Скалолазание > Районы и маршруты >

Авторы: Svet and Dave Geisen, Украина, Киев

Денеши.

Основной массив, вид снизу
«Не был в Керчи, - вот и молчи!» - это смешное выражение, где слово «Керчи» относительно условно, применительно к околоКиевской скалолазной публике можно было бы достаточно справедливо трансформировать в что-то вроде: «не ездил в Денеши, - вот и молчи!».

Итак, Денеши – легендарный скальный район подле Житомира, недалеко от Киева, уже давно был, и до сих пор остается, «родным домом» и любимым местом отдыха и тренировок для многих известных скалолазов и альпинистов со всей Украины и не только. Впервые я прочитал и увидел фотографии Денешей в книге «Шаги по вертикали» известного харьковчанина Сергея Бершова (участника экспедиции СССР на Эверест в 1982). Уже тогда он писал, что в Денешах лазят издревле, там же проводились тренировочные сборы. Прошлым летом при мне приехали чёрт знает откуда альпинёры, обвешанные всевозможным железом и всем на свете, скрежеща кошками и гремя снарягой, как роботы Вертеры, тулили они с матюками вверх по каминчику - типа подготовка к Памиру. На дворе +30, солнце…Это было зрелище! :)

Я на дамбе
К услугам гостей Денешей – врач-терапевт, хирург, рентгенолог, перевязочная, массажист, карета скорой помощи, и многие другие медицинские штуки, так что, как правило, каждый из тех, кто туда приезжает, получает квалифицированную медицинскую помощь, и после этого всегда надолго будет спокоен на счёт своего здоровья. Естественно, речь идёт о санатории «Денеши», владения которого простираются на внушительной площади в заповедном лесу чуть выше вверх по течению реки Тетерев, приблизительно в километре от замечательной двадцатипятиметровой достаточно древней, но к счастью не ветхой ещё, извергающей пенистые шумные воды дамбы, до наших скал (о, теперь вспомнил к чему я это всё это:)) практически рукой подать, если предположить, что ваша вытянутая скалолазная рука будет длиной метров в двести. То есть, в магазин (09:00 – 19:00) или кафе (10:00 – до упора) санатория «Денеши» по асфальтированной лесной дороге или по тропинкам можно дойти минут за шесть. На территории санатория также работает фонтан. Круглосуточно.

Как всегда хорошо, 2004
На всём пространстве от дамбы вверх по течению до санатория в лесочке расположены скальные выступы, с которых особенно приятно прыгать в почти всегда очень тёплую воду. Например, когда я купался в Днепре несколько дней тому назад, было ещё достаточно холодно, в Денешах же, напротив, чудесная светло-зелёная водичка Тетерева порадовала восхитительными 20 градусами. И купался я, и прыгал в воду в разных позах, и понял я, что это хорошо. Как всегда. И было это в день второй, и было это не раз.

"Голова дельфина"
Есть в пяти минутах ходьбы от скал, за дамбой, куча прикольных мест для прыжков воду. Самое подходящее местечко – это скальный выход, который местные называют «Голова дельфина». От каменного «носа» этого самого дельфина до поверхности воды – метров шесть, если залезть, так сказать, на его уши, то есть просто вылезти повыше и сильнее толкнуться, то будет - до десяти метров. Глубина солидная, ведь высота затопленных из-за этой хреновой дамбы скал такая же, как и за ней, где расположены трассы. Видавшие многое аборигены мне говорили, что когда-то давно скал было намного больше, сами же они были высоки и красивы, сейчас всё богатство покоится под водой. Совки убили суперскалолазный район, блин, в угоду какой-нибудь «индустриализации» или ещё какой-то хренизации, затопив весь массив вверх по течению…

Вечерний звон и я: подведен под монастырь
Сравнительно недалеко на холме виднеется красивая церквушка некоего мужкого монастыря, утопая в богатой зелени деревьев, чуть ниже на фотке утопал я. Территория, кстати, эта вся заповедная, природа - супер, красота, растут многосотлетние дубы, ствол некоторых даже шесть человек обхватить не могут (правильно, а зачем?:)), белки рассекают, по скалам – ящерицы, прямо как в Никите, ну и прочая живность.

Стан белорусов
Должен признаться, что в этот раз главной нашей проблемой стали чёртовы комары, твари словно сговорились, требуя моей с Дэйвом крови. «I could hardly take a fucking leak cause of the goddamn mosquitos!!» - матерился Дэйв, выбегая из-за кустов, неуспев даже застегнуть ширинку:). Мы подумали может это всё из-за белорусов, кои наехали на автобусе из Минска как всегда числом великим (около 25 на этот раз): дело в том, что предусмотрительные сябры щедро омывали свои тела антимоскитными спреями, от чего комары могли просто срывать злость «на этих двух из Сиэтла и Киева:)».

Кыш, гады
Спастись можно было только у костра. Изобилие комаров – это первая штука, которая бросилась нам в глаза. В прямом смысле и переносном. Хотя, может нам после Киева, где каждый из трёх миллионов жителей норовит прихлопнуть кровопийцу, и где последних мало, просто показалось, что их слишком много. Или просто мы давно не были на природе?.. Помню, когда я жил в Сибири, в посёлке Такучет Красноярской области, два с половиной года, после того, как грохнул Чернобыль, таёжные москиты были просто монстрами с глазищами, как пятикопеечная монета:)! Так что, не страшно, но, в общем, рекомендую всем, кто едет в Денеши летом, брать с собой антимоскитный спрей либо Библию. Время активной работы комаров – с 18:00 до 21:00 без выходных и не зная усталости. В остальное время - ничего, иногда их вообще нет.

Белорусы в футболках "Денеши- 2005"
+ я и Дейв скопом у начала "Центр", 7а
Белорусы. Белорусы приезжают, как правило, на автобусах, внушительными порциями, могут жечь много костров в лагерях под и над скалами, могут лазить. Могут купаться. Происхождение: Минск и Гомель встречаются наиболее часто. В меру весёлые, с собой имеют много провизии и всяких прибамбасов вроде раскладных стульев и пачек дров:). Приезжают столько лазить, сколько и просто отдыхать, висеть, варить вкусные пищи в больших котлах, шпилить на гитарах и т.д. Поскольку остальных занятий количественно явно больше, то и, соответственно, время распределяется явно не в пользу лазания, хотя… и в самом деле чертовски классное место, и сам не раз больше отдыхал, чем лазил.

Нижняя ворэвэр
Зато трассы все завешивают мириадами верёвок, делая это сверху вниз, то есть сбрасывая верёвки с верха скалы, и – нижняя forever:)!! Иногда белорусы лазят большим числом, но это, по моим наблюдениям, справедливо применительно к более молодым представителям. Впрочем, «Белорусская завеса», возникшая за каких-то 20(!) минут вовсе не мешала нам с Дэйвом с 8ми утра до 5ти дня, когда я, наконец, конкретно перекусил всем, что у нас было, потяжелев кило на 5, пролазить с нижней около 10 трасс. Среди них особенно хочется отметить «Остров Пасхи» 7а (согласен) и заявленную 7а «Мания величия», в отношении же других заявленных 7-рок, я бы сказал, что если это 7-ки, то я – Дэни Андрада без понтов:).

"Остров Пасхи", 7а
Мы начали с «Центр», заявленной 7а, которую я залез быстрым попсайтом де-факто только начало трассы, представляющее собой достаточно гладкую, слегка положительную плиту, около 6 метров может отдалённо напоминать 7а, дальше идёт достаточно попсовая 6 b. «Остров Пасхи», если не ошибаюсь (я, правда, не лазил другие заявленные 7-ки: « Red Bull», «Без обид»), самая сложная штучка в Денешах.

Дейв на "Мании величия"
Невысокая, около 15 метров, вроде 6-7 оттяжек, ключ посередине, похожий на такую себе «слойку», плиты которой образовывают небольшой козырь, на слойке пару силовых слоперов, выход на козырь, дальше – три-четыре мизера на достаточно гладком рельефе. Со стороны кажется фигня, на практике - не совсем, мне, по крайней мере, полностью отдавая себе отчёт в ничтожности моей персоналии в могучем скалолазном мире. После этого мы с Дэйвом пролезли «Мания величия», 7а (6с+ звучит лучше) и, кстати, это как по мне самая приятная трасса с болдеринговым выходом во второй трети на здоровый козырь, вмещающий под своей шляпой две другие трассы («Всему своё время» 6с+ (точно можно хотя бы плюсик убрать) и «Правый киль» 6b (тут как раз можно плюсик добавить).

Дейв на "Шлямбурке"
Затем я пошёл в белорусский стан попросить сигарету (вчера вечером по приезду под вино и в борьбе с комарами всё выкурено), и получил от них в подарок пачку Парламента с их акцизом, но сделанную в России), затем ещё одна добрая белорусская душа в порыве интернациональной дружбы, так сказать, ко мне, оранжевому, и моему американскому подстрекателю Дэйву, одарила нас вкусным печеньем и конфетами. Ещё раз спасибо.

"Шлямбурка"
Полезли «Шлямбурку», 6с, коя представляет собой зеркало прямо посредине основного массива, и скорее похожа на сковородку из тёмного в этой части гранита, особенно в такие жаркие дни:). Тоже достаточно неплохая трасса, одна из самых трудных в Денешах.

Пиво с вином
После того, как мы пролезли ёё по очереди по разу, припекло совсем жестоко слава Богу вся нижняя часть массива находится в тени деревьев, и мы присели выпить пива с вином. И тут меня понесло…

Для начала я решил полезть зеркало со второй бутылкой вина в кармане. Преуспев в этом рискованном деле, я решил выпить винца наверху. Дэйв повесил меня на гри-гри и стал снимать.

Я обнаружил, что капли вина на солнце переливаются удивительными рубиновыми оттенками, и охмелев от жары и закарпатского 16-ти градусного напитка «Л iд iя» стал плеваться оным вниз.

Чудесные кадры
Дэйв также нашёл это занятие восхитительным, и, уворачиваясь от рубинового дождя, снял несколько чудесных кадров:).

Аплодисменты - стоя!
Мы долго ржали над тем, чем мы занялись, вместо того, чтобы нормально полазить, и когда моё тело было спущено на землю, я почувствовал, что «I believe, buddy, we gotta make it much more fun!». И тогда я повесился на белорусской верёвке:) Стало совсем весело.

Я стал вешаться снова и снова, раз 10, вовлекая в процесс другие ресурсы такие, как майонез для создания спецэффектов и попросив у сябров немного кетчупа для того, чтобы после того, как я окончательно повешусь, упасть вниз на камни и разбиться.

Смерть на "Шлямбурке"
под неправильным углом и
майонезным соусом
После долгих попыток и надорванных от смеха животов, мне удалось сделать несколько раз это достаточно натурально. Алкоголь, понимаешь, веселил.

Весь в кроветчупе
Я пошёл дальше и исполнил ещё более опасный трюк – повесился, босиком забравшись вверх, на высоте 5ти метров над землёй и офигевшим Дэйвом с белорусами. При этом хочу заметить, что всё делалось на совесть, шея у меня до сих пор болит, хоть и крепкая, но я доволен, теперь по крайней мере я почти знаю что это такое. Уверяю, - совсем не страшно, до поры до времени. Может, основать новый вид экстрим-клайминга по аналогии с BASE:)?

Шутки-шутками, но затем я случайно грохнулся сверху на камни, и, как полагается, весь в крови, нашёл в себе силы протянуть дрожащую руку Дэйву с призывом о помощи.

Gimme a hand, I'm fuckin dead
Дэйв отнёсся с пониманием, и, улыбаясь как садист, он успокоил: «now you’ re gonna fuckin die, bastard!», и сделал несколько прикольных фоток.

На Правой балде
После купания в реке (удобный подход с песочком прямо в 20 метрах от основного массива), мы пролезли ещё несколько попсовых, но ненапряжно-приятных трасс: «Косая щель» (я бы дал 6 b/6 b+), если я правильно понял - «Правый киль» (заявленная 6 b, но я бы дал 6 b+) с выходом через козырь слева, «Правая балда» (лезется элементарно, я тоже думаю она - 6 b только благодаря нависающему на полтора метра кубу посередине). Если нету пробелов в памяти, то это – всё, что мы налазили в тот день.

В целом, повторюсь, трассы нетяжёлые, даже в сравнении с Крымом некоторые заявленные категории могут развеселить своей грозностью, но, надо сказать, в Денешах лазить спокойно и приятно, трасс сравнительно много – до 40 на сегодняшний день, рельеф позволяет отрабатывать всевозможные подходы, на некоторых трассах можно нормально даже забиться по ходу в отличие от других гранитных массивов, рельеф разнообразный, есть маленький каминчик, зацепы не только по горизонтальным разломам как обычно, но и много вертикальных и даже реальных отколов, есть пару достаточно интересных нависающих на высоте около 10 метров козырьков. Выделяются два основных массива: - «Главный» и «Белая ворона», последняя чуть дальше по тропе вдоль реки, метрах в 25-ти.

Как добраться?

Да как хотите. От Киева при желании и удачном стечении обстоятельств можно доехать за 2 часа на маршрутках прямо на место, благо последние стали курсировать ещё быстрее нынче. Есть поезд «Москва-Житомир», а если его нету, то: предположим вы на центральном железнодорожном вокзале Киева. Выходите через Центральный терминал в город. Слева, метров за 200 увидите МакДональдз. Подле этого славного заведения (мы с Дэйвом зашли вчера туда перекусить мороженого, и он признался, что находится в этих стенах впервые за, наверно, лет 15:)) должны стоять маршрутные автобусы Mercedes или Iveco средней вместительности, курсирующие между Киевом и Житомиром. Интенсивность их работы мне неведома, но если повезёт, это будет самый быстрый способ доехать в Житомир.

Житомирка
Туда же можно ехать и на поезде из Киева, но это будет, кажется, немного дольше. И наверняка на маршрутку в Житомир можно сесть на метро «Житомирская» (Дэйв произнёс «Жидомерзкая», я, естественно, его сразу исправил, объяснив ему как важно правильно говорить по-русски:)), что в 6-ти остановках от метро «Вокзальная» по этой же линии. Стоит проезд в метро – 50 копеек, проезд до Житомира – 13 гривен. Маршрутка идёт около 90 минут по Житомирскому шоссе, обычно быстро (около 120км/час), остановок минимум. Привозит вас эта штука на автовокзал в Житомир. Прямо с того места, где вас высадили каждый час ровно (!), начиная с 7.45 и до 20.45 вас подберёт другая маршрутка № 109, которая довозит практически прямо на массив, с конечной в санотории «Денеши». Ходят они до того точно, что «аж тошно»: ровно в 18.45 и 30 секунд выбросились я и Дэйв из киевской маршрутки и… тупо проводили взглядом чёртову отъезжающую машину на Денеши…

Кемпинг, вид сверху
Дэйв повтыкал несколько секунд и прокаментил: «Damn it, Svet, they seem to be amazingly fucking precise, these dudes, unlike something else!..», ну и мы сразу пошли в тут же расположенный супермаркетик за пивом:). Час пролетает незаметно. Потерпите ещё 25 минут езды на №109 (2,5 гривны проезд), и водила остановит вам прямо возле места для кемпинга в верхней части. Вы проползаете ещё 30 метров от дороги, и с облегчением вздыхаете. Это и есть скальный район «Денеши». То есть он есть прямо под вами с края плато прекрасно видно, что есть также немало места для кемпинга внизу, непосредственно под скалами, там, как правило, останавливаются те, кто без машины. Река прямо внизу. Дров хватает. На выходные наезжают больше киевляне, бывает музыка из открытых тачек гремит громко настолько под шашлык, что слышно даже в реке под водой:).

В следующий раз приеду тоже и врублю DREAM THEATER, блин:). Хотя, это бывает не сильно часто. Если стоите близко к обрыву, пожалуйста, развлекайтесь аккуратно, когда начнёте бухать, помните, что под вами – двадцать метров отвеса. Также не стоит бросать бутылки, фантики, плеваться, в конце концов, так как если не ветер, то густая крона высоких деревьев может изменить траекторию полёта, и объект, низвергнутый Вами, может вместо реки оказаться на чьей-то голове или палатке. Хотел бы добавить, что НЕ НАДО: вешаться, бухать, падать, материться, курить что-либо и вообще смущать народ своим недостойным поведением. Это не есть хорошо. Хорошо есть только – лазить, лазить, лазить….и опять – лазить.. Как говорил смышленый Томаш Мразек, отвечая на вопросы о том как же он всё-таки тренируется: « hm… You climb, climb, climb, climb…, and then just climb, climb, climb…:)».

Под конец - всем привет от Чуприка, Зили и Макса Петренко, живущих в соседних от меня домах на Русановке в Киеве. И от меня, живущего в своём недалёком дурдоме, тоже привет.

Короче, Слава Денешам. Аминь.