Горы мира > Алтай >

Автор: Игорь Паша (Москва).
Фото: Евгения и Игорь Паша, Светлана Паша, Мария Загоскина, Дмитрий Гулютин (Москва).

Алтай в солнечном затмении. Взгляд сверху.

Mountain.RU про затмения в горах:
Затмение на Диком Западе
Алтай, август 2008, фотографии.
Приэльбрусье, март 2006.
Кавказ, Кисловодск, март 2006.
Кавказ, Эльбрус, март 2006.
Кавказ, Цей, июль-август 1981.

“…Я знал, что единственное полное солнечное затмение в первой половине шестого века произошло 21 июня 528 года, и началось оно ровно в три минуты после полудня.”
Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

“…Экспедицию выручил адмирал, прибегнув к старинному средству, способному смутить простодушных индейцев. По календарям он знал, что 29 февраля 1504 г. будет лунное затмение, о чем объявил индейским кацикам как о знамении небес, недовольных плохим снабжением испанцев. Когда затмение началось, пораженным индейцам сообщили, что Колумб молится об их спасении, которое будет даровано, если они возобновят поставки продовольствия. Кацики на все соглашались, и впредь продовольственных проблем у испанцев не было.”
Gonzalo Fernandez de Oviedo y Valdes о четвертой экспедиции Колумба (1502 - 1504).

Mountain.RU:
Итак, на дворе 2008 год.
Затмения солнца из увлечения академических кругов и романтических экспедиций превратились в события, имеющие признаки модных шоу. Все (реально ВСЕ) гостиницы и приюты Горного Алтая забиты на месяц вперед. Авиакомпания Сибирь (S7) задирает цены и распродает места экономического класса по цене бизнес-класса, и те тоже все раскуплены. Такси Барнаул-Москва (два водителя, 52 часа в один конец) стоит всего 45 тыс рублей – дешевле «Сибири». Отшельники уходят наблюдать с гор, толпы внизу вываливают на улицы и сморят через дискеты, CD и фотопленки (запасайтесь заранее, теперь это дефицит). Бинокли и подзорные трубы приветствуются – можно увидеть протуберанцы.

01 августа 2008 - Надым, Нижневартовск, Новосибирск, Барнаул, Бийск - шоу состоялось для тех, кому с погодой повезло.

Next stop – через год, 22 июля 2009: Индия от Бомбея-Мумбаи до Сиккима, юг Непала, Бутан, север Бангладеш, снова Индия (труднодоступный штат Нагаленд), юго-восточный Тибет, Китай (от Чэнгду до Шанхая), Тихий океан.
Кому интересно – карта тут.

Места интересные, но с погодой, особенно на севере Индии, Непале и Бутане вряд ли повезет, поскольку лето – пик муссона. Статистика погодных условий вдоль полосы затмения доступна на сайте www.eclipser.ca.

Затмение 22.07.2009 примечательно тем, что длительность полной фазы составит более 6 минут.

Расписание затмений на столетия назад и вперед можно посмотреть на сайте NASA, посвященном затмениям: eclipse.gsfc.nasa.gov

Интересных путешествий!

После трех недель приэльбрусских восхождений (пик Вуллея, Вост. Донгузорун, Лекзыр) я, «забежав» на два дня домой в Москву, отправился на Алтай наблюдать полное затмение солнца. Отправился с группой, сформированной турфирмой Кайлаш. Группа эта была поделена на два автономных отряда из девяти треккеров, ходивших по долинам и взгорьям Приаккемья, и семи клаймеров, те хотели наблюдать затмение с вершины Восточной Белухи. Я был клаймером.

Не буду пересказывать события и маршруты по дням, это не отчет о поездке, а фотозарисовки района Белухи, по которому 1 августа этого года около шести часов вечера пробежала тень луны. Для показа я отобрал как «обычные» видовые снимки, так и «затменные». Причем не только те что были получены с вершины Белухи, но и снимки из района перевала Каратюрек, где на высоте чуть больше 3 км встречали и провожали затмение наши треккеры, из Новосибирска, откуда им любовались два не добравшихся до нас товарища, а также с Ямала, с местечка на берегу реки Пякопур в 300 км к северу от Сургута, где полное затмение и солнечную корону также наблюдали, вперед нас, свои люди. Авторы фотографий закодированы в подписях к снимкам цифрами, по мере их удаления от Белухи: [1] – Игорь Паша (Nikon 8800, снимки с вершины Белухи), [2] – Евгения Паша (Canon A630, снимки с Каратюрека), [3] и [4] – Мария Загоскина (телескоп NexStar 130 SLT + камера Nikon S10) и Дмитрий Гулютин (Sony DSC-H1), снимки из Новосибирска, с набережной Оби у метро «Речной вокзал», [5] – Светлана Паша (Nikon D-70, с Ямала).

Мы прилетели в Барнаул с рассветом 23 июля, вечером того же дня по Чуйскому тракту перебрались на автобусе в Тюнгур и при отменной погоде провели неделю до затмения в аккемских подходах к вершине Алтая, сдобренных прогулками по заповедным местам по-над ущельем.

Река Катунь на подъездах к Тюнгуру [1]

Взгляд с Каратюрека «по ту
сторону» – Кучерлинское
ущелье и озеро [2]

На прогулке по Семи Озерам.
В небесной и озерной глади пик
Разоружения (3825 м) [1]

Вост. и Зап. Белуха в лучах заката.
Снято с увеличением с базы
«Высотник» под Аккемским
озером [1]

Закатные краски Белухи, вид с Томских ночевок [1]

Закат догорает. Пик Урусвати с Томских ночевок [1]

На переходе от Аккемского озера к Томским ночевкам каменисто-травяное покрытие наконец сменилось ледяным. 31 июля, в день накануне затмения, мы совершили глобальный обходной маневр Белухи, стартовав с Томских ночевок под ее северной стеной и финишировав у ночевок ТКТ у юго-восточного вершинного взлета.

Район Белухи по километровке

Разломы у Берельского Седла в сторону Белухи [1]

Вечер 31 июля. Подходим к
ночевкам ТКТ. На спуске с Белухи
последние восходители этого дня.

Утро 1 августа выдалось чистым и безмятежным, и мы, семеро восходителей и два гида, в седьмом часу выступили к вершине. Перильный подъем по ледовой лопате вывел нас к перевалу Белухинский – предвершинному плечу, что метрах в 150 ниже вершины. Здесь за чаями мы намеренно «убили» часть времени и в первом часу по несложному гребню вышли на вершинный ледниковый массив со свисающим к востоку карнизом. Где-то через час большинство восходителей на время сошло обратно на плечо, там проще было коротать часы до солнечного затмения. Сошла туда же, причем с концами, и другая группа, поднявшаяся на вершину вслед за нами. В ней доминировали два оснащенных «всем чем надо» венгра, намеревавшихся в прямом режиме передавать картинку затмения по Интернету, и почему-то они решили, что наблюдательная площадка на плече для этих целей лучше, чем на вершине. Их дело. Наверху остались трое, включая меня. Несколько часов бессуетного пребывания на вершине Белухи – безусловное счастье. Было время всё рассмотреть, о многом подумать, помечтать – и даже поспать часок, причем не столько с целью собственно поспать, сколько для укрытия от не холодного и не особо лютовавшего, но все же донимавшего ветра. Лично мне при этом снились вполне мирные и радостные, хотя не помню какие именно, сны. К половине пятого подтянулось подкрепление с чаем и хавкой, мы подзаправились и, ободренные, с надеждой стали поджидать затмение, невзирая на постоянно сгущавшиеся облака, которые где-то с полудня стал насылать на нас с юго-запад.

Тихое чистое утро 1 августа.
6 часов, готовимся к выходу к вершине [1]

Час дня, восходители Кайлаша на вершине
Вост. Белухи. Слева направо:
Роман Корецкий, Дмитрий Москаленко, Ярослав,
Александр и Сергей Волковы,
Юлия Эльберт [1]

Панорамный вид на массив Зап. Белухи и фирновое плато [1]

Вид с вершины Вост. Белухи вниз по Аккемскому ущелью [1]

Гид (в желтом) и я. Коротаем
время до затмения в вершинных
сновидениях (не путать с
высотными тошнотами). Колени
на пустом рюкзаке, голова на каске [1]

К половине пятого подтянулись
резервы, подкрепляемся перед
затмением [1]

Пока у нас над Белухой только начинали сгущаться «затменные» сумерки, на Севере – на далеком Ямале – они успели разойтись. Там, не то еще в тундре, не то уже в тайге, затмение солнца уже состоялось, явив очевидцам необычайную картину.

Ямал, река Пякопур, 3 минуты до полного затмения [5]

Ямал, у берега р. Пякопур,
полное затмение началось
(снимок со вспышкой) [5]

Ямал: взволнованно-дрожащими руками.
Солнечная корона вокруг лунного лимба, голубой
артифакт оптики и бледно-размытый Меркурий [5]

Ямал: полное затмение на исходе [5]

Ямал: четверть часа после
полного затмения. Игра Nikon’a
на частной фазе – оптические
солнечные серпики [5]

Когда у нас где-то без четверти шесть стало реально темнеть, над Новосибирском – мировой столицей нынешнего затмения, принимавшей в эти дни тысячи наблюдателей со всего мира – как раз сияла солнечная корона.

Новосибирск, набережная Оби, 6 минут до полного затмения [4]

Новосибирск: середина полной
фазы затмения, солнечная
корона и заревое кольцо за Обью [4]

Новосибирск: затменные серпы в
тени деревьев, 9 мин. после
окончания полной фазы [3]

Но вернемся к Алтаю и вспомним о наших треккерах в Каратюреке, встречавших полное затмение десятью секундами раньше нас (тень набегала именно с той стороны, с северо-запада, и именно столько времени ей требовалось, чтобы покрыть несколько километров, отделявших Каратюрек от Белухи). Мы сверху видели плацдарм треккеров, они смотрели с него вверх на Белуху. Нас радовало, что прилегающие к Белухе территории на всем пространстве, за исключением мятежного юго-западного сектора, были покрыты пятнами света исчезающего солнца в разрывах тени кучкующихся облаков, и мы верили в везение Каратюрека. Треккеры же, поглядывая в нашу «белухинскую» сторону, видели за Горой несгоняемое затеняющее облако и радовались меньше, но тоже верили в нашу удачу.

Восточная Белуха: частная фаза затмения, панорама по-над вершинным карнизом в 180-градусном секторе север-восток-юг [1]

Вершина Вост. Белухи: смотрим
в сторону Каратюрека, 15 мин. до
полного затмения [1]

Каратюрек: вид на массив Белухи, 15 мин. до полного затмения [2]

Каратюрек: в наблюдательном стане
треккеров – Аня Яковлева и ее
оптический монстр, 6 мин. до
полного затмения и пока еще
большой шанс на то, что облако отойдет [2]

С короной не повезло ни треккерам, ни клаймерам, но общая картина затмения представилась фантастической и тем и другим. Вот некоторые виды с Каратюрека.

Каратюрек: появление заревого
кольца за минуту до полного
затмения [2]

Каратюрек: вид на Белуху за минуту до полного затмения [2]

Каратюрек: горы в полном солнечном затмении [2]

Каратюрек: вид на Белуху через
минуту после полного затмения,
светает [2]

Каратюрек: вид вверх по Аккему в
сторону Белухи через 12 мин.
после полного затмения [2]

Таким полное затмение видели мы с вершины Белухи.

Вершина Вост. Белухи: панорама Западной Белухи и фирнового плато за 20 мин. до полного затмения [1]

Вершина Вост. Белухи: восточный вид вдоль
ледника Менсу за 20 мин. до полного затмения [1]

Вершина Вост. Белухи: вид на юг за минуту
до полного затмения – наиболее светлый сектор,
сюда побежит тень луны, когда пройдет по Белухе [1]

Вершина Вост. Белухи: за минуту до полного
затмения на миг показался готовый исчезнуть
солнечный серпик [1]

Фрагмент предыдущего снимка [1]

Такой была над Белухой солнечная корона, скрытая облаком.
Снимок получен десятью минутами раньше в Новосибирске [3]

Вершина Вост. Белухи: «трехчетвертная» панорама в начале полного затмения – слева восток, по центру юго-запад, справа север [1]

Вершинный карниз Вост. Белухи до начала затмения [1]

Вершина Вост. Белухи:
западное фирновое плато через
3 мин. после полного затмения [1]

юго-восточный вид в сторону пика
Героической Кореи через 3 мин.
после полного затмения [1]

Спуск с Белухи мы начали уже через десять минут по окончании полной фазы затмения: следовало торопиться, время было к вечеру. Едва стартовали – в обширной небесной полынье показался налитый золотом солнечный месяц. Вскоре, однако, его надолго поглотило облако, погода помрачнела, совсем недалеко на юге стали выпадать дожди, в них заиграла вертикальная радуга.

Эманация радуги на спуске с Белухи [1]

С началом сумерек мы были у палаток.

Ночью выпадал град, шел снег, громыхали грозы. Рассвет мы встретили в плотном облаке. Оно, однако, быстро проредилось, и мы, спешно позавтракав, пошли на спуск. К обеду были на Томских ночевках, с сумерками спустились к Аккемскому озеру. Я, правда, предпочел остановиться в часовенке, что в паре километров выше него. Вечер был спокоен, спалось среди образов и иконок тишайше.

Вечерний спуск с ледников к озеру: аккемские меандры [1]

Утренний вид на Белуху от аккемской часовни [1]

Утренний вид на озеро от аккемской часовни [1]

Аккемская часовня [1]

Силы небесные [1]

Дальнейшее рутинно – спуск по тропе от озера к программной поляне «Три березы», переезд на ГАЗ-66 в смежную долину к Тюнгуру, ночевка, трансфер в Барнаул, ночевка, перелет в Москву.

Спасибо Алтай, спасибо Белуха - великая страна, великое событие, захватывающее зрелище! Благодарю Кайлаш за организацию поездки. Мы оказались единственными наблюдателями затмения с ВЕРШИНЫ Восточной Белухи – высшей наземной точки всей полосы затмения.

Спасибо, Алтай! Спасибо, Белуха!

мне сверху видно всё...

Удивительно, как сильно зависит горная картина солнечного затмения от погодных условий! Судя по этим снимкам, особенно по "трехчетвертной" панораме, эта картина во многом отличалась от эльбрусской. Там все было спокойное и плавно перетекающее, здесь же все напряжено и жестко, и даже заревое кольцо другого - оранжевого, а не красного - цвета. Но, конечно, хотя бы краткое появление солнечной короны в разрыве облаков не помешало бы. Для полноты картины. Спасибо!

пять балов

Молодцы ребята, отличная статья, велеколепные фотки!

шикарные фотки

Хорошо сходили, молодцы, но на фото все-таки не Пик Урусвати, а Корона Алтая :о)

!

Фотографии просто обалденные, большое спасибо! Как нам везет последние годы на затмения, проходящие через горы - то Эльбрус, то Белуха. Наверно, теперь очень не скоро, и тем ценнее эта статья.

затмения в горах

Спасибо! Затмение в горах - колоссальнейшая вещь, хотя, когда в том году Яндекс собирал вопросы Путину для его интернет-общения со страной и я спросил Президента России, видел ли он полное затмение солнца вообще и в горах в частности, и заодно проаннонсировал для него предстоящее затмение на Алтае, мой вопрос с ходу отмели модераторы, даже не выставив его на рейтинговое народное голосование (в итоге поддержавшее принципиально другие вопросы, победителем среди которых оказался вопрос о том, почему Путин на какой-то встрече с населением поцеловал в пупок маленького мальчика). Горный Алтай подарил всем великолепную погоду в течение недели до затмения, что уже замечательно. В день затмения погода тоже была хорошей, но с полудня потянуло облачностью, причем не сплошной, а рваной, дававшей шансы фифти-фифти. В одних местах корону видели, в других нет, но говорить о том, что кому-то сильно не повезло, неправильно, потому что в горах сама корона не единственный магнит затмения, притягивает и многое другое, причем чем выше обзорная площадка, тем многообразнее притяжение. Круговой вид заревого кольца с вершины в зазоре между горами и облаками - сногсшибательное зрелище! Почему это зарево с Белухи (может, не только с нее?) представлялось оранжевым, а не красным, как обычно, - не знаю, не успел родить гипотезу. То что на одной из фот показан пик Корона Алтая, а не Урусвати, с благодарностью принимаю. Но Урусвати там недалеко, может даже в том же кадре (как и пик Рериха). Спасибо!