Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Дима Подгорный, Ялта

Как мы гуляли по Горному Крыму или в гостях у зимней сказки

Гуляли 4 дня по снегу в Горному Крыму от Никиты до Малого маяка.

26.02.2008 Вдвоем с напарником выходим от пгт. Никита (остановка «школа»). Поднимаемся по тропам и попутным лесным просекам на Никитское плато.

Густой сосновый лес постепенно сменяется редколесьем и, наконец, выходим на яйлу. Погода хорошая: светит солнце, мороз 1-2 градуса. Поднимаемся по каменистому гребню.

Снега становится все больше. До Никитского перевала тропим полдня по колено в снегу.

Первый бивуак ставим в сосновом редколесье недалеко от Никитского перевала с тем расчетом, чтобы в случае ЧП слить оттуда в домик лесника (кордон «Красный камень»), расположенный неподалеку. Вытаптываем площадку в снегу, ставим палатку (Pinguin GEMINI 150 EXTREME).

Воду получаем, растапливая снег на горелке. Газ несем из расчета 80 г на чел/сут.

«Растворимая» гречка пахнет так же, как настоящая :).

Питание планировали усиленное (890 г на 1 человека в сутки). В итоге съели примерно по 655 г чел/сут. Лишнее можно было бы и не брать. К ночи поднимается холодный ветер, который здесь дует с северо-запада почти круглый год. Спим в спальниках (Pinguin TOPAS) во всей одежде, что есть в наличии. Ботинки, термос, фляги – ночуют в спальнике. Все влажное и жидкое, оставленное снаружи спальника к утру покрывается льдом. К сожалению, у нас с собой нет термометра, чтобы определить температуру воздуха ночью. К 4:00 утра – самый холод. Скоро подъем. С первыми лучами солнца встаем. Готовим завтрак (горячий суп с досыпкой растворимой пакости типа Galina Blanca и суточная порция 50 г/чел кураги с изюмом), собираемся и выходим через 3 часа после подъема, вместо положенных двух.

27.02.2008 Целый день тропим по Никитской яйле по колено (иногда по пояс) в снегу. Здесь были бы кстати снегоступы или лыжи, которых у нас нет. Тропим по очереди, сменяясь через каждые 15 минут. Раз в 40 минут делаем короткий привал на 5-10 минут, съедаем 1-2 драгоценные карманные конфеты и идем дальше. С собой литровый термос с чаем. Этого объема в аккурат хватает нам двоим на целый день. К середине дня это занятие начинает заметно надоедать. Иронизируем на тему зимы вообще и снега, в частности. Мимо заброшенной пограничной вышки выходим к асфальтовому горному шоссе «Грушевая поляна-Алушта». Правильнее сказать, к тому месту, где должно быть шоссе. Дорога заметена снегом.

О ее местоположении догадываемся по столбикам, кое-где выступающим на дневную поверхность. Обходим завалы сверху по гребню.

С северо-запада дует сильный холодный ветер. Ищем спокойное место для ночевки. Ночуем на перевале, на юго-восточном склоне с подветренной стороны напротив долины р. Авунда. Крутой склон заметен снегом. Около часа роем снег лавинным листом, выравнивая площадку.

С западной стороны наскоро строим ветрозащитную стенку, высотой в половину палатки.

Заканчиваем работу уже в сумерках. На ужин – «растворимая» гречка с салом, чай, шоколадное печенье, и столовая ложка коньяка на брата.

В этот раз мы стоим значительно выше, чем прошлой ночью и в более холодном месте. Согласно плану тренировки каждая следующая ночевка должна была проходить все в более суровых погодных условиях. Над ветрозащитной стенкой здорово сифонит, однако под ее защитой спать относительно тепло и комфортно.

28.02.2008 С утра идем по гребню на северо-восток, избегая снежных заносов. Слева видим г. Демир-Капу, спускаемся к перевалу Гурзуфское седло.

Там доедаем остатки сегодняшней порции карманного питания. От седловины поднимаемся на плато Бабуган. Все тот же непрекращающийся ветер с северо-запада. Светит солнце, но всю дорогу идем, не снимая ветрозащитного костюма. Вечереет. Ищем место для бивуака.

Находим небольшой карман на юго-восточном склоне небольшой возвышенности.

Между двух скальников все засыпано слоем снега в несколько метров. С севера задувает. Чтобы не строить стенку, решаем выкопать снег на нужный уровень под камнем и, понизив площадку, спрятать палатку от ветра. Выбранный снег ссыпаем на вышестоящий камень – получается ветрозащитный бруствер в высоту палатки. Небольшие скалы справа и слева от палатки довольно сильно разрушены: видим множество трещин, внизу на снегу – продукты выветривания (обломки горной породы мелких и средних размеров). Опасаясь камнепада (высота скал незначительная, 3-5 метров, однако этого хватит, чтобы нехило озадачить спящего туриста камнем по голове), обходим скальник сверху, производим осмотр на предмет подвижных обломков. Убираем несколько десятков камней мелких и средних размеров. Пара самых больших – размером с футбольный мяч (вдвоем с напарником сворачиваем их и сбрасываем вниз, в безопасное место). Заканчиваем хозработы с наступлением темноты. Ночью здесь дует особенно сильно. Палатку почти не задевает, но вверху всю ночь слышен непрекращающийся недобрый вой ветра. Ночь ясная: месяц, звезды. От этого особенно холодно. Выходить из палатки в ночь – крайне некомфортно. Внутри – терпимо.

29.02.2008 С утра стараемся собраться особенно быстро. Уложиться в норму не удается, хотя сумели выйти через 2,5 часа после подъема – сказывается нехватка рабочих рук.

Полчаса ходьбы – и мы на «Вершине Крыма».

Дует сильный ветер – долго оставаться здесь не охота. С Роман-Коша уходим на восток, находим очертания грунтовой дороги (отвал земли над газопроводом) и тропим на северо-восток весь день.

Снег плотный, в местах, закрытых от солнца уплотнился настолько, что не рубится рантом ботинка, напротив, с освещаемой стороны склонов подтаял, стал более рыхлым. Если приноровиться – можно ходить по нему, не проваливаясь, но уж если ошибся – утопаешь по пояс, а то и глубже. Пейзаж до одурения однообразный (как в тундре :)).

Идем на восток, обходим небольшие скальники и понижения в рельефе, где снега особенно много. На холмах местами снега нет вовсе, периодически встречаются обширные участки травы, припорошенной снежком.

Выходим к южной границе плато. Солнце закатывается за гору – красота неописуемая. Надо бы становиться на ночь. Остатков газа и еды в принципе хватает еще на одни сутки. На краю плато стоять негде – открытая местность, ни деревца, ни ямки, ни камешка.

Снега для постройки стенки недостаточно. Принимаем решение, спускаться вниз, на южный склон, и там искать подходящее место для ночлега. Ровной площадки найти не удается. Идем все ниже, уже понимая, что останавливаться не стоит. По грунтовой дороге спускаемся в сторону Малого маяка. В поселок выходим уже в полной темноте. Садимся в попутный троллейбус на Ялту прилично уставшие, но очень счастливые :).