Люди и горы > Полемика >

Автор: Геннадий Стариков

По статье Дьяченко Я.В. “Спасработы”

Еще один “историк” нашелся... Наряду с А.Е.Колокольниковым и В.Алферовым. Как время летит! Все изменяется, перевирается... Черное – белым, и наоборот... Верят во все, что хочется...

Всегда очень жаль, что уходят от нас героические, одаренные люди, лучшие из лучших... Горы не прощали малейшие ОШИБКИ, а, как говорится, “не ошибается только тот, кто ничего не делает”...

В действительности было так. После тренировочных восхождений 4Б-5Б кат.сл. 14 июля 1963 г. сборная команда ЦС ДСО “Буревестник” в составе 10 чел. под руководством мастера спорта Л.Мышляева (четырежды чемпион СССР по альпинизму 1958, 59, 61, 62 г.г.) в 3-00 вышла на маршрут – в.Чатын по правому ребру “треугольника” С стены, 5Б к.сл. (Б.Гарф,52). В 9-00 подошла к запланированному бивуаку под стеной так называемого Черного Жандарма. (Команда в начале подъема по стене шла ПРАВЕЕ МАРШРУТА, по снежному склону левого края большого кулуара – сократила время на подъем – таково было состояние маршрута). Здесь решила продолжать подъем, а не останавливаться согласно тактическому плану восхождения. Группа оказалась на солнцепеке под карнизом (прежние группы шли ПО МАРШРУТУ и ночевали под Черным Жандармом для того, чтобы карниз проходить в ранние утренние часы). Передовая связка Космачев О. - Тимохин В. поднялась под купол, с которого нависал карниз, здесь Космачев переобувался. Тимохин попробовал пробивать туннель в карнизе в одном месте, потом в другом, затем оба с траверсом влево на 40 метров и вверх вышли на снежный гребень. Под карнизом находились 7 чел., еще один ниже - В.Божуков. Космачев стал двигаться по гребню и его продвижение ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ НЕ СПОСОБСТВОВАЛО УСИЛЕНИЮ СЦЕПЛЕНИЯ КАРНИЗА С ОСНОВНОЙ МАССОЙ СНЕГА НА ГРЕБНЕ. Раздался грохот... (в 11-00). Карниз обвалился на протяжении 15-20 метров. Тимохин увидел, что следы Космачева проходили вдоль линии отрыва карниза в 60-70 см.

...Происшествие не столько результат самопроизвольного обвала карниза, а прямое последствие грубого нарушения правил безопасности со стороны команды (нарушение тактического плана восхождения, движение в обход маршрута – выиграли время, а также группа не делала усилий быстрейшего ухода из-под карниза). По материалам ФА СССР.

Не опечатки, а простое незнание! Фамилия БОЖУКОВ, а не Бажуков...

- ГЛУХОВЦЕВА вообще в группе не было!

- Якобы оказались под карнизом ВЕЧЕРОМ...

- Фантазии уникальны, но никого веревкой не перерезало...

Тела спускали через Чалаатcкий ледник в Сванетию...

“ Знаток истории отечественного альпинизма” Ясен Васильевич Дьяченко (1930 г.р.) живет в Финляндии, пусть будет здоров…