Горы мира > Северная Америка >

Автор: Винс Андерсен, США
Перевод: Анна Пиунова, Mountain.RU

Стив Хаус и Винс Андерсен. Новая линия на Mt. Alberta

Редакция благодарит дружественный портал www.Alpinist.com и лично Эрика Ламберта за предоставленный материал.

От редакции: 26-28 марта Винс Андерсен и Стив Хаус (Vince Anderson, Steve House) сделали первопроход на суровой, редко посещаемой северной стене Mt. Alberta (3619м). Несмотря на календарное окончание зимнего сезона, новый маршрут (WI 5+ M 8 R / X, 1000м) пройден в истинно полярных условиях, это первый случай в практике северной стены Альберта, два прежних восхождения совершены в «тепличный» летне-осенний период.

Выслушав рекомендации Барри Бланшара (Barry Blanchard), 24 марта сего года мы со Стивом выдвинулись навстречу новой своей цели – северной стене Альберта в Канадских горах (Mt. Alberta, Canadian Rockies).

День первый начался и закончился в грузовичке Стива, ночевали тут же, на обочине. Первоначальный замысел – пересечь на лыжах Wooley Shoulder от Icefields Parkway к хижине Lloyd McKay – после 4,5-часовой изнурительной лыжной прогулки по покрытому коркой склону, потерял былую привлекательность.

Решаем бросить поклажу неподалёку от морены, в нижней части бассейна, на высоте около 2100м. Возвращаемся к машине, коротаем ночь в ней и в 7:30 утра налегке стартуем к месту вчерашней заброски. Далее путь держим уже загруженные и в хижину Lloyd McKay вваливаемся около двух пополудни.

Этим же днём предпринимаем небольшую разведывательную вылазку, ни Стиву, ни мне гора незнакома, находим, что спуск со станции ведёт к леднику сразу под стеной, оставляем вещи там, вечером топим снег «в дорогу», едим, пакуемся, спим.

26-ого, в 4:30 покидаем хижину, холодно так, что восторги по поводу северной Авроры, застывают в горле невысказанными. Спускаемся к стене, замечательное утро, не правда ли, замечаю, что где-то пролюбил ледоруб. Минут 30 бесплодных поисков. Горестен и яростен делаю последнюю отчаянную попытку и нахожу его лежащим в небольшой канавке на выходе пласта. Камон к северной стене! 9 часов 15 минут. Небо чистое. Ветер лёгок. День светел.

Проходим три простых, но путаных микстовых участка до М5 по центру первого скального пояса, дабы подойти к обледенелому снежному полю (все ранее пройденные маршруты начинались двумя скальными питчами сильно правее).

Откладываем верёвки и, не связываясь, прорываемся по невероятно крутому (для снеголазания) склону, изредка натыкаясь на заплаты голого льда. На подходах к Yellow Band снег выдохся, сдав позиции твёрдому, как сталь закалённому, серому льду, ничего другого не следовало ожидать от северной стены. Тем не менее, на этом рельефе вкупе с новыми кошками и ледорубами стало немного увереннее.

Около полудня вновь пошли в ход верёвки: пара микстовых участков по небольшого уклона хрупкой скале через Жёлтый пояс к основанию крутого хэдволла. Крепкого морозца и глубокого снега, видимо, показалось недостаточно для настоящего канадского гостеприимства, погода на глазах портилась.

Траверсируем Жёлтый пояс к месту слияния с северо-восточным ребром, отступление всё ещё легко возможно (так, по крайней мере, мы говорим, друг другу заглядывая в глаза). Вот уже рукой подать до отлично просматриваемого старта маршрута Lowe - Glidden (L-G), но в 60 метрах правее нам видится также система трещин, которая немедленно признаётся гораздо более подходящей для зимнего лазания. Два длинных сложных участка качественного драйтуллинга (М7 и M8 R/X) ведут вверх и влево к снежному алькову на третьем питче маршрута L-G.

Здесь Lowe & Glidden забрали вправо к контрфорсу, мы же узрели крутой и узкий ледовый пиллар непосредственно над альковом. Вечерело, время близилось к девяти, лёд над нами казался очевидным правильным выбором. Ещё два участка (WI5+ M7). Холод, чёрный ломкий лёд, делаем остановку на крыше большого снежного гриба и под следующим таким же. Встаём на анкер, тут довольно тихо, частые пылевые лавины минуют стороной.

Около часа ночи устраиваемся на холодную ночёвку, пуховые спальники слегка намокли, кого этим напугаешь, ведь проводить вторую ночь на стене в наивные наши планы не входит.

www.alpinist.com
Просыпаемся в шесть, медленно выпутываемся из мокрых коконов. Стив «наелся» вчера, стало быть, сегодня мой черёд лидировать. Первый питч второго дня идёт по небольшому ледовому углу (пещерка, что мы позднее обнаружили выше, послужила бы гораздо более удобным бивуаком), серия мелких полок уводит нас траверсом вправо, к линии L-G и предвершинным ледовым склонам. Тонкий траверс по глубоко засыпанным снегом «сползающим» полкам, сомнительная страховка, и, уфф! - ниша с более-менее приемлемым рельефом над ней. Далее следуют несколько участков добротного микстового лазания по пластам, углам, плитам, покрытым тонким зернистым льдом (M 6/7), снова ненадолго пересекаемся с линией L-G и уходим на микстовые плиты, посчитав, что выход на лёд выглядит кривым. Наверное, летом наш выбор не покажется таким уж симпатичным, но зимой, по снегу, он вполне оправдан. Длинный, 150-метровый питч выводит нас на предвершинный гребень и подбадривает первым - за два-то дня -солнечным лучом. Ещё одна верёвка, и мы на вершине. 5:45 p.m.

Пробуем спуститься по японскому маршруту, но длинный с карнизами южный гребень предполагает крайне аккуратных действий и запаса сил на тропёжку. Решаем (неверно) спуститься по восточной стене. Скоро жёлоб, что нам глянулся, вклинивается в систему трещин и снежное поле, вариантов собственно два: продолжить спуск в неизвестность во тьме кромешной либо заночевать с почти полным отсутствием продуктов и мокрыми бесполезными спальными мешками. Выбираем второй. Было ужасно.

Вскоре после рассвета сворачиваем застывшие спальники и упорствуем в неверном своём пути, тем не менее, 28 марта под жизнеутверждающим солнцем, согревающим западную стену и нас, к 10-ти утра оказываемся на месте старта, снимаем беседки, кошки, каски и на лыжах скатываемся к никуда-не-девшейся машине Стива.