Люди и горы > Полемика >

Автор: Николай Бандалет

Итоги заочного чемпионата Республики Беларусь по альпинизму

Открытое письмо Председателю Белорусской федерации альпинизма

и послесловие к открытому письму Председателю Белорусской федерации альпинизма или театр абсурда в белорусском альпинизме.

А) Итоги заочного чемпионата Республики Беларусь по альпинизму.

Я всегда пишу свои статьи с надеждой, что они найдут путь к сердцу хотя бы одного человека начинающего свой путь в альпинизме. Так как до сих пор отзывы на мои статьи есть, я продолжаю работать в этом жанре. Написать эту статью меня побудила публикация итогов заочного чемпионата Республики Беларусь по альпинизму на сайте www.nadir-minsk.com . Не прошло, как говорится и полгода, и сбылись мои предсказания: в чемпионате Белоруссии по альпинизму участвуют маршруты 4-ой категории сложности. И не только участвуют, но и становятся призерами. Читай открытое письмо Председателю федерации альпинизма . Сбудется скоро и мечта Президиума БФА и любой человек, совершивший восхождение 2-4 категории сложности автоматически становится на пьедестал заочного чемпионата Белоруссии по альпинизму и получает звание мастера спорта по альпинизму и мастера спорта международного класса по альпинизму, Белоруссии естественно. И у нас будет самый высокий показатель обладателей этого звания на душу населения. И отчетность на очень высоком уровне.
Но вернемся к итогам заочного чемпионата. Высотный класс. Первое место экспедиции на Нанга-Парабат не у кого не вызывает сомнений. Известна репутация горы, да и восьмитысячник есть восьмитысячник. Появление на втором месте восхождения на Джангитау 4Б, почему-то с отметкой 5074м, иначе как абсурдом не назовешь. На Джанги (В, 5038м) есть маршрут 4Б категории сложности пройденный Д, Коккином в 1888 году по Северо-восточному гребню. Это самый популярный маршрут на пятитысячники Безенгийской стены, да и что говорить, пройденный в позапрошлом веке. Да, был я там, в 2004 году, в Безенги. Читайте «Женский взгляд на Безенги» Алены Зюзиной . Это потом, женским взглядом из Минска посмотрели на Безенги еще раз, совершив тем самым плагиат. Наверно в высотном классе не хватало «номинантов». Поэтому Президиум БФА высотный класс опустил на целых 1,5 км? (А были ли рассмотрены все восходители на Эльбрус? Да и мы две ночи проспали на вершине горы Раздельная что под пиком Ленина. Все-таки 6200м). А может Президиум БФА не владеет этим вопросом? Я, например не удивлюсь. И вы хотите, чтобы над нами не смеялся весь альпинистский мир! А может быть на ослабленный радиацией организм белоруса высота в 5 км, действует так же как на другой высота 6,5 км, решил Президиум БФА? Да, нужна видимость работы. Говоря словами читателя нашего сайта, Президиум БФА достиг уровня своей некомпетентности. Для справки: считается, что высотные восхождения начинаются с 6500, именно примерно с этой отметки высота воздействует на любого человека. Конечно, есть люди с более низким высотным порогом, но это другой разговор.
Технический класс, по-белорусски номинация. Как известно я отказался участвовать в таком чемпионате, получилось Открытое письмо. Но мне было личное приглашение о подаче отчета. Как я полагаю, многим этого предложения нее было. В Президиуме БФА все происходит тихо и секретно и тем самым он мне напоминает масонскую ложу. Не ходил Олег Мазур на «Тю-Тю-Баши 4404м (5Б)», все 5Б с севера на массив Тютю-Баши. Олег прошел маршрут на Тютю (З) (4350 м) 5А категории сложности по Южной стене И. Хацкевича. Кстати, в этом же ущелье два маршрута 5А категории сложности прошел Егор Остроухов: тот же маршрут Хацкевича на Западную Тютю и на Джайлык по Южному гребню через «монах». И совершил он их в двойке. Знает ли Президиум БФА об этих восхождениях и о таком альпинисте? Второе место Миссес-тау 4Б. Как говорится награждать так, награждать. Третье место. Я знаю еще как минимум одно восхождение 4А категории сложности. Его совершили Алексей Ларин и Ирина Шевернева: пик Хицан по контрфорсу Северо-западного гребня. И тоже, кстати, в двойке. Это всегда было более ценно. Кому нужен такой позорный, графический чемпионат? Я полагаю только Президиуму БФА, чтобы создать видимость работы перед чиновниками министерства спорта и туризма. И показать, что в белорусском альпинизме все в порядке. Ведь чиновники в этом ничего не понимают, да и не должны. Такой чемпионат – это неуважение к тем белорусским альпинистам, которые стояли у его истоков и к тем, что совершали сложные восхождения и первопрохождения. И, наконец, к тем, кто не вернулся домой из гор.
Хочу сказать начинающим альпинистам. Разряды ничего не стоят. Вот Рейндхольд Меснер не был разрядником, что не помешало ему первому совершить восхождения на все восьмитысячники. Не были разрядниками и многие другие великие альпинисты. Но если вы выполняете разряды, значит, вы относитесь к альпинизму как к спорту. А в альпинизме ценно, на какую гору вы сходили и по какому маршруту. А не что-то другое. А если вы ходите в основном маршруты 3-4 категории сложности, то вы просто слабый альпинист. И нечего разглагольствовать о любви к горам. Человек, который может подняться только до Зеленой гостиницы в ущелье Адылсу, любит горы не меньше чем вы. Я еще раз отсылаю к сайту Дмитрия Павленко и его Самоучителю альпинизма . Там все более жестко. Таков альпинизм высоких достижений.
Своим возможным оппонентам против меня лично: Чемпионат по гамбургскому счету в скальном, техническом и высотном классах со стартовым взносом в у.е. с тремя нулями.

Б) Послесловие к открытому письму Председателю Белорусской федерации альпинизма.
(Послесловие я написал сразу же после опубликования открытого письма, изучив реакцию на него, а, потом, не планируя размещать на сайте, теперь размещаем без изменений)

Мое письмо Председателю Белорусской федерации альпинизма явилось плодом постоянных раздумий об альпинизме и путешествиях в горах в целом в Белоруссии. Это письмо не направлено лично против Александра Николаевича Годлевского, которого я всегда уважал и уважаю как человека. Я никогда не ставил и не ставлю под сомнение его морально-деловые качества. Это письмо Председателю Белорусской федерации альпинизма. Так же не направлено это письмо против кого бы то либо лично. Цель письма обратить внимание, прежде всего молодежи, на состояние горного спорта в нашем государстве. Тем более странно, что мои некоторые оппоненты выступили выпадами лично против меня, вместо того чтобы на конкретных примерах показать, что мои некоторые вопросы или утверждения ошибочны. Возможно, я чего-то не знаю или не вижу, и состояние альпинизма и скалолазания в Белоруссии не соответствуют моей оценке. Если мне приведут аргументированные доводы, что в белорусском альпинизме как говорится все в ажуре, я готов принять такую точку зрения. Ниже я постараюсь ответить всем своим оппонентам. Моя критика действующего Президиума БФА (Белорусской федерации альпинизма) и реальные предложения начались с осени 2001 года, после гибели двух молодых ребят на пике МНР в Приэльбрусье, Северный Кавказ. Свою позицию я высказывал лично, а также в средствах массовой информации.
Мое письмо – это позиция альпиниста, отдавшего горам и скалам 22 года без всякого перерыва, имеющего в своем активе более 100 восхождений различных категорий сложности от 1Б до 6Б включительно. Я совершал восхождения летом, зимой и в межсезонье. В моем активе скальные, комбинированные и высотные восхождения (до 7439 м). Я совершал восхождения в команде с сильнейшими российскими и украинскими альпинистами (Лена Наговицина, Геннадий Кириевский, Руслан Демидченко). Я знаю себе цену в альпинизме вообще и в белорусском альпинизме в частности. И у меня в нем есть репутация. Поэтому любые попытки перевести разговор от обсуждаемой темы (горный спорт) на мою персону, малопродуктивны. Возможно у меня «спина белая», походка не та и т.д. – это к делу не относится.
Мое письмо – это позиция гражданина, переживающего за престиж белорусского горного спорта в целом, являющегося составной частью престижа моей страны.
Эмоциональная составляющая моего письма – это крик души человека, отдавшего служению религии, АЛЬПИНИЗМУ почти половину своей жизни, вне зависимости от различных конъюнктур и времени.

Ответы оппонентам:

Николай, зачем писать письма так далеко...
Виктор, для Интернета все равно, куда и откуда писать. Но я думал и об этом. Самый посещаемый сайт в Белоруссии о горах и людях: www.hantengri.org . Но это я создал этот сайт и я его редактирую. Я не хотел, чтобы был разговор, что на «своем» сайте, что хочу то и размещаю. Да и www.mountain.ru – как правильно заметили читатели нашего сайта давно не чисто российский сайт. Это сайт всего СНГ и многих других стран. На нашем сайте мы размещаем все, что касается горного спорта в Белоруссии. И никому не отказываем в публикации. Наоборот, призываем, присылайте любые материалы: о восхождения, о походах, о скалах. Но это не является, по мнению моего другого оппонента, объединяющим фактором.

… прежде, чем выметать сор из избы, спроси себя, много ли ты сделал для объединения этих сотен желающих приобщиться?

Насчет сора из избы. Это мне не понятно. Во-первых, Президиум БФА – это не моя изба. Во-вторых, неужели кто-то думает, что состояние альпинизма в Белоруссии не известно в России, Украине и других странах и является государственным секретом? Письмо адресовано, прежде всего, белорусским любителям гор. Ни в России, ни на Украине и в других странах никому не интересны проблемы белорусского альпинизма. У наших соседей и в других странах хватает своих проблем в альпинизме. Но эти проблемы находятся на другом уровне и более того, они ставятся и постепенно решаются. И мы жители другой страны узнаем, что происходит в руководствах федераций стран-соседей из Интернет–источников.

А тебе пожелание - научиться хотя-бы не бросать на произвол судьбы своих учеников, когда приобщаешься сам...

Трудно на все ответить, в русском языке и поговорка на это есть. Но на одну часть отвечу. Один молодой человек, который когда-то у меня тренировался, когда мне звонит, он меня приветствует: «Здравствуйте Учитель!» Не скрою, мне приятно. Он уже давно не лазит по скалам. Мои Ученики способны сами за себя ответить и не нуждаются не чьей-то защите, тем более защите женщины. А если они не могут за себя ответить – это не мои ученики. Это наверно Вы о своих учениках.

После переходного возраста
Известно, что разрушить проще, чем построить или восстановить. Подстегивать руководство с расчетом на быстрый и блестящий результат - один из вариантов...

Я всегда считал, то, что описывал в своих блестящих произведениях Франц Кафка, будет жить вечно.

Фраза выше относится к цитируемому замечанию еще одного моего оппонента, но не к делу которым все мы занимаемся: альпинизмом и путешествиям в горах, которое всегда для нас наполнено большим содержанием и смыслом. Любое путешествие или восхождение в горах – это ответственность. Тем более ответственно, любое действие руководителя по созданию чего-то нового. Я всегда приглашал и приглашаю ответственных людей к сотрудничеству, во благо общего дела – Альпинизма.

С уважением,
Бандалет Николай.

Николай, загляни в БФА – поговорим.

В целом, читая твои «письма из далека», я вижу не позицию гражданина, а известный персонаж – « … Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на…» “полкана”.