Автор: Ю.О. Джапаридзе

Восхождение Шхара Западная - Джанги Восточная

Маршрут Разумова
Мы вновь и вновь возвращаемся в Безенги.За десять последних лет, пять сезонов клуб «Романтик» провёл в этом районе. Нашими альпинистами было пройдено здесь более двадцати маршрутов от 1Б до 6Б категории сложности. Краткая характеристика и фотографии одного из них приводится в этой публикации.

Маршрут Шхара Западная - Джанги Восточная с подъёмом по пути Разумова 6Б категории сложности пройден нашей командой впервые (2002 год) и стех пор не повторялся.

Перепад высот стенной части маршрута по инструментальным замерам Шатаева составляет 1218 метров. По нашей оценке примерно 1500 метров, так как начало маршрута расположено метрах в трёхстах ниже перевала Дыхниауш (3872 м). Протяжённость всего маршрута более 5 километров, из них около 2 километров приходится на стенную часть. Средняя крутизна стены - 55 градусов. Она состоит из двух поясов заснеженных и обледенелых скал, и двух ледовых бастионов. Между этими участками - несложные снежно-ледовые склоны.

Первый пояс скал - протяжённостью 250 метров. Второй - метров 150, но более крутой и заснеженный. Маневрирование на маршруте вправо-влево ограничено, так как есть вероятность попадания под обвалы ледопадов, которые расположены выше. Можно идти в коридоре не более тридцати метров под прикрытием неявно выраженных снежных гребней над скальными поясами, которые как бы делят стену на левую и правую части.

На пути к Джанги

Непогода на Джа

Первый ледовый бастион - чередование участков относительно некрутого льда (50-60 градусов) с вертикальными стенками метров по 8-10, и только на выходе небольшое нависание. Протяженность бастиона 50 метров.

Третьи сутки непогоды

Последний ледовый бастион более сложен. Это две верёвки крутого льда. Последняя верёвка практически вертикальна. Во льду встречаются пустотные раковины, что создаёт трудности с организацией страховки. Сам лёд довольно жёсткий, зимний.

Первая ночёвка
По времени получилось так. В первый день проработали 14 часов, и вышли на ледовый склон, выше первого скального пояса (скальные пояса необходимо проходить за рабочий день, так как организовать на них ночёвку проблематично). Было уже темно и мы решили не тратить время и силы на вырубание площадки. Протянули горизонтальные перила, залезли в спальники и переночевали в полувисящем положении, но было довольно сносно. Во второй день прошли второй скальный пояс и подошли к первому ледовому бастиону. Вырыли полупещеру, загородили вход тентом. Ночёвка получилась хорошей, хотя и полулёжа. На этот участок восхождения было затрачено 12 часов. В третий день проработали также 12 часов и подошли ко второму ледовому бастиону. Ночёвка - в пещере, полулежа. На четвёртый день через 8 часов вышли на вершину Западной Шхары. Ночевали за вершиной на гребне, в палатке.

На первом ледовом бастионе

Заснеженные скалы Шхары

Впереди второй ледовый бастион
Гребень Шхара-Джанги острый, много снега и карнизов на северную сторону. Приходилось идти, приспускаясь метров на пятнадцать в сторону Грузии. Затем снова возвращаться на гребень. Началась, так называемая «Пила Шхары». Стала портиться погода. Туман, сильный ветер, временами снежная крупа. На Джанги непогода разгулялась вовсю. К вершине не шли, а ползли или катились. Поднять голову не было возможности из-за электрических разрядов. Все восходители! Отращивайте усы. Это хороший индикатор на грозовые разряды. Я, по крайней мере, всегда ими чувствовал, когда ударит, и вовремя падал в снег. Спуск отнял у нас столько же времени, сколько и восхождение. Пришлось четверо суток отсиживаться в палатке, пережидая непогоду.

Ночёвка в пещере

На втором ледовом бастионе

Вершина западной Шхары

Жесткач

Маршрут крайне опасен! Бывает что по нескольку раз в день накрывается полностью ледовыми обвалами с верхнего ледопада,называемого "Бровь". А чтобы сделать еще три ночевки под этим ледопадом, надо быть вообще оптимистом.