Автор: Крюков А. Л., г. Саранск

Отчёт
о горном походе IV к. с. по Киргизскому хребту,
совершённом с 5 по 19 августа 2004 г.

Содержание:

2.7 Транспортная характеристика
2.8 Выводы

3. Список литературы

2.6 Нитка маршрута по дням (продолжение)

14.08.2004

Фото 48. Пер. Чон-Чичкан Вост. (2А).
Перевальный взлёт

Выходим на рассвете в 5:50. Путь к пер. Чон-Чичкан Центральный идет по снежнику, который пересекают несколько моренных гряд. Проходим их в узких местах, стараясь идти по снегу (путь практически по прямой) (фото 53). Гребень в районе перевала не имеет чётко выраженной седловины. По описаниям тур находится у большого камня в форме правильного параллелепипеда (хороший ориентир).

Фото 49. Пер. Чон-Чичкан Вост.
У широкого бергшрунда

Начали подъём на перевальный взлёт правее по осыпному кулуару. Осыпь местами живая (плоские камни) крутизной до 40°. Прижимаемся к скалам, местами идем по ним. На гребень вышли в 6:53. Гребень снежно-ледовый с надувами и мульдами. Прошли по нему левее на запад 60 м и спустились со снежного гребня к туру, расположенному южнее на скальном выступе (фото 54). В туре пер. Чон-Чичкан Центральный (2Б, 4300 м) записка, как на перевале Чон-Чичкан Восточный, группы Зотова А.Ю. от 6.08.2002 г.

Фото 47. Пер. Чон-Чичкан Вост. Вид вниз
с ледника. Вдали пер. Аламедин Вост

Согласно отчёту о походе Зотова А.Ю. «для спуска с перевала на север оптимально пройти по гребню (на запад) порядка 50 м. Уход по гребню влево позволяет минимизировать расстояние спуска». Так мы и сделали. В 7:00 начали спуск (фото 55).

Фото 50. Пер. Чон-Чичкан Вост.
Последние метры подъёма

Склон фирновый протяженностью около 160 м в верхней части крутизной 50°, внизу уменьшается до 40°. Есть небольшой (15 м) ледовый участок (снег 1-2 см). Потом склон выполаживается на широкую снежно-ледовую полку, за перегибом которой идет зона разломов и явно путь не просматривается. От гребня до снежно-ледовой полки мы повесили четыре верёвки (по 40 м) на ледорубах. Последний участник спускался с нижней страховкой. В нижней части склона перевалились через засыпанный бергшрунд.

Фото 51. Пер. Чон-Чичкан Вост.
У тура. Вдали пик Геологов

Далее, в связках идём по леднику вправо вдоль склонов вершины Чон-Чичкан, обходя зоны открытых и закрытых трещин. Участок пути не крутой (до 30°), но камнеопасный, в снежный период года лавиноопасный. Стараемся идти как можно быстрее. Хорошо, что склон утром солнцем не освещает. Участки закрытых трещин проходим со страховкой через ледоруб. Поворачивая по широкой дуге влево, выходим на лавинный вынос с вершины Чон-Чичкан. Снимаем кошки и связки в 10:00.

Фото 52. Пер. Чон-Чичкан В.
Спуск с перевала.
Расчищаем место под палатку.

Идём вниз по центру открытого ледника. Вдали хорошо виден наш предстоящий путь по лед. Туюктер Западный к пер. Туюктер Западный (1Б) (фото 56). Видны снежно-ледовые подъёмы на пер. Физкультурник (2Б), пер. Чон Чичкан Западный (3Б) (фото 58) и осыпные пер. Туюктер Вост.(2А), пер. Скалистый (2А).

Фото 53. Пер. Чон-Чичкан Центр.
Подъём с южной стороны

В 11:15 обедаем на правобережной морене у обрывистого языка ледника возле мутного озера из которого вытекает полноводный ручей. Прекрасный вид на пер. Чон-Чичкан Центральный (фото 57). Отсюда за 50 минут доходим до языка лед. Туюктер Западный. Путь идёт по левому берегу ручья. В месте, где ручей уходит под камни, поворачиваем налево и спускаемся по моренам в направлении лед. Туюктер Западный. С высокой правобережной конгломератной морены спускаемся на ледник, обходя болотистый правый поток, текущий из под лед. Туюктер Западный. В 100 м от языка ледника в зоне разливов реки разбиваем лагерь (фото 59).

15.08.2004

Фото 54. Пер. Чон-Чичкан Центр (2Б). У тура.
Вид в долину реки Каракол Зап.

Вышли в 8:00. Ледник в нижней части открытый. Можно идти без кошек, но в них уверенней. Идем между двумя срединными моренами, перепрыгивая небольшие трещины. Ледник не крутой до 25°. Справа по ходу ледник разрезан множеством поперечных трещин, которые обходятся ближе к левой стороне. Слева есть участки закрытого ледника, но трещины хорошо читаются. Идём вдоль правого борта ледника к пер. Физкультурник (2Б) (фото 60), затем под склонами вер. Обелиск (ближе к ним) поворачиваем направо по широкой дуге в направлении цирка перевалов Георгия Седова (2А) и Туюктор Западный (1Б).

Фото 55. Пер. Чон-Чичкан Центр. Спуск

Перед подъёмом на следующую ступень ледника понижение с участком закрытого льда. Идём по этому участку с передовой связкой, по правому борту ледника, прижимаясь к склонам вер. Обелиск. Справа по ходу опять перегиб и зона продольных и поперечных трещин, врезающихся прямо в скалу- остров северо-восточного отрога вер. Обелиск (фото 61).

Фото 56. Пер. Чон-Чичкан Центр. Вид на
пер. Туюктор З. (1) с лед. Туюктор В.

Подъём в цирк пер. Туюктор Зап. (Юрмала) некрутой, здесь уже можно снять кошки. Сам цирк относительно ровный и небольшой. Прямо перед нами пер. Г.Седова с небольшим подъёмом. Поворачиваем налево и идём в направлении явно выраженной седловины пер. Туюктор Западный (1Б, 3970 м). Перед перевальным взлётом большая мульда (фото 62). Её можно обойти равнозначно с обеих сторон. Мы обошли слева и поднялись по короткому фирновому взлёту крутизной около 25° траверсом склона справа налево (фото 63).

Фото 57. Пер. Чон-Чичкан Центр (2Б).
С севера. (Снято телеобъективом)

На перевал поднялись в 12:00. перевальный гребень скальный (фото 64). Спуск на юго-запад разделяется на два близко расположенных друг к другу осыпных склона. Тур у левого спуска. Там записка встретившейся нам вчера (14.08.2004) группы из г. Барнаула под руководством Дорофеева В.Ф. совершающей горное путешествие 6 к.с.

Перешли к правому спуску. Склон средней крутизны до 35°, мелкая осыпь протяженностью около 100 м (фото 65). Скатились за 5 минут плотной группой. Левый спуск длиннее и круче.

Фото 58. Пер. Чон-Чичкан Зап (3Б) и
пик Геологов. (Снято телеобъективом)

Ледник Кашка-Су пологий, весь в надувах и огромных мульдах. Проходим пологую часть ледника по надувным гребням между мульдами. Постепенно смещаемся вправо. Небольшие трещины легко обходятся. Впереди ледопад, справа по ходу скальная гряда. Спускаемся с правого края ледника к ручью, который течёт вдоль скальной гряды справа от неё в 13:20 (1час по леднику). По камням переправляемся на правый берег ручья и вдоль него спускаемся по крутому конгломератному склону (40°) (фото 66). По склону идти очень сложно, велика вероятность падения камней и человека (камни под ногами очень ненадёжны). Проходим этот участок за 1 час.

Фото 59. Из-под ледника вытекает р. Туюктор

Далее идем вдоль ледника по средним и крупным осыпям. Для облегчения пути по возможности заходим на ледник. Затем идём вдоль реки Кашка-Су до слияния в ручьём текущем с пер.Конституции (в нем вода чище). Здесь в 14:40 встаём на обед.

В 16:00 уходим вниз вдоль реки по правому берегу. Вскоре появляется тропа, которая переходит в грунтовую тракторную дорогу, которая идёт по правому берегу реки Туюк-Ала-Арча до слияния с рекой Баш-Ала-Арча (фото 67). После хождения по снегу зеленая тёплая долина приводит нас в восторг. Только очень много оводов. В долине присутствия людей не видно, дорога местами разрушена, стада не пасутся. За 2 часа дошли до слияния рек (фото 68). Через реку Баш-Ала-Арча сухой переправы на правый берег нет. Только бетонные блоки в русле напоминают о былом присутствии человека.

16.08.2004

Фото 60. Пер. Физкультурник
по пути на пер. Туюктёр З.

Полуднёвка на месте слияния рек Туюк-Ала-Арча и Баш-Ала-Арча (фото 69). Купались, загорали, ловили рыбу.

Фото 61. Лед. Туюктёр З.
Вышли после обеда в 13:00. Пошли по тропе по левому берегу реки Баш-Ала-Арча. Тропа местами переходит в разрушенную грунтовую дорогу. За 1 час дошли до слияния с ручьём, который течёт справа (орогр.) с н/к перевала. Идём дальше по дороге, которая заканчивается у переправы через ручей, идущий с пер. Алтынтор Южный (фото 71). Пройдя 600 м по левому берегу реки Баш-Ала-Арча, переправляемся по камням в месте, где река расходится на несколько потоков, замочив по одной ноге. Вместе с переправой ещё один час пути. Отсюда по травянистому склону, который становится всё круче, идем в направлении лед. Токтогул Южный (фото 70). Погода испортилась, пошел дождь. Поднимаемся по осыпи на моренные валы. Идем по ним, поворачивая налево, в направлении высокой, крутой морены, при этом теряя немного высоту. Забираемся на морену в 19:00 и идём по ней влево, как можно ближе к леднику. В 19:20 под дождём начали расчищать на морене место под палатку (фото 73). Ужинали уже в темноте.

17.08.2004

Фото 62. Пер. Туюктёр Зап (1Б)

Погода испортилась. Идет мокрый снег, гроза, сверкают молнии. Плохая видимость. Со склонов подают камни. Вышли в 11:00 в направлении пер. Манас. Идём на север по несложному леднику средней крутизны по правой его стороне. Слева по ходу идут несколько выходов ледников между параллельными отрогами, которые заканчиваются поверхностными моренами, отделяющими их от основного ледника. Идём по этим моренам до отвесной стены отрога (здесь начинается морена). Поворачиваем направо на перегиб ледника крутизной до 35°, покрытый небольшими поперечными трещинами. Идет очень сильный снег. Выходим на ровный ледник перед пер. Манас в 12:20. Снизу поднялись облака. Видимость метров 20. Со скал сыпет. Держа ориентир на север, идем по пологой верхней ступени ледника к перевалу Манас(1Б, 4150 м). Возле перевального взлёта дождались пока развеется туман (фото 74). Опять начался дождь.

Фото 63. Пер. Туюктёр Зап. Последние шаги.
Вдали пер. Чон-Чичкан Центр. (2Б) (1),
пер. Туюктор Вост. (2А) (2),
далее пик Лесгофта (4590м) (3)

Перевальный взлет протяжённостью 200 м и крутизной до 40°. Поднялись серпантином по неглубокому снегу (фото 75). Тур перевала обнаружили в соседней седловине восточнее метров на сто в 15:20 (фото 76, фото 77). В туре контрольная записка группы туристов г. Чебоксары от 07.08.2000г. под руководством Соколова Ю.В.

Фото 64. Пер. Туюктёр Зап (Юрмала) (1Б).
На перевале. Внизу лед. Кашка-Су

Связались и сразу провалились по пояс в верхнюю трещину отрыва. Северный склон перевала Манас снежный, закрытый, некрутой. Сначала пошли направо, а потом по дуге налево на открытый ледник, который на всём протяжении пути разрезан лабиринтом поперечных трещин. Идём по центру ледника, перепрыгивая и обходя широкие разломы на перегибах. Здесь также нужны связки, при необходимости идём с попеременной страховкой. Время и дождь подгоняют.

Фото 65. Пер. Туюктёр Зап.
Спустились на лед. Кашка-Су

В нижней части ледника широкая трещина, которая сужается слева (по ходу) почти у края ледника. После неё резко поворачиваем направо и спускаемся по узкому языку ледника в каньон между моренами по которому течет неполноводный ручей. От языка ледника до реки Ала-Арча доходим за 30 минут. Переправляемся по камням на левый берег и в 18:15 собираемся у заброшенной горнолыжной базы (фото 80).

Фото 66. Пер. Туюктёр З. Обходим ледопад
правее за скальной грядой. Вид снизу

Горнолыжная база Фрунзенской детской спортивной специализированной школы расположена в непосредственной близости к ледникам Большой Ала-Арчинский, Токтогул, Манас, практически под их ледовой мореной (фото 78). На территории базы оцинкованная двухэтажная хижина альпийского типа с четырьмя комнатами. В комнатах - кровати с матрацами, подушками и одеялами. База застеклена, внутри сухо. Проходящие туристские и альпинистские группы поддерживают порядок. Ночуем здесь в относительном комфорте (фото 79). Рядом с хижиной остатки дизельной и разбитая столовая, есть туалет. За хижиной протекает чистый ручей.

Всю ночь идёт дождь.

18.08.2004

От базы вышли вниз по долине реки Ала-Арча в 11:15 часов. Ближе к правому борту долины напротив базы начинается старая тракторная дорога.

Фото 67. Долина реки Туюк-Ала-Арча.
Лед. Кашка-Су (1)

Через 45 минут хода нагромождение крупных камней кончается огромным моренным валом, перекрывшим долину полностью. Дорога спускается с этого вала ближе к левому борту долины. Внизу из-под моренного вала выбивается река. Движение продолжаем вдоль левого берега реки по значительно улучшившейся дороге. Еще через 30 минут выходим на широкую ровную, поросшую травой террасу, на которой метрах в 50 от реки стоит заброшенный домик ГМС, рядом с которой заброшенная площадка для метеонаблюдений. Несколько выше по реке через нее есть небольшой мост на правый берег.

Фото 68. Долина реки Туюк-Ала-Арча

Ниже метеостанции хорошая дорога идет левым берегом и вскоре через каменный завал, полностью перекрывший реку, переходит на правый берег (фото 81). Выше завала река, подпертая им, разливается небольшим живописным озером. Большое количество скатившихся на дорогу камней делает ее непригодной для колесного транспорта.

Дорога продолжает идти вдоль правого берега реки, а мы поднимаемся на небольшой каменистый отрог, держа направление на нижнюю часть каньона, который разработала река, текущая с ледника Голубина (фото 85).

Фото 69. Долина реки Баш-Ала-Арча.
Лагерь возле слияния с рекой Туюк-Ала-Арча

В том месте, где тракторная дорога пересекает бурный водный поток с ледника Голубина мы были в 13:30 (ещё 1 час пути). Через него перешли по широкой доске, оставленной для переправы (фото 82). Далее по камням перепрыгиваем широко растекающийся вблизи устья правый приток Ала-Арчи, вытекающий из ущелья ледника Туюксу, и дальше уже хорошей дорогой идем вдоль правого берега реки Ала-Арча (фото 83, фото 84).

До устья реки Топкарагай от горнолыжной базы спустились за три перехода по 50 минут. Чуть выше устья реки Топкарагай через реку Ала-Арча перекинут пешеходный мостик из металлоконструкций и тропа переходит на левый берег. Сюда подошли в 14:20.

Фото 71. Долина р. Баш-Ала-Арча. Внизу
слияние с ручьём с пер. Алтынтор Ю.

Идем по дороге вниз вдоль реки Ала-Арча. На правом берегу огромные осыпи уходят прямо в реку, так что идти по нему лучше и не пытаться. За час доходим до автомобильного брода, где дорога переходит на правый берег. По левому берегу идет тропинка, которая через 150 метров приводит к пешеходному мосту. Опоры моста забетонированы и сам он в хорошем состоянии. Переходим на правый берег и выходим опять на дорогу, по которой доходим до реки Ак-Сай, впадающей в Ала-Арчу (фото 86). В этом месте Ак-Сай разливается на множество мелких рукавов, которые легко перепрыгиваются. За рекой Ак-Сай в еловом лесу начинается асфальтовая дорога. Тут же находится зона отдыха администрации президента. Нам запретили ставить палатки и мы поставили лагерь выше в зоне разливов реки Ак-Сай в 16:00.

19.08.2004

Фото 70. По пути на лед. Токтогул Южн.
Впереди морены лед. Токтогул Южн.

За полчаса доходим по асфальту до шлагбаума, за которым начинается альплагерь Ала-Арча. Альплагерь как альпинистское учреждение почти не функционирует и фактически является базой отдыха. За заборами блестят синими окнами элитные особняки.

Возле метеостанции есть платный приют для туристов, где недорого можно снять комнату, оставить заброску, приготовить поесть, пообщаться с другими туристами.

Автобусного сообщения с Бишкеком нет, однако, легко можно нанять машину.