Горы мира > Тянь-Шань >

Испай - синее небо
Коксу – зеленая вода?
Чарвак - золотохранилище
Каракиясай 5-7 мая 2007 г.
Гулькамские теснины

500 летняя чинара в
Чайхане Чинор (Чинар)
В июле 2002 года мы с приятелем, предприняли непростое путешествие в земли Бричмуллы. Непростое, потому что после известных событий, путешествовать близ границ с сопредельными государствами стало проблематично. Но, все же набравшись храбрости, мы поехали на разведку в эти места. Отметившись в чайхане «Чинор» фотографированием с пятисотлетней чинарой и отведав местной водички, замечаем печальное состояние петроглифов, по соседству с которыми в гордом
одиночестве находится туалет. На попутном автобусе от Ходжикента добираемся до селения Бручмулло (по узб.), дорога до которого, пролегает вдоль Чарвакского водохранилища. По дороге проезжаем Юсупхану, где в последний раз видим запущенный долгострой - развалины «пирамид». На следующий год их, наконец, приведут в должный вид, и в итоге мы получим один из красивейших домов отдыха в Бостанлыкском районе Ташкентской области.

Вид на Бричмуллу
(справа - мост через Коксу)
По прибытии в Бричмуллу, сразу же зашли в дом отдыха, где у моего попутчика работал старый знакомый. План был такой, чтобы переночевать у него, а заодно и расспросить про обстановку в районе. Знакомого не оказалось на месте, и пока мы его ждали, по телевизору в вестибюле транслировался один из матчей чемпионата мира по футболу. Мой попутчик иногда пробегался по комнатам и кабинетам, в поисках своего знакомого и, узнав, что в одном из кабинетов не работает компьютер, позвал меня. Компьютер оказался 386 модели и не загружался в самом начале загрузки DOS: нужна была хотя бы загрузочная дискета или «винт» от другого компьютера, чего там не оказалось, и в итоге я возвратился к просмотру телевизора. Футбольный матч оказался без участия российской сборной, поэтому я вышел на улицу посмотреть местные достопримечательности.

Улицы Яккатута
Отдыхающих в доме отдыха было предостаточно, и мимо меня всегда проходили то работники заведения, то сами отдыхающие. Рядом со мной на лавочке сидела девушка, и увлеченно читала книгу. Поговорили о горах, о литературе. Сказала, что приехала отдыхать вместе с сестрой. И в один из моментов, она без каких либо слов оставила меня, и удалилась в свою палату. Впоследствии, я ее увидел вместе с сестрой в компании крепкого парня, похоже, что работника этого заведения.

Недалеко от корпуса, где мы оставили рюкзаки, находился бассейн, в котором плескалась уйма народу. Пройдя мимо бассейна, я вышел за пределы территории дома отдыха, и направился к ближайшему строящемуся дому. Мужик, что копошился возле дома со сварочным аппаратом, не обращал на меня никакого внимания. Здесь можно было наблюдать необычный способ строительства домов: фундамент возвышался над уровнем земли приблизительно на полтора метра и был сложен из природного, плоского камня, ровно уложенного в ряд. Спросил этого мужчину: почему так делают фундамент, на что он произнес что-то не понятное. И тогда не выясняя подробности, я тихонько удалился назад в дом отдыха.

Коксуйский мост и дорога
ведущая в поселок Яккатут
Мой попутчик встретил другого своего знакомого, и мы отправились к нему домой, который находился сразу же за оградой зоны отдыха. Дом оказался просторным, с большим огородом, осматриванием которого, мы и занялись. В огороде, под одним из деревьев, перекусив немного, решили оставить увесистые рюкзаки здесь, и прогуляться налегке вверх по реке Чаткал.
По дороге, узнаю от приятеля, что можно успеть до вечера сходить в сай Чукуроксу или Худайдодсай, где по его сведениям есть красивые водопады. А можно пойти на пещерную палеолитическую стоянку Обирахмат, в окрестностях сая Пальтау.

Вечереет на Чарвакском водохранилище
Вначале, наш путь пролегал по асфальтированной дороге вдоль фруктовых садов и, в районе моста через Чаткал, мы свернули на грунтовую дорогу, ведущую вдоль реки. Через некоторое время показался пограничный пост, хотя до границы было еще около восьми километров. Начались затяжные переговоры, в результате которых, узнаем, что на Чукуроксу и Худайдодсай нас вообще не пустят, и что там находятся еще два поста. Еле-еле уговариваем пропустить на пару часов в Пальтау.
Стали потихоньку подниматься на небольшой склон, и вскоре вышли на каменистую тропу, вдоль сая Пальтау. По дороге встречаем местных жителей, несущих на собственном горбу тяжелые ноши - груды плоских камней. А затем, проходим и мимо места добычи этих камней, где усердно работают несколько человек. Вот оказывается, откуда камни плоской формы, для кладки фундаментов в поселке.

Один из входов в пещеру Обирахмат
Через некоторое время, мы уже на всемирно известной, пещерной палеолитической стоянке Обирахмат. Стоянка представляет собой небольшую площадку, где и находится сама пещера, спуститься в которую без репшнуров не представляется возможным. Возле пещеры видны следы многочисленных раскопок: груды грунта, осколки древней керамики, консервные банки и пустые пластиковые бутылки. Рядом находится водопад, довольно высокий и немноговодный, образуя небольшой ручей.
Начинаем поиски другого входа в пещеру и, натыкаемся на двух местных пастухов, отдыхающих в тени деревьев. Собака, что лежала возле них, оказалась не только массивной, но и умной: не гавкнув на нас, что в горах бывает довольно редко, она своим взглядом пристально изучала нас. А мы узнаем у пастухов точное месторасположение другого входа в пещеру. Он оказался неподалеку от первого, но находился не на ровной площадке, а на склоне горы. В пещере, первые метров десять пути проходили с небольшим наклоном вниз, а затем пещера резко принимала вид колодца, и спуститься без оборудования, тоже было не возможным. Позже, нам стало известно, что в этом году сюда приезжал американский археолог и производил раскопки, нанимая местных жителей.

Святое место в Бричмулле
Возвращались по тому же пути, отметились у пограничников и вышли на асфальт. По дороге в Бричмуллу спустились в святое место - местный мазар (кладбище), которое оказалось очень живописным местом. Здесь находился небольшой ручей, старенький глинобитный домик и деревянная веранда. Рядом произрастало очень большое дерево, возраст которого, по-видимому, был более ста лет.
Вечерело, а наш первый знакомый так и не появился. Решили позвонить в соседний поселок Яккатут, где у моего попутчика тоже были старые друзья, с кем он раньше здесь работал. Договорились, что нас встретят на Коксуйском мосту. Прощаемся с гостеприимными хозяевами, временно приютившими нас и наши рюкзаки, и направляемся по дороге в сторону п. Яккатут.

Чувствуя, что не успеваем, начинаем голосовать проезжающим не часто машинам, но никто не останавливается. Идем уже в темноте, по дороге предлагаю заночевать прямо на траве у дороги. Но нас ждут, и поэтому этот вариант не принимается. Наконец, подходим к мосту, и к нам навстречу выходит молодой человек, который нас уже давно ждет. Окольными путями, через огороды и соседние дворы, пробираемся к его дому. Нас встречает его семья, начинается застолье, знакомства, разговоры, но время неумолимо идет вперед, а завтра многим на работу. Решаем с моим попутчиком, что на следующий день идем в урочище Чавата не по реке Коксу, а по старой дороге вдоль хребта начинающейся прямо от селения Яккатут. Затем поднимемся на перевал Келинчак, а оттуда спустимся в п. Нанай вдоль Аксарсая. И если будет возможность, то заскочим и в Наувалисай, хотя последнее, как оказалось впоследствии, так и не получилось. На ночь укладываемся на топчане. Хозяева любезно предложили нам мягкие курпачи, хотя у нас были с собой спальники.

Капли после дождя
На следующее утро, после необходимых процедур, собираемся в дорогу. Прощаемся с новыми друзьями, и в полной боеготовности отправляемся в путь. А любопытные соседи с удовольствием рассматривают нас - видать не часто теперь уже, бывают здесь туристы, с большими рюкзаками.
Вначале поднимаемся вдоль грунтовой дороги в самом поселке, а когда последний домик остается позади, начинается довольно засушливая и безводная местность. Кое-где в большом количестве пасутся козы, перебирающиеся по довольно крутым склонам. Постепенно начинаются появляться признаки среднего пояса гор: арчовники, скалы и более низкая температура. Неожиданно в небе появляются хищные птицы, кружа над нами, и быстро исчезают за горой. Мой попутчик делает более интересный снимок.

Тысячелистниковая поляна
в верховьях Келинчаксая (Чавата)
На привал останавливаемся в небольшой лесистой рощице, что возле ручья, образованного мелкой струйкой воды стекающей со скалы. Во время обеда, к нам присоединяется проезжавший мимо на ослике старик. Довольствуется только чаем. Расспрашивает: кто, откуда и куда. Подсказывает дорогу, тем более что троп здесь стало больше.

Далее, наш путь пролегает сквозь сады, а мимо нас иногда проезжают на осликах груженные сеном местные жители. Вскоре выходим на небольшой перевал, с которого видна река Коксу и урочище Чавата с несколькими домиками. Спуск оказался довольно затяжным. По дороге встречаем большую группу молодых людей, занятых сенокосом.

Мятная поляна в урочище Чавата
В урочище, останавливаемся возле фруктового сада и небольшого ручья. Начинаются вечерние приготовления. Позже к нам присоединяются двое местных жителей – лесничий этого района и пасечник. Застолье оказалось продолжительным. Успели поговорить казалось бы о всем: о туризме, о жизни в горах и городской суете, о сегодняшних проблемах и былых временах, и самое главное – о завтрашнем нашем пути на перевал Келинчак.
На следующее утро, простившись с Чаватинцами, отправляемся в путь. Тропа ведет вдоль пересохшего каменистого русла Келинчаксая. Вдалеке уже видны скалы Пскемского хребта, а чуть ниже них - большая поляна и серия гротов. На обеденный перерыв останавливаемся в одном из таких гротов причудливой формы, где до нас тоже останавливались, по всей видимости - чабаны. Обследуя местность, приблизился к огромной пещере или гроту. Но подойти поближе не оставалось времени – в планах на сегодняшний день было еще поднятие на перевал и поиск места на ночевку.

Тысячелетняя Арча
Путь на перевал Келинчак оказался трудным из-за того, что мы сбились с тропы и пошли напролом -"прямо в гору", местами по «сыпучке». Но это все окупилось тем, что я увидел. Такой огромной АРЧИ, мне не приходилось видеть никогда: из одного корня, выходило три громадных ствола. Если учесть, что годовой прирост колец горного можжевельника, тоньше папирусной бумаги, то возраст этого экземпляра должен превысить тысячу лет. Но, может быть я и ошибаюсь. На следующий год, местный лесник сообщим мне, что эта арча погибла, но может быть, он имел в виду другой экземпляр. Во всяком случае, надеюсь, вскоре сам все увижу.

Пейзаж на Келинчаксае
Наконец выходим на перевал, и пытаемся понять, куда нам спускаться, а может быть просто - заночевать на перевале. Так как мы сбились с тропы, то было трудно сориентироваться, тем более что перевалов на самом деле два – Западный Келинчак и Восточный Келинчак. А мы, по всей видимости, находились на ложном Келинчаке. В сторону Аксарсая не было видимой тропы, и поэтому решили спуститься в небольшой сай- Кульчангал, который устьем подходит к Чарвакскому водохранилищу и разделяет поселки Богустан и Нанай.

Домик на Чавате
Спуск с перевала оказался, еще труднее, нежели подъем. Недавно прошедший дождь, подмочил тропу, местами невидную из-за высокой травы. На крутых зигзагах, часто падаем, обжигая руки ферулой. Смеркается, а ровной площадки для ночевки не находится. На некоторое время потеряли друг друга из виду. Наконец, находим более-менее приличное место – небольшой террасированный сад, в котором и останавливаемся на ночь. Приготовить горячий ужин не остается сил и воды довольствуемся небольшим перекусом. Всю ночь ежился с бок на бок – площадка оказалась не совсем ровной.

Урочище Чавата
На другое утро слышатся голоса местных жителей – идет пора сенокоса. Собираемся в путь, и спускаемся вдоль безводного Кульчангалсая. По дороге то тут, то там встречаем множество народу – все на полевых работах. Проходим сквозь сады и поляны, но чистой воды все так и не встречаем. В самом низу, остановились у небольшой скальной гряды, с которой стекает невероятно чистая и прохладная вода.

Проходя мимо поселка Нанай, зашли в один из домов. Хотели купить немного кислого молока. Женщина принесли козье кислое молоко и лепешки. Такое вкусное молоко, мне еще не приходилось пить. Дети изучали нас своим взглядом, а мужчина надевал сапоги на портянки, отдавая некоторые распоряжения своей жене. Скорее всего, он собирался в горы на сенокос. Деньги, они не хотели брать, поэтому мы просто оставили их на лавочке и, попрощавшись, отправились в сторону Аксарсая.

Приблизительно к полудню, уже шли сквозь ореховые рощи Аксарсая. Выбрав место для стоянки, решили здесь остаться на пару дней. Аксарсай сам по себе широкий, и перепрыгнуть по камням через него, практически не возможно. Не вдалеке от нашей стоянки оказался полу-самодельный водопад. Видны были также огороды, раскинувшиеся на противоположном склоне. Я отправился на прогулку, собирая по дороге чабрец, который в этих местах произрастал в больших количествах.

Урочище Чавата
На следующий день мы по очереди предприняли небольшие походы вверх по течению Аксарсая. Судя по карте, в среднем течении Аксарсая, должна была быть пещера. Пока я фотографировал местные пейзажи, меня обогнали две женщины и молодой парень. А когда я пошел вслед за ними, то нашел платок, скорее всего оброненный одной из женщин. Взяв его, я надеялся встретить их еще. По дороге часто встречаются пасеки, но не такие как в горах Чимгана или Кызылсу. Здесь они без присмотра, как бы оставленные в полудиком состоянии. Вскоре появляется левый приток Аксарсая – Бикулисай. Рядом небольшой домик и мостик к огородам и пасеке. Слышаться женские голоса, подхожу ближе и отдаю молодому человеку потерянную косынку. Дальше, мой путь пролегал по самому Аксарсаю. Дойдя до предполагаемого местонахождения пещеры, начинаю ее поиск – не приведший к результату. Решаю идти дальше, и дохожу до места, где Аксарсай собирается в одном месте из трех рукавов, а впереди – зона снежников, видная отсюда вполне отчетливо.

Русло Аксарсая
По дороге назад подкрепляюсь ежевикой растущей возле воды, и в одном из таких мест, меня догоняет, еле отдышавшись, мужик, а с ним молодой парень с ружьем через плечо. Мужик говорит: «ну ты и быстро ходишь, мы за тобой уже давно идем». Просит предъявить документы, говорит что он – местный инспектор. Убедившись, что я с Ташкентской пропиской, отдает мне паспорт, и говорит, что он должен меня отвести в местное отделение милиции, до выяснения обстоятельств. Но по каким-то причинам он не будет этого делать, а говорит: «Мы тебя не видели, ты нас не видел»... Придя на место привала, я отпускаю своего приятеля на прогулку, а сам начинаю заниматься приготовлениями на вечер и осматриванием близлежащих пейзажей. Через некоторое время возвращается мой путник, а я решил сходить в поселок Нанай на поиски магазина, чтобы купить чего-нибудь. В центральной части поселка, находилось несколько магазинов, зайдя в один из которых, разговорился с продавщицей. Спросил, как у них живется, и чем занимаются люди. Возвращаясь назад, в который раз видел множество народа, плескавшегося в устье Аксарсая: здесь были и городские с автомашинами у берега, и местные девчонки, купающиеся прямо в платьях – восток дело тонкое.

Треугольники Аксарсая
Вечером, на ужин, к нам присоединился один дед - хозяин ближайшего огорода. Он поинтересовался, какие травы я собирал, дал несколько советов. У него, сыновья уехали в Россию на заработки. Сам в основном занимается огородом. Приглашал осенью к себе, на сбор орехов.

На следующий день решили ехать домой, т.к. на Наувалисай не оставалось сил и средств. Как ни печально, но наше путешествие подошло к концу. Рано утром, следующего дня, отправляемся на остановку в поселок, и на такси доезжаем до Газалкента. Таксист оказался родственником директора предприятия, на котором в свое время работал мой попутчик, и дорога оказалась заполненной разговорами о предприятии, которое в нынешние времена практически не работает.

Тихое местечко

Я всегда с радостью и спокойствием вспоминаю это место - http://orient-tracking.com/Voyager/Chavata.htm