Горы мира > Крым > Форосский кант и Уарч-Кая (Мердвен-Кая)

Автор: Дмитрий Евсеев, Симферополь

Новый первопроход в районе Уарч-Каи

Ссылки в тему:

Фантик
Техника первых соло восхождений в Крыму. Как это было.
Крымский экстрим.

Маршрут «Пруха». Автор Юрий Лишаёв (Фантик), Дмитрий Евсеев. Категория неизвестна так как в альпинистской классификации не ориентируюсь. Пройден 18 апреля 2008 года.

Юрий Лишаёв (Фантик) - более 40 первопроходов в Крыму. Пять после травмы.

Дмитрий Евсеев. Пройденные скалолазные маршруты:
Эскадрон 8а, Алексис 8а, Цунами 8а, Мандраж 8а, Время «Ч» 8а, Флаттер 8а, Мудрый 7с+, Геликоптер 7с+, Правый рычаг 7с+, Загадка Эрве 7с+, Не бросайте бабушку в крапиву 7с+, Танец на цыпочках 7с+, Катапульта 7с, Полтергейст 7с, Фaндангa 7с, Пилигрим 7с и т д.
Альпинистские маршруты:
Сокол - все кроме пробитых в последние три года, Бровь соло, четвёрку между грудей без страховки два раза. Грот Голицына. Ред Фокс, Латвия, Новая Шамбала на Мердвень-Кае. Междуромбие, Дупа зализова, Ромб правый и левый, Рыжий угол. Акрофобия на Ангарской стене. Мисечне сяйво и старые дорожки на Парусе, Фактор страха на Кошке.

Описание

Маршрут Пруха

Фантик.
Стена находится сразу за последним пробитым сектором скалолазных маршрутов на Уарч-Кае, чуть не доходя до спуска в Оливу. Название скалы нам не известно. Маршрут проходит в центральной части стены через рыжие нависания. Подход под маршрут – от старой Ялтинской дороги, в 150 метрах перед спуском в Оливу. Если идти от скалолазных трасс. Ориентир огромные заросли плюща.

0-1 Вверх по стенке, затем по внутреннему углу, нависание 120 градусов, после скала выполаживается и выходишь на горизонтальную полку. Вправо по полке 7 м. Длина 45 м, 7с+, 8а.

1-2 От станции вправо-вверх, по серии трещин. Порода местами сильно развалина. В верхней части уйти вправо под небольшой карниз. Стена нависает чуть меньше предыдущей верёвки. Длина 50-55 м. 7с

2-3 От станции вверх через карниз немного вправо по плите, а затем налево к следующему карнизу. Верхняя часть верёвки 90 градусов. Ориентиры дырочки под скайгуки и шлямбурные крючья 45 м, 7а может и сложнее.
3-4 Влево от станции через щель в карнизе, затем чуть вправо-вверх по плите к небольшому карнизу. 35 м.7в
4-5 От станции вправо, выйти на карниз и лезть налево-вверх по плите. В трещины не уходить много живых камней. Затем вправо ориентируясь на центральную сосну. От сосны выход на гребень.55м. 6в+.

Дальше можно пройти по гребню, что я и сделал в одиночку и без страховки. Сложность рельефа 2а.

Длина маршрута примерно 220-230 метров, без гребня 2а. На скале есть ещё два маршрута Ю. Лишаёва. Левее этого.
Снаряжение: верёвка 75 м., скальные крючья, закладки, френды, скайгуки, забито около 30 шлямбуров. Разнос между шлямбурами от 4 до 7 и более метров. Маршрут технически сложный, сильно нависающий.

На стене
Идея сделать первопрохождение в этой части стены возникла давно принадлежит Юре(Фантику), очень красивая скала рядом со старой ялтинской дорогой. Вначале нам с Юрой казалось что пройти её будет несложно. Наметили нитку маршрута через серию явных трещин и внутренний угол. Но подойдя к подножию скалы быстро поняли что восхождение затянется надолго. Наш внутренний угол оказался сильно разваленный и там проглядывались ржавые крючья. Этот ход выглядел не интересно и был кем то опробован, как потом мы выяснили не до конца. Правее в метрах 20 была монолитная нависающая стена с богатым рельефом сложности примерно 7с+, 8а. Там и начали восхождение. Первопрохождение маршрута с таким сложным рельефом сильно отличается от привычного лазания. То есть лазания там практически нет. По тому, что нет возможности организовать себе страховку в процессе восхождения. Большую часть маршрута я простоял в лесенках, только иногда переходя на чистое лазание. Сейчас когда на маршруте появились крючья можно попробовать пролезть чистым лазанием. Но восхождение будет очень сложным и экстремальным. Так как пролёты между шлямбурами от 4 до 7 метров, а иногда и больше. И сами крючья 10 мм с тонким титановым ушком, которое при сильном рывке может отломиться. В любом случае входе восхождения нужно использовать закладки и френды.

В гамаке.
На маршруте пять верёвок, четыре из которых по нависанию. Работали первыми по очереди. Юра несмотря на то что инвалид очень быстро и ловко использовал разнообразный альпинистский инструмент, безошибочно выбирая размер закладки или крюка. Нитку маршрута прокладывали по ходу восхождения так, как приходилось обходить огромные живые пласты породы, способные мгновенно убить человека. В день на скале проводили по 9 часов, затем спускались вниз по перилам на ночёвку. С каждым днём приходилось подыматься на жумарах всё выше и выше с тяжёлым рюкзаком, своеобразная разминка для мышц. Страховать на вису девять часов подряд очень болезненно. Система передавливает все сосуды на ногах и на поясе. Это вызывает нестерпимый зуд и онемение. Чтоб избежать этого эффекта мы использовали гамак, где можно было довольно удобно посидеть, выпить чаю и даже вздремнуть, страхуя напарника через «гри-гри».

На полке.
Во время восхождения у меня был один срыв на второй верёвке. Больше 10 метров с вырыванием трёх скальных крючьев и одной закладки. Прошёл безболезненно так, как скала нависает, с массой эмоций и какими то мелькнувшими мыслями в голове, что говорит о длине полёта. Так как после многочисленных наблюдений за своим организмом я понял, если срыв более шести, семи метров, то во время полёта возникают какие то мысли, если меньше, то после рывка. Юра не срывался ни разу, хотя лез очень рискованно, проходя некоторые участки на скайгуках и небольших крючьях (топориках), при вылетании которых был бы серьёзный срыв. Особенно опасный для него, так как даже небольшой рывок мог сказаться на травмированном позвоночнике. Каждое утро Юра купался в горной реке, сильно уставал за день работы и спускался вниз очень счастливым. Наверное на территории Украины, а может и России нет людей, которые с такими травмами совершают восхождения на маршруты с таким сложным рельефом. А он способен и на более продолжительные восхождения при чём, в работе на скале, не уступая физически здоровому человеку. Осенью у нас в планах поездка на Эльбрус.

Дюльфер.
Сейчас Одесский альпклуб проводит конкурс первопроходов в Крыму. И я думаю не только финансовый аспект, но и участие инвалида первой группы подвергнет остальных альпинистов поддержать этот проект на должном уровне. Просьба ко всем альпинистам попробуйте пройти этот маршрут, он интересен и на 230 метрах скалы вы воспользуетесь всем арсеналом альпинистского снаряжения, только не превращайте его в шлямбурную дорожку и берегите напарника от живых камней.
Под маршрутом в зарослях кустарника, есть следы каменной кладки, от какой то древней постройки, где Юрой была найдена бронзовая монетка. И очень много попадалось осколков от снарядов времён войны.

Хочется сказать спасибо Жене Самулёву, это один из старых крымских альпинистов, за многочисленные фотографии нашего восхождения и за приятную кампанию.