Абхазия. Агепста
Два сбора
Продолжение.

А вот и Таня, но уже без
колокольчиков
Следующий привал планирую сделать там, где когда-то заканчивалась дорога, но, не доходя до этого места, вправо уходит хорошо набитая тропа, и чтобы никто случайно туда не свернул, делаем с Олегом остановку. Подходит Аня и, не доходя до нас буквально 20 метров, падает Таня. Вообще, вид у Тани был очень интересный. Рюкзак у неё был обвешан скальным железом: карабины, закладки, френды. Как она сказала, боялась остаться одна и поэтому старалась догнать впереди идущего, хотя позади неё ещё брела основная часть группы. Как следствие – сбила дыхание. Таню освободили от бряцающих предметов и через десять минут сделали привал у стола со скамейками у конца дороги.

Тропа в лесу
Дальше шла тропа. По ней идти было гораздо приятнее. Заключительная часть пути заняла у нас от полутора до двух часов.

И вот мы достигли конечной точки нашего маршрута. Лес кончился, началась альпика. Балаган пустой, пастухи внизу. Ищем место для установки базового лагеря. Около коша стоять невозможно, всё «заминировано» коровами. Там где мы стояли в сентябре мало места, да и склон крутой. Чтобы поставить палатки, надо хорошо поработать. Прошли с Василичем дальше балагана и нашли довольно чистый пологий склон, рядом ручей. Все подтянулись и занялись установкой лагеря. Я планировал обосноваться в балагане и поэтому палатку не брал. В крайнем случае, всегда можно было перебраться к Сандро или Сергею-геологу. Они жили по одному.

Василич ищет место для базового лагеря

На вершине этого холма над баз.
лагерем много черники

Окрестности

На обзорной точке
9 октября. Сегодня у нас планировались скальные занятия. Но сначала сходили на небольшую экскурсию. Над лагерем крутой, поросший лесом склон, переходил в горизонтальный гребешок, который служит хорошей обзорной точкой района. По тропе поднялись на гребень. Видимость неплохая, только п. Сочи был скрыт туманом. Перед нами по дуге расположились почти все вершины района: Абхазия, Рица, Узловая и Главная Агепсты, затем длинный гребень, пер. Сочи и одноимённая вершина, Альпсо, Экспедиционная. За перемычкой между Рицей и Узловой выглядывает п. Альбова. На обратном пути поели спелой черники (Таня даже для компота набрала), а затем решили спускаться вниз напрямую через лес и по пути набрать дров. В лагере Василич с Сергеем уже установили тент, из камней выложили стол. После обеда скальные занятия.

Учимся работать с закладками

Макаров проводит занятия

Вязка узлов

Рядом с палатками большой камень. На нём навесили классические перила: подъём, траверс, спуск. Были попытки подняться по отвесной стороне камня с использованием ИТО (искусственные точки опоры), но безрезультатно - микрорельеф оказался бедным. Во время ужина оценили проделанную Василичем работу по установке столовой - кают-компании.

Обед

Начспас и старший тренер

На скальных занятиях
10 октября . Опять идём на занятия, но теперь мы должны отработать передвижение по скалам в связках. Находим неплохие скалы в получасе ходьбы от б.л. Некрутые и с безопасным спуском. Из восьми человек формируем две «тройки» и «двойку». Две связки курирую я, 3-ю – Саша Макаров. Поработали неплохо. Заодно просмотрели простой выход на плато на случай возможного восхождения на Агепсту. На обратном пути традиционная заготовка дров.

Вечером мне пришлось покинуть своё жилище. Пришли местные охотники, все с автоматами. Вообще, насколько я заметил, все абхазы ходят в горы с оружием, как правило, с автоматами. Даже если они гуляют, хотя просто так они, конечно, не гуляют. Забегая вперёд, скажу - только один раз мы встретили местного без ружья. Как ни странно, им оказался начальник Бзыбской милиции. Переношу свои вещи к Саше. Для облегчения (я так думаю) он взял только тент от палатки и поставил его на другой стороне ручья. Вечером делаю к охотникам визит вежливости. Заодно узнать, как долго они здесь пробудут. Уходят они на следующий день. Наливают мне стопку чачи (крепка, зараза, оно и понятно - для себя делали), насыпают в руки грецких орехов: « Это девочкам, которые внизу в ручье купаются». Глазастые, однако.

11 октября. Сегодня первое восхождение. Идём на п. Сочи. По плану выход с бивуака в 7.00. Немного задержались. Нас 9 чел. Василич в лагере на хозяйстве и с ним Люда. Большая часть подхода под маршрут по тропе. Погода неплохая, но вершины в тумане. Я иду впереди, Макаров – замыкает. Между нами связь по карманным радиостанциям. Для связи с Василичем у Саши более солидная станция. Немного растягиваемся, но больше всех отстала Юля. Макаров с ней. Не доходя до входа в кулуар, останавливаемся. Связываюсь с Сашей. Он говорит, что, скорее всего они не пойдут дальше. Перед кулуаром, под склонами Экспедиционной, маленький ледничок. Сам кулуар довольно своеобразный и красивый. Левый (по ходу) борт – отвесные скалы, правый – тоже довольно крутые склоны п. Сочи. Хоть кулуар и крутой, но идётся легко.

Подъём по кулуару на п. Сочи.
Поднимаемся на седловину гребня. Слева вершина Альпсо. Под навесом скалы лёжка для охотников: остатки хлеба, пустые консервные банки, свёрнутый коврик. Подъём на п. Сочи лёгкий: сначала метров сорок скалы, которые, впрочем, можно обойти справа, затем простой склон ведёт на вершину. Подходит Макаров с Юлей. Когда Саша после радиосвязи сообщил ей о перспективе, у Юли сразу прибавилось силы и они догнали нас. Времени много, поэтому при подъёме проводим дополнительные скальные занятия. Вот и вершина, но видимость плохая. По мобильным телефонам общаемся с внешним миром. Снимаем нашу сентябрьскую записку, Олег берёт её на память. Теперь вниз. В половине четвёртого мы в базовом лагере. Василич с Людой приготовили обильный обед. Остаток дня проходит в обжорстве и купании. Вечером приходят новые охотники. Вернее, приезжают на лошадях. Опять иду в разведку. Один из них местный лесник (как он сказал, главный в ущелье), второй Зураб. Остальные двое были, как я понял, обслуживающим персоналом. Зураб, узнав о цели нашего пребывания, очень подозрительно к этому отнёсся (как это так, ходить на вершины, зачем?). Видимо, принял нас за грузинских шпионов.

День отдыха
Следующий день – отдых перед восхождением на Агепсту. Принятие пищи чередовалось со сном. Я переселился в большую палатку к Макарову с Людой, т.к. Саша, под тентом которого я ночевал, решил самостоятельно погулять по окрестностям, в частности, подняться на плато. А Василич с Сергеем-геологом отправились вниз за продуктами. Немного не рассчитали с сахаром и хлебом. В кафе у водопада им удалось достать пару кг сахара и три булки хлеба. Заодно договорились с хозяином кафе о транспорте, который свезёт нас вниз к морю при возвращении. Вернулись поздно.

13 октября. Выходим около семи. Идём на Агепсту по маршруту 2А к.сл. Василич на базе. По травянистым склонам, местами крутым, поднимаемся на плато. Погода не очень. Облака, ветер, довольно прохладно. Проходим мимо моренного озера. Далее по кулуару и большой крутой наклонной полке надо выйти на низшую точку гребня между Главной и Узловой Агепстами. На плато Люда решила не идти дальше с нами и осталась с Сашей на его бивуаке. Он оказался недалеко, большая ниша под камнем. В кулуаре навешиваем одну верёвку перил, дальше по полке с «живыми» камнями, затем по скалам на гребень, соединяющий главную и узловую вершины. Теперь предстоит длинный траверс по гребню, жандармы обходятся по ходу слева.

На скальной полке
под в. Агепста
Идём в сплошном тумане, видимость временами до 20 метров. Со стороны долины р. Тихой (бассейн Мзымты) виден ледник Хымс-Анеке. Кое-где он подходит очень близко к гребню. Ветер усиливается, временами срывается снег. Становится очень холодно.

Довольно холодно
Дело начинает «пахнуть керосином». До вершины совсем немного. Советуюсь с Макаровым и поворачиваем обратно. На плато забираем Люду. Судя по одежде, которая была на ней, на гребне ей бы было отнюдь не жарко. Саша остаётся на плато, а мы вниз. На спуске сильно растянулись, но все были в пределах видимости. Аня была особенно недовольна, что её вот так бросили. В б. л. пришли уже в сумерках. Трудно представить, как бы мы спускались по этим крутякам в темноте, если бы вовремя не повернули назад.

Подходим к лагерю с предвкушением чая и ужина, но… Во время нашего восхождения охотники пригласили начальника посидеть с ними, отведать местных напитков, но Василич немного не рассчитал. Не торопясь готовим суп, чай, ужинаем, завтра всё равно день отдыха.

Приходят двое гостей, среди них Зураб. Приносят вино. Долго сидят, рассказывают о войне. Оказывается, Зураб национальный герой Абхазии. Воевал. Уничтожил и взял в плен какое-то количество грузин. Был ранен, почти полгода лечился в Москве. С охотой у них не получилось, ни одного тура не подстрелили, говорят, зверь ушёл. К тому же они были недовольны своими предыдущими земляками. Те поставили на одной из седловин мину-«лягушку».

Утром наши соседи уходят вниз. Надеясь на хорошую охоту, они привезли с собой продуктов на 10 дней. Принесли нам десять булок хлеба, так что до конца сборов мы не ограничивали себя в этом продукте. Охотники уезжают и вместе с их отъездом начинается ветер, дождь, а на плато снег. Приходится усиливать крепление тента. К середине дня появляется Саша, промок довольно сильно на спуске.

15 октября. Сегодня планировалось восхождение на Экспедиционную, но проснувшись в 6 утра понял, что ни о какой горе не может идти и речи. Дождь, полоскавший всю ночь, не прекратился и к утру. Опять отсыпаемся, нехотя выползаем из палаток, дежурные готовят завтрак. Кстати о них. Особенно интересно было присутствовать при диалоге во время дежурства Ани и Сергея-геолога. Это было что-то! Что бы не предложил Сергей, Аня встречала в штыки. А когда Сергей в конце-концов соглашался с ней, Аня опять начинала спор. Похоже, ей нравилась эта словесная дуэль.

День закончился, но непогода так и не прекратилась. Было видно, что наверху снега выпало прилично. Я перебрался в балаган. Засыпал под звуки дождя и в почти полной уверенности, что завтра будет опять облом.

В том же кулуаре на
п. Сочи через три дня
16 октября. Просыпаюсь от каких-то криков. Недалеко от балагана кто-то стоит и зовёт меня. Мой будильник был заведён на шесть утра, т.к. выходить решили в семь. Естественно, при хорошей погоде. Но я не услышал сигнала. Выглядываю на улицу. Затянуто, но с неба не капает. Одеваюсь и иду в «столовую». Каша готова, но есть не хочется, выпиваю только кружку чая. Выходим. В лагере кроме Василича остаются Сандро, Люда, Таня. Идём на Экспедиционную по Сев. гребню, 2А к.сл. До седловины путь совпадает с маршрутом на п. Сочи.

Сергей
Дальше надо траверсировать налево по склонам Альпсо на низшую точку гребня. В зимних условиях, когда много снега, на перемычку можно выйти прямо от ледничка по крутому снежному склону. Сейчас же на скалах свежий снег, к тому же местами склон обледенел. Поднимаемся на седловину. Опять отстала Юля, но теперь с ней Сергей-геолог.

После дюльфера с перемычки
Видимость плохая, от 20 до 100 метров. Жандармы на гребне, ведущего к Экспедиционной, выглядят весьма грозно. Договариваемся с Макаровым, что я пройду в связке с Олегом-Сергеем-Аней в сторону вершины до перемычки, выясню возможность дальнейшего прохождения маршрута, а дальше по ситуации. Подходим к перемычки, дюльферяем на правую сторону гребня, траверсируем его в сторону вершины. Временами, когда рассеивается туман, уточняем направление движения. Издалека кричит Макаров, что-то спрашивает. Пытаюсь вызвать его по радиостанции, но связи нет. Наконец договариваемся, что он идёт вслед за нами. Стараемся двигаться по полкам.

Траверсируем под гребнем

Такой жандарм лучше обойти

Олег выбирает Аню

Перед вершиной
Перед вершинной башней выходим на гребень. Отсюда одна верёвка до вершины, ключевое место маршрута, но скалы заснежены, микрорельеф залит льдом, закладку положить некуда, искать трещины для крючьев тоже не кайф. Ухожу полверёвки вправо и по крутому кулуару выползаю на вершинный гребень. В 20-ти метрах от меня вершина, её почти не видно. Закрепляю перила и вся группа поднимается ко мне. Небольшой отдых и вниз. Но ещё надо найти правильный спуск. Общее направление я помню, но всё в тумане и если отклониться влево, то можно выйти на сбросы. Спускаемся траверсами вправо-влево выходим на более широкий склон. Снежный покров становится тоньше, наконец, исчезает совсем, но спуск не становится проще, наоборот. Теперь крутая трава. Облачность отступает и весь дальнейший спуск нам виден. Уходим на левую сторону гребня, траверсируем крутой травянистый склон и мы в лесу. Ещё минут двадцать и выходим на тропу. Нет Ани. Разругавшись на спуске с Сергеем-геологом, она не пошла следом, а со своим напарником, другим Сергеем, ещё не закончив траверс, по ложбине вышли сразу к лесу и там в зарослях на спуске потеряли полчаса. Ещё 20-30 минут и мы в лагере. На этот раз ужин и чай нас уже ждут.

17 октября. Спуск к морю был запланирован на 18 октября, т.к. 19-го отъезд из Адлера. Чтобы не «гнать лошадей», решили сегодня, не торопясь собраться, сделать переход до пихтовой рощи, там переночевать и на следующий день спокойно спуститься вниз. Свёртываем лагерь, упаковываем рюкзаки и в 12 часов выходим. Делаем большую остановку на Черкесской поляне. Забираем оставленные здесь вещи, собираем грецкие орехи. Ещё небольшой переход и мы у пихтовой рощи. Место очень красивое. Ужин, чай, вечерние посиделки, гитара.

Раннее утро

Начинаем выползать из палаток

Завтрак перед уходом

Саша и Олег

Сворачиваем бивуак в пихтовой роще

Сушим палатки

Утром просушиваем палатки, собираемся и вскоре мы у водопадов. Здесь нас уже ждёт «Газель». Немного посидели в кафе, погрузка в машину и едем вниз. Но сначала решили посетить оз. Рицу. Последний раз я здесь был лет двадцать назад. На берегу большое количество питейных заведений, но многие не работают, туристов раз-два и обчёлся. На обратном пути вынужденная остановка. Кому-то приспичило и водитель не нашёл лучшего места, как площадь Пушкина в Гаграх. В советские времена это было одно из самых посещаемых мест. Здесь останавливались все экскурсионные автобусы, следующие в Сухуми, Рицу, Новый Афон и т.д. Да и мы, возвращаясь из наших поездок на Кардывач и Агепсту, всегда затаривались в магазинчиках дешёвым сухим вином. Теперь здесь пустота. На всю площадь один маленький киоск. Саша Макаров счёл своим долгом посетить его и купить полторашку вина за 100р. На Рице за такую же он отдал 150. Недалеко от границы, в Гантиади, вернее Цандрипше (так он теперь называется), останавливаемся в частном доме. Водитель обещает недорого покормить, а затем отвезти на море. Но это адресные папки и папки на подпись из кoжи уже без меня. Прощаюсь с ребятами и еду на границу. Дальше маршрутка, электричка и поздно вечером я дома.

Сборы закончились. По-моему они удались.