Автор: Леонид Смидович, г. Харьков

Часть 2

третьей категории сложности
по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хребет),
совершенном с 10 июля по 1 августа 2007 г.
(Часть 3)

Начало читайте здесь

Техническое описание путешествия (продолжение).

Пик Ленина (7134) - попытка восхождения.

Пик Ленина считается самым "простым" семитысячником ех-СССР. Классический маршрут начинается на МАЛе (3500), далее Лагерь1 (4400) на леднике Ленина, подъем по ледопаду и траверс склонов пика Ленина (т.н. "Сковородка") на запад до Лагеря 2(5300)подъем на гребень и выход на предвершину Раздельной - Лагерь 3, 6150 (или чуть дальше на седловине - 6100).После этого идет затяжной подъем по Западному гребню собственно на вершину, с возможным Лагерем 4 (6400) выше первого взлета.
Маршрут не представляет технической сложности, наиболее сложный участок - подъем по крутому разорванному закрытому леднику выше Лагеря 1, где наличие тропы ни коим образом не отменяет необходимости идти в связке. К концу лета открываются трещины при подъеме из Лагеря 2 на гребень Раздельной При подъеме выше Лагеря 6400 есть крутой участок, т.н. "нож", в зависимости от условий идется или влоб по гребню или обходится траверсом крутого склона слева по ходу, необходим ледоруб.
Основная сложность маршрута - тактического плана. Кроме высоты, маршрут опасен лавинами при траверсе склонов пика Ленина (в 1990 году лавиной был снесен лагерь ленинградских альпинистов на "Сковородке"). При непогоде и отсутствии видимости сложная ориентировка на Западном гребне, в 1974 году там не смогла спуститься группа Э.Шатаевой. Там крайне желательно использование GPS.

23.07.2004
В Лагерь 2 поднимаемся по закрытому леднику по тропе. Вышли около 8-00. За два часа сначала по ровному, потом по некрутому леднику с трещинами (отсюда идем связкой до "Сковородки") подошли под взлет крутизной до 40°. Выше тропа идет по мостам через большой разлом (натянуты стационарные перила). Далее склон несколько выполаживается, но приходится преодолевать несколько разломов. Видимость плохая, и подъем временами кажется бесконечным.

Тропа постепенно поворачивает траверсом на запад и выполаживается (13-30). Наконец, поднимается на невысокий гребешок - дальше ровное поле, т.н. "Сковородка". Часам к 15 выходим к Лагерю 2, ставим палатку на свободной площадке. Почти все стоянки под снегом, палаток еще не очень много. Не смотря на невысокий темп, мы пришли в первых рядах.

Нижняя часть подъема,
вид из Лагеря 1

"Большой разлом"

На подходе к Лагерю 2 (2)

Вечером облачность, видимость ограничена. Сошла лавина со склонов пика Ленина в сторону Сковородки, как потом увидели - немного не дойдя до тропы.

24.07.2004
С утра солнечно, но уже легкая облачность. Около 9 утра налегке выходим в Лагерь 3. Сначала по тропе по склону до 30° поднимаемся на гребень отрога (10-10), идущего от вершины Раздельной. Склон покрыт снегом, в некоторых местах угадываются трещины. Свежий снег, местами приходится тропить.

Дальше тропа с небольшим набором идет по гребню в сторону взлета на Раздельную. Сам взлет крутой, около 30°, а местами и круче. Путь маркирован флажками. Протропив один перегон между флажками, начинаем терять темп. Погода окончательно испортилась, видимость метров 50. Поднявшись до уровня больших разломов (высота около 6000), поворачиваем назад. В лагерь спускаемся около 14-30.

"Тропа" на гребень

Подъем на гребень

По гребню к в. Раздельная

25.07.2004
Возвращаемся в Лагерь 1 - акклиматизационный выход закончен. Выходим около 8-00, через 45 минут проходим Сковородку и доходим до начала спуска, еще через 45 минут - проходим большой разлом (бергшрунд). Снег подмерз, более того, многие трещины в верхней части вообще не видны. Серьезным препятствием стала трещина выше бергшрунда, там натянуты стационарные перила.

К 10-30 спустились в Лагерь 1.

Спуск в Лагерь 2

Вид на Лагерь 2 и Раздельную
с "Сковородки"

Путь спуска в Лагерь 1.
Группа людей - выше разлома.

26.07.2004
День отдыха. Забираем заброску и снова оставляем почти полный мешок - пустые баллоны, лишние продукты, кое-какие вещи.

27.07.2004
Ночью выпал снег. Долго думали, стоит ли идти наверх, и насколько лавиноопасны склоны пика Ленина. Очень многие пошли наверх, но это не аргумент - похоже, здесь ходят по любой погоде. Наконец, решили не идти. Возможно, это решение было ошибочным и почти наверняка стоило нам вершины.

Утро в Лагере 1 после снегопада

Склоны пика Ленина выше "тропы" в Лагерь 2

Верхняя часть "тропы" перед "Сковородкой"

28.07.2004
С утра отличная погода. Выходим по уже знакомой тропе в 6-40, в 8-20 подходим под бергшрунд, в 9-00 поднимаемся выше разломов, в 10-50 подходим к Сковородке. Часам к 12 приходим в Лагерь 2.

Палаток гораздо больше, чем в прошлый раз с трудом нашли место для своей - пришлось слегка ужать тамбура. Местами изпод снега вытаяла осыпь.

29.07.2004
Утром оставили у группы из Перми "лишнее" снаряжение - веревку, обвязки и пр. Снова подъем по знакомому пути. К 10-00 вышли на середину гребня, к 11-50 - на середину взлета на Раздельную. На седловине стоит палатка со словаком(?), сломавшем ногу на спуске с Раздельной. Сверху спускается много людей, некоторые просто едут на своих задах. К 13-50 поднялись в Лагерь 3 (6150). Поставили палатку на свободной площадке, слегка ее расширив.

Путь в Лагерь 2 и выше

Подъем на Раздельную

Подъем на Раздельную, видна палатка

Лагерь немного смещен к северу от гребня и защищен им от доминирующих ветров. Палатки стоят и на седловине между Раздельной и Западным гребнем пика Ленина.

Весь вечер в лагерь спускаются восходители на вершину - в этот день взошло, наверное, человек 10.

Гребень пика Ленина, (1) - плато 6400
(2) - "нож" (3) - район вершины

Гребень пика Ленина, в центре кадра - "нож"

Лагерь 3

30.07.2004
Ранний подъем - 4 утра. Однако приготовление завтрака отняло много времени, на морозе газ (Ковеа 230 гр.) горит с трудом. Чай толком так и не вскипятили.

Выходим около 6-20. Ветрено, выйдя на гребень попадаем под настоящий шквал. Приходится идти постоянно борясь с ветром. Спустившись на седловину, останавливаемся одеться, но, посовещавшись, решаем возвращаться - в таких условиях нам до вершины точно не дойти. Большинство других восходителей тоже повернули обратно, кроме троих человек из лагеря на седловине.

Лагерь 3, утро

склоны пика Ленина

гребень пика Ленина

К 7-10 вернулись к палатке. Собираемся и спускаемся вниз - пережидать в Лагере 3 непогоду не стоит, а на большее у нас нет времени.

К 8-30 спускаемся на гребень ниже Раздельной. В Лагере 2 забираем наше снаряжение, к 9-40 проходим Сковородку. Снег на леднике подтаял, ниже бергшрунда практически везде открытый ледник.

возвращаемся в Лагерь 3

Путь спуска с Раздельной

Поток ниже Лагеря 1

В 11-10 мы в Лагере 1. Здесь отдыхаем, обедаем. Оставляем лишние продукты и газ. В 14-30 выходим на МАЛ. К 15-40 подходим к потоку, перепрыгиваем по камням в месте, где он разбивается на несколько рукавов. Кыргызы на лошадях перевозят всех желающих - по 5 долларов с человека. В 17 часов мы на перевале, в 18-10 на Луковой поляне. Еще через пол часа спускаемся к юртам Фортуна-тур.

Тропа вдоль ледника Ленина

Тропа к пер. Путешественников

Пик Ленина с МАЛа

31.07.2004
С утра на машине уезжаем в Ош. Лучше воспользоваться услугами фирм, имеющих свой автотранспорт - в качестве дополнения мы получили "экскурсию" по Алайской долине, пересадку в Дараут-Кургане и в Оше были глубокой ночью заночевали в какой-то гостинице, куда нас любезно доставил водитель машины.

Пики Ленина и Дзержинского из Алайской долины

Билеты на самолет у нас были на утро 3 августа, поэтому утром перебрались в гостевой дом Ош-тревел, где и провели оставшееся время. Там встретили группу Алексея Келина (КПИ), которая ожидала пропавший багаж, а потом москвичей из "Вестры". Традиционная экскурсия на Сулейман-гору, Ошский базар...

Материальное обеспечение

В этом разделе я ограничиваюсь краткими комментариями. Набор снаряжения достаточно стандартный для походов средней категории сложности. Особенностью является малое количество участников, что наложило отпечаток на подбор группового снаряжения.

Групповое снаряжение

С целью снижения веса рюкзаков мы пытались максимально оптимизировать состав группового снаряжения. Исходя из особенностей маршрута была взята одна основная веревка (40м), в качестве продергивающей был взят тонкий реп (6 мм), которым мы, кстати, так и не воспользовались - последний везде спускался на три такта.

Мы решили отказаться от тяжелой скороварки и взяли две легкие алюминиевые кастрюли (см. раскладку). Была взята одна палатка (3-х местная Vaude Space 3). Палатка хорошо держит ветер и достаточно просторная.

Поскольку изначально приоритет отдавался работе в связке, то "групповые" карабины и ледобуры были распределены по участникам.

Веревка основная: 9 мм - 40м2,4
Кастрюли 2, 75 л + 1,5 л0,45 + 0,25
Половник0,1
Палатка Vaude Space 34,2
Спальники Marmot Trestles 15 - 2 шт.
???? :

Телескопические палки (по желанию)0,7
Итого4-5 кг.

Личное снаряжение

Личное снаряжение подбиралось с учетом пребывания на большой высоте (холод и ослабленный организм). Из других климатических особенностей можно отметить следующие:

• сильная солнечная радиация, обязательно нужна защита от солнца
  • днем при хорошей погоде достаточно тепло, но не жарко - все-таки высота порядка 4К и выше
  • осадки преимущественно в виде снега, зачастую мокрого
  • нередко сильный ветер, особенно на высоте.

От стандартного "Кавказского" набор снаряжения отличается наличием теплого комплекта (пуховка, самосбросы, рукавицы и пр.). Особое внимание нужно обратить на обувь. Тут возможны варианты:

• Современные утепленные кожаные ботинки - у одного участника были LaSportiva Spantic. Отлично себя зарекомендовали, удобней пластика и в тоже время достаточно теплые и влагозащищенные. Основной недостаток - высокая стоимость.
  • Пластиковые ботинки с "зимними" вкладышами (рекомендуют брать пару вкладышей - "зимние" и "летние").
  • Хорошие кожаные ботинки с утеплеными оверботами. Экономичный вариант, позволяющий не тратиться на специализированную обувь. Двое участников использовали оверботы BASK Leggins THL (стоимостью 450 грн), которые себя вполне оправдали.

Ниже в качестве примера приведен список снаряжения руководителя. В этом году я решил отказаться от мембраны, большую часть похода носил тонкую ветровку из полиамида. В целом, опыт оказался положительным - достаточная защита от ветра и снега. При сильном ветре продувается, тут уже нужна или мембрана или авизент. Авизентовый анорак вполне выдержал штормовой ветер при попытке восхождения, при спуске с Раздельной в нем стало жарко, пришлось снять.

"Высотный набор" на линейную часть можно было бы не брать, реально пуховка и пр. использовались только выше Лагеря-2.

Ботинки Lowa Эрцог2280
носки40
перчатки флис90
шапочка флис40
Высотный набор - только на восхождение
Пуховка850
самосбросы550
рукавицы теплые165
носки Лорпен теплые100
Ветровка авизент470хорошая защита от ветра, одевается поверх пуховки
балаклава винстопер70
верхонки90

Раскладка

При составлении раскладки мы исходили из таких требований:

1. Вес без газа - 600-650 г. при калорийности порядка 3000 ккал.
  2. Отсутствие всяческого железа - тушенки, консервов и т.д., по возможности - сублиматы, сушенные овощи и т.д.
  3. Упор на продукты быстрого приготовления (учитывая отсутствие скороварки, да и просто для ускорения и облегчения готовки).
  4. Комбинированный (частично индивидуальный) характер раскладки.

Учитывая фиксированную продолжительность похода, резервные дни в раскладке не планировались (хотя на первую часть резерв, конечно, брали).

Схема питания - достаточно стандартная: относительно легкий завтрак, перекус (карманное питание), по возможности горячий (чай или бульон) обед и плотный ужин. Перекус по калорийности составляет порядка одной трети - одной четверти от дневного рациона. Для сложного похода это необходимо - при прохождении технических участков не всегда есть возможность нормально пообедать. Да и в любом походе хороший перекус позволит участникам чувствовать себя более уверенно.

Уже третий год нами используется частично индивидуальная раскладка. Под индивидуальной понимается часть раскладки, которая планируется и расходуется участниками самостоятельно, в соответствии с их вкусами, привычками, состоянием, финансовыми возможностями и т.д. Преимущества частично-индивудуальной раскладки, в общем-то, известны:

1. Учет пищевых предпочтений и особенностей питания участников
  2. Возможность дифференциации затрат
  3. Частичная разгрузка завхоза
  4. Распределение ответственности.

Единственная опасность - это неквалифицированный или недобросовестный подход участников к составлению и закупке индивидуальной части. Для неопытных участников требуется контроль завхоза. Была составлена "примерная" индивидуальная раскладка и оговорен ее суммарный вес. К индивидуальной части были отнесены фасованные продукты, не требующие готовки: перекусы, сухари, сладости к чаю, сахар. Продукты типа колбасы или сыра - групповые (не совсем разумно носить несколько начатых палок колбасы).

Несмотря на некоторые опасения (преимущественно психологического характера), все остались довольны.

Общая схема питания.
На завтраки - супы ("самосборные" - крупа+сухие овощи+бульонные кубики) или овсянка. Ужин - каша (корпюр, мивина) с сушенным мясом, колбасой или сыром.
На обед, в зависимости от обстоятельств, готовили горячее питье или суп, а также - колбаса, сыр, сало, сухари. Сыр взяли в вакуумной упаковке по 300-350 г.
Перекусы - шоколад, сникерсы и пр., орехи, сухофрукты. На высоте хорошо идут сушенные кальмары, острые сухарики.

Из продуктов быстрого приготовления (БП) использовались:

• Овсянные хлопья (если залить водой с вечера, то утром достаточно подогреть до приемлемой температуры).
  • Гречневые хлопья - получается вполне приличная каша, не "размазня".
  • Вермишель быстрого приготовления "Мивина". Идет как вермишель или основа супа.
  • Картофельное пюре (той же марки).

Для готовки использовали газ, закупленный на месте - маленькие (230г) баллоны Ковеа. Закупили 15 штук, из них использовали 10, т.е. расход баллон на 2 дня на троих человек. Три готовки в день, преимущественно вода, снег топили только на 5300 и выше (4 ночевки). Кроме того, 3 или 4 раза ужинали в "кабе-бар"е. Газ в принципе не плохой, но плохо горит на морозе - на Раздельной с утра закипятить чай не удалось.

С учетом лимита веса багажа и платы за перевес важным вопросом был "что везти, а что покупать на месте". По поводу ассортимента продуктов в Оше отзывы были противоположные - от "есть все" до "дорого и много нет". Реальность оказалась следующей.

Закупать продукты в Оше можно на 1) оптовом рынке, 2) "колхозном" рынке и 3) в супер-(точнее мини)-маркетах. Первые два находятся рядом и составляют знаменитый базар в Оше. Лучше туда ходить в сопровождении кого-нибудь из местных - иначе нужный товар можно сразу и не найти. По поводу цен - примерно как везде, дешево стоят только свежие овощи-фрукты. С учетом платы за перевес 1 кг = 3 у.е., для большинства товаров разница в стоимости не принципиальна. Итак:

• крупы - есть практически все на 1), включая гречку
  • БП - в 3) есть овсянка и российские аналоги мивины. Корпюр, гречневые хлопья, сухие овощи везти с собой
  • Наличие хорошей колбасы и сыра в вакуумной упаковке не проверяли (везли с собой)
  • Сало есть в мясном ряду, даже копченное, и вполне приличное
  • Топленное масло - только самодельное, мы заменили растительным
  • Орехи и сухофрукты в достаточном ассортименте на 2), но цена вполне харьковская - на "шару" не надейтесь
  • Сладости есть практически все в 1) и 3), включая хороший шоколад, сникерсы и пр. Там же - сухарики, бульонные кубики и т.д.
  • Растворимый кофе, разнообразный чай - на 1).
Таким образом, большую часть продуктов, кроме БП, сублиматов и т.п., можно закупать на месте. Использованные источники
  1. "Высокогорные перевалы" (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во "Прест", редактор А.Джулий, 2001г.
  2. Перевалы Северного Памира (составил и оформил А.Лебедев по схемам В.Ляпина). - http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/
  3. ОТЧЕТ о походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр. и хр. Зулумарт), совершенном с 29 июля по 18 августа 2003 г., г. Новосибирск, рук. Ветлужских В.Д. - http://mountain.nsu.ru/otchet/zaalay-v-s-03/zaalay2003.zip.
  4. ОТЧЕТ о походе 3 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр. и хр. Зулумарт), совершенном в июле-августе 2004 г., г. Москва, рук. Шалов А.А. - http://miit-tour.narod.ru/EXPEDIT/2004/pamir2004.htm.
  5. ОТЧЕТ о горном туристском путешествии шестой категории сложности по Северному Памиру, совершенном с 19.07. по 28.08.2001 г. г. Москва, рук. Лебедев А. http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/01/index2.shtml
  6. Отчет о походе 5 к.с. с Эл. 6 к.с. по Восточному и Центральному Заалаю, 2003г. Москва. Рук. Малахов Б.В. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/823/
  7. ОТЧЕТ о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хр.), совершенном с 21 июля по 17 августа 1999 г., г. Москва, рук. Нижниковский Е.А. - http://www.turclubmai.ru/heading/papers/284/index.doc.
  8. Заалайский хребет. Восточная часть. Обзор района. А.Джулий. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1093
  9. ОТЧЕТ о походе 5 к.с. по Кичик-Алаю и Северному Памиру (Заалайский хребет), проведенном с 22 июля по 17 августа 2006 года, г. Киев, рук Янчевский О. - http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1410/
  10. Пик Ленина. Обзор района. М. Фойгель. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1240