Автор: Сергей Титов, г. Ялта

Эльбрус. Расписание полетов
Эльбрус в фотографиях
Еще раз про Эльбрус
Идея поехать на Кавказ и подняться на Эльбрус созрела давно, но все никак не получалось ее реализовать. Посмотрели информацию об этом туре, и еще осенью 2007 года решено было ехать на следующий сезон. Наиболее благоприятная погода для восхождения — в летние месяцы. После вводного ознакомления с этой туром и перспективами восхождения на самую высокую вершину Европы г. Эльбрус стало понятно, что это будет очень сложный тур, и даже хорошая физическая подготовка, отличное снаряжение не будут гарантией покорения этой вершины.

Наша команда состояла из трех участников: Евгений Очкин — альпинист-спелеолог, инструктор-гид, Дмитрий Анисимов и я.

В Пятигорске на железнодорожном вокзале нас встретили на машине таксист из Терскола.

Несколько минут, чтобы погрузить снаряжение… и вот уже груженый «жигуленок» мчит нас по степям Ставрополья к Баксанскому ущелью. Конечный пункт нашей поездки — поселок Терскол. Поселок находится в красивейшем Баксанском ущелье на высоте 2000 метров над уровнем моря, здесь мы и останавливаемся на два акклиматизационных дня, в единственной пятиэтажке. Приехав в поселок, мы, прежде всего прошли временную регистрацию, и регистрацию в МЧС России (по-другому в горы идти нельзя. — Авт.).

В первый день прогулялись к обсерватории на высоту 3000 м, второй день — «Приют 11», высота 4050 м над уровнем моря. Поднявшись на канатке до станции «Мир» (высота 3500), мы сделали заброску части снаряжения и продуктов на приют «Бочки». Третья ночевка — приют «Бочки» высота 3750 м) и в этот же день восхождение к скалам «Пастухова», плюс заброска снаряжения и части еды в «Приют 11». На пятую ночевку с приюта в четыре часа утра восхождение.

В эту ночь подул сильный ветер и начал сыпать снег. Стало понятно, что восхождение будет сильно затруднено, так как тропу придется пробивать заново. К моменту нашего выхода, к четырем часам утра, погода более менее нормализовалась. Евгений и Дмитрий привезли с собой ски-туровский комплект, соответственно восхождение они начали на лыжах, я пошел пешком.
До гребня я дошел довольно легко, это на 300 метров выше приюта, затем до скал «Пастухова». Подъем на скалы «Пастухова» забрал очень много сил, это высота 4600 м. Сильно болела голова, стучало в висках, чувствовался острый недостаток кислорода. Светало, а затем о солнце показалось из-за гор и осветило склон. На скалах «Пастухова» я присел отдохнуть. Оглянувшись, я увидел панораму Большого Кавказского хребета, в утренних лучах восходящего солнца, потрясающее зрелище, но состояние оценить эту картинку на тот момент было не такое хорошее.

После небольшого отдыха стало немного легче, но, как я понял, ненадолго, потому что как только начал идти, еще больше усилилась головная боль. Каждый следующий шаг, новый рекорд высоты, и каждый шаг все тяжелее и тяжелее дышать, дыхание постоянно сбивается, приходится часто останавливаться, чтобы отдышаться. А ведь это было только самое начало восхождения.
Поднявшись выше скал «Пастухова» по перепаду метров на 100-150, я понял, что дальше идти не могу, преследовала одна мысль, скорее ВНИЗ, и как можно быстрее. Спустившись к скалам «Пастухова» я снял «кошки», спрятал их в рюкзак, попил зеленого чаю и начал спуск. Мое первое в жизни восхождение закончилось неудачей…

В 10 часов утра спустился к «Приюту 11», собрал рюкзак и пешком до приюта «Бочки» затем на канатках до Азау.

На поляне Азау был в 13.00. Еще на второй очереди канатной дороги я почувствовал себя намного лучше, а спустившись в поселок, забыл о том, что буквально пару часов назад я умирал в прямом смысле этого слова. Дыхание нормализовалось, пульс пришел в норму, стало легко дышать. Те четыре километра от Азау до Терскола я прошел с тяжелым рюкзаком и даже не почувствовал. Идти было легко и свободно, создалось такое впечатление, что не было ни восхождения, ни бессонной ночи накануне.

Пообедав в кафе «Ушба», что напротив нашей пятиэтажки, приняв душ, постирал вещи, собрал рюкзак, взял фотоаппарат и пошел гулять по окрестностям поселка. Вечером созвонился с ребятами и узнал, что их восхождение закончилось благополучно.

На следующий день утром спустились Евгений и Дмитрий, они покорили Эльбрус. На высоте 5350 метров они оставили лыжи и рюкзаки, взошли на западную вершину Эльбруса — 5642 метра, затем спустились на седло, где оставили снаряжение, стали на лыжи и вниз, тем самым, сэкономив силы и время на спуске до приюта. Кстати у Евгения Очкина — это было 62-е восхождение на Эльбрус.

Еще две ночевки в поселке, за это время мы побывали на «Поляне Нарзанов» и поднялись на гору Чегет, а также погуляли по Баксанской долине, купили сувениры. На Чегете у продавцов сувениров искал футболку с надписью «Я не взошел на Эльбрус» — к сожалению, найти такую не удалось, хотя можно было заказать такую футболку за отдельную плату и подождать некоторое время. Но мы уже уезжали домой, в Ялту.

Ошибки акклиматизации.

По ходу изложения ясны допущенные ошибки: для высоты Эльбруса нужна активная акклиматизация на меньших высотах в течение 7-9 дней, а желательно 9-10 дней. С подъемами и спусками на меньшей высоте. Тогда бы таких проблем с головной болью не было, хотя переносимость высоты у всех людей разная (кому-то вообще подобные высоты могут быть противопоказаны). Подъемы на такую высоту без хорошей акклиматизации крайне вредны для здоровья. Это надо понимать... А фото красивые, спасибо!..