно возрастает, можно вдоль разлома уходить к правому борту, мы же спускаемся вниз, забирая чуть левее в обход сбросов.

Повесили веревку перил по снежно-ледовому склону крутизной порядка 40° (ледобуры, последний спустился на три такта) (9-30). Далее в связках по выполаживающемуся склону спускаемся на ледник (9-50) и идем по нему ближе к правому борту. Не доходя до конца ледника, сходим с него на осыпи правого борта, и спустившись вдоль русла ручья, выходим на гребень правобережной морены (10-50). По гребню идем до самого его конца.

седловина пер. Золотой Теленок

спуск с пер. Золотой Теленок

путь спуска с пер. Золотой Теленок

Перевалив через отрог (11-50), спускаемся к языку ледника №197, и, дойдя до его конца, переходим вытекающий поток по камням. Обедаем у чистого ручья (12-30).

Поскольку мы планировали обойти р. Ачикташ по леднику Ленина, продолжаем движение по моренам в направлении седловины пер. Путешественников. Наконец, поднялись на правобережную морену лед. Ленина (14-00), с гребня которой просматривается ледник. Основной поток вытекает из-под ледника в самом низу, по краям ледника тоже текут потоки, которые не представляют существенной трудности.

морена лед. № 197

путь к потоку с лед. № 197

язык лед. Ленина
(1) - пер. Путешественников
(2) - примерное место спуска с ледника

У нас не было описания пути по языку ледника Ленина, однако было известно, что несколько групп переходили по нему на Луковую поляну. Наибольшие сомнения вызывал спуск в рантклюфт левого борта. Однозначно не было желания ни бродить Ачикташ (что под силу далеко не каждой группе), ни переправляться через него на лошадях. Путь через ледник оказался на удивление несложным и недлинным - 2 часа от правобережной морены до Луковой поляны.

Спустившись с морены, подходим к леднику и начинаем подъем вдоль него, ища удобное место выхода на лед. Поднявшись (неустойчивая осыпь на льду), пересекаем открытый ледник к левому борту. Там лед так же засыпан мореной, в рантклюфт обрываются крутые ледовые сбросы. Поднимаемся вдоль борта, удобное место спуска угадывается выше.

Спускаемся по наклонным розовым плитам в ранклюфт (15-00), и идем вдоль потока. Высокий склон слева покрыт крутой осыпью и камнеопасен, идем в касках. Дойдя до расширения, переходим на правый берег потока ближе к леднику. К 15-30 выходим на широкую каменистую пойму ниже языка ледника.

Слева возвышается крутой склон, выше которого - Луковая поляна. Пройдя немного вниз вдоль Ачиташа, поднимаемся по склону в месте, где он разделен горизонтальной террасой. Через пол-часа по дороге спускаемся к верхнему лагерю (Фортуна-тур). Там ставим палатку (1$ с человека экосбора).

на лед. Ленина

путь спуска с лед. Ленина

базовый лагерь, юрты Фортуна тур
(1) - МАЛ (2) район лагеря
Ирекштам тур

20.07.2004
Дневка. Забираем заброску в лагере Иркиштам-тур, который оказался в самом низу, ниже МАЛа. Вечером погода портится.

21.07.2004
Низкая облачность, гор не видно. Периодически идет дождь. Решили не идти.

Пер. Путешественников (1А, 4040, ос)

Пер. Путешественников (1А, 4150) расположен в северном отроге Заалайского хребта восточнее п. 4695, ориентирован с севера на юг, соединяет р. Ачикташ на севере и лед. Ленина на юге. Перевал служит для обхода нижней части лед. Ленина.
Раньше после перевала путь к Лагерю 1 шел по леднику Ленина, в сейчас тропа идет по моренам почти до самого лагеря, и только в самом конце выходит на ледник. По всему пути от Луковой поляны до Лагеря 1 (4400), кроме ледника, протоптана хорошая вьючная тропа.

22.07.2004
Выходим по тропе (8-00) в направлении Луковой поляны. Отдохнув у родника (8-30), поднимаемся мимо водопада в долину. Вокруг изобилие сурков. На седловину тропа поднимается серпантином по осыпному склону (10-00).

вид на пик Ленина,
Луковую поляну

Луковая поляна
(1) - пер. Путешественников

тропа на пер. Путешественников

Спустившись с широкой седловины, тропа идет траверсом достаточно крутого осыпного склона. После дождя тропа местами размыта. По пути пересекаем ручей (11-30), втекающий под ледник Ленина - во второй половине дня он может быть достаточно серьезным препятствием. Поднимаемся на морену и наконец подходим к леднику. Впереди (при хорошей погоде) на морене виден Лагерь 1. Перейдя ледник (тропа читается), выходим к Лагерю 1, расположенному на поверхностной морене лед. Ленина.

тропа вдоль лед. Ленина

Лагерь 1 (4200)

Останавливаемся в самом верху у юрт Фортуна-тур (13-10).

По ходу дела переиграли наши дальнейшие планы - решили не спускаться на МАЛ, а отдыхать в Лагере 1. Договорились подвезти в наше отсутствие мешок с заброской из МАЛа в Лагерь 1.

Неточности2

Отчет по по нашему походу появится в марте на сайте http://takt.tomsk.ru/

Неточности

Да, по леднику Корженевского у нас из имеющихся материалов цельная картинка не складывалась. Интересно было бы посмотреть на ваше описание. Т.М. - мы прекрасно отдавали себе отчет об опасностях мероприятия - поэтому и пошли тройку по северным отрогам.

В такой район да втроём?

Ну, ребята, вы выдали! Я была в этом районе. Он кажется простым тем, кто хорошо переносит высоту. Но лавинная опасность и закрытые ледники - это не шутка. Тем более, что вы проходили по полузакрытым ледникам, а это ещё опаснее, потому что не всегда можно предугадать, где под снегом находится граница трещина. Если б кто-нибудь там оказался, то вдвоём было бы работать трудно, тем более с учётом высоты там, где она выше 4800-5000. А могли упасть в трещину сразу вдвоём... А карнизы да мосты на Памире, пожалуй самые предательские. Кажется, что монолит, а иногда трескается. А то, что рядом тракт, да альпинисты, то это всё равно с Кавказом не сравнить, помощь придёт не так скоро, если будет возможность вообще кому-нибудь сбегать вниз. А ещё ты забыл, как наш Абрамов ругает всех за слово "туристический". Это грамматически безграмотно, накладывать два суффикса подряд. Правильно писать "туристский".