Автор: Николай Ширяев.

Прекрасная Швейцария'2007. Прелюдия

Несколько лет я безуспешно пытался заманить друзей в прогулку по Швейцарии. Но всё как-то не складывалось: то время не совпадало, то деньги пугали. Но вот, наконец, группа энтузиастов набралась, и мы решили отправиться в Швейцарию. К сожалению, по ряду причин (каникулы у детей и отпуска у родителей) поездка пришлась на самый что ни на есть высокий сезон. Так что, к сожалению, сэкономить нам не удалось. :-)

Озеро на плато Макун. Швейцарский Национальный парк.

Разумеется, я приглашал всех желающих, но в итоге нас собралось «всего» 9 человек. Целью нашей поездки было ознакомиться со Швейцарией, насколько подробно это возможно сделать за две недели.

И в этот раз мы также оформляли нашу поездку через туристическую компанию Адреналин-Тур.
В качестве базовых пунктов проживания нами были выбраны Цернец (Zernez, район Швейцарского Национального парка, 1474 метра над уровнем моря, около 1000 жителей, в регионе говорят на ретороманском и итальянском языках, но также большинство жителей понимает швейцарский диалект немецкого языка http://www.zernez.ch/) и довольно крупная деревушка Гриндельвальд (Grindelwald, 1034 м, около 4000 жителей, основной язык – швейцарский вариант немецкого языка, но практически везде в сфере обслуживания говорят и на английском многие также свободно изъясняются на французском или итальянском языках, http://www.grindelwald.com/). Эти районы показались нам оптимальными базовыми лагерями с точки зрения доступа к наибольшему количеству интересных мест.

День 2.

Нам пришлось встать пораньше, чтобы успеть на утренний рейс (вылет в 7:00). Перелёт авиакомпанией «Air Swiss» прошёл успешно, и мы преждевременно расслабились. Но, поскольку был самый пик высокого сезона, да ещё и суббота, то в поездах было полно народа. Впрочем, это не помешало нам добраться до Цернеца, хотя половину дороги некоторые из нас банально проспали.

Без приключений мы поселись в гостинице Шпёль (Spoel, 3*, очень неплохая семейная гостиница с оформлением в простом «деревенском» стиле и хорошей сауной, бесплатной для проживающих хозяева -- милейшие люди). Закупив продукты на следующий день, мы отправились в офис Национального парка. (Кстати, рядом со старым зданием строится здоровенная коробка нового здания офиса, которая будет построена в 2008 г.)
Ознакомившись с ситуацией и получив рекомендации по планам на следующие дни, мы отправились на прогулку вдоль реки Инн в Зуш. Погода стояла хорошая, и мы прекрасно прогулялись. Из Зуша вернулись на поезде в Цернец, и отпраздновали свой приезд ужином в ресторане.

Наши друзья заказали двойную порцию фондю, и потом прилагали героические усилия, чтобы справиться со здоровенной кастрюлей еды.

День 3

Бородач-ягнятник над перевалом Маргунет. Швейцарский Национальный парк

Утром был дождь, но мы всё равно после раннего завтрака отправились в долину Валь да Штабельчод (Val da Stabelchod) на автобусе (законопослушная Надя даже пристегнулась ремнём безопасности, – это в автобусе-то! – наши ГАИшники плакали бы при виде этого) по шоссе, ведущему к перевалу Оффенпас.

Выгрузились из автобуса, перешли шоссе и сразу же вошли в Национальный парк (его граница проходит прямо по обочине дороги). Я забыл сумку с видеокамерой на остановке, но на неё никто не позарился, даже, напротив, повесили на веточку, и Ольга мне её принесла.

К сожалению, оленей и серн нам в этот раз увидеть не удалось – их уже распугали более ранние посетители. Но удалось увидеть сурков в районе хижины Альп Штабельчод (Alp Stabelchod).

Погода была хорошая, и мы легко поднялись на перевал Маргунет (Margunet, 2328 м). С подъёма на перевальную седловину мы видели орлиное гнездо, а когда уже отдыхали на перевале, то над нами стал кружить и сам орёл, мы довольно хорошо его разглядели. Отдохнув на седловине, начали спуск по тропе с долину Валь да Боч (Val da Botsch). Вдоль тропы периодически попадались эдельвейсы, но не все участники, увлечённые спуском, смогли их разглядеть.

Эдельвейс на спуске с пер. Маргунет в долину Валь да Боч

Отдохнув на границе леса и подивившись на разрушения, вызванные селями, мы продолжили спуск к шоссе и р. Шпёль. По дороге видели крачлу (кедровку).

Спустившись к шоссе, мы перешли на другую сторону р. Шпёль (Spoel) и по тропе вдоль берега неспешно дошли до гостиницы Иль Фуорн (Il Fuorn). После небольшого совещания решили пойти дальше вниз по долине до остановки Паркплатц 3. Погода немного испортилась, но всё равно гулять по долине было очень приятно. Около очередного места отдыха снова наблюдали сурков. Толстые зверьки играли невдалеке, полностью уверенные в своей безопасности.

В общем погуляли мы очень даже неплохо. Вечером пообщались с русскоговорящей официанткой Олей (она приехала в Швейцарию с Украины учиться гостиничному бизнесу и проходила в нашем отеле стажировку) по поводу ужина, и она порекомендовала нам перейти на полупансион. Что мы и сделали, о чём ни разу не пожалели – кормили очень сытно, вкусно и недорого.

После ужина барышни дорвались до сауны. (Да, в нашей гостинице оказалась и прекрасная сауна, бесплатная для проживающих.)
После ужина погуляли по городу (по всем двум его основным улицам -) ). Так что день удался!

Скальные останцы в долине Валь да Боч

День 4. Национальный парк. Долина Валь Трупчун (30.07.2007)

Этот день я волюнтаристски решил посвятить прогулке в долину Валь Трупчун (Val Trupchun), которая очень понравилась мне по предыдущим поездкам. С погодой нам повезло, дождя не было. Доехав на поезде до станции С-шанф (S-Schanf, остановка по требованию) мы довольно быстро дошли до границы леса и верхней тропой пошли к границе Национального парка.

На удивление, в лесу было довольно мало живности практически до границы парка нам получилось увидеть только белку. Зато посмотрели, как осуществляют лесозаготовки на крутых склонах – брёвна транспортируют по натянутому выше деревьев тросу.

Когда мы вступили в Национальный парк животных стало больше, но ненамного. Правее тропы на склоне удалось увидеть лань, но она довольно быстро ушла из зоны видимости.
Зато туристы встречались нам во множестве. Особенно порадовала компания из нескольких бодрых старушек, одна из которых рассказала мне, что буквально на днях столкнулась нос к носу с лисом, пришедшем к двери её дома.

Дойдя до места отдыха выше границы леса, мы расположились на небольшой перекус. На правом (орографически) склоне прямо над нами паслась довольно большая группа оленей. Но разглядеть их можно было только в телеобъектив или бинокль.

Посидев немного и посмотрев на периодически вылезавших из нор сурков, мы пошли дальше, к хижине Альп Трупчун (Alp Trupchun). От хижины тропа идёт вверх по долине к итальянской границе, становясь при этом всё более узкой и крутой. В какой-то момент Ольга и Надя решили, что дальше им идти неинтересно, и уселись любоваться видами. Остальные прошли примерно ещё минут тридцать и были вознаграждены тем, что увидели (и почуяли запах) ибексов. Всё-таки, козёл – он и в горах козёл. :-)

Лесозаготовки в долине Валь Трупчун

Но время нас поджимало. И мы решили не идти до перевальной седловины, а возвращаться назад. До хижины Альп Трупчун сбежали на удивление быстро. С учётом сэкономленного времени решили устроить ещё небольшой отдых. Пока отдыхали, разглядели на противоположном склоне ещё пару оленей и серн. Я пообщался с семейством швейцарцев (отец с двумя дочерьми), которые взялись показывать нам оленей. Они рассказали, что буквально час назад видели на тропе здоровенную гадюку. Одна из девушек даже гордо продемонстрировала на экране своего цифрового фотоаппарата снимок гада. Делиться этой новостью я друзьями я не стал – не хотелось волновать их лишний раз.

Дальше мы продолжили возвращение по долине той же тропой, по которой и поднимались. Проходя мимо места отдыха, опять наблюдали сурков, но близко они не подходили.

Обратный путь прошёл почти без приключений. Вот только мы немного не рассчитали время, поэтому последнюю часть пути (порядка километра) пришлось практически бежать, чтобы успеть на поезд. Особенно тяжело приходилось Сергею с его больным коленом. Но мы всё же успели на поезд и вернулись в гостиницу к ужину.

Ибекс на склоне в долине Валь Трупчун

Перед ужином барышни опять пошли в сауну. Но, несмотря на все уверения хозяйки гостиницы, что сауна сегодня только для нас одних, случился облом – в сауне уже расположилась семейная пара. Так что у наших барышень получилась «сауна-гемишт». Но это их не смутило, хотя они и высказали всё, что думали о наглом немце.

В заключение насыщенного дня мы хорошо посидели в ресторане, попивая итальянское красное вино.