Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: М. С. Улановский, г. Волгоград

Отчет
о горном туристском походе 5 к/с
по Северо-Западному Памиру,
совершённом с 1 по 30 июля 2007 г.

Содержание:

1. Справочные сведения о походе
2. Участники похода
3. Смысловая идея похода
4. График движения и высотный график
5. Организация заезда и выезда
6. Техническое описание маршрута
7. Выводы и рекомендации
8. Приложения

6. Техническое описание маршрута (продолжение)

19 июля.


Фото 65. Бивак на пер. Наблюдений

Подъем в 7.30. Солнечно. Видны верховья ледника Сугран и долина Суграна почти до реки (Фото 52, 53). Выход в 9.30.

Идём вниз по леднику Сугран, пересекая его от верхнего левого края по центральной части в направлении его второго правого притока – ледника Наблюдений. Трещины. Идем в связках, по центру ледника. Через час движения упираемся в ледопад. Первый правый приток Суграна – ледник Родионова – сплошной ледопад. Следующий приток ледник Наблюдений (куда нам надо попасть) тоже весь в разломах. Посылаем разведку, чтобы потом не пришлось колобродить до ночи в ледопадах.


Фото 66. Спуск с пер. Наблюдений

Вернулась разведка, доложила точно. Спускаемся, петляя между трещин вправо в понижение между ледниками Сугран и Родионова (Фото 54). Ледовые глыбы, морены, снежники все какого-то серого цвета. Кащеево царство... За 30мин. попадаем в карман между ледниками Сугран и Родионова. Отсюда за 15 мин. перебираемся вправо через моренный гребень (грязная жижа под ногами) и выходим на открытый ледник Родионова. На удивление легко и быстро находим простой проход между разломами и за 45 мин. пересекаем ледник Родионова (кошки, связки) и выходим на ледник Наблюдений. Граница между ледниками Родионова и Наблюдений – скальный гребень, ниже его они сливаются и впадают в Сугран. Мы оказались над первой ступенью ледопада ледника Наблюдений, здесь ледник пологий, есть даже выступы камней, на которых мы ставим палатки. Время 17.15.

Высота 4700м. ЧХВ за день 4 часа. Оказалось, до места ночёвки прохождение технически не сложное, необходимо не торопясь просматривать путь, проходы отыскиваются без затруднений.

20 июля.

Перевал Наблюдений, 3А, 5400 м.


Фото 67. Пер. Наблюдений (3А)
со стороны лед. Шини-Бини

Выход в 8.00. От ночёвки идём вверх по центру ледника стараясь приблизиться к левому краю (связки, кошки). Вторая ступень ледопада выглядит страшновато, но проход находим быстро и обходимся без перил (Фото 55, 56) В одном месте повесили 10м по снежному мосту. Вторую ступень ледопада проходим за 2 часа. Снега мало, если будет больше, проход значительно упростится. В ледопаде везде разбросаны фантастические «ледовые грибы» (Фото 57, 58, 59). Выходим из ледопада на некрутой подъем вдоль левого края ледника (Фото 60). По снежному склону поднимаемся на плато, которое отделяет первые две ступени ледопада от 3-ей (Фото 61). Подъем по центральной части (крупные трещины), оставляя 3-ю ступень ледопада слева по ходу (Фото 62). Затем по снежному склону 20-25?. По очереди «тропим». Снег глубокий.

Склон подрезан мощными трещинами. Обходим их слева по ходу под ледовыми сбросами и снова по центру. Погода портится. Мглистое небо, срывается снег. Выходим в перевальный цирк и ставим лагерь в обширной снежной котловине.
Время 17.00. Высота 5100 м. ЧХВ за день 5 часов.

21 июля.


Фото 68. Пер. Наблюдений
со стороны лед. Шини-Бини

Ночью опять идёт снег. Утром туман, мокрый снег, видимость нулевая. Это уже обыденно. Время от времени вылезаем, откапываем палатки. Сырость, вещи мокнут.

К обеду погода немного улучшилась. Выходим в 12.20. Подъем по снежному склону в связках, с поочередной тропёжкой (Фото 63). В 14.40 поднялись на перевал Наблюдений (Фото 64). В сторону спуска карниз. Есть небольшой скальный выход, в нем старые крючья. Тура нет, всё под глубоким снегом.

Координаты перевала:
N 38?58' 53,05''
E 71?46' 03,39''
Высота 5440 м.

Пока готовились к спуску, вновь снег, туман. Выкапываем площадки на гребне. Ставим палатки (Фото 65).

22 июля.


Фото 69. Спуск на лед. Шини-Бини

Спуск с перевала в сторону ледника Шини-Бини начали в 8.45.

Первую веревку (50м) закрепляем на скальном выступе (крючья) (Фото 66). Спуск прямо вниз от скального выступа. Вторая веревка на ледорубе, 50 м спуска через нависающий ледовый участок. Затем 200 м перил на ледобурах вниз по снежно-ледовому склону 45-50?. Дальше снег выше колена, можно идти ногами. Связываемся в связки и спускаемся ещё 150-200 м прямо вниз до бергшрунда (Фото 67, 68). Берг засыпан, далее в связках по снежному склону 30? петляем, обходя длинные бергшрунды и выходим к относительно ровному и безопасному участку между между ледовыми сбросами и нунатаком.


Фото 70. Обход ледопадов
лед. Шини-Бини по правому борту

Всю последнюю часть спуска идёт снег, туман, почти ничего не видно. Ставим палатки немного выше ледника Шини-Бини на снегу. Время 16.00. Высота 4700 м.

На спуске один участник сильно растянул голеностоп, пока идёт, но хромает. Погода опять портится, наползает туман, срывается снег.

23 июля.


Фото 71. Площадка на правом
борту лед. Шини-Бини

Погоды нет. Идёт снег. Туман. В разрывах тумана иногда виден пик Крупской в верховьях ледника Шини-Бини. Нам туда.

Решаем сделать днёвку, «понаблюдать» подвёрнутую ногу пострадавшего. Доктор диагностировал сильное растяжение связок (опухоль, кровоподтёки). Для неподготовленного зрителя нога выглядит впечатляюще. Посовещавшись, решаем, что идти через два перевала 2Б и затем по леднику Фортамбек с пострадавшим будет проблематично. Поэтому спускаться будем по ледн. Шини-Бини и далее по реке Сугран. Расстояние 20-30км и некатегорийный перевал, но всё-таки легче, чем по основному маршруту. Связываемся с Волгоградом, просим узнать цену а/м от пос.Девшар до Душанбе и судьбу нашей заброски в МАЛ. Сначала из фирмы «Альп-Навруз» сообщили, что заброска ещё в Джиргитале. Когда мы сказали, что пусть там и остаётся, выяснилось, что уже отправили в МАЛ. Просить доставить назад в Душанбе нет смысла, т.к. вертолёт будет стоить дороже, чем все продукты вместе взятые. Цена на автомобиль взлетает до совершенно немыслимых 650$. Звоним вновь, говорим, что пусть продукты оставят в МАЛе, а назад привезут только личные вещи. А/м не заказываем, решаем, что найдем что-нибудь на месте. Снегопад продолжается до вечера с редкими промежутками.

24 июля.


Фото 72. Слияние ледников
Шини-Бини и Сугран

Вышли в 8.30. Спускаемся на ледник Шини-Бини по лавинным выносам, которыми перекрыты трещины ниже нашей стоянки, придерживаясь правого края ледника (Фото 69). В связках за 1ч 50мин пересекаем ледник Шини -Бини к правому краю (много трещин). В течении 2 часов идём сначала по моренам, затем поднимаемся на склон (средняя осыпь) (Фото 70). Ледник метров на 100 ниже нас. Время от времени попадаются пологие площадки, где можно поставить палатки. На одной из них в 17.00 ставим лагерь. Отличное место как для лагеря, так и для днёвки. (Фото 71). ЧХВ 7 часов 20 мин.

Координаты места стоянки:
N 39?00' 19,07''
E 71?43' 11,36''
Высота 4200м.

Погода отвратительная. Весь день снег, туман, ветер. Только к 18.00 немного улучшилось.

25 июля.


Фото 73. Ледовый мостик
через ручей Шини-Бини

Выход в 8.15. С утра солнечно, небольшая облачность. В течении 30 мин идём, сначала траверсируя склон, затем спускаемся по морене правого края ледника.

Затем 1, 5 часа движение по осыпи, засыпанной снегом, в рантклюфте, пока не упираемся в каменный завал. Поднялись на ледник, лед под толстым моренным чехлом. Внизу виден ледник Сугран. За 1,5 часа сходим с ледника Шини-Бини по левому берегу ручья и упираемся в правый борт ледника Сугран (Фото 72). Значительное расхождение с картой, по ней ледн.Сугран уже должен закончиться. Надо переправляться на правый берег ручья Шини-Бини (Фото 73). По ледовому завалу под двумя мощными ледовыми пирамидами, переходим на правый берег ручья (перила) (Фото 74).


Фото 74. Переправа через р. Шини-Бини

Далее предполагаем идти правой стороной ледника Сугран, а вот сколько, большой вопрос, т.к. ледник очень сильно сполз вниз. По конгломератному склону выходим вверх на тело ледника Сугран. Он открыт, хотя и под несплошным моренным чехлом. Петляя между ледовыми разломами, выходим на правую морену ледника Сугран (Фото 75). Встречаются свежие медвежьи следы (Фото 76). Вдалеке впереди видно широкое ровное дно долины.


Фото 75. Ледник Сугран

Двигаясь вдоль правого склона и постепенно поднимаясь по конгломерату, выходим на широкую травянистую террасу, которая тянется над ледником, постепенно снижаясь вдали (Фото 77). Идём по травянистой полке правого склона. Густая трава, небольшие деревья, полно «золотого корня», дрова (Фото 78).

Попадается несколько туриков, слабая тропа. В 17.00 останавливаемся. Ледник внизу под нами, а здесь зелень, костёр. ЧХВ за день 7 часов.

26 июля.


Фото 76. Медвежьи следы

Подъем в 6.00. Выход в 7.30. Пасмурно, дождь. Почти сразу от стоянки натыкаемся на длинный, поперёк террасы, овраг. Такие уже встречались, но их удавалось обойти, а этот упирается прямо в склон. Даже в верхней части глубоко и круто. Спускаемся в этот овраг и по его дну идём вниз к леднику (Фото 79). Овраги посреди террас размываются талыми водами и с каждым годом будут становиться всё глубже и шире. В нижней части высота стенок метров 50-70. Дальше идём в складке между склоном и ледником. Ледник заканчивается сразу, без морен и осыпей. Мы на широком, галечном, ровном дне долины р.Сугран (Фото 80). Река дробится на несколько ручьев.

Далее идём по дну долины правым берегом, пока не упираемся в скальный прижим. Поднимаемся, обходя каньон, по густо заросшему склону (Фото 81).

Затем по осыпному склону за 20 мин. доходим до ледника Бырс. Переходим через ручей по камням и вновь спускаемся на дно долины (Фото 82).


Фото 77. Выход на террасу

Впереди ещё один прижим, гораздо длиннее предыдущего. Будем пробовать пройти его вдоль реки. Как потом узнали у пастухов, можно идти и по верху. Через 40 мин. движения от ручья Бырс реку перекрывает лавинный мост. Место очень живописное, много растительности, дрова. Переходим на левый берег (Фото 83).

Идём по левому берегу р.Сугран, постепенно набирая высоту и находим слабую тропу. Кустарник, трава. По тропе выходим на небольшую террасу с лесом и ручьем (Фото 84). Останавливаемся ночевать. Отсюда уже виден перевал Белькандоу.

27 июля.


Фото 78. Долина р. Сугран

По натоптанной тропе за 2 ходовых часа поднимаемся на перевал Белькандоу.

На подъеме встретили чеха (снимает фильм о долине р.Муксу). Перевал- широченная пологая седловина. Сойдя немного вниз, обедаем. Слегка наклонный луг. Палатка киношников-чехов, чуть ниже вода, ещё чуть ниже- жильё. (Фото 85).


Фото 79. Овраг в долине р. Сугран

Прямо перед нами Алайский хребет. Хорошо видно долину Муксу, цепочку посёлков на дне. Дважды пролетел вертолёт в МАЛ и обратно. С перевала до дна долины по набитой тропе (трава, лес) спустились за 1ч. 20 мин. Недалеко дома посёлка (4-5 шт.), ниже ещё один, стоит машина УАЗ. Когда спустились, выяснилось, что ждут нас, хотя мы машину не заказывали. Инициатива фирмы «Альп-Навруз». Началась восточная торговля. Водила говорит, что ждёт нас 2 дня, потом три, потом четыре, потом пять дней, бьёт себя в грудь и грозится уехать без нас. Отвечаем, что пусть едет куда хочет, обойдемся и без него. Водитель снижает накал и просит 300$. Вообще, в Девшаре машину найти можно, но потратив на это 1-2 дня. До Джиргиталя стоить будет максимум 60$. Грузимся и в 16.30 выезжаем. Водитель тут же проговаривается, что они возвращались мимо нас, отвезя какую-то группу, и решили заодно заработать. В посёлке Девшар погран.застава. Пограничники настроены доброжелательно. Переписывают все данные паспортов и несмотря на то, что у нас нет разрешения на въезд в этот район, пропускают нас с миром.


Фото 80. Конец лед. Сугран

На заставе изучаем висящий на стене список наказаний за воинские преступления – за всё расстрел. Граница с Киргизией – по Алайскому хребту. Можно сказать, что мы прошли пешком от Афганистана до Киргизии . Преувеличение конечно, но для рассказов о походе сойдёт. Горная каменистая дорога, трясёт, пыльно. В Джиргитале останавливаемся, покупаем продукты на дорогу, находим небольшое кафе, едим. Опять шурпа! Едем дальше. Ночь. Огни посёлков. Горы. К 5.30 утра следующего дня ( т.е. за одну ночь) приезжаем в Душанбе. Поднимаем хозяйку «Альп-Навруза», забираем у неё оставленные вещи и остатки заброски. Кредитной карточки нет, она у какой-то женщины на другом конце города. Хорошо, что у нас не подпирает время вылета и т.д. Придётся съездить забрать. Едем в аэропорт. Расплачиваемся за машину, какие-то проблемы с оплатой труда водителя, но нас они уже не касаются.


Фото 81. Обход прижима

Пятеро участников тут же берут билеты на Самару и летят прямиком в Россию, а трое решают ещё попутешествовать и съездить в Самарканд. Едем в гостиницу (вполне приличную), 40$ с человека. Купаемся, переодеваемся и отправляемся в город завтракать и прогуливаться.

29 июля утром на такси едем к Таджикско-Узбекской границе. Это 60км, стоит 100 сомони. Проходим паспортный и таможенный контроль. Россиян пускают без очереди. Приятно. Таможенник после долгих разговоров «где были, что видели и как понравилось», мягко спрашивает:

«Что делать будем?»
Мы: Пропускать!
Он: Надо что-нибудь дать!
Мы: За что?
Он: Вон у вас сколько вещей, проверять надо!
Мы: Проверяй!


Фото 82. Река Сугран

Заставляет распаковать один рюкзак, через 15 сек. понимает, что ничего ему не дадут и пускает нас на нейтральную полосу даром.
Расстояние между двумя КПП примерно 1 км. Пацаны с тележками возят багаж, просят 2 доллара. Везут рюкзаки, мы останавливаемся между границами 2-х государств, пьём пиво. Доехали. Здесь дедушка с такой же тележкой. Даём пацанам 100 рублей (вместо 2-х баксов)- скандал. Долго объясняли курс рубля к доллару. Дедушка просит 400руб., но соглашается на 100. Везет. Узбекские пограничники не просят ничего, но надо заполнить 2 экземпляра декларации (нужна будет далее везде, спрашивали часто- беречь). Россиянам опять вне очереди. Приятно. Наконец, оказавшись на территории Узбекистана, усаживаемся в тени возле хлопкового поля и начинаем неторопливый торг с таксистом. Тот последовательно хочет за дорогу до Самарканда 100,90,80,75,70 долларов. Предлагаем 65. Спешить некуда. Торгуемся уже из интереса. Ждем, когда таксист сломается. Минут через 40 готов. Отдали ему 75$, был очень доволен. Грузимся в ДЭУ-Нексия и едем. До Самарканда 600км. Первый час зелень, посёлки, затем пустыня, последний час опять оазисы. В Самарканде приезжаем прямо в аэропорт, чтобы взять сразу же билеты на Москву. Билетов нет. Касса закрыта. На вопрос: «Где кассир?» отвечают: «А зачем он вам?». Сдаём рюкзаки в камеру хранения – 10руб/сутки за место. Квитанции не дают. Спрашиваем: «Как забирать вещи?». Ответ: «а я вас запомню..»(?!). Требуем хотя бы расписку. На такси едем в город. Таксист рассказывает, что обменники не работают. Действительно в аэропорту и в городе все закрыты. Выясняется, что воскресенье- общевыходной день. Заезжаем в какой-то вертеп и очень интеллигентный меняла-инвалид за 1300$ выдаёт нам полный полиэтиленовый пакет местных денег- больше полутора «лимона». 1 доллар = 1260 сом. Самая крупная купюра 1000 сом. Едем искать гостиницу. Водила, получив четкий наказ : «вези в хорошую!», катает нас по каким-то сараям. Когда видим наконец нормальный отель, говорит «я думал вас сюда не впустят».

30 июля.


Фото 83. Лавинный мост

Бродим по Самарканду. Мавзолей Гур-Эмир, Регистан, мечеть Биби-Ханум, плов, тюбетейки.

Разными путями с переплатой удается взять на завтра билеты в бизнес-класс по 425$. Вылет в 7.00. Одного дня, чтобы осмотреть все достопримечательности Самарканда на наш непросвещённый взгляд вполне достаточно. При каждом памятнике есть служители, которые с удовольствием за 2$ проведут вполне достойную экскурсию.


Фото 84. Под перевалом Белькандоу

Цены: ужин на троих примерно 20000 сом (15$), поездка в такси примерно 4000 сом (3$).

Рано утром на такси уезжаем в аэропорт.

7. Выводы и рекомендации

  1. Обстановка в Таджикистане для туристов исключительно доброжелательная, ходить можно.
  2. В отличие от ожиданий и описаний погода весь месяц была дождливая.
  3. Многие ледники вместо того, чтобы укоротиться в связи с всеобщим потеплением, неожиданно удлинились и существенно.

8. Приложения

8.1 Смета расходов

  на 1 чел. на группу на группу в рублях
1 Автобус Волгоград-Москва 1000 руб. 8000 руб. 8000 руб.
2 Авиабилет Москва-Душанбе 6 762 руб. 54 096 руб. 54 096 руб.
3 Проживание в Душанбе на квартире 1,5 суток 15$ 120$ 3 360 руб.
4 Регистрация 15$ 120$ 3 360 руб.
5 Пропуск в погранзону 25$ 200$ 5 600 руб.
6 Разрешение на трекинг 50$ 400$ 11 200 руб.
7 Экологический сбор (1$ с чел. в день) 21$ 176$ 4 930 руб.
8 Вертолётная заброска   180$ 5 040 руб.
9 Дорога (УАЗ) Душанбе - Вань-Вань Боло (верхн.)   450$ 12 600 руб.
10 Дорога Депшар-Душанбе   350$ 9 800 руб.
11 Питание в дороге   ~130$-450 сомони 3 640 руб.
12 Ишаки   ~35$-120 сомони 980 руб.
13 Продукты в поход   4 300 руб. 4 300 руб.
14 Мясо сублимированное   11 755 руб. 11 755 руб.
15 Самолёт Душанбе - Самара 243$ 1 944$ 54 432 руб.
16 Поезд Самара – Волгоград 634 руб. 5 144 руб. 5 144 руб.
  Итого 24 780 руб.   198 237 руб.

Фото 85. Коши на пер. Белькандоу

8.2. Список снаряжения

  1. Палатка – 1 шт.
  2. Верёвка осн. 50 м – 2 шт.
  3. Верёвка 8,5 мм 5 м – 1 шт.
  4. Верёвка осн. расходная 20 м – 1 шт.
  5. Аптечка
  6. Ремнабор
  7. Примус «Шмель» – 2 шт.
  8. Кастрюля 5 л – 1 шт.
  9. Автоклав 5 л – 1 шт.
  10. Скальные крючья – 10 шт.
  11. Ледобуры – 24 шт.
  12. Лавинная лопата – 1 шт.
  13. Спирт - 2 л.
  14. Спутниковый телефон с запасным аккумулятором – 1 шт.
  15. Фотоаппарат – 1 шт.
  16. Видеокамера – 1 шт.

Личное снаряжение – обычный комплект для походов 4-5 к.сл.

Так как мы не брали ледовых и скальных молотков, то два участника вместо ледорубов брали айсбайль.

8.3 Список продуктов

Продукт Всего Ккал
1 Курага 3720 10568
2 Леденец 3720 13024
3 Изюм 880 2560
4 Фундук 880 5600
5 Чернослив 800 2160
6 Шоколад 2000 10704
7 Орех грецкий 1600 9936
8 Чай черный 1488 0
9 Чай зеленый 384 0
10 Халва тахинная 1920 9792
11 Халва арахисовая 1600 7968
12 Перевальный шоколад 3825 16048
13 Каркаде 520 0
14 Щербет 1920 9600
15 Мед 1920 6140
16 Халва подсолнечная 2560 12952
17 Сахар 11160 44640
18 Масло 2480 21752
19 Паштет 2240 13912
20 Сало 5520 40792
21 Гречка 5080 15144
22 Сухое молоко 560 2552
23 Пюре 2800 9328
24 Суп пакет 6696 20088
25 Лавровый лист 120 0
26 Рис 4480 12784
27 Макароны 5060 17616
28 Печень трески 1600 8800
29 Тушенка 9750 20752
30 Мясо 5000 27150
31 Соль 744 0
32 Чеснок 1240 1424
33 Лук 1310 1088
34 Сыр 10480 36680
35 Колбаса 7760 35776
36 сухари 24800 79360
37 Компот 480 1248
38 Кисель 400 1312
39 Лимоны 1000 400
40 Кетчуп 250 168
41 Артек 3200 9600
42 Бензин 28365 0

Список продуктов, которые трудно приобрести в Душанбе:

  • Лимоны - дорогие и мало
  • Халва – мало и одного сорта (Иранская)
  • Чернослива нет.

Всё остальное можно купить. И по количеству, и по качеству ассортимент хуже чем в России, но найти можно. На базаре видели даже сало (??!!!).

  Всего продуктов: Продуктов на 1 день: кал на 1 день:
На группу 165,566 кг 5,340 кг 17,402 Ккал
На 1 человека 20,695 кг 0,667 кг 2,175 Ккал

8.4 Карта – схема района похода.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2022 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100