Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира

Часть 2
Часть 3

Окончание

На следующий день, 30 марта, погода начала портиться уже с утра. В небе над Баксаном вырос огромный гриб, его взрастили пришедшие поверху и обдувавшие Эльбрус северные ветры. Народы, что населяли бочки, активно заторопились вниз. Мы решили на день задержаться, потому что Андрей Сатанин очень хотел подняться на вершину Эльбруса. Он напряженно высматривал на небе оптимистические признаки того, что погода если и сломается, то не на следующий день, он заклинал ее, но к вечеру та сломалась окончательно, пошел снежок. Он выпадал всю ночь и утро, в этом утреннем спокойствии мы отправились вниз. Андрюша, правда, пошел вверх, к Приюту, на ему лишь слышный братский зов других еще не сдавшихся восходителей.

Утреннее пробуждение в день после затмения

У входа в нашу пещеру

Планово-очистительные работы на бочках

Гриб над Баксаном

Еще одни предвестники непогоды

Ах, как Донгуз и Накра смотрелись
вчера в свете солнечной короны!

Андрюша смотрит на Эльбрус.
Видит око..

Конец пещерной жизни,
пора в цивилизацию

Прощаемся с бочками.
Спасибо, всё было супер!

Весь день 31 марта я и Андрей Мацовкин провели в Терсколе, а Иван поехал домой, ботать. Под вечер объявился второй Андрей. Он поведал нам устрашающую, холодящую историю о том, в каких кошмариках провел ночь без нас на Приюте. Нам тоже стало бы определенно нехорошо от сопереживания, если бы мы не начали дружно собираться в намеченный в качестве резервного поход на Когутай.

1-го апреля погода выдалась отличной, и мы заступили в когутайские угодья со стороны Поляны нарзанов. Поднимались правым (по ходу) склоном речки Когутайки, вдоволь намесили снегу и встали там, где застал нас вечер.

Вверх по речке Когутайке.
По ее руслу сошла лавина

Штурмуем кулуар у речки

Знак ангела

Ночлег уже близко

Сосна.
Сколько раз ее побивали лавины?

С нами ангел-хранитель. Маршрут был лавиноопасен

Общий вид на Эльбрус с низовья Когутайки

Плечо Кюкюртлю, под ним Гарабаши с канаткой,
еще ниже обсерватория на пике Терскол. Снято с увеличением

Закат за Эльбрусом

Краски над долиной Когутайки.
Лавины ее драят, как липку.
Деревья все хронически подмятые

Утренняя заря.
Романтика или драма?

Белая береза

Утро 2-го апреля встретило нас драматичной зарей, после которой погода испортилась. Весь день мы продвигались дальше, траверсируя склон, вышли из лесной зоны, стали набирать высоту на монотонном снежном подъеме, но взять его не успели и заночевали на очень кстати подвернувшейся пипочке совершенно не спального склона.

Пора вставать на ночь, но негде

Две ночи на пипочке
в ожидании погоды

3-го апреля погода еще более ухудшилась, обзор сократился, лениво выпадал снежок. Мы весь день провели в палатке, бодрясь и будто не замечая, как сокращались наши шансы на успешное продолжение маршрута. К утру следующего дня на небе ничего не переменилось, и мы потянулись назад.

Обратной дорогой

5-го числа мы сели в поезд Нальчик-Москва и утром 7-го были дома. Не знаю, кому как, но мне было очень радостно. Потому что с условиями видимости затмения повезло несказанно. Но просто так ведь не везет. Мы, судя по всему, оказались наиболее высоко расположенными «затменно-приэльбрусскими» фотографами с приличным уловом.

1 августа этого года произойдет еще одно полное затмение солнца в условиях высокогорья, и опять у нас в России, на Алтае. Нам везёт. Я, естественно, собираюсь наблюдать это явление – с вершины Белухи или ее восточного склона. Поскольку организационно такая поездка канительнее эльбрусской, а накладки абсолютно нежелательны (время затмения не передвинешь), я доверился фирме, организующей поездку, включающую и восхождение на Белуху и пребывание возле нее в нужные сроки. На ваше мероприятие банкет в Москве При желании более подробную информацию можете посмотреть на сайте www.kailash.ru. Сразу замечу, это не реклама: я там на правах обычного участника, разве что отягощённого астрономическими знаниями.

Алтай. г. Белуха

Алтай. г. Белуха. Ближний подход

Обалдеть!!!

Здоровские фотки!!! Особенно потрясает Корона!!! Удачных Белух!!!

Отлично!

Завидую самой белой завистью :)

о погоде в день затмения

Спасибо всем за теплые отзывы и, в особенности, за пожелание удачных наблюдений затмения на Белухе. Хорошая погода – это всегда актуально и всегда волнительно. Только когда затмение пройдет и ты его реально отнаблюдаешь, кажется, что так и должно было случиться, что иначе не могло и быть. Эльбрусское затмение было на моем счету четвертым, и, надо сказать, видел я солнечную корону все четыре раза. Но если на Эльбрусе погодные условия были идеальными, то в июле 1990 г. на Чукотке они были аховыми.

Тот год был предпоследним эсэсэсэровским, уже поддувала и вьюжила инфляция, и по стране гуляли шальные бюджетные деньги. Их надо было ловить и тратить, и вопрос стоял лишь: кто это сделает, ты или кто-то другой. Именно в этой связи некоторая совокупность учебно-образовательных структур и ведомств агонизирующего Союза навыуживала весьма опрятную сумму и направила на Чукотку чартерным авиарейсом более сотни человек на встречу с полным солнечным затмением. Участники (в основном, школьники) были разбиты на пять групп, и каждую – уже вертолетами – переправили в свою точку на полосе следования лунной тени, так что мы на три недели осели в болотах вдоль рек Анадырь и Анюй в 150 – 200 км друг от друга, имея при себе вдоволь питания, рацию для связи и несколько фальшфейеров для разгона медвежьих демонстраций. В моей группе было с десяток школьников и несколько студентов, мы стояли на скоротечном и многоводном Анадыре, а километрах в шести от нас громоздилась гора Терпухой, под два километра ростом, едва ли не высшая точка Чукотки, при покорении которой обнаружилось, что болотистое чавканье трав и мхов раздавалось даже на предвершинном, достаточно крутом взлете.

День затмения. Погода задница. Не полная, но характерная: небо за неровным облачным слоем. Полчаса до полного покрытия, аппаратура давно уже на штативах, на небе без шансов, на лицах уныние. Тут наш групповой медик сообщает мне, по-тихому, что мог бы поговорить с местными духами, принести им кое-какое подношение – это практический шанс. Я ему: «Ты что, нас же дети засмеют! Тебе-то, может, ничего, а мне ими потом еще несколько дней управлять». Врач отстал. Остается две минуты, небо по-прежнему облачно-слоисто. Безнадега. Подхожу к врачу и говорю: «Шамань». Он мне: «Поздновато уже». Я ему: «Всё равно шамань».

Картина маслом. Врач на поляне метрах в двадцати от группы, в потемках возносит руки к небу, бормочет и причитает, раскланивается на все четыре стороны, кропит их медицинским спиртом из фляги, – словом, цирк и дурь вперемешку. Но небо откликнулось! Облачная поволока в районе солнца заходила, что-то в ней заерзало, она проредилась и прорвалась – и уже в разгар полной фазы затмения нам предстала небесная Мона Лиза. С криком «Ура, корона!» мои ребята, как большевики в кожанках, похватали свои маузеры и принялись щелкать. Едва показался серпик солнца, облако сошлось опять. Как выяснилось, хорошие условия наблюдения были только в самой южной точке (в пос. Марково), все остальные группы, включая нашу, оказались в непогодной зоне, при этом корону увидели только мы, а остальные остались с носом. Так что хотите верьте, хотите нет. И вообще, думайте, что хотите.

память на долгие времена

Динамичный отчет о приятно и с пользой проведенном времени и, главное, великолепные, действительно ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ снимки горных видов при надвигающейся и проходящей лунной тени. Неизветно когда еще полное затмение солнца будет наблюдаться на земле в высоких горах при таких шикарных погодных условиях. Уже поэтому представленные здесь снимки затмения - память на долгие времена. А для любителей, ценителей и знатоков гор Кавказа, а также заинтересованных астрономов, профессионалов и любителей, это особая память и радость. Поздравляю администрацию Mountain.RU c тем, что эта публикация появилась именно у них. Выставляйте ее напоказ каждый год, не прогадаете. Спасибо!

Фото, затмевающие всё...

Игорь, спасибо за удовольствие и чувство белоснежной зависти! Я знал о Вас от друзей, что Вы большой энтузиаст гор вообще и Приэльбрусья в частности, но не знал, что до такой большой степени! :-)) Ясного неба и всяческой удачи в Ваших алтайских планах!

Спасибо!

Как всегда отличные фотографии и текст под стать им. Особенно впечатляют кадры непосредственно перед и во время затмения - цвета, освещение фантастические!

Не мы одни :-)

А мы тогда вырыли маленькую пещерку под хижиной спасателей. Не знал, что рядом есть еще пещерные жители. ВАша пещера, судя по фото, гораздо комфортабелнее нашей. У меня не было надлежащего опыта и первый блин получился комом. Но две ночи мы там переночевали.

Super!

Спасибо! Так неожиданно! Интересно! Потрясающе! Удачи Вам и новых вершин во всем!

Очень, очень!!

Солнечное затмение и горы. Да же по по фотографиям, это круто! Представляю, какие чувства испытали участники экспедиции во время затмения.

Чудеса природы

Очень красивые фотографии гор в тени наступающей луны! Отсюда это кажется настоящей тайной, которую природа бережёт для себя, но люди идут на всё, чтобы увидеть это. Поднимаются на километры вверх, живут в снежных пещерах, терпят холод, но добиваются всего и смотрят не отрывая глаз. Горы становятся совсем другими и могут уже соперничать с небом, что больше увлекает и завораживает. Спасибо смельчакам, принёсшим с собой вниз эти жемчужины закрытых для всех видов!