Горы мира > Памир >

Горы Азии – путешествие в пространстве и времени. Часть 2
Фанские горы. Фотоальбом
Часть 1

(От Фанских гор до хребта Кокшаал-Тоо через Центральный Памир)

Лето 2007 – в очередной раз я выбираю горы Азии. И не потому, что мне не нравится Кавказ, мои первые горы, где я прошел не одну сотню километров от Архыза до Дигории и взошел не на один десяток вершин: сложных и не очень. Побывав первый раз на Центральном Тянь-Шане в 1987 году, меня каждый год тянет в Азию.

Стартуем из Минска 20 июня 2007 года поездом Минск-Москва рано утром. Нас трое: я, Таня Фролова и Денис Штрыков. В этом году у нас обширная программа. Мы с Таней будем участвовать в ней полностью, а Денис только в двух частях. А остальные члены наших экспедиций будут приезжать, прилетать и уезжать по мере необходимости. В
Москве у нас всего три часа, чтобы переехать из Белорусского вокзала на Казанский, а впереди трое суток в поезде Москва-Ташкент. Меня не утомляет дорога, не утомляет она и моих товарищей. Привычная суета на вокзале, привычные названия станций в расписании, но каждый раз новая Дорога и новые знакомства. Оренбург. За этим городом для меня начинается Азия. На ум приходят полчища Чингисхана и Батыя, казаки, постоялые дворы и снежные метели. Но за окном горячая степь и полупустыня, где легко увидеть верблюда на фоне спутниковой тарелки и казахские кладбища, похожие на небольшие поселения. Масштабы! Это то, что присутствует со мной все время при путешествии по горам Азии. Кавказ для меня всего лишь горы от моря до моря. Горы Средней Азии – это Рубеж. С вершин Памира мне видится Гиндукуш и Каракорум, а с вершин Тянь-Шаня за пустыней Такла-Макан и оазисами Турфанской впадины я угадываю мистический Тибет, стянутый горами Куньлуня, а за ними высятся Гималаи. Где-то в Центральной Азии для меня находится Центр Земли, как Патагония с Огненной Землей для меня Край Света. Может быть, поэтому меня и тянет в эти места?

Ташкент – многомиллионный узбекский город. Самый европейский и светский город нынешнего Узбекистана. Но наш путь в Самарканд. От Ташкента до Самарканда примерно 300 километров. Чиназ, Гулистан, Джизак – названия городов как будто из рассказов о Ходже Насреддине. Самарканд (в древности Афросиаб, столица Согдианы) - один из древнейших городов мира с 2750-летней историей, ровесник Рима, Афин, Вавилона, с толица Империи Тамерлана. Регистан,
комплекс Шах-и-Зинда, мавзолей Гури-Эмир (Мавзолей Эмира) и мечеть Биби-Ханум в Самарканде, как символы величия человеческого духа, на фоне толчеи и суеты человеческих тел. Рядом с Самаркандом, примерно 300 километров расположена Бухара ( "Бухара-и-шариф" - "благородная и священная"). В 1997 году под эгидой ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 2500-летие со дня основания города. Целые кварталы старого города, Мавзолей Саманидов, Медресе Мири Араб, Мечеть Магок-и-аттори, Минарет Калян – и мне чудится, что где-то здесь писал свои рубаи Омар Хайям, любовные стихи Рудаки, создавал свои бессмертные эпосы Фирдоуси, совершал свои веселые проделки Ходжа Насреддин. А рядом с водоемом Ляби Хауз, окруженном тремя медресе, р ядом с памятником Ходже Насреддину, можно выпить зеленого чая, и отдохнуть в тени деревьев, на миг, представив себя древним путешественником, кочующим по Великому Шелковому пути.

Но мы покидаем самаркандский и бухарский оазисы и держим путь к истокам реки Заравшан. Именно в истоках этой реки и находятся одни из уютнейших гор мира – Фанские. Мягкий климат, красивые ущелья и вершины – особенность Фанских гор. Необыкновенной красоты озера – их визитная карточка. Конечно, горы находятся на территории Таджикистана. Это мы знаем. Но для нас Хозяйка Фанских гор – Руфина Григорьевна Арефьева. Мы первые в этом году и первыми заслуженно получаем теплоту и гостеприимство хозяйки. Адамташ все так же приветствует нас, и мы успокаиваемся, как будто, вспоминая Юрия Визбора, мы вернулись к своему сердцу, оставленному здесь когда-то. И опять нас притягивают бастионы Чапдары, Бодхоны и Замка, зовет ввысь красавица Чимтарга и манит к себе таинственный Зиндон. Фанские горы еще уникальны и тем, что они позволяют найти путешествие для себя как опытному альпинисту, так и человеку не
очень искушенному в путешествиях по горам. Вот и наша не очень опытная группа за 12 дней прошла небольшой поход на Куликалонские озера и совершила два восхождения на пятитысячники по не сложным маршрутам: на вершину Замок и высшую точку Фанских гор – Чимтаргу. Очень привлекателен и популярен несложный поход: Куликалонские озера – Алаудинские озера – Мутные озера – Большое и Малое Алло. Красивых озер в Фанах не счесть. Где-то здесь как говорят легенды, проходил Александр Македонский, во время завоевания древней Согдианы, а самое крупное озеро Фанских гор называется Искандеркуль, в честь знаменитого полководца. Время в Фанских горах тоже течет своеобразно. В каждый отрезок времени вмещается очень много событий, но, тем не менее, оно здесь пролетает быстро. Нам завтра пора уезжать. А сегодня, 7 числа, 7 месяца, 2007 года мы сидим в очень теплой компании в столовой МАТЦ «Алаудин-Вертикаль» и пьем пиво «Балтика №7. Конечно, мы не суеверны, и к магии чисел относимся спокойно, но все же…

Назавтра мы вверяем свою судьбу нашему хорошо знакомому водителю Шахину. И если автомобиль изобрели где-то в Европе, то полагаем, что первым водителем там был таджик. Конечно – это круто ралли Париж-Дакар, думаем мы. Но мы, не уверены, все ли участники этого ралли смогут тронуться с места на том аппарате, на котором очень уверенно нас везет Шахин. И вновь Самарканд, Ташкент. Из Ташкента наша тройка держит путь в киргизский город Ош, что практически на границе Киргизии и Узбекистана. Путь из Ташкента в Ферганскую долину через перевал Камчик в Кураминском хребте. «Дорога Жизни», так называют узбеки эту дорогу, построенную в 90-е годы прошлого столетия после развала СССР. Она идет в обход Таджикистана. К сожалению, отношения ранее братских республик Советского Союза между собой оставляют желать лучшего. И как говорят узбеки, что легче получить визу в США, чем в соседний Таджикистан. Насколько мне известно, обратное тоже верно. Мы в утопающей в зелени Ферганской долине. Говорят, здесь растет все! Ферганская долина очень густо населена. Основная часть ее принадлежит Узбекистану и только частично на Западе Таджикистану и Киргизии на Востоке. Коканд, Фергана, Маргилан, Андижан, основные города Узбекистана в Ферганской долине. Худжант – главный город Таджикистана в Ферганской долине. Но вот и Ош.

Ош – ворота Памира, современный среднеазиатский Вавилон. В
городе, расположенного на краю Памира, Ферганской долины, на пересечении дорог Великого шелкового пути, всегда проживало много национальностей. Это верно и для нынешнего Оша. Чтобы не говорили путеводители, основные достопримечательности Оша: Ошский базар и Сулейман-гора (трон царя Соломона), возвышающаяся почти в центре города. Сулейман-гора – главная святыня всех мусульман Средней Азии и не только. Сотни петроглифов высечены на скалистых выходах горы: каменных плитах, на стенах пещер и гротов. Именно по таким надписям в конце прошлого столетия и определили возраст поселения на месте нынешнего города: 3000 лет. У самой вершины блестит своей полировкой наклонная каменная плита. По преданию на ней сидел сам Соломон. Каждый правоверный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни посетить этот священный камень. Почти все экспедиции под пик Ленина на Памире стартуют из Оша. Мы тоже не хотим быть исключением. От Оша до поляны Ачик-Таш под пиком Ленина по обычным меркам не очень большое расстояние, примерно 280 км. Но это Памир. Настраиваться надо часов 10 пути вместе с отдыхом. Можно конечно доехать и быстрее, но можно и медленнее. Наш путь лежит по самой высокогорной дороге Советского Союза, по Памирскому тракту, по его относительно небольшой части. Необыкновенные пейзажи, люди, серпантины, перевалы. Навстречу нам очень часто встречаются грузовики с китайскими номерами, груженные огромными тюками. Великий Шелковый путь в современной интерпретации. Но вот и перевал Талдык, высота его 3600 м. Очень быстро спускаемся к поселку Сарыташ. Налево от тракта уходит дорога. Указатель нам сообщает: Иркештам. Иркештам – пограничный переход между Киргизией и Китаем, дорога в Кашгарию к Кашгарскому нагорью, к вершинам Конгур-Таг и Музтаг-Ата и в Тибет. Немного дальше за поселком Памирский тракт уходит влево, чтобы через несколько сотен километров, поднявшись не на один перевал, в том числе на перевал Акбайтал (4655м) обогнув весь Памир, прийти к таджикскому поселку Хорог и далее в Душанбе. Но наш путь прямо по Алайской долине. Может быть, есть люди, которые равнодушны к красоте открывающейся с Алайской долины, но я их не знаю.

Разве может оставить кого-то равнодушным снежные вершины, парящие над зеленью очень широкой долины на протяжении не одного десятка километров? Памир. Крыша Мира, именно здесь сходятся три мощные горные системы: Каракорум, Гиндукуш и Куньлунь.

Поляна Ачик-Таш. Стартовая площадка для восхождений на пик Ленина. Многие фирмы, помогающие организовывать восхождение на пик Ленина, разбили свои базовые лагеря именно здесь. Здесь очень много людей желающих совершить восхождение. Некоторые их них наверно поддались рекламе подняться на один из самых простых семитысячников. Понятно, любая реклама однобока. Так и здесь, мне показалось, что многие люди, приехавшие сюда, больше внимания уделили слову «простой», сознательно или нет проигнорировав, что это «семитысячник», с вытекающими отсюда последствиями. И вообще слово «семитысячник», для большинства людей, не может упоминаться вместе со словом «простой». Вот и нынешний июль был совсем не
простым для восхождения. Очень неустойчивая погода вынудила нас двое суток в пурге просидеть на вершине Раздельной и не дала сделать попытку совершить восхождение. «Пик Ленина показал свой нрав, это бывает», сказал очень известный альпинист и хороший знаток гор Александр Александрович Агафонов. Но как говорится, нет неудач, а есть ступени духа. К сожалению, мы живем в эпоху глобальной нехватки времени. Очень часто у нас есть определенный промежуток времени, и мы пытаемся в этот промежуток сделать столько, сколько успеем. Мы принципиально отличаемся от восходителей и путешественников прошлого. Мы потихонечку утрачиваем основное – дух приключения. Часто мы выбираем цель исходя из наличия средств, а не наоборот, как это делали наши предшественники, на чьих плечах стоим мы и иногда мним себя великими. Пришло время покидать этот удивительный уголок планеты. И переезд поляна Ачик-Таш – Ош показался нам немного утомительным в компании очень болтливых чехов. А мы своим молчанием как будто хотели сказать: «А чего радоваться?».

Здесь в Оше Денис покидает нас и улетает в Минск. Мы с Таней делаем шаги в направлении цели, которая по замыслу должна быть венцом нашего Большого Азиатского Путешествия. Наша цель – район пика Кызыл-Аскер в хребте Кокшаал-Тоо, что на Центральном Тянь-Шане. Район находится в очень труднодоступном и редко посещаемом уголке Тянь-Шаня, на границе Киргизии и Китая. Но сначала нам нужно добраться в Бишкек, место сбора членов нашей экспедиции.

Продолжение следует.

www.hantengri.org поиск тура

Уважаемые любители альпинизма

Туристическая компания "Asia Travel" была основана в 1990 году и на данный момент является одной из лидирующих туристических компаний в Средней Азии. Партнерами компании являются более 100 туристических компаний по всему миру.Туристическая компания "Asia Travel" - это весь спектр активного туризма. Дружелюбная команда, опытные гиды, отлично знающие историю и культуру народов Средней Азии и всегда готовые помочь туристам в любой ситуации, собственный транспорт, оборудование и инвентарь для автономного обслуживания в горах - все это выгодно отличает "Asia Travel" от других туристических компаний Средней Азии. web:http://www.asia-travel.uz e-mail:info@asia-travel.uz

Чисто по форме

"Побывав первый раз на Центральном Тянь-Шане в 1987 году, меня каждый год тянет в Азию" == "Проезжая станцию, у меня слетела шляпа"