Автор: Балицкий Ю. С., г. Киев

Отчёт
по горному походу VI к. с.
на Центральном Кавказе (район Безенги),
совершённому с 18 июля по 14 августа 2007 г.

Содержание:

3.1 Препятствия, определяющие сложность маршрута
3.2 Техническое описание маршрута
3.3 Техническое описание локальных препятствий
3.3.1 В. Гидантау по ЮВ гребню, рад.
3.3.2 В. Укю по СВ гребню
3.3.3 В. Урал В по кф. С стены
3.3.4 В. Уллуауз по С стене
3.3.5 Дневка на морене л. Уллуауз
3.3.6 Траверс Птица – Коштантау (по СЗ гребню)
3.3.7 Траверс Крумкол – Мижирги В. (по В гребню)
3.3.8 Пер. Спартак (2А, 4110) - пер. МВТУ (2А, 4200)
3.3.9 Пер. Столбовой-2 (2А*, 3714)
3.4 Высотный график

1.1 Организация, проводящая поход

Самостоятельная группа.

1.2 Параметры похода

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной частини похода, км Продолжительность Срок проведения
Общая Ходовых дней
1 2 3 4 5 6
горный шестая 122,6 28 25 18.07 – 14.08.2007

1.3 Район, подрайон (массив) похода

Россия, Центральный Кавказ, Безенги.

1.4 Нитка маршрута

а/л «Безенги» – ущ. Думала – л. №440 – [рад.в. пер. Гидан (2Б, 4011) + в. Гидантау (4184, альп. 2А, по ЮВ гребню, к)] (2А) – [пер. Бетала Калмыкова Ю (2Б, 3922) – в. Укю (4334, альп. 3А по СВ гребню, к) – л.Укю Малый] (3А, п/п тур.) – [в. Урал В. (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) – пер. Укю Верхний (3А*, ок. 4200) – л. № 443] (3Б*, п/п тур.) – [в. Уллу-Ауз (4676, альп. 5А по С стене, к) – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) – л. Уллу-Ауз] (3Б*, п/п тур.) – [пер. Птица (3А*, 4275) – в. Птица (4489, альп. 3Б по С гребню, к) – рад.в. в. Коштантау (5152, альп. 4Б по С гребню, к) – л. Кундюм-Мижирги] (3Б, 2-е прох. тур.) – ночевки 3900 – [пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) – пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) – в. Мижирги В. (4992, альп. 4Б по В гребню, к) – л. Крумкол] (3Б*, п/п тур.) – [пер. Спартак (2А, 4110) – пер. МВТУ (2А, 4200) – л. Безенги] (2А) – хиж. Джангикош – ур. Баранкош – а/л «Безенги» – пер. Столбовой-2 (2А*, 3714) – р. Кору – пос. Булунгу

Заявленный и пройденный маршруты практически совпадают.

1.5 Ф.И.О, адреса, телефоны руководителя и участников

1.6 Местонахождение отчета, наличие видео и фото материалов

Отчет находится в ЦМКК.
Видео-материалы отсутствуют.
Фото-материалы находятся у руководителя и участников.

1.7 МКК, рассмотревшая поход: ЦМКК

2. Организация туристского спортивного похода

2.1 Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна

Основная идея, которая закладывалась при планировании похода – сделать его в концепции правильного альптуризма. С одной стороны в качестве определяющих препятствий пройти достаточно сложные альпинистские маршруты, а с другой стороны – не свести все к набору радиальных восхождений. Хотелось, чтобы восхождения и траверсы красиво ложились на нитку маршрута и не выглядели как дополнения к основному маршрута, а стали естественной и неотъемлемой его частью.

В целях безопасности техническую часть маршрута пришлось спланировать достаточно компактной. Сделано это было по следующим соображениям.

1. По требованию КСС а/л «Безенги» все восхождения должны совершаться в зоне радиосвязи.
  2. На восхождениях и траверсах четвертой и выше к.с. очень большую роль играет вес рюкзака, который надо минимизировать любыми средствами. Поэтому важную роль играли заброски, которых было сделано три. На это было потрачено два дня по приезду. В случае, если бы ключевые препятствия располагались не компактно, на разнос забросок силами личного состава группы (4 человека) ушло бы значительно больше времени.
  3. Поскольку поход совершался группой из 4 человек, большое значение имело время, необходимое спасателям для подхода при несчастном случае. Уменьшая это время, мы повышали шансы возможного пострадавшего.
  4. Наиболее подробные консультации по состоянию маршрутов в КСС а/л нам могли дать только непосредственно по району вокруг лагеря. Поскольку восхождения и траверсы такого уровня группа совершала впервые, это также имело немалое значение.

«Изюминкой» похода был задуман траверс Крумкол-Мижирги В. Восхождения на Мижирги В по В гребню (по пути траверса) не совершались уже более 20 лет (по сведениям КСС а/л), в библиотеке а/л не нашлось описания этого гребня, не смогли найти ни одного альпиниста из старшего поколения, который ходил бы этот гребень. Поэтому участок траверса от пер. Памяти до в. Мижирги В был спланирован и пройден по сути без описания (как некоторые говорят – «в режиме первопрохождения» J). Хотя, конечно, информация о том, что категория маршрута равна 4Б – это уже очень немало. Добавлял также интереса тот факт, что последняя часть траверса проходила на высотах в плотную приближающихся к 5000 (высота Мижирги В – 4992 м.).

Остальные восхождения были выбраны из соображений хорошего «вписывания» в маршрут и разнообразия. Так маршрут 5А на Урал В – это в основном скальная работа, 5А на Уллуауз – ледовая, 4Б на Коштантау – острый снежный гребень и комбинированные участки, 4Б на Крумкол и 4Б на Мижирги В – сильные комбинированные маршруты.

Для акклиматизации и «открытия» в сезоне по альп. требованиям, была выбрана вершина Гидантау по маршруту 2А, но с подъемом на гребень по сложной стороне перевала Гидан. Это восхождение обеспечило группе хорошую разминку на скалах.

Маршрут на Укю (3А) позволил провести ледовую тренировку (на склоне перевала Бетала Калмыкова) и попробовать несложные комбинированные участки. На гребне нашлись участки и для хорошей скальной работы, которая проделывалась уже с рюкзаками.

Наконец, очень хотелось разнообразить список сложных и безопасных препятствий в этом красивейшем районе, поскольку последние изменения в российском пограничном режиме сделали практически недоступными большое количество красивых перевалов в ГКХ.

2.2 Подготовка к походу

На подготовку к походу у нас ушло 2 года. Поскольку никто из нас не ходил на вершины выше 2А к.с. пришлось, по сути, начинать с начала. В наших планах было за 2 года получить основательную альпинистскую подготовку, подкрепленную правильно заполненной альпкнижкой. Получить необходимые навыки восхождений по гребневым маршрутам, значительно усовершенствовать технику передвижения и страховки на скальном и комбинированном рельефе. Необходимая снежно-ледовая подготовка была приобретена у всех членов группы в предыдущих походах. Также нужно было полностью обновить снаряжение и одежду.

В рамках подготовки были проведены следующие сборы.

1. Январь 2006, Карпаты, приют Драгобрат

ЦЕЛИ:

• Обширные снежные занятия с тестированием снежных и фирновых якорей
  • Организация быта в зимних условиях, включая рытье пещер и сооружение иглу
  • Восхождение на в. Близница

РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Протестированы 4 вида якорей в различных вариантах постановки (всего проверено более 20 вариантов) и различных видах нагрузки (плавное нарастание и рывок)
  • Посетили в. Близница в нужных погодных условиях (-10°, ураганный ветер)
  • Затестили быт до -25°, в т.ч. в пещере
  • Приятно побултыхались в снегу
  • Отлично покатались на лыжах :-)

2. Май 2006, Западный Кавказ, Архыз

• Закрыть 3 разряд по альпинизму
  • Почувствовать особенности гребневых восхождений
  • Поработать со скальным железом под присмотром инструктора
  • Узнать разницу между «туризьмом» и «альпинизьмом» :-)
  • Учиться одновременному передвижению в связках по скалам

• Совершены восхождения 1Б, 2А, 2А, 2Б, 3А, у всех закрыты 3-и разряды
  • Значительно повысили уровень владения скальным железом и уровень одновременного передвижения в связках
  • Разницы между «туризьмом» и «альпинизьмом» не заметили :-)

3. Лето 2006, Ц. Кавказ, а/л Безенги

• Закрыть 2 разряд по альпинизму с превышением до 4Б включительно
  • Наработать практические навыки передвижения по сложному скальному рельефу
  • Дополнительная разведка района, налаживание отношений с КСС а/л

РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Совершены восхождения 2А, 3А, 3А, 3Б, 3Б, 4А, 4Б, 2А, 3Б, 4А, у большинства закрыты 2-е разряды
  • Увидели разницу между «туризьмом» и «альпинизьмом» :-)

4. Май 2007, Крым, Судак

• Ознакомиться с новым районом
  • Усовершенствовать технику постановки точек на сложном скальном рельефе
  • Наработать практические навыки стенного лазания
  • Совершить восхождение 5А

• Совершены восхождения 2А, 2Б, 3Б, в двойках 4А, 3Б, 4А, 4Б, 5А
  • Проведены многочисленные скальные занятия
  • Познакомились с лазанием по скалам 5 к.с.

Кроме этого в промежутках между сборами проводились многочисленные занятия на естественном рельефе под Киевом: массив Деныши, Малинский и Коростышевский карьеры. Изучалось, покупалось, изготавливалось снаряжение, и была разработана принципиально новая концепция питания (описана в приложении), подходящая под своеобразный характер нагрузок в планируемом походе.

На момент подачи материалов на рассмотрение МКК руководитель и участники имели следующий туристский и альпинистский опыт:

Ф.И.О. Тур. опыт Альп. опыт
1 Балицкий Юрий Святославович 6У – Алтай, 5Р – Ц. Кавказ 2 разряд, 4Б-Р Ц. Кавказ, 5А в двойке Крым
2 Конишевский Андрей Николаевич 6У – Алтай, 5У – Ц. Кавказ 2 разряд, 4Б-У, 4А-Р Ц. Кавказ, 5А в двойке Крым
3 Миклухин Евгений Олегович 6У – Алтай, 5У – Ц. Кавказ 2 разряд, 4Б-У Ц. Кавказ, 2Б-Р, 4А в двойке Крым
4 Приймачек Павел Владимирович 6У – Алтай, 5У – Ц. Кавказ 2 разряд, 4Б-У Ц. Кавказ, 4А в двойке Крым

Важным является тот факт, что все члены команды до этого уже 4 года ходили и тренировались вместе.

2.3 Варианты подъезда и отъезда, обоснование точек начала и окончания похода

Точка начала похода – а/л „Безенги” была выбрана по очевидным соображениям. Это не только удобная точка для разноски забросок, нам необходимо было зарегистрироваться и выпуститься в КСС а/л, получить рацию, сдать документы на миграционную регистрацию, проконсультироваться по состоянию маршрутов в этом году. В а/л мы оставляли резерв продуктов, газа и снаряжения (запасные веревку, кошки и т.д.) на непредвиденные случаи.

Соответственно, перед окончанием маршрута нам нужно было опять зайти в а/л, чтобы забрать вещи, сдать рацию, сделать записи в альпкнижки, забрать миграционные уведомления.

Подъезд к точке начала осуществлялся ГАЗелью а/л „Безенги”, заказанной к поезду в Пятигорске. По предварительной заявке были оформлены пропуска в пограничную зону.

Отъезд происходил из пос. Верхний Чегем на УАЗе, по предварительной из а/л „Безенги” заявке до Пятигорска.

2.4 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Вместо Запасной вариант
1 пер. Бетала Калмыкова Ю (2Б, 3922) – в. Укю (4334, альп. 3А по СВ гребню, к) – л.Укю Малый пер. Бетала Калмыкова Ю (2Б, 3922) – пер. Укю (2А*, 3897)
2 пер. Бетала Калмыкова Ю (2Б, 3922) – в. Укю (4334, альп. 3А по СВ гребню, к) – л.Укю Малый пер. Обходной (1А, 3458) – пер. Укю (2А*, 3897)
3 в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) – пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) – л. № 443 Пер. Урал (2Б, 3906)
4 в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) – пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) Пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200)
5 в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) – пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) – л. № 443 Обход: л. Мижирги – л.№ 443
6 Спуск с Ю седловины пер. Укю Верхний Спуск с С седловины пер. Укю Верхний
7 в. Уллу-Ауз (4676, альп. 5А по С стене, к) – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) Пер. Утюг (около 3А) – ночевки 3900 – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319)
8 в. Уллу-Ауз (4676, альп. 5А по С стене, к) – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) в. Уллу-Ауз (4676, альп. 5А по С стене, к) – спуск по З кулуару ЮВ гребня – верхнее плато л. Кундюм-Мижирги – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319)
9 в. Уллу-Ауз (4676, альп. 5А по С стене, к) – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) Л. Мижирги – 1,2 ступени ледопада Кундюм-Мижирги – ночевки 3900 - пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319)
10 пер. Птица (3А*, 4275) – в. Птица (4489, альп. 3Б по С гребню, к) – р.в. в. Коштантау (5152, альп. 4Б по С гребню, к) – л. Кундюм-Мижирги пер. Птица (3А*, 4275) – л. Кундюм-Мижирги
11 пер. Птица (3А*, 4275) – в. Птица (4489, альп. 3Б по С гребню, к) – р.в. в. Коштантау (5152, альп. 4Б по С гребню, к) – л. Кундюм-Мижирги пер. Птица (3А*, 4275) – в. Птица (4489, альп. 3Б по С гребню, к) – л. Кундюм-Мижирги
12 пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) – пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) – в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) – л. Крумкол пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – л. Крумкол
13 пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) – пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) – в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) – л. Крумкол пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) – л. Крумкол
14 пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) – пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) – в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) – л. Крумкол пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) – пер. Памяти (3Б, 4396) – л. Крумкол
15 в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) – л. Крумкол – пер. Спартак (2А, 4110) – пер. МВТУ (2А, 4200) – л. Безенги в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) – пер. Селлы (3А, 4449) - л. Безенги
16 а/л «Безенги» – пер. Столбовой-2 (2А*, 3714) – р. Кору а/л «Безенги» – п. 50-летия КБАССР (2А) – р. Кору

2.5 Изменения маршрута и их причины

При прохождении маршрута были сделаны следующие незначительные изменения.

• Один запасной день (был выделен на прохождение в. Урал, на заявочной схеме отмечен на л.№443) был потрачен на дополнительную ночевку на гребне под вершинной башней Урала З. Связано это с резким ухудшением погоды (началась метель) при выходе на перемычку между Уралами В и З.
  • Ночевка перед радиальным выходом на в. Коштантау, запланированная в районе первого жандарма В гребня Коштана была перенесена на седловину между в. Птица и в. Ледовый Купол. Сделано это было по причине ухудшения погоды и необходимостью лучше отдохнуть перед восхождением 4Б.
  • Один запасной день (был выделен на участок Птица – Мижирги, на заявочной схеме отмечен на пер. Спартак) потрачен на отсидку на пер. Крумкольский Провал. Причина – плохая погода и необходимость отдыха перед длинным траверсом. В этот день была произведена предварительная навеска перил на первом жандарме В гребня в. Крумкол.
  • Еще один запасной день (также был выделен на участок Птица – Мижирги, на заявочной схеме отмечен на пер. Спартак) потрачен на прохождение В гребня в. Мижирги В. Причиной послужила недооценка длины и сложности гребня (как уже упоминалось, мы шли его без описания и комментариев), а также ухудшение погоды (гроза). Можно было напрячься и пройти весь гребень за день (на ночевку мы остановились около 14 часов), но, имея запас по времени, было решено сделать ночевку, хорошо восстановиться и оставить запас сил на прохождение самой высотной части маршрута.
  • Ночевка, запланированная на перемычке между в. Мижирги З и В была перенесена на гребень с В стороны Мижирги В. Сделано это по причине начавшейся грозы.
  • При спуске по Ю гребню в. Мижирги З вместо выхода на седловину перевала Селлы, мы сошли с гребня несколько раньше и спустились почти прямо на л. Крумкол. Такое решение было принято по причине камнеопасности Ю кулуара с пер. Селлы. Нельзя сказать, что наш вариант был полностью безопасен, но он позволил сократить время пребывания в опасной зоне.
  • Пер. Столбовой-2 был пройден по запасному варианту – через п. 50-летия КБАССР в связи с поздним выходом на гребень в плохую погоду и, соответственно, повышенной камнеопасностью прямого спуска с перевала.

В остальном нитка маршрута пройдена согласно заявленной.

2.6 Сведения про прохождение маршрута каждым из участников, в т.ч. сходы с маршрута или непрохождение его отдельных участков (перевалов или других препятствий) отдельными участниками

Участник Приймачек П. не ходил в радиальный выход на в. Коштантау по С гребню. В остальном маршрут пройден полностью всеми участниками.

3. График движения и техническое описание маршрута

3.1 Препятствия, определяющие сложность маршрута

Препятствия В зачет
1 р.в. пер. Гидан (2Б, 4011) + в. Гидантау (4184, альп. 2А, по ЮВ гребню, к)
2 пер. Бетала Калмыкова Ю (2Б, 3922) – в. Укю (4334, альп. 3А по СВ гребню, к) – л.Укю Малый 3А, п/п тур
3 в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) – пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) – л. № 443 3Б*, п/п тур
4 в. Уллу-Ауз (4676, альп. 5А по С стене, к) – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) – л. Уллу-Ауз 3Б*, п/п тур
5 пер. Птица (3А*, 4275) – в. Птица (4489, альп. 3Б по С гребню, к) – р.в. в. Коштантау (5152, альп. 4Б по С гребню, к) – л. Кундюм-Мижирги 3Б, 2-е прох. тур
6 пер. Крумкольский Провал (3Б, 4351) – в. Крумкол (4688, альп. 4Б по В гребню, к) – пер. Памяти (3Б, 4396, продольно) – в. Мижирги В (4992, альп. 4Б по В гребню, к) – л. Крумкол 3Б*, п/п тур
7 пер. Спартак (2А, 4110) – пер. МВТУ (2А, 4200) – л. Безенги
8 пер. Столбовой-2 (2А, 3714, через п. 50-летия КБАССР)

3.2 Техническое описание маршрута

Дата Точка маршрута Высота Разница высот Расст. Карта Расст. в зачет Расст.*1,2 ЧХВ ЧРВ Рельеф Движение, страховка
18.июл а/л "Безенги" 2100
вход в ущ. Думала 1600 -500 11,5 11,5 13,8 4:10   Грунтовая дорога ОБС
поворот к пер. Гидан 2000 400 4,5 4,5 5,4 2:30   Тропа по зеленке ОБС
    900     19,2 6:40 0:00
19.июл морены л. 440 2700 700 6 6 7,2 2:10   Зеленка ОБС
перед взлетом пер. Гидан 3650 950 2,3 2,3 2,8 3:40   Осыпи, моренные отвалы, вверху - ледник ОБС
    1650     10 5:50 0:00
20.июл пер. Гидан 4011 361 0,9 0,9 1,1 0:10 3:20 Комбинированный кулуар ОМПвС, 2*50 м ПВС
в. Гидантау 4184 173 0,6 0,6 0,7   1:30 Разрушенный скальный гребень 2 к.с., жандармы ОМПвС
точка схода с гребня на В контрфорс 4100 -84 0,3       0:40 Разрушенный скальный гребень 2 к.с., жандармы ОМПвС
палатка перед взлетом пер. Гидан 3650 -450 0,9 0,3 0,4 0:10 2:50 Скальный к-фс, бараньи лбы, ледник ОМПвС, 2*20 м дюльфер
    1068     2,2 0:20 8:20
21.июл пер. Бетала Калмыкова 3922 272 1,2 1,2 1,4 0:15 2:25 Закрытый ледник, ледовый взлет (до 40°) ОБС, ПВС 5*50 м на льду
в. Укю 4334 412 1,2 1,2 1,4   5:10 Комбинированный гребень 3 к.с. ОМПвС
точка поворота на осыпь с ЮВ гребня Укю 4120 -214 0,5 0,5 0,6   1:00 Скальный гребень 2 к.с. ОМПвС
боковая морена л.Укю Малый 3850 -270 0,5 0,5 0,6   1:00 Мелкая осыпь
    1168     4,1 0:15 9:35
22.июл граница скал 3920 70 0,4     0:15 0:30 открытый ледник, лед ок. 40-45° на взлете Перила 2*50 м
третья перильная станция на скалах 3980 60 0,1       6:20 скалы 4-5 к.с. Перила 2*50 м, при провеске - 3*35 м
боковая морена л.Укю Малый 3850 -130 0,5     0:15 0:40 ----//---- ----//----
    260     0 0:30 7:30
23.июл перемычка Урал В - З 4200 350 0,9 0,9 1,1 0:15 11:05 Комбинированный рельеф 2-5 к.т. Перила 11*50 м
ночевка под башней в. Урал З 4200 0 0,1       0:20 комбинированный гребень 1-2 к.с. ОМПвС
    350     1,1 0:15 11:25
24.июл в. Урал В 4273 73 0,5 0,5 0,6   0:50 комбинированный гребень 1-2 к.с. ОМПвС
пер. Укю Верхний (Ю седловина) 4200 -73 0,8 0,8 1   3:40 комбинированный гребень ОМПвС, Дюльфер 2*50+1*20 м, косые перила 1*30 м, ПВС 2 веревки
    146     1,6 0:00 4:30
25.июл л. 443 3760 -440 0,5 0,5 0,6   3:00 заснеженные разрушенные скалы, осыпь, лед до 40° Участок ОвС, дюльфер 8*50 м
морена л. 443 3520 -240 1,4 1,4 1,7 1:00   ледник, морены ОвС, ОБС по морене
    680     2,3 1:00 3:00
26.июл дневка
    0     0 0:00 0:00
27.июл бергшрунд С стены в. Уллуауз 3860 340 1,2 1,2 1,4 0:30 0:20 ледник ОБС
точка выхода на скалы вершинной башни 4560 700 0,6 0,6 0,7   13:30 лед 40-50° ПВС 21*50 м
ночевка на гребне вершинной башни 4580 20 0,1 0,1 0,1   1:00 скалы 2-3 к.с. Перила 1*40 м
    1060     2,3 0:30 14:50
28.июл в. Уллуауз 4676 96 0,3 0,3 0,4   3:00 комбинированный гребень 1-3 к.с., скальная стенка 5 к.т. ПВС 1*50+1*20 м, ОвС
пер. Кундюм-Мижирги 4319 -357 0,6 0,6 0,7   3:30 комбинированный гребень 1-3 к.с. ОМПвС, дюльфер 1*30 м
    453     1,1 0:00 6:30
29.июл верхнее плато (поворот на пер. Птица) 3850 -469 1,6 1,6 1,9   1:00 открытый, закрытый ледник ОвС
плато перед ледопадом 3580 -270 1,4 1,4 1,7 1:00   ледник, моренные снежники, боковая морена ОБС
моренные ночевки 3250 -330 1 1 1,2 0:30   ледник, морена ОБС
    1069     4,8 1:30 1:00
30.июл дневка 3250 0
    0     0 0:00 0:00
31.июл верхнее плато (поворот на пер. Птица) перед взлетом перевала 3900 650 2,7 0,5 0,6 1:30   открытый ледник ОБС
пер. Птица 4275 375 0,6 0,6 0,7   4:30 лед (местами до 60°) ОвС, ПВС 8*50 м
    1025     1,3 1:30 4:30
01.авг в. Птица 4489 214 0,6 0,6 0,7   5:50 гребень, заснеженные скалы (местами обледенелые) 2-3, местами 4 к.т. ОвС, ПВС 3*50 м
перемычка между в. Птица Ю и в. Ледовый Купол 4400 -89 0,3 0,3 0,4   3:00 гребень, скалы 2?3 к.т. ОМПвС, дюльфер 2*50 м
    303     1,1 0:00 8:50
02.авг точка перед 1-м жандармом С гребня Коштантау 4550 150 0,2 0,2 0,2   1:15 ледовая "доска", гребень ОвС, ПвС 3*25 м+1*50 м
в. Коштантау 5152 602 1,3 1,3 1,6   5:30 острый снежный гребень 3-4 к.т., жандармы ОвС, ПвС 2*50 м
перемычка между в. Птица Ю и в. Ледовый Купол 4400 -752 1,5       4:00 острый снежный гребень 3-4 к.т., жандармы, лед ОвС, дюльфера 2*25 м+4*50 м
    1504     1,8 0:00 10:45
03.авг верхнее плато л. Кундюм-Мижирги (перед пер. Птица) 4100 -300 0,5 0,5 0,6   4:30 ледник до 40°, сброс до 90° дюльфера 9*50 м
ночевки 3900 3900 -200 1,6 1,6 1,9 0:20 2:00 закрытый, открытый ледник, ступень ледопада ОМПвС
    500     2,5 0:20 6:30
04.авг ж. Медведь 4020 120 1,7 1,7 2 0:30 1:00 ледник ОвС
пер. Крумкольский Провал 4351 331 0,9 0,9 1,1   5:00 фирново-ледовый гребень, траверс ледового склона до 55°, гребень с жандармом ОМПвС, ПВС 5*50 м+2*25 м
    451     3,1 0:30 6:00
05.авг отсидка (предв. обработка 1-го жандарма 4351 0 0,2       3:50
    0     0 0:00 3:50
06.авг в. Крумкол 4688 337 1,2 1,2 1,4   8:30 Комбинированный гребень (маршрут 4Б к.с.) ОМПвС, ПВС 8*50 м
ночевка за в. Крумкол 4640 -48 0,1 0,1 0,1   0:15 Снежный гребень, склон ОвС
    385     1,6 0:00 8:45
07.авг пер. Памяти 4396 -244 1,8 1,8 2,2   6:50 Комбинированный гребень (маршрут 4Б к.с. на спуск) ОМПвС, дюльфера 5*20 м, ПВС 3*30 м
    244     2,2 0:00 6:50
08.авг начало взлета В гребня в. Мижирги В 4320 -76 0,7 0,7 0,8   0:40 широкий снежный гребень ОвС
ночевка на гребне 4700 380 0,5 0,5 0,6   8:00 Комбинированный гребень (маршрут 4Б к.с.) ПВС 9*50 м
    456     1,4 0:00 8:40
09.авг верхнее плато В гребня Мижирги В 4920 220 0,3 0,3 0,4   8:40 Комбинированный гребень (маршрут 4Б к.с.) ПВС 8*50 м, ОвС
    220     0,4 0:00 8:40
10.авг в. Мижирги В 4992 72 0,5 0,5 0,6   2:10 Комбинированный гребень ОМПвС, ПВС 1*50 м
точка выхода на Ю гребень Мижирги З 4900 -92 0,6 0,6 0,7   1:50 Комбинированный гребень, траверс по скальным полкам ОМПвС, ПВС 1*50 м
л. Крумкол 4100 -800 1,3 1,3 1,6   9:30 Скальный гребень, лед дюльфера 18*50 м
пер. Спартак 4110 10 0,9 0,9 1,1   0:20 закрытый ледник ОвС
    974     4 0:00 13:50
11.авг пер. МВТУ 4200 90 0,7 0,7 0,8   1:10 снежный склон, простые скалы ОвС
хиж. Джангикош 3252 -948 4,6 4,6 5,5 1:50 0:15 разрушенные скалы, бергшрунд, закрытый, открытый ледник, осыпи ОвС
ур. Баранкош 2757 -495 6,2 6,2 7,4 2:20   тропа, открытый ледник, морены ОБС
    1533     13,8 4:10 1:25
12.авг а/л Безенги 2100 -657 8,3 8,3 10 3:00   тропа, открытый ледник, морены ОБС
    657     10 3:00 0:00
13.авг пер. Столбовой-2 3714 1614 5,6 5,6 6,7 4:50   "зеленка", осыпи ОБС
л. Булунгу (В ветвь) 3400 -314 1,8 1,8 2,2   2:00 простой скальный гребень, лед на спуск, ледник ОвС, дюльфера 3*50 м
р. Кору 2700 -700 5,3 5,3 6,4 2:30   ледник, морены, осыпи ОБС
    2628     15,2 7:20 2:00
14.авг пос. Булунгу 1700 -1000 13,2 13,2 15,8 6:20   осыпи, "зеленка", тропа ОБС
    1000     15,8 6:20 0:00

Статистика маршрута

Всего дней 28
Из них дневок + отсидок 2 +1
Суммарный перепад высот 20684 м.
Пройденное расстояние 122,6 км.
ЧХВ 40 час.
ЧРВ 157,3 час.
Всего чистого акт. времени 197,3 час.
В среденем акт. времени в день 7,04 час.
--//--, не считая дневок 7,9 час.
Навешено перил 157
Средняя высота ночевок 3595 м.