Автор: Николай Тотмянин, Санкт-Петербург

Восхождение на Дхаулагири

Восхождение на восьмитысячник Дхаулагири (8167 м) завершилось успешно. 1 мая 2008 г. двойка Валерий Бабанов и Николай Тотмянин поднялась на вершину по Северо-Восточному гребню в альпийском стиле.

После горы

Подробности восхождения.

Первоначальный план экспедиции – восхождение на восьмитысячники Чо-Ойю и Шиша-Пангму в Тибете пришлось отложить до лучших времен, потому что Китай закрыл до 10 мая границу между Непалом и Тибетом в связи с подъёмом Олимпийского огня на вершину Эвереста.

Билеты на самолет были уже на руках, и мы приняли решение совершить восхождение на территории Непала. Выбрали восьмитысячник Дхаулагири с целью пройти новый маршрут по Западной стене в двойке в альпийском стиле, то есть без провешивания перильной веревки, организации промежуточных лагерей и использования кислородных аппаратов.

Дхаулагири (8167 м) – шестая высота в мире. Первое восхождение на вершину было совершено в 1960 году швейцарской экспедицией под руководством Макса Эйзелина. Экспедиция интересна тем, что для доставки участников к подножию (на Французский перевал, 5300 м) и заброски грузов на Северо-Восточное седло (6000 м) использовался самолет. Маршрут 1960 года по Северо-Восточнону гребню считается классическим.

Дхаулагири находится в месте прохождения Трансгималайского разлома. Все маршруты с Западной стороны начинаются на высоте 3700 м над уровнем моря, то есть перепад высот от основания до вершины здесь составляет почти 4500 м.

Маршруты на Западной стене Дхаулагири

С запада проложено 4 маршрута:

1. Чешский маршрут 1984 года по левой части стены с выходом на перемычку (7600 м) С-З гребня и далее совпадает с завершением японского маршрута 1982 года по Северной стене.
  2. Чешский маршрут 1985 года по правой части стены. Линия не завершена, достигнута высота 7250 м, то есть пройден скальный бастион – самая сложная часть стены.
  3. Маршрут по Юго-Западному ребру. Пройден тройкой – Казбек Валиев, Юрий Моисеев и Золтан Демиян осенью 1988 года в альпийском стиле после трех неудачных попыток других экспедиций.
  4. Маршрут Казахской экспедиции 1991 года между чешскими маршрутами.

Путь подъёма на вершину было решено выбирать на месте после наблюдения за стеной.

Экспедиция – два восходителя, повар с помощником и офицер связи прибыли в базовый лагерь 22 марта. 23, 24 марта двойка совершила восхождение на перемычку гребня (5000 м) между Дхаулагири и Манапати справа от Западной стены с целью предварительной акклиматизации.

Основную акклиматизацию планировалось проводить на классическом маршруте. Для этого 26 марта команда переместилась в классический базовый лагерь (4750 м) и с 27 марта по 1 апреля совершила два подъема до 5200 м и до 6000 м с ночевками на 5600 м и 6000 м. 2 апреля спустились вниз в свой базовый лагерь на отдых. До 6 апреля отдыхали и в "окна" хорошей погоды наблюдали за стеной.

С 7 по 13 апреля снова ходили на классический маршрут с подъемом до 7100 м и тремя ночевками на 6000 м, 6800 м и 7100 м. Снова весь путь протоптали вдвоём по колено в снегу. После ураганной ночи на 7100 м спустились вниз и ушли в свой базовый лагерь (3700 м). К этому времени в классическом базовом лагере собралось более десятка экспедиций.

С 14 по 17 апреля отдыхали и готовились к восхождению. Повторение любого маршрута по Западной стене – непростая альпинистская задача, но нас привлек нехоженый еще никем Западный гребень с крутым скальным началом и интересным микстом и льдом в средней части.

Западный гребень

18 апрeля стартовали и поднялись до 4400 м, пролезли около 10 веревок по скалам с мхом, травой, вмерзшими камнями и снегом. 19 апреля поднялись до 4900 м по гнилому рельефу и, оценив пройденный и предстоящий участки пути с учетом прогноза погоды, поняли, что через пару дней при необходимости уже не сможем вернуться по пути подъема из-за недостатка снаряжения и в случае ухудшения погоды застрянем на продуваемом всеми ветрами гребне сверх допустимого времени. Спустились вниз, сделав 10 дюльферов по 60 м на опасных и сложных участках.

23 апреля ушли в классический базовый лагерь с целью восхождения по классическому пути. До 27 апреля ждали хорошей погоды. 28 апреля стартовали до 6000 м. 29 апреля поднялись до 6800 м. За нами пошли все, кто более или менее был акклиматизирован. 30 апреля поднялись до 7400 м и поставили палатку на некое подобие площадки поверх остатков палатки одной из прошлых экспедиций. К месту нашего бивуака подошли все, кто собрался совершить восхождение в те же сроки, что и мы – всего человек 20 или больше. Весь вечер и всю ночь дул порывистый ветер с поземкой.

Валерий Бабанов на вершине Дхаулагири

1 мая большинство альпинистов стартовало рано – от 2 до 4 часов утра, чтобы успеть засветло вернуться на 7400 м. Мы вышли в 6:30, когда взошло солнце и потеплело. Я был на вершине в 12:30, Валера чуть позже. Удалось немного пофотографировать в перерывах между снежными зарядами и ударами ветра. Снежная крупа с электростатикой – это что-то новое для меня. У чеха Радека брелок-градусник зашкалил на минус 30 по Цельсию. До выхода на вершину мне было жарко в пуховой одежде, а на вершине захотелось утеплиться. При спуске в 40 метрах ниже вершинного гребня на скальном острове мне врезало по плечам электростатическим зарядом. Ниже спускались без приключений, хотя видимость временами уменьшалась до 50 м. В палатку на 7400 м вернулись в 16:30.

2 мая спустились в классический, и 3 мая в свой базовый лагерь.

Спасибо моим друзьям Сергею Голикову и в его лице компании "МАКСИДОМ" (www.maxidom.ru), Александру Евневичу и в его лице компании "ОРИМИ ТРЕЙД" (www.orimitrade.ru) за финансовую поддержку моего участия в экспедиции.

Спасибо не спонсорам – фирмам Баск и Ред Фокс за отличную высотную одежду и снаряжение для базового лагеря, вы – лучшие не только в России.

Спасибо не спонсорам – фирмам Гривель и Беаль за превосходные кошки, ледовые инструменты и веревки.

Спасибо альпинистам других экспедиций за то время, что мы провели вместе в базовом лагере и на восхождении.

Звёзды

Когда-то французы назвали меня Николай-Турбо, сейчас по версии чехов я – ракета без парашюта. Спасибо за комплимент.

Спасибо Кате и Игорю и компании Royal Mountain Travel (www.royalmt.ru) за помощь в Непале.

Спасибо родным, близким и всем, кто болел за нас и помогал нам! Нам важны ваши поддержка и понимание.

Еще раз всем спасибо!

P.S. Чуть не забыл про напарника...

У каждого человека есть свои глюки. У Валеры они в пределах нормы, у меня, надеюсь, тоже. У нас много общего и нам есть чему друг у друга поучиться.

Есть совместные планы... но о них пока молчу.

Хотели выше Солнца стать,
Полезли на Гору опять.
Увы, Небесное светило
Нас, как всегда, опередило,
Но мир о нас еще услышит,
Мы с каждым разом выше, выше :–)

С Горой!

Молодцы!

Поздравление и замечание

Поздравляю с горой ! Но есть замечание. "Чешские" маршруты ходились в основном, а может даже иключительно словаками.

Привет из Одессы!

Валерий и Николай! ВЫ- МОЛОДЦЫ! УСПЕХОВ ВСЕГДА! Лавриненко Л.А.