Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Джабель Рам - Цой Жив

Ссылки по теме на Mountain.RU:
Скалолазание в районе Wadi Rum, Иордания
Вади Рам. Первое знакомство.
Восточная стена Джабель Рам, 300м, TD-, Wadi Rum, Иордания
Репортаж с левого берега реки Иордан
Иордания..
Джабель Рам до недавних пор считался самой высокой горой в Иордании - её высота 1745 метров над уровнем моря. В большинстве источников она до сих пор фигурирует как самая высокая точка, хотя недавно первенство перешло горе Умадаби (1832м), находящейся на границе с Саудовской Аравией. Гора оказалась на территории Иордании несколько лет назад по договору о перекройке границ между этими двумя странами. Этот же пакт предполагает отдать Иордании 80 километров саудовского побережья Красного моря.

Дажабель Рам особенно популярен среди скалолазов. Я много раз слышал описание потрясающих видов, открывающихся с вершины. На гору ведёт только один относительно простой скальный маршрут, проходимый без страховки - Талмудик Роад. Эта тропа известна в основном бедуинам, скалолазы её редко используют. Дорога получила своё название от наскальных письмен которые нашли на склоне, по которому идёт подъем. Подняться по Талмудик Роад без проводника практически невозможно. Найти тропу среди этих отвесных скал очень сложно, редкие туры из камней мало помогают. Тропа изобилует участками, где можно подняться только свободным лазом. Твёрдый песчаник очень хорошо держит ногу на подъёме, но для спуска маршрут слишком опасен. Поэтому принято спускаться дюльфером по другой стороне горы, по маршруту Хамад Роад.

Наш план был сделать восхождение за два дня и затем спуститься на Иорданскую Радугу. Всю неделю перед поездкой я мониторил погоду в Иордании. Прогноз погоды обещал проливные дожди на второй день нашей поездки. Дожди должны были начаться после обеда, и мы решили, что успеем проскочить. Очень сложно представить себе проливной дождь в этой красной пустыне. Дожди здесь редкость и могут не выпадать годами. Наличие проводника сильно напрягала некоторых в нашей группе. Я знал, что попытки пройти подъём без знающего человека пока мало кому удавались. В Вади Рам у меня был знакомый гид по имени Ауди. Он с радостью согласился сводить нас на гору. Зима для него мёртвый сезон и это хорошая возможность подзаработать. Когда выяснилось, что нас шестеро, то оказалось, что по Иорданским законам на нашу группу придётся взять двух сопровождающих. Некоторые попытались, это опротестовать и даже убеждать идти самим. Наличие в нашей группе двух дипломированных инструкторов по раплингу, должно было компенсировать полное незнание маршрута. Потребовалось много усилий, чтоб отложить разбор полётов на конец маршрута.

Из-за огромного количества групп на Иорданской границе, вышли мы довольно поздно. Пришлось делать восхождение почти без передышек. Верх горы оказался поросшим причудливой формы кипарисами, что было совершенно неожиданно для здешнего климата. Верхушка Дажабель Рам похожа на невероятное нагромождение бисквитов. Кремовые обточенные ветром и песком горы кажутся совершенно неприступными. Сложно было поверить, что нам удастся взойти по этому 60-70 градусному склону. Но на удивление песчаник великолепно держит ногу, и мы неуклонно продолжали карабкаться вверх. Понять, где именно находиться вершина не легко. Только подойдя к последнему подъему, стало ясно - вот она перед нами. Ещё 20 метров и мы оказываемся на просторной площадке. Посередине красуется огромный иорданский флаг. Вокруг множество надписей на арабском, английском и даже на русском. В одном месте крупными буквами было высечено - Цой Жив . Вот ведь оказывается, где он поселился - достойное место...

Вокруг всё пестрило красными и золотистыми оттенками. Очень хотелось переночевать поблизости и полюбоваться рассветом. Наши проводники были непреклонны и убедили нас спуститься немного пониже. К месту ночлега мы вышли уже в полной темноте. Кое-как скатились по крутым склонам в небольшую кипарисовую рощицу. Всю дорогу я поражался бедуинскому аскетизму. Кроме маленького рюкзачка с водой и верёвкой они ничего с собой не несли. Было совершенно непонятно, как они собираются ночевать на этом холоде. В роще местами ещё лежали остатки снега. Всё прояснилось на стоянке - бедуины прятали всю нужную поклажу среди скал. Здесь мы нашли чайник, тёплый спальник и даже немного пищи. В роще мы нашли достаточно хвороста для костра и наконец-то смогли отдохнуть от длинного подъема.

Ночью начал моросить дождь. Пришлось выскакивать, спасать оставленные с наружи сумки. Утром небо немного распогодилось и выглянуло солнце. Мы начали не спеша собираться и завтракать. Не успели мы допить чая, как полил дождь. Мы начали судорожно собирать вещи. Бедуины были совершенно не готовы к такому повороту событий. Покопавшись в своих запасах, они достали несколько кусков полиэтилена и сделали из них дождевики. Надо было спускаться вниз, пока скалы окончательно не намокли и не начали скользить. Спускаться было очень тяжело, мой потёртые подошвы скользили по скале и практически не держали. В какой-то момент количество воды достигло критической точки и по скалам потекли маленькие водопадики. Кое как мы дошли до места от которого можно было только дюльферять. Первые спуски прошли довольно легко, но на третьем мы застряли. Наш спуск проходил сквозь бурлящий водопад. Лезть под это струю, которая может нести кроме воды ещё и камни, ни у кого желания не было. Мы начали готовиться пережидать дождь и провести в этих горах ещё одну ночь. Все промокшие, мы забились под карниз и начали судорожно пытаться развести костёр и хоть немного согреться. Когда ветки закончились, в ход пошли использованные пластиковые бутылки. Дым въедался в глаза, но отдаляться от спасительного тепла никому не хотелось.

Деревня лежала прямо под нами - такая близкая и такая недоступная. В дождь спуститься к ней не было никакого шанса. В один из просветов мы всё же решили рискнуть. Вода поутихла, и был шанс пройти опасный участок и не быть смытым. Только мы его преодолели, стало темнеть и дальше пришлось идти в полной темноте. Дождь гнусно моросил, иногда начинал идти снег или сыпать крупа. Мы все дрожали от холода. Больше всего страдали бедуины, одеты они были явно не по сезону. Пытаясь согреться, они начали жечь свои целлофановые накидки, но это мало помогало. Преодолев очередной спуск, мы оказались в узком ущелье. Кругом было полно воды и местами приходилось заходить в неё по пояс. Удача начала нам изменять и один из участников нашего похода сорвался со сколы в воду. Слава богу отделался только ссадинами и промоченными телефоном и камерой. Последний дюльфер мы делали в глубокой ночи. Вся верёвка была покрыта песчаной грязью. Она как наждак терла наши карабины. За одну эту поездку они стёрлись на 2 миллиметра.

Усталые, но довольные мы вышли к деревне. Ауди по телефону позаботился, чтоб нам приготовили очаг и горячий ужин. В гостевом шатре нас уже ждали костёр и горячий чай. Всё помещение было наполнено дымом от костра. Только внизу у земли можно было кое-как дышать. Зато наконец-то стало тепло. Никогда не думал, что можно так прокоптиться дымом. Никакой шампунь ещё долго не мог перебить этот едкий запах. О ночевке в лагере на Радуге не могло быть и речи. Ауди любезно пригласил нас переночевать в его комнате, и мы с радостью согласились.

Весь последний день нашего пребывания в Вади Рам было холодно и пасмурно. Поев, мы направились навещать лагерь хиппи. Непогода сильно проредила их ряды и в лагере остались только самые стойкие. В основном это были израильтяне, группа японцев, несколько европейцев и ещё пара бедуинов. К сожалению, мы не могли долго там зависать. Пора было спешить обратно. О разборах полёта никто больше не вспоминал.