Скалолазание > Тренировки >

Автор: Маурицио Овильи, Италия
Перевод: Мария Челинцева, Москва
Фото: Анна Пиунова, Mountain.RU

Как улучшить результаты лазания на скалах

Авторская страница Анны Пиуновой

Посвящаю эти строки тем, кто верит, что скалолазание означает не только «брать зацепки», тем, кто думает, что научиться лазить значит пройти долгий и трудный путь, цель которого скорее в поиске гармонии со скалой, чем в попытке подчинить ее за счет силы.

Сергей Шаферов
Содержание этой статьи – плод моего личного опыта, моих идей о том, как должен формироваться хороший скалолаз. И пусть успокоятся все, кто не согласен с изложенным ниже: держатели искусственных скалодромов, производители зацепок из смолы и председатели спортивных клубов, не волнуйтесь! Я не проводил научных изысканий, не читал книг по этой теме, у меня нет никаких признанных званий для того, чтобы преподавать скалолазание по этой методике! В ней нет ничего научного! Вы можете спокойно проигнорировать меня! Тезисы, которые я собираюсь здесь изложить, идут вразрез с общепринятыми представлениями, я знаю: вы вольны воспринять их всерьез и следовать им, или же проигнорировать… если они не покажутся вам убедительными.

Но я убежден, и всегда это утверждал, что можно хорошо лазить и достичь хороших результатов без «сухих» тренировок и без особых способностей. Необходимо лишь тренировать ум для настройки на определенный порядок мыслей, приучить тело к движению, созвучному скале, соотнеся собственные физические возможности с трассами, которые вы собираетесь вылезти, ни в коем случае не форсируя. Когда эти два условия будут удовлетворены, результаты придут автоматически. К сожалению, это видение скалолазания находится в явном противоречии с представлениями тех, кто, будучи сегодня в большинстве, считают, что для роста необходимо увеличивать физическую силу с помощью «сухих» тренировок.

Эти люди думают, что тот, кто не применяет эти методы и тем не менее достигает отличных результатов – лишь редкое исключение или природный талант. Это не совсем так и в действительности «сухие» тренировки должны служить лишь вспомогательным средством для скалолаза, своего рода дополнением, которое могло бы помочь заполнить собственные изъяны, с тем, чтобы придти к возможности лазить на всех рельефах, даже менее для вас подходящих. Это рассуждение, однако, следует отнести только к скалолазам высокого уровня.

Кроме того, общепризнан факт, что использование в тренировках начинающих скалолазов упражнений на развитие силы на кампусе или на турнике тормозит (порой необратимо) развитие у них техники, текучести, способности читать скалу и многих других навыков, которые играют определяющую роль в формировании хорошего скалолаза. Тренировка, а лучше сказать, «понимание» ключевых в скалолазании переменных, которые принято называть «ментальными», - один из самых неясных и наименее разработанных аспектов нашей спортивной дисциплины. Надо также сказать, что нет необходимости рационально постигать, что нужно делать для того, чтобы снять блоки, мешающие нам преодолеть сложный или рискованный участок, но скорее следует тренировать наше тело, чтоб оно воспринимало эти ситуации как привычные.

Юлия Абрамчук
Для этого необходимо лазить на скалах в самых разных ситуациях, так чтобы наше тело как можно больше ощущало это как нормальное состояние, а не как неудобство. Использование силы будет, таким образом, излишним и мы сможем сберечь физические и ментальные силы для следующих участков или для отработки правильности и точности движений, что также весьма важно.

Но это всего лишь один аспект проблемы «прогресса» в лазании. Повысить свой уровень, вылезти трассу более высокой категории (что, по всей видимости, является целью большинства клаймеров) в 90 процентах случаев является проблемой «головы», связанной с необходимостью дать понять нашему телу и нашей воле, что мы можем это сделать и не потерпим поражение. Таким образом, мы можем обнаружить, что одним из главных качеств скалолаза является воля и вера в свои возможности, но оно неизбежно связано со всеми остальными переменными, которые также относятся к так называемым «ментальным», о которых я упоминал выше. Научиться лазить, таким образом, значит добиться того, чтобы наше тело адекватным образом реагировало на все стимулы, возникающие в сложной ситуации. Это значит приучить наш мозг и наше тело к восприятию такой ситуации как самой что ни на есть «нормальной», и к рассмотрению ее со спокойствием и ясностью ума. Что не всегда означает рациональность, но скорее автоматизм, двигательные умения. Лучший скалолаз не тот, кто вылезает более сложную трассу, а тот, кто обладает этими качествами в большей степени, или если они врожденные (случай так называемого «природного таланта»).

Какой же рецепт предложить? В настоящее время еще не существует метода, дающего гарантированно успешный результат, и возможно, такой метод никогда не появится, имеются лишь рекомендации, которые могут оказаться полезными для тех, кто хочет и верит, что важно обращать внимание на этот аспект лазания. Возможно, стоило бы, как делали в прежние времена, чтобы научиться ремеслу или искусству, обратиться к старым мастерам, дававшим советы и указания ученику. Сегодня же мы – рабы подхода «Сделай сам», основанного не на опыте, а лишь на сведениях, полученных понаслышке, и на убеждении, что препятствие следует преодолевать силой, а не узнаванием и пониманием. Результатом всего этого стало то, что многие скалолазы действительно вылезают сложные трассы, но на самом деле при этом лазить не умеют, потому что их тело было приучено реагировать только на определенный тип стимула, наиболее близкий «сухим» тренировкам, к которым они привыкли. В действительности достаточно пустяка, чтобы их возможности не сработали.

Тот же, кто стремится стать полноценным скалолазом, не превращая свое увлечение в подобие каторжных работ (если, конечно, вы не мазохисты), пусть попробует следовать этим путем, разделенным, для простоты и ясности, на цвета. Каждый может, при желании, сопоставить цвет с категорией, если это ему поможет для выработки мотивации.

Женя Кривошейцев
Белый уровень (начало): никогда не следует забывать, что первые выезды на скалы важны для того, чтобы новичок имел в дальнейшем желание продолжать тратить силы и время на эту деятельность. Поэтому очень важен выбор напарника, с которым начинаешь лазить или, если посещаешь занятия, стоит собрать максимум информации о серьезности и компетентности инструкторов. Можно без труда получить эти сведения у тех, кто уже лазит. В противоположность тому, как принято сегодня, первые выезды следовало бы совершать на скалы с очень простыми маршрутами (четвертой категории сложности) и на скалы с положительным наклоном. Важен также выбор типа скалы, желательно, чтобы он был максимально простым для понимания. Ученик должен лезть с верхней страховкой, а указания инструктора должны в основном сосредотачиваться на том, как ставить ноги, на первых элементах техники и поиске равновесия. После десятка выездов ученик может начать пробовать лазить с нижней страховкой безопасные трассы не сложнее 5a. Так в нем укрепится удовлетворенность от выбора целей, достижения их и пролезания трасс в хорошем стиле.

Для скалолаза этого уровня хорошо быть вместе с более опытным скалолазом, у которого он может спросить совета. Для продвижения вперед достаточно лазить раз в неделю, например, по воскресеньям, а остальное время может быть посвящено подготовке тела с помощью аэробной физической активности, если вы считаете, что у вас лишний вес или что вы недостаточно развиты физически.

Зеленый уровень (продолжение): подняться от уровня начинающих подразумевает ментальный скачок. Скалолазание вам нравится, и вы намереваетесь продолжать им заниматься, хотите улучшить свой уровень и добиться определенной степени уверенности, планировать выезды и трассы, которые вы собираетесь пролезть.

Самое лучшее, что вы можете сделать с этой точки зрения, - купить гайдбук той местности, где вы живете. Пролистайте его и найдите места, которые вам бы хотелось посетить. Спланируйте выезды в соответствии с вашими желаниями, но старайтесь не зацикливаться на одном и том же месте. Когда вы выезжаете лазить, попробуйте разные трассы, которые требуют разных стилей, и постарайтесь понять, где вы чувствуете себя лучше. У всех нас есть предрасположенность к определенному стилю лазания, в этом нет ничего дурного. Если вам комфортнее на крупных зацепках, возможно, в прошлом вы были культуристом или каменщиком, если вы предпочитаете покатые склоны, где почти ничего нет для рук, то вам повезло, потому что увеличить силу легко и на это всегда есть время. Во всяком случае, на этом этапе не старайтесь особо пролезть то, что у вас не получается. Лазайте в возможно большем количестве мест, старайтесь на глаз определить трассы, которые вам конгениальны. Так вы поймете свои недостатки и в будущем сможете поработать над ними и продвинуться вперед.

Если это представляется вам интересным, неплохо было бы попробовать себя в несложном и недолгом альпинистском маршруте, возможно, в сопровождении проводника, если вы не уверены или если у вас нет напарника, более способного, чем вы. Это особенно важно, потому что позволит вам понять, что скалолазание не ограничивается трассами в одну веревку, что оно представляет собой огромный океан разнообразных возможностей.

Вася Козлов
Соприкоснитесь с риском, если вам этого хочется, а на скалах попробуйте трассы почти на пределе ваших возможностей. Разогревайтесь всегда на более простых трассах, старайтесь пролезть хотя бы 7-8 трасс в день, а для следующего выезда выберите другой скальный массив. Периодически возвращайтесь туда, где были, повторяйте уже пройденные трассы и проверяйте, есть ли прогресс.

Лазайте раз в неделю, стараясь не пропускать, кроме серьезных причин. Не переусердствуйте в стремлении добиться быстрого прогресса, и особенно не дайте себя уговорить ходить на стендовые тренировки на скалодром дважды в неделю.

Синий уровень (низкий уровень): скалолазание стало частью вашей жизни, вашей любимой деятельностью. Вы серьезно намерены расти, начинаете задумываться о сложных трассах. Но для этого у вас недостаточно опыта, не хватает базы, поверьте мне на слово. Если вы прошли предыдущие этапы, можете начать работать над трассами и стараться подтянуть свои слабые места. Это следует делать, чаще выезжая лазить трассы, стиль которых вам наименее комфортен. Если определенная категория легко у вас вылезается в месте, где вы чувствуете себя комфортно, попробуйте трассы этой же категории и на других, менее удобных для вас скалах. Внимательно наблюдайте за теми, кто лазит гораздо лучше вас и старайтесь уловить и запомнить их технические решения и секреты. Сконцентрируйтесь в большей степени на себе, старайтесь как бы смотреть на себя со стороны во время лазания, если можете, дайте заснять себя на видео и критически проанализируйте свои движения.

Начинайте обращать внимание на туфли, которыми вы пользуетесь и на то, как вы ими пользуетесь, не позволяйте затащить себя на любой скальный массив, тщательно выбирайте трассы сами. Как можно больше лазайте онсайтов, стараясь пролезть их побольше в дни, посвященные скалолазанию. Не пробуйте трассы, слишком сложные для вас, если после двух-трех попыток у вас не получилось, значит, еще рано.

Старайтесь лазить дважды в неделю и занимайтесь по возможности также аэробной физической активностью, растяжкой , велосипедом или бегом. Чрезвычайно важно на этом этапе найти подходящего и постоянного напарника. Это должен быть человек, подобно вам желающий улучшать свой уровень и, самое главное, имеющий в распоряжении те же свободные дни, что и вы.

Красный уровень (средний уровень): для дальнейшего прогресса вам нужно совершить качественный скачок и потрудиться для достижения поставленных целей. Это легко сказать, но далеко не так просто сделать у вас должна быть уверенность, что вы сможете преодолеть тормозящие вас психологические барьеры. Скалолазы на этом этапе убеждены в невозможности залезть определенную категорию из-за ограниченности своих физических возможностей. В большинстве случаев это не так, по крайней мере, для людей, не страдающих тучностью или не имеющих морфологических особенностей, служащих преградой для активной деятельности outdoor .

Самое лучшее, что можно сделать для того, чтобы совершить качественный скачок и научиться лазить более сложные трассы – это обозначать цели, обычно на тех трассах, которые вам наиболее близки по стилю. Теперь вы уже понимаете, где у вас лучше получается, поэтому выберите цели, которые представляются вам выполнимыми и не лежат за пределами ваших возможностей. Пока что все не так трудно… пусть вам поможет советом тот, кто лучше вас знает этот массив и пролезал эти трассы. Найдите надежного напарника или напарников, которые согласятся вас сопровождать и распланируйте несколько выездов в течение месяца на тот массив, где вы намереваетесь достичь поставленных целей. Начните делить год на периоды, посвященные достижению четких целей, старайтесь двигаться не хаотично, а по плану.

Старайтесь привыкнуть запоминать движения на трассах и сосредоточьтесь на ритме лазания во время работы над трассой. Учитесь, кроме того, четко ставить ноги и пальцы, пробуйте все возможные варианты решений для прохождения сложного участка, подбирая самый простой и подходящий для вашего случая. Вы увидите, что очень скоро почувствуете результаты, если у вас есть напористость и вы не сдаетесь при первой трудности. Никогда не падайте духом, упрямство и настойчивость часто являются ключом к успеху.

Однако не увлекайтесь слишком долго проработкой трасс! Когда вы достигнете вашего результата, позвольте себе передохнуть и вернитесь к онсайтам. Если считаете нужным, попробуйте и боулдеринг, и если это вам по душе, запланируйте несколько выездов с небольшим промежутком времени, чтобы достичь результатов и сохранить мотивацию. Если вам понравился опыт альпинистских восхождений, не пренебрегайте возможностью летом съездить в Альпы и попробовать пройти длинный маршрут, требующий разных стилей и разного снаряжения. Двигайтесь от категории к категории и никогда не принимайте как данность уровень, которого вы достигли на скалах. Не привязывайтесь к цифре, будьте гибки физически, но особенно в ментальном плане.

Никогда не принимайте ничего как данность, пусть вами движет любопытство открыть то, что вас окружает, и увлеченность вашим делом.

Если скалолазание начинает вас напрягать, прервитесь на время, увидите, что вернуться к прежнему уровню за короткий срок вполне возможно. Посвящайте скалолазанию все свободные дни, если погода плохая, можно сходить и на скалодром, лишь бы не через силу.

Черный уровень (высокий уровень): вы во что бы то ни стало хотите вылезти восьмерку, потому что это для вас предмет личной гордости. Но у вас не получается, или вы думаете, что не получается . Важно, чтобы вы знали, что можете достичь этой цели без «сухих» тренировок, но пройденная вами восьмерка – пустой звук, если вы не сможете повторить ту же категорию на другой трассе. Итак, перед вами два пути: настроиться и напрячься, чтобы любой ценой вылезти восьмерку, потому что для вас важна цифра, или попытаться достичь более высокого уровня лазания на любых скалах. Выбирайте, потому что действовать придется по-разному.

В первом случае выберите трассу на любимом массиве из ограниченного числа комфортных для вас маршрутов. Убедитесь, что ваш напарник с вами заодно и что у вас есть свободное время, и начинайте пробовать трассу. Если у вас не получается движение, перейдите на другую трассу, а если на всех трассах вы поймете, что движений не хватает, запланируйте двух-трехмесячный боулдеринговый период. Если же движения получаются, но не хватает выносливости, пролезьте по нескольку раз знакомые вам маршруты с равномерным раскладом и без мест отдыха. Заложите на это месяц выездов на скалы, минимум по 10 трасс на выезд. Когда силы на исходе, перейдите на более легкую категорию. Спустя неделю разгрузки вы готовы для соединения движений на вашей восьмерке. Всегда придавайте большое значение времени на восстановление между попытками, между выездами. Если вы напористы и упрямы и не пропускали предыдущие уровни, вас непременно ожидает успех!

Во втором случае вам необходимо будет работать над своими слабыми местами. Если вам не хватает техники, вы должны много лазить в местах, наименее для вас комфортных, или лазить много боулдеринга. Если вам не хватает силы, то необходимо различать чистую силу, резистанс и выносливость. Выявите свои слабые места и будьте последовательны. В зимний период имеют смысл циклические тренировки на скалодроме, которые позволят ускорить продвижение к цели и наготове встретить тот сезон, когда вы хотите быть на пике формы. Самое сложное – не тренироваться как попало, почти невозможное – не заработать тендинит. Поэтому вы должны быть очень осторожны и внимательны и не доверять советам первого встречного. Постарайтесь быть организованными и методичными, но сохраняйте определенную гибкость мышления и не теряйте из виду, что скалолазание должно давать вам удовлетворение и эмоции, не превращаясь ни в каторжный труд, ни в наваждение. Распланируйте год: период тренировок, период достижений, период отдыха, для лазания онсайтов и путешествий. Сохраняйте смирение и скромность, пролезание восьмерки не дает вам права чувствовать себя выше других и поучать. Всегда есть чему научиться даже у самого зеленого новичка.

Все правильно.

Я полностью согласен с автором. Статья правильная и со смыслом. Но есть не большой нюанс. Полностью она подходит только для тех, кто живет рядом со скальными районами, для тех же, кто живет далеко от них постоянные выезды не возможны и нужно приходить в зал. В своем развитии просматриваю очень похожие моменты.

Я тоже считаю, что скалолазанье, это лазанье по скалам.

Автор - альпинист

Правильная статья, скалолазанье не тяжелая атлетика:) Но конечно для тех кто может 2 дня в неделю быть на скалах это хороший рецепт. А вот городским стендолазам, это вряд ли чем поможет

Манифест натурального скалолазания

Хорошая статья . Выражает идеологию радикальных " чистых" скалолазов . Но как и всё асолютное на мой взгляд немного однобока , хотя в ней есть главное - дух , идеология скалолазания .

Поддерживаю

Статья хорошая. Полностью согласен с тем, что на начальной стадии сила это не главное, а может быть, даже вредна. Лазание в разных районах на разнообразных типах скал - основа развития способностей лазать на прохождение, что, в первую очередь, и нужно альпинистам.

Очень своевременно

Хорошая статья. Жалко что последнее время очень много пластиковых (фанерных) скалолазов. Дело даже не в том где вы лазаете. Можно и на пластике работать над онсайтами,хотя сложнее-). Дело в системах тренировок. Которые превращают скалолазов в атлетов. При этом ,,спортсмены,, просто не знают что такое пролезть трассу с первого, 2-3 разов. Ребята, поверьте, техникой и ментальностью можно пролезть очень многое. По моему это намного круче! А работая над техникой у вас между прочим и сила подтягивается.

бЧФПТ-иБЛБУ

уФБФШС ПЮЕОШ ИПТПЫБС,С ДХНБА ПОБ РБНПЦЕФ ОЕ ФПМШЛП НБМБДЩН УЛБМБМБЪБН ОП ПРЩФОЩН ОБКФЙ Й РПДЮЕТЛОХФШ РБМЕЪОЩЕ УБЧЕФЩ,ДМС УЕВС.

Статья ни о чем

Синий, красный, зеленый уровень... Такое чувство, что автор 2 года занимался карате, а затем 4,5 месяца скалолазанием.