Люди и горы > Интервью >

Анна Торретта
Интрервью с Сергеем Егориным
Интервью с Александром Яковенко

ИМ: Сергей Борисович, Вы участвовали в Чемпионатах еще в те советские времена, на заре так сказать нашего соревновательного начала в альпинизме и за период с 1979 по 1985гг. стали шестикратным Чемпионом Союза в скальном, техническом и высотном классах. Расскажите немного о тех Чемпионатах, которые проводились в то время, как они проводились, как организовывались. Как Вы, будучи участником тогда, воспринимали судей и само судейство, насколько объективным и правильным оно Вам казалось.

Сергей Ефимов: Соревновательный период это и есть весь период советского и постсоветского альпинизма. Альпинизм у нас только соревновательный. Другого не было и нет в рамках официального альпинизма как вида спорта.

Долгий период заочного первенства предполагал в основном качества стратегического подхода и рекламного характера. Определяющим был имидж команды и способ подачи материала восхождения а так же человеческий фактор общения с судьями и руководством федерации. На раннем этапе заочных чемпионатов многое определял сама гора и маршрут. Потом, когда все горы были пройдены, стало важно найти новый район, новую гору.

Что то изменилось, когда пришло время очных чемпионатов.

На первое место вышли техническая подготовка команды и стиль работы на маршруте. Альпинизм стал более спортивным. Конкуренция маршрутов в одном выбранном горном районе стимулировала выбор более рискованных маршрутов, на которые не ложился глаз в обычное время. Очные соревнования дали возможность любой команде стать чемпионом Союза. Появился стимул в техническом и физическом совершенствовании. «Семейные» команды отошли на второй план. Особенно спортивными оказались соревнования, когда требовалось набрать наибольше количество восхождений за определенный период времени. Эти соревнования поставили команды на грань альпинистских возможностей и произошел качественный скачек стиля восхождений. Маршруты стали проходиться в 1,5-2 раза быстрей.

Мне, как руководителю команды, был интересен процесс выбора маршрута восхождения и подготовки команды. Я не оценивал для себя правильность тех или иных пунктов «положения о Чемпионате».

В нашей команде разбирались требования, выставленные судейством, чтобы только учитывать их при восхождении и при составлении отчета. Мне важно было, чтобы требования, если они есть у судейства, были высказаны или прописаны до начала соревнований, а какие они не важно. Их всегда можно было использовать с пользой для себя.

И в таком подходе судейство не оценивалось. Не важно, какое судейство объективное или нет, важно было выиграть при данном судействе. И все.

ИМ: Какой для Вас лично из тех Чемпионатов был более значимым, я бы даже сказала, какой явился для Вас более знаковым, не только, как для спортсмена, а в первую очередь как альпиниста.

СЕ: Ярким в памяти остался Чемпионат 81 года. Он был заочным по положению и очным по факту, так как почти все команды собрались под не пройденными стенами Ярыдага. Для нас ситуация складывалась драматическим образом. Дело в том, что фотографию для заявки маршрута я выпросил у Лени Трощиненко и обещал ему, что в выборе маршрута не буду ему конкурентом. За ним будет право выбора маршрута. Так как команд было много, то судьи наблюдатели организовали жеребку маршрутов и очередность выхода на них. С жеребьевкой нам не повезло, да еще пришлось выполнять свое обещание и пропустить вперед команду Лени Трощиненко. В общем мы остались без маршрута. Лезть было не куда.

В результате решили выйти на маршрут, который представлялся малореальным для прохождения. В техническом плане для меня он остался самым интересным.

А знаковым, наверное, был первый очный чемпионат на Ягнобе в 1979г.

Там мы впервые заявили о себе как команда современного стиля.

ИМ: Если говорить о самих Чемпионатах, то какие на Ваш взгляд были тенденции развития этих Чемпионатов СССР, а затем и в России. Как они менялись из года в год, начиная с тех времен 1979-1985 гг, когда Вы в них принимали участие и в последующие годы, когда Вы уже руководили Гималайскими экспедициями? В какую сторону происходили эти изменения, что менялось в организации или в менталитете участников?

СЕ: О тенденциях развитии я уже говорил. Что хочется добавить.

Был период в проведении Чемпионатов, когда система судейства начала развиваться, совершенствоваться, стремиться к объективизму и для нее само ее развитие стало более значимым, чем восхождения и команды. Казалось, что система судейства проводила Чемпионаты, для проверки правильности своих новых идей, которые непрерывно менялись.

Что менялось в менталитете участников, мне трудно сказать. Мой менталитет менялся. Когда я был молодым, я хотел выступать в чемпионатах. Был кураж и хотелось только лазить. Была уверенность, что по другому и жить нельзя. Потом… стал «заслуженным» . Вылезли на первый план имидж, престиж и не только свой но и команды. Я стал организатором. Хотя организовывать было тоже интересно. Особенно экспедиции, целью которых было прохождение маршрутов, которые являлись проблемными для прохождения.

Сами принципы организации экспедиций не менялись. Первое рождаешь идею и стараешься «красиво» ее оформить. Затем надо посеять ее в умах соратников и тех, кто дает деньги. Пождать, когда она созреет и начнет жить уже своей жизнью. И потом начинаешь преданно служить этой идеи. Становишься ее рабом. Забываешь о своей жизни и никуда не можешь от этого сбежать. Становишься заложником собственной идеи. И тут уж ничего не остается, как довести ее до реализации и тем саамы от нее наконец то освободится. И вот тогда наступает счастье.

Что касается менталитета альпинистов, мне кажется, он не меняется. Всегда были и есть лидеры и ведомые, Есть амбиции и страх. Есть желание быть значимым в своих собственных глазах и в глазах своего окружения. Менталитет обычного человека, который нашел способ самовыражения при движении по вертикале. Вертикальный менталитет. А его проявление меняется в зависимость от изменения социальных приоритетов. Коллективизм, индивидуализм, семейственность, спортивность, соревновательность…

ИМ: Насколько мне известно вы были инициатором первых забегов на Эльбрус с целью отборов в гималайские экспедиции. И многие зубры альпинизма в те времена были против, утверждая – зачем альпинистам бегать. Тем не менее эти отборы оказались очень эффективны, а со временем сначала появились такие звезды, как Букреев и Балыбердин, а потом эти забеги из отборочных выделились в самостоятельные международные соревнования, вызвав огромный интерес не только среди наших альпинистов, но и среди зарубежных спортсменов.

Нынешний Чемпионат России по альпинизму приобретает новую идею и концепцию. Он будет проходить в новом формате, в рамках большого Фестиваля альпинизма, к участию в котором приглашены и зарубежные альпинисты. Многие опять же настроены на этот счет консервативно. А как лично Вы относитесь к этой идее?

СЕ: Когда ставиться сверхзадача, то ее начинает питать сверхэнергия и люди начинают делать то, что казалось раньше невозможным. И это увлекает. Но, всегда есть люди, которые привязаны к своему прошлому опыту. А то, что противоречит их опыту, то их раздражает.

Умение ставить сверхзадачи всегда было характерно для нашего альпинизма и в СССР и в России. Уж очень мы серьезно относимся к идеям. Сразу же встаем на путь служения. И тут уж не остановить. Как у В.Высоцкого « … как рубаху от ворота, или чеку»

Если «новый формат», то это уже интересно. Это этап развития. А куда вниз или вверх, влево или вправо зависит от того, где стоит наблюдатель этого развития. Или в стороне или внутри нового формата.

ИМ: А можно ли совместить в принципе такие абсолютно разные подходы к соревнованиям в альпинизме – наши Чемпионаты с их жесткой методикой подсчета баллов, жесткими рамками, где на первое место ставятся очки, баллы, секунды и западный философский подход в духе конкурса, где все решают симпатии, и в приоритет ставятся не время, а красота и чистота стиля, т.е. то, что в нашем судействе практически абсолютно не учитывается? Сможем ли мы найти некий симбиоз между двумя системами?

СЕ: Совместить вообще ничего нельзя . Просто «новый формат» привлечет людей этого нового формата и будет альпинизм нового формата. И там будут совсем другие люди, которым ничего не надо будет совмещать. Потому как они обзоры игр сами и будут этот «новый формат».

ИМ: Добавьте несколько слов от себя. Что вы со своей стороны хотели бы пожелать молодым участникам Чемпионата?

СЕ: Радости от того, что они делают. Куража!

inrerviu s sergeem efimovim.

zravstvui sergei.eto merabi iz gruzii .pomnite himalay 1993 vesna.dhaulagiri po centru severnoy steni.ia ochen rad chto uchavstvoval pervoproxojdenii s velikimi alpinistami velikoi gimalaiskoy steni.takie velikie alpinisti kak vi i takaia komanda katoraia bila nasha u menia ne bilo do i posle xotia 1999 ia vsioje sxodil na everest.ia xochu prislat vam moi goriachi privet iz ameriki.posledni 7 let ia jivu zdes.pojaluista esli vas ne zatrudnit napishite mne ma miy mail:tvishi5@mail.ru uvajeniem vash drug:merabi nemsitsveridze