Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Зотов Александр, г. Москва

Отчет
о походе 5 к.с. по хребтам Акшийрак и Терскей (Центральный Тянь-Шань), проведенном с 1 по 23 августа 2004 года

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Справочные сведения
2. Список участников
3. График маршрута
4. Политическая и финансовая ситуация
5. Транспортные возможности района
6. Техническое описание
7. Итоги, выводы, рекомендации
8. Приложения: снаряжение, раскладка, аптечка, схема маршрута

1. Справочные сведения

Вид туризма: горный
Район: Акшийрак (Центральный Тянь-Шань)
Категория сложности: пятая
Количество участников: 7
Сроки проведения: 1 - 23 августа
Продолжительность: 23 дня
Протяженность:152 км
Набор высоты:12200 м

Нитка маршрута:

л. Борду Южный - пер. Борду Южный (2А*) - пер. Карасай Северный (2А) - пер. Клешня (1Б*) - пер. Петрова (1Б) - пер. Джамансу Южный + пик Айгюль / 5100 (рад.2Б) - пер. Дружба (рад. как 1Б) - пер. Джамансу Восточный (2А) - пер. Золотарева + пик Орой / 5150 (рад. 2Б*, п/п) - пер. Осыпной (1Б) - пер. Казахстан (3А) - пер. Ульяновцев (3А) - пер. Электриков (2А) - горячие источники Джилысу - Покровка

Пройдено перевалов и вершин: 12
из них (по фактической трудности прохождения)
1Б - 4
2А - 3
2Б - 3
3А - 2

Максимальная высота: 5033 м (пик Орой)
Максимальная высота ночевки: 4685 м (гребень в районе пер. Золотарева)

2. Список участников

Фамилия,
Имя, Отчество

Г. р.

Опыт

Должность

Адрес и телефон

1

Зотов
Александр Юзефович

1969

4ГР, 5ГУ

руководитель, фотограф

пер. Обуха, 4-85,
тел.916-1749, sandy@medlux.ru

2

Иванов
Александр Валерьевич

1958

5ГУ

реммастер

г.Мытищи, ул. Институтская,
15а-27, тел. 583-9821

3

Матвеев
Алексей Алексеевич

1975

4ГУ

финансист

г.Жуковский, ул.Мясищева,
4а-48, тел. 8-926-566-3421

4

Трякин
Вячеслав Александрович

1958

5ГУ

участник

Химкинский б-р, 14-1-104,
тел. 497-4113

5

Фирсов
Александр Витальевич

1979

3ГУ

медик

Алтуфьевское ш., 12-284
тел.903-4427, padla@hotmail.ru

6

Щепанюк
Тадеуш Сигизмундович

1956

5ГУ

хронометрист

г.Протвино, ул.Ленина,
13а-59, тел. 8-916-641-8158

7

Ярыкин
Павел Николаевич

1981

4ГУ, 1ГР

снаряженец, завхоз

ДС МГУ, Б-707, тел. 926-230-4274, yarykin@hotbox.ru

3. График маршрута

Дата

Участки маршрута

l, км

hmax, м

hноч, м

 

27.07

отъезд из Москвы

-

-

-

 

28.07

поезд Москва-Бишкек

-

-

-

 

29.07

поезд Москва-Бишкек

-

-

-

 

30.07

поезд Москва-Бишкек

-

-

-

 

31.07

Бишкек - база Достук Треккинг у пос. Тамга на Иссык-Куле - выезд в направлении Акшийрака и возвращение на базу из-за поломки машины

-

-

1610

1

01.08

м/н - машина до конца грейдера на правой морене ледника Борду Южный (3910м) - подъем к стоянкам на морене

3

4050

4050

2

02.08

м/н - радиальный выход с частью вещей под перевал Борду Южный

5

4240

4050

3

03.08

м/н - перевал Борду Южный (2А*) - верховья пятого правого притока ледника Карасай Северный

3,5

4490

4410

4

04.08

м/н - ледник Карасай Северный напротив впадения третьего правого притока

6

4410

3980

5

05.08

м/н - перевал Карасай Северный (2А) - юго-западная ветвь ледника Петрова

7,5

4580

4440

6

06.08

м/н - перевал Клешня (1Б) - юго-западная ветвь ледника Петрова

5

4620

4580

7

07.08

м/н - перевал Петрова (1Б) (4360м) - ледник Джамансу - морена под перевалом Джамансу Центральный

9

4580

4100

8

08.08

м/н - радиальный выход с заброской под перевал Осыпной на ледник Джамансу (4350м) - цирк перевалов Джамансу Южный и Днепропетровский

14

4550

4550

9

09.08

м/н - радиальный выход через перевал Джамансу Южный (4790м) на пик Айгюль (5100) (п/п, 2Б) - цирк перевалов Дружба и Джамансу Восточный

4

5032

4570

10

10.08

м/н - радиальный выход на перевал Дружба (как 1Б) - перевал Джамансу Восточный (п/п, 2А) (4580м) - ледник Калесника - слияние рек Калесника и Джамансу

7,5

4660

3560

11

11.08

дневка

-

3560

3560

12

12.08

м/н - озеро у ледника Солнечный - ледник Солнечный - перевал Золотарева

8,5

4685

4685

13

13.08

м/н - радиальный выход на пик Орой (5150) (2Б*, п/п)

3,5

5033

4685

14

14.08

м/н - ледник Солнечный - перевал Осыпной (1Б) (4470м) - верховья северной ветви ледника Джамансу

4

4685

4540

15

15.08

м/н - перевал Казахстан (3А) - ледник Орой - река Орой - река Безымянная – ручей со снежника на сыртах в районе реки Сарытор

12

4730

3700

16

16.08

м/н - река Сарытор - река Сарычат - река Котор - нунатак у слияния западной и восточной ветвей ледника Колпаковского

9,5

3810

3810

17

17.08

м/н - верховья ледника Колпаковского у перевала Ульяновцев

12

4545

4545

18

18.08

м/н - перевал Ульяновцев (3А) - ледник Айлама

1,5

4560

3920

19

19.08

м/н - перевал Электриков (2А) - ледник Карабаткак - домик гляциологов на озере у языка ледника

7

4110

3270

20

20.08

м/н - река Карабаткак - река Чон-Кызыл-Су - горячие источники Джилысу

13,5

3270

2310

21

21.08

отдых на горячих источниках

-

2310

2310

22

22.08

отдых на горячих источниках с радиальным выходом на северный гребень долины реки Джилысу

3

2845

2310

 

23.08

м/н - машиной на Иссык-Куль

-

2310

1610

 

24.08

отдых на Иссык-Куле

-

1610

1610

 

25.08

отдых на Иссык-Куле

-

1610

1610

 

26.08

поезд Бишкек-Москва

-

-

-

 

27.08

поезд Бишкек-Москва

-

-

-

 

28.08

поезд Бишкек-Москва

-

-

-

 

29.08

прибытие в Москву

-

-

-

Итого (с коэффициентом 1.2 и без учета участков, пройденных дважды)

152

5033

4685

4. Политическая и финансовая ситуация

В 2004 году внутренняя обстановка в Киргизии была вполне благоприятная. Проблемы с местным населением на Терскее отсутствовали, а на Акшийраке мы вообще никого не встретили. Традиционные для Азии проблемы с органами правопорядка были в пределах нормы. Неприятным сюрпризом было вымогание денег милицией в поезде Бишкек-Москва за провоз пустых газовых баллонов.

Билеты в плацкартный вагон на поезд Москва-Бишкек стоили 2200р. Обратных билетов в Москве как всегда практически не было. Поэтому их пришлось заказывать через киргизскую турфирму, и они обошлись по 2700р. Билеты на самолет очень сильно подорожали, и их стоимость во всех авиакомпаниях превышала 200$ в один конец. В аэропорту Бишкека дополнительный расход - местный сбор в размере 10$ с человека.

Единственной валютой в обращении является киргизский сом. На момент поездки 1$ был равен примерно 42 сомам или 29 рублям. Выгоднее везти с собой доллары, но только новыми купюрами достоинством 20$ и более (многие обменные пункты вообще принимают только стодолларовые купюры). Обмен долларов на сомы лучше производить в Бишкеке (в обменных пунктах или через турфирмы). В Караколе обменные пункты есть, но вот уже в мелких городках типа Покровки обменять доллары не получится.

Временную регистрацию в Киргизии мы оформили через фирму “Достук Треккинг” (E-Mail: dostuck@saimanet.kg). Бумажка на одного человека стоит 4$ (в принципе ее можно получить дешевле и в о/м по прибытии в Бишкек) и является обязательной для минимизации проблем с милицией. Для проезда через погранзаставу Карасай мы оформляли через “Достук” погранпропуска по 10$ с человека, но так как мы вынуждено заезжали на Акшийрак по другой дороге, то пропуска нам не понадобились.

Для заезда в район мы воспользовались услугами “Достук”. Выезжали от источников Джилысу в Каракол (с заездом на Иссык-Куль и размещением там на территории частного фермерского хозяйства) мы с помощью фирмы “Неофит” (E-Mail: neofit@issyk-kul.kg), так как ее база располагалась в Караколе. С обеими фирмами мы имели дело и раньше, впечатления хорошие и их услугами вполне можно пользоваться. Стоимость транспортных услуг в Киргизии у разных фирм примерно одинаковая и рассчитывается исходя из километража “туда+обратно” и типа заказываемой машины. На популярные маршруты типа Бишкек - Каракол есть скидка. Обратно из Каракола в Бишкек мы доехали на рейсовом автобусе за символическую сумму в 70 сом с человека. Однако такой вариант хорошо подходит только для возвращения из похода налегке - с загрузкой большого количества рюкзаков и коробок могут быть проблемы.

Цены на продукты в Киргизии очень скромные. На питание по дороге из Бишкека в горы у нас ушло 49 сом с человека, на еду, приготовленную в коше на источниках Джилысу, - 127 сом, на закупку продуктов на рынке в Покровке для питания в течение 2 дней на Иссык-Куле - 136 сом с человека. Стоимость продуктов при покупке их у киргизов в кошах была следующая: хлеб 50 сом/лепешка, молоко 7 сом/литр, сметана 50 сом литр. Разумеется, все эти цены договорные и приведены только в качестве ориентира при переговорах с местными жителями. Манты из барашка, приготовленные на источниках специально для нас и доставленные к нам в лагерь вместе с самоваром с чаем и бутылкой водки (от которой нам не удалось отказаться ), стоили 500 сом с группы. Для покупки еды на источниках Джилысу мы всячески рекомендуем кош на левом берегу реки Чон-Кызыл-Су в нескольких сотнях метров ниже источников (главу семьи зовут Алмаз) - еда вкусная и люди доброжелательные и отзывчивые.

Расходы в Москве на продукты, газ и аптечку (которая покупалась практически с нуля) составили 125$ с человека. Транспортные расходы составили 215$ с человека (включая билеты в плацкартный вагон туда-обратно). Общая стоимость похода получилась около 350$.

5. Транспортные возможности района

Хребет Акшийрак находится к югу от хребта Терскей-Алатау, и попасть туда на машине можно только по дороге через перевал Барскаун, которая ответвляется от трассы Рыбачий - Каракол на южном берегу Иссык-Куля в поселке Барскаун. После перевала дорога разветвляется. Одна дорога ведет к золотодобывающему комбинату Кумтор в районе бывшей метеостанции у языка ледника Петрова. Вторая дорога пересекает хребет Джетимбель через перевал Суек, проходит через погранзаставу Карасай и затем ведет вдоль южных склонов Акшийрака в поселок Учкошкон. Мы собирались заехать на Акшийрак по второй дороге в район реки Каинды, но получилось все не так, как мы планировали.

На автобусе турфирмы Достук Треккинг мы доехали из Бишкека до палаточного лагеря Достука на южном берегу Иссык-Куля рядом с поселком Тамга (42.17304°N, 77.46434°E). Место очень приятное - песчаная коса с огороженной территорией, замечательное купание. Там мы пересели на “вахтовку” и поехали в направлении Акшийрака. Однако уже через пару десятков километров машина заглохла (проблемы с карбюратором, не “тянула” в гору) и в итоге пришлось разворачиваться назад и возвращаться на Иссык-Куль. В этой ситуации фирма Достук Треккинг проявила себя с хорошей стороны - бесплатно накормила ужином и разместила в лагере, а также заказала за свои деньги частную машину-КАМАЗ в Караколе.

Утром следующего дня мы доехали на автобусе Достука до поворота на перевал Барскаун (42.18092°N, 77.56414°E) и пересели там в КАМАЗ. От водителя мы узнали, что после недели паводков смыло единственный мост через реку Карасай, а так как при попытке переехать реку вброд одна машина уже утонула, то водитель заранее отказался пытаться это сделать. В итоге мы приняли решение ехать до комбината Кумтор, а дальше действовать по обстоятельствам.

Дорога на Кумтор очень хорошая и хотя она имеет покрытие из щебенки, но поддерживается в идеальном состоянии и ровнее, чем асфальтовая трасса по южному берегу Иссык-Куля. В районе поворота реки Барскаун на запад на дороге находится природоохранный пост (41.92730°N, 77.64483°E), через который нас без проблем пропустили, когда мы им сообщили, что мы спортивная туристская группа, заезжающая через фирму Достук Треккинг. На развилке (41.83712°N, 77.75771°E), от которой уходит дорога на Карасай, видно, что эта дорога находится в плохом состоянии и мало используется, но проехать по ней можно.

Приехав к КПП комбината Кумтор (41.89121°N, 78.13210°E), мы вступили в переговоры с охраной. Несмотря на доброжелательное отношение, в проезде по краю территории комбината в долину реки Сарычат нам было отказано. Но зато нам сообщили, что в районе последней опоры ЛЭП у дороги на Кумтор отходит небольшая дорога, которая по мосту пересекает реку Кумтор и уходит на юг.

По этой дороге мы доехали до реки Борду Южная. Оттуда малозаметная колея уходила дальше на юг, а основная дорога поворачивала вверх по долине. Ехать дальше на юг мы побоялись, так как вероятность переправиться на машине вброд через Карасай была минимальная, а идти вверх пешком со всем грузом по долине реки Карасай было бы неоптимальным. Таким образом, мы заехали по основной дороге высоко вверх по правобережной морене ледника Борду Южный (41.81090°N, 78.14394°E), откуда и начали свой поход. Пройдя наш маршрут на Акшийраке, мы пересекли главный хребет Терскея через перевал Ульяновцев и спустились к горячим источникам Джилысу (42.22103°N, 78.17041°E). Оттуда мы уехали на двух УАЗиках, заранее заказанных через фирму Неофит. Приехав в Покровку, мы купили продукты на рынке (42.33994°N, 77.99928°E) и уехали в частное фермерское хозяйство на Иссык-Куле (42.38933°N, 77.89689°E), откуда через два дня Неофит отвез нас в Каракол. Из Каракола мы уехали на рейсовом автобусе с автовокзала (42.22103°N, 78.17041°E), автобусы уходят с вокзала каждый час и находятся в пути около 10 часов.

6. Техническое описание

Везде, где это не оговаривается специально, понятия “правый”, “левый” даются в орографическом смысле, под “ходовым временем” понимается чистое ходовое время (за вычетом времени на привалы и разведки). Время прихода на привал замерялось по часам хронометриста или руководителя, но вообще мы обычно не сильно растягивались и все ходили в одном темпе.

Все основные веревки в группе - стандартные 50м, кроме этого иногда в качестве перил (там, где требовалось только придержаться за веревку) использовался 70-метровый репшнур, что в описаниях везде оговорено. Высоты приведены по GPS (средняя точность около 10м и не хуже 30м) для тех объектов, на которых мы были, и топографической километровке для остальных объектов. Высоты по карте хорошо совпадают с истинными высотами по GPS для перевалов и вершин (за исключением пика 5100), но заметно завышены для ледников (вероятно, из-за их таяния в течение 35 лет с момента составления карты). Координаты перевалов и вершин измерены по GPS с точностью 4-12 метров и соответствуют наиболее низким или наиболее удобным точкам прохождения седловин или местам расположения туров. К компьютерной версии отчета приложен полный GPS-трек похода, записанный в режиме сохранения координат через каждые 20м.

Первая часть похода у нас полностью отличалась от заявленной из-за того, что смыло мост через реку Карасай, и стало невозможным проехать в долину реки Каинды, где планировалось начать маршрут. В итоге вместо перевалов Южный (2А), Днепропетровский (2Б), Разведочный (1А), Калесника (3А), Плечо пика 5125 (2Б-3А, п/п) и Курга-Тепчи Левый (2Б) для выхода на запланированную нитку маршрута пришлось пройти перевалы Борду Южный (2А*), Карасай Северный (2А), Клешня (1Б*) и Петрова (1Б). Дальнейший маршрут был пройден полностью и без изменений за исключением перевала Тренировочный (1Б), который оказалось проще обойти низом.

6.1 Перевал Борду Южный (2А*)

Категория трудности: 2Б
Высота: 4490 м
Характер: Ледовый

Расположен: к северо-востоку от вершины 4713 в гребне между ледником Борду Южный и вторым снизу правым притоком ледника Карасай Северный (южная седловины в гребне между этими ледниками).
Прохождение: 3 августа 2004 года с ледника Борду Южный на ледник Карасай Северный.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры, желателен ледобур-самосброс.

Перевал Борду Южный был у нас первым из серии незапланированных перевалов, которые нам пришлось пройти, чтобы выйти на основную нитку маршрута (это произошло из-за того, что у нас не получилось заехать к началу намеченного маршрута, так как паводком смыло единственный мост через Карасай).

Выехав из лагеря Достук Треккинг на Иссык-Куле в 715 после безуспешных переговоров с охраной золотодобывающего комбината Кумтор, мы повернули на юг на грунтовую дорогу, которая пересекла по небольшому мосту реку Кумтор и по неглубокому автомобильному броду речку Борду Северная и затем повернула вверх по долине реки Борду Южная вдоль ее правого борта. От этой дороги отходила малозаметная колея в сторону перевала Акбель, но мы не рискнули по ней ехать, так как была вероятность не переехать на машине через Карасай в его среднем течении, а выбираться оттуда пешком в центральную часть Акшийрака было бы гораздо дальше, чем из района ледника Борду.

В долине грунтовка перешла в грейдер (крутой и неровный, но вполне проходимый для нашего КАМАЗа), идущий по морене, а река Борду Южная осталась далеко внизу (фото 4). По грейдеру мы доехали до его окончания до высоты 3910м (41.81090°N, 78.14394°E), заехав заметно выше языка ледника. Очевидно, грейдер планируется прокладывать и дальше, что с одной стороны сделает подъезд под перевалы ледника Борду Южный еще более удобным, но с другой стороны грейдер может прокладываться к будущим районам добычи золота и тогда весь ледник станет закрытым для туристов, как сейчас закрыты ледник Лысый и западная часть ледника Петрова.

Выгрузившись из машины в 1130, мы устроились на обед в кармане морены. Ветрено и холодно. В принципе на разворотной площадке в конце грейдера вполне можно было поставить палатки, но место неуютное и открытое всем ветрам, а время еще есть, поэтому мы решили немного пройти вверх по морене. Пообедали (привезенный на машине арбуз доесть не удалось :) ). С трудом загрузили в рюкзаки снаряжение и еду на все три недели похода (из-за вынужденного изменения нитки маршрута вместо акклиматизационного кольца с заносом заброски получился линейный маршрут в лучших традициях классического туризма :) ). Вышли в 13-30 по гребню правобережной морены. На гребне малозаметная тропа и видны местами маркеры будущей дороги. Всего сделали три перехода и за 1час 10мин прошли 1350м, набрав 150 метров по высоте.

Шли не спеша и не напрягаясь, правда, сильно растянулись и в итоге первые участники проскочили пару сотен метров мимо оптимального места для лагеря - широкой площадки в кармане морены напротив кулуара в борту долины с маленьким водопадом, уходящим в осыпь (вода в проточной луже на площадке). Из-за этого встали в менее удачном месте - площадки под прикрытием скалы ниже небольшого сброса (~10м) в кармане морены были хорошие (фото 5), но вода отсутствовала, и за ней приходилось ходить либо назад на вышеупомянутые площадки, либо по склону морены к леднику, который был далеко внизу. Наше место ночевки (41.80222°N 78.15526°E, высота 4050м) - последнее подходящее на морене, поскольку площадки выше сброса продуваются ветром, а дальше карман сходит на нет, гребень же морены для установки палаток непригоден.

Скромно поужинали, после чего пришло ощущение, что за сегодняшний день мы набрали от Иссык-Куля 2450м по высоте (конечно, можно было выгрузиться из машины перед началом грейдера на несколько сот метров ниже, но тащить потом тяжелые рюкзаки там, где их можно довезти на машине, совершенно не хотелось). Поэтому следующий день было решено посвятить активной акклиматизации в виде заноса груза под перевал челноком.

Утром 2 августа шел мокрый снег, поэтому намеченный на 6 утра подъем отложили до окончания снегопада, встали относительно поздно и вышли из лагеря в 950, положив в рюкзаки примерно половину общего снаряжения и продуктов. За 20 минут дошли до места, где гребень морены постепенно превращается в осыпной склон, уходящий налево по ходу, и косым траверсом склона спустились на ледник. Выход на тело ледника простой и кошек не требует.

Ледник Борду Южный состоит из трех камер. Слабовыраженная южная камера имеет две непройденные седловины: на параллельный узкий ледничок, выводящий в туже долину (ориентировочно 2А, самостоятельного значения не имеет) и на ледник Казан в следующей к югу долине (ориентировочно 2Б). Юго-восточная и восточная камера разделены скальным отрогом. В юго-восточной камере находятся перевалы Гляциологов и Борду Южный (в классификаторе - как один перевал категории 2А), ведущие на ледник Карасай Северный, а также непройденная седловина на ледник Казан (ориентировочно 2Б). В восточной камере есть непройденные седловины (обе ориентировочно 2А) на ледники Борду Северный и Карасай Северный. Ледник Борду Южный пологий и спокойный, ниже разделяющего отрога открытый, трещин мало.

По леднику за два перехода вышли в его юго-восточную камеру. Мы держали курс на скальную вершину, разделяющую перевалы Гляциологов и Борду Южный (поскольку еще не решили, какой перевал оптимальнее для прохождения). Перед скальным зубом на конце разделяющего отрога отклонились от траектории вправо, чтобы обойти зону больших мульд, тянущихся от скального зуба параллельно небольшой срединной морене. После входа в юго-восточную камеру ледника начинается плавный набор высоты, и ледник становится закрытым. Поскольку старый снег уже немного раскис, а свежий снег, выпавший ночью, хорошо скрывал трещины (пусть и небольшие и редкие), мы на всякий случай продолжили движение в связках и еще за два перехода к 12-40 подошли под перевалы (41.78751°N, 78.17461°E, высота 4240м).

Перевал Гляциологов вблизи выглядел пусть не сложнее, но неприятнее перевала Борду Южный. Возможные пути подъема на него вели или по камне- и лавиноопасному снежно-осыпному кулуару по центру, либо по осыпному склону справа (орогр.) с последующим траверсом на седловину по ледовому склону над сбросами, который бы пришлось весь провешивать веревками. Поэтому мы решили, что на следующий день для прохождения мы выберем перевал Борду Южный, оставили в 120-литровых пластиковых пакетах весь груз и пошли вниз. Добежали налегке за 50 минут с одним привалом (на “развязывание”).

После обеда, чтобы не напрягаться в начале похода и остаться на комфортных ночевках на морене, никуда не пошли и устроили полудневку.

Утром 3 августа встали рано, быстро позавтракали, собрали лагерь и вышли уже в 6-00. За два перехода по смерзшемуся фирну быстро (за 35 минут) дошли до оставленных накануне вещей со второй частью груза (сказались и начавшаяся акклиматизация и ранний выход). Перераспределили вещи (исходя из того, что может понадобиться на первом подъеме на перевал) и в 7-00 опять примерно с половиной вещей вышли в направлении седловины перевала.

Перевальный взлет Борду Южного с запада представляет собой умерено крутой снежно-ледовый склон, подрезанный снизу бергшрундом. С севера седловина ограничена некрутым скальным гребнем, а с юга - ледовым куполом вершины 4713. В правой (орогр.) части бергшрунд надежно перекрыт большими лавинными выносами, однако снега на перевале еще много, а падение камней со скального гребня могло спровоцировать повторный сход лавин, поэтому мы предпочли подъем по центру.

Обойдя лавинные выносы, в кошках за один 40-минутный переход подошли под бергшрунд (крутизна склона плавно увеличивалась до 25°). Бергшрунд был шириной около двух метров и перекрыт ненадежными снежными мостами (большая часть которых потом в процессе прохождения бергшрунда вверх-вниз-вверх провалилась). Мы организовали первую станцию под бергшрундом и начали провешивание веревок. Крутизна склона после бергшрунда постепенно уменьшается с 45° до 30°, на склоне слой фирна со льдом под ним, лидер поднимался без рюкзака (еще чувствовалась недостаточная акклиматизация), станции делались на ледобурах. Всего до седловины было провешено 4.5 веревки (точнее, 3 веревки и 70м репшнур). В верхней части перевального взлета в принципе возможно движение без веревок, однако при наличии широкого бергшрунда внизу склона хотелось подстраховаться, кроме этого нам все равно предстоял спуск вниз за оставшейся частью груза. На седловину поднялись в 12-10. Высота 4490м, координаты 41.781870°N, 78.176930°E.

Седловина перевала представляет собой острый снежно-ледовый гребень, обрывающийся на восток метровым карнизом с бергшрундом прямо под ним. Оставлять вещи было совершенно негде, поэтому мы поднялись на небольшой скальный выход слева (к северу) от седловины (выпустив на всякий случай лидера на веревке) . Скальный выход - логичное место для тура, однако, ни тура, ни записки мы не нашли. Сразу за скальным выходом снежный гребень становится более широким (возможна установка 1-2 палаток). В этом месте мы из снежных блоков сложили загородку, за которой оставили первую часть нашего груза, после чего начали спуск назад за второй частью груза (веревки со склона, естественно, не снимали). Вернувшись в 13-40 к оставленной части вещей, пообедали. Погода солнечная и снег уже раскис, даже без рюкзаков проваливаемся по колено и глубже. В 15-50 вышли с оставшимся грузом, впервые за поход воспользовавшись снегоступами. Хотя двигаться с непривычки неудобно, но разница налицо - в них мы проваливаемся всего на несколько сантиметров даже с рюкзаками. Подошли под бергшрунд и начали по очереди подниматься по провешенным перилам.

Уже когда первые два человека были у вещей у скального выхода, погода стремительно испортилась, и начался штормовой ветер (предупреждение о возможности которого мы слышали в Бишкеке в день приезда). Скорость западного ветра составляла около 20 м/с, большая влажность, температура 5-10 градусов ниже нуля, видимость средняя. Вся одежда и вещи быстро покрылись сантиметровым слоем инея. С ног ветер еще не сбивал, однако ни упаковать вещи в рюкзаки, ни начать провешивание первой веревки через карниз на спуск возможности не было. Нам удалось над снежной загородкой с вещами растянуть тент и все подходившие с перил участники прятались под ним.

После того, как мы просидели под тентом в скрюченных позах около полутора часов, сила ветра немного уменьшилась. Устраивать холодную ночевку решительно не хотелось, поэтому в 20-30 мы приняли решение спускаться на восточную сторону перевала и начали упаковывать вторую часть вещей в рюкзаки и провешивать первую веревку.

Поскольку снежно-ледовый карниз был вдоль всей седловины, мы прорубили в нем щель ледорубом напротив места подъема по западному склону и закрепили веревку на ледобурах. После спуска всех участников веревка была сдернута с помощью ледобура-самосброса. Бергшрунд шириной около метра сразу под карнизом легко перепрыгивался, после него крутизна ледового склона быстро уменьшилась с 60° до 30° . Уже совсем темно, при свете фонариков вешаем на ледобурах вторую веревку (которая в нижней части пересекает полностью засыпанный второй бергшрунд), затем на всякий случай вешаем 70м репшнура (больше трещин не было, и он оказался не нужен) и затем отходим еще сотню метров на безопасное расстояние от склона и ставим лагерь на снегу (41.78034°N, 78.17741°E, высота 4410м). Уставшие, но довольные, ужинаем чаем и ложимся в 24-00.

Чтобы полностью восстановится после напряженного дня накануне, встали (дежурные) в 800 и собирались не спеша. Погода идеальная, на небе ни облачка. Хорошо видна седловина перевала . С восточной стороны перевальный взлет заметно короче и опытной группе, идущей здесь на подъем, можно обойтись одной веревкой, однако прохождение бергшрунда с нависающим над ним карнизом потребует определенных усилий. На восток открывается красивый вид на южный хребет Акшийрака .

Вышли в 11-50 вниз по леднику (пятый сверху правый приток ледника Карасай Северный). Снег уже начал раскисать, после первого перехода надели снегоступы. Ледник ровный и спокойный, закрытый, но трещины отсутствуют (или же просто не обнаруживаются под снегоступами). Цирк перевала Борду Южный отделен от цирка перевала Гляциологов длинным отрогом, заметно изгибающимся к северу. Те, кто совершает акклиматизационное кольцо через эти два перевала, в принципе могут перелезть отрог у его основания через снежную седловину (ориентировочно 1Б-2А), однако обойти отрог низом будет проще. Напротив окончания отрога в боковом хребте есть непройденная снежно-ледовая седловина (с нашей стороны ориентировочно 2А), ведущая на шестой боковой приток ледника Карасай Северный.

Идем по леднику по дуге влево-вниз, обходя сначала относительно крутой сброс высоты у левого борта (возможны трещины), а затем постепенно приближаясь к левому борту и поворачивая постепенно на север вмести с ним. Снега очень много, без снегоступов мы практически наверняка проваливались бы по пояс. За полчаса дошли до конца отрога, там крутизна склона увеличивается и ледник становится открытым. Косым траверсом без кошек перешли ветвь ледника, ведущую к перевалу Гляциологов , и в 13-00 вышли на левобережную морену.

Далее нам предстояло выйти на ледник Карасай Северный с минимальной потерей высоты. Спуск непосредственно вдоль “нашего” ледника (или по нему) выводил бы фактически к языку ледника Карасай Северный в мешанину грязных озер и моренных валов, поэтому мы начали спускаться косым траверсом влево, смирившись, впрочем, с тем, что большую часть высоты все равно придется потерять.

За два перехода вышли к языку ледника - четвертого притока справа ледника Карасай Северный. В верхнем цирке этого ледника находится непройденный перевал категории 2А-2Б, но, к сожалению, от нашего маршрута движения восточный перевальный взлет не был виден. Ледник очень сильно отступил и оторвался от тела ледника Карасай Северный. Язык ледника достаточно крутой, под ним находится мутное озеро. У озера есть места для лагеря, однако, воду лучше брать из ручья, текущего левее озера, там вода немного чище. Еще за один переход перешли ручей и начали спуск вдоль него. Из-за перегиба склона показался край ледника Карасай Северный, и мы в 14-30 остановились на обед, чтобы во время его приготовления просмотреть оптимальный путь выхода на ледник.

Выход на правый борт ледника Карасай Северный довольно неудобный и на большинстве участков представляет собой либо камни, свободно лежащие на льду, либо крутые камнеопасные ледовые склоны. Мы выбрали место чуть ниже выхода речки из-под тела ледника Карасай Северный в нескольких сотнях метрах от нунатака в районе впадения ледника-притока номер три. После обеда вышли в 16-30, за 20 минут спустились к речке (высота 3880м) и перебрались через нее в том месте, где она уходила под ледовый карниз (пришлось спрыгивать примерно с полутораметровой высоты, а рюкзаки передавать из рук в руки).

Ледник Карасай Северный в средней части открытый и представляет собой лабиринт огромных мульд и глубоких ледовых каньонов с ручьями в них. Ледник очень сильно стаял и высота по GPS на его поверхности почти на 100м ниже высоты по карте 35-летней давности. Первые полчаса мы двигались без кошек по небольшому моренному валу вдоль правого борта, который перекрывал основные провалы в леднике. Но затем из-под камней показался лед, и пришлось надевать кошки, уходить вправо по ходу и начинать распутывать “лабиринт”. Скорость передвижения небольшая, все время отклоняемся от прямой траектории и сбрасываем-набираем высоту по ледовым холмам и мульдам. На привалах выпускам вперед разведку налегке. Напротив впадения правого притока номер три в 18-50 нашли удобное место (почти ровный уступ в чаше мульды, хорошая защита от ветра, простой спуск к ручью внизу) и встали лагерем (41.79004°N, 78.22637°E, высота 3980м). С другой стороны виден левый приток номер четыре с непройденной седловиной на ледник Карасай Южный (ориентировочно 2А). Если проходить эту седловину, направляясь в верховья ледника Карасай Северный, то для минимизации потери высоты можно пройти в связке с этой седловиной через простой гребень на левый приток номер три . Вечером, пока не стемнело, разведали дальнейший путь вверх по леднику.

Расчет ходового времени (без учета заноса вещей “челноком”):
-подъем от конца грейдерной дороги до ночевок в кармане морены 1 час 10 мин
-подъем от ночевок до начала перевального взлета пер. Борду Южный 2 часа 35 мин
- подъем на седловину перевала 3 часа 00 мин
- спуск с перевального взлета 2 часа 20 мин
- выход на левобережную морену правого 5-го притока л. Карасай Северный 40 мин
- спуск по моренам и осыпям к леднику Карасай Северный 1 час 15 мин
- подъем по леднику Карасай Северный к месту впадения правого 3-го притока 1 час 10 мин
Всего: 12 часов

Перевал Борду Южный является удобным путем из долины реки Кумтор в низовья ледника Карасай Северный. Перевал имеет примерно одинаковую сложность при прохождении в обоих направлениях. По нашему мнению сложность перевала 2А, приведенная в классификаторе, несколько занижена. Хотя при его прохождении отсутствуют какие-то особенные технические трудности (может, за исключением прохождения бергшрундов), однако перевальные взлеты протяженные и потребовали (для безопасного прохождения при имевшейся снежной обстановке) провешивания 5 веревок, что на общем фоне перевалов Акшийрака ближе к 2Б. Поэтому мы предлагаем оценить категорию перевала в 2А*. При прохождении перевала следует учитывать лавинную опасность.

6.2 Перевал Карасай Северный (2А)

Категория трудности: 2А
Высота: 4580 м
Характер: снежно-ледово-скальный

Расположен: в отроге, разделяющем ледник Карасай Северный и ледник Петрова (самый южный из перевалов в этом отроге).
Прохождение: 5 августа 2004 года с ледника Карасай Северный на юго-западную ветвь ледника Петрова.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, расходная стропа, ледобуры, могут понадобиться скальные крючья.

Утром 5 августа встали пораньше и в 7-30 вышли из лагеря напротив правого третьего притока ледника Карасай Северный, продолжая движение вверх по леднику. Ледник по-прежнему представляет собой мешанину из ледовых холмов и мульд . Распутываем “лабиринт”, продвигаясь к верховьям ледника и постепенно смещаясь к левому борту . Почти за два часа чистого времени дошли до второго сверху правого притока ледника, который впадает в Карасай Северный эффектным ледопадом. Полностью перевал, ведущий с этого ледника на ледник Борду Южный, не виден, но ориентировочно его можно оценить как 2А с восточной стороны. Ледник Карасай Северный наконец-то стал у левого борта более спокойным в месте впадения левого притока номер два (периодически приходилось обходить разломы и промоины, но постоянные подъемы-спуски закончились). Слева по ходу виден простой перевал Давыдова (1Б), прямо - заходы под перевалы Летавета (1Б), Интернациональный и Эдельштейна (оба 2А). А мы продолжили двигаться вдоль левого борта ледника и за два перехода подошли к взлету, ведущему в верхний цирк перевала Карасай Северный.
Взлет относительно крутой (порядка 15-20°) и в месте перегиба ледник весь изрезан поперечными трещинами. Справа по ходу взлет более пологий, однако, там ледник закрытый и трещин не видно, кроме того, выше в цирке у левого борта находится небольшой ледопад. Поэтому мы пошли вдоль правого борта и к 1230 поднялись на верх взлета. Однако после перегиба трещины только увеличились в размере и количестве, а ледник стал закрытым, поэтому мы решили сделать большой перерыв и остановились на обед. В гребне левого борта видна седловина - перевал Молодых специалистов (2Б).
После обеда и небольшого пережидания непогоды в 16-00 начали в связках “распутывать” трещины. Общее направление движения - сначала к левому борту, а затем постепенно ближе к центру плато. Набор высоты незначительный, но ледник изрезан закрытыми трещинами во всех направлениях, которые продолжались прямо до скального гребня вдоль правого борта и уходили под крутые осыпи гребня. Слой снега был большой и надежно прятал трещины, но снежные мосты были ненадежными, поэтому лидер первой связки постоянно проваливался по колено или по пояс, а пропущенные им трещины “находили” остальные участники :).

После первого часа движения в связках число трещин стало заметно уменьшаться (но мы все равно на всякий случай продолжили движение в связках), а плато сделалось еще более пологим, и вдалеке показался перевал Карасай Северный. Седловина очень широкая (около километра), фактически верхний цирк без какого-либо перевального взлета или сужения ледника просто обрывается на ледник Петрова. В левой по ходу трети седловины небольшое возвышение с выходами камней, логичное место для тура.

За следующий час мы дошли в связках до седловины и (обнаружив явочным путем последнюю трещину прямо у камней) поднялись в 18-20 на скальный выход. В туре, как и ожидалось, нашли записку группы Первозванского из Новосибирска, отчет которой мы читали в Москве. Координаты 41.83149°N, 78.27887°E, высота 4580м. На скальном выходе мест под палатки нет, однако на самом плато можно стоять где угодно. Погода холодная, сильный ветер. На юг открывается замечательный вид на ледник Петрова и окружающие его хребты. Время было уже достаточно позднее, однако в случае усиления ветра среди ночи нам не хотелось, чтобы нас сдуло вниз, поэтому мы решили спуститься с перевала и заночевать на леднике Петрова (тем более, что до низу было относительно недалеко). В принципе спуск был возможен с участка седловины между скальными выходами и левым по ходу бортом ледника с прорубанием карниза и закреплением веревки на льду, однако нам хотелось разнообразия после аналогичного спуска с перевала Борду Южный, а лед был закрыт толстым слоем снега. Поэтому мы приняли решение спускаться по скалам.

В одном из выходов скал нашли скальный крюк, но он показался нам ненадежным, поэтому мы его выбили, а веревку закрепили на расходной петле на большом камне прямо рядом с туром. Первая веревка вела вниз сначала по фирну, а затем по скалам крутизной 50-70° и длиной около 30м (свободно лежащих камней мало, на подъем было бы лазание средней сложности) и заканчивалась на льду, присыпанном тонким слоем снега.

Второй веревки (закрепленной на ледобурах) по ледовому склону 30-40° как раз хватило через неширокий бергшрунд с ненадежными снежными мостами. На всякий случай повесили третью веревку на ледорубе (излишняя предосторожность, больше бергшрундов не было и мы ее сняли) и затем, связавшись расходной стропой :) (не хотелось обнаружить трещину на последних метрах) прошли еще сотню метров на безопасное расстояние от стены и встали лагерем на снегу в 20-30 (41.83304°N, 78.28093°E, 4440м). Чтобы не возиться со сдергиванием веревок в сумерках, оставили их до утра, а на следующий день во время приготовления завтрака дежурными двойка сходила наверх и сдернула обе веревки (на первой оставили расходную петлю, на второй воспользовались ледобуром-самосбросом).

Расчет ходового времени:
- подъем от правого 3-го притока л. Карасай Северный к взлету в цирк перевала 2 часа 45 мин
- подъем по взлету в верхний цирк 35 мин
- подъем по плато на седловину перевала 2 часа 00 мин
- спуск на ледник Петрова 1 час 50 мин
Всего: 7 часов

Перевал Карасай Северный является отличной 2А, которую можно рекомендовать для всех походов 3 к.с. и выше. Перевал имеет ярко выраженный асимметричный характер, но обе его стороны одинаково интересны. Подходы с запада требуют прохождения закрытого ледника с крайне непредсказуемыми и весьма широкими трещинами, а на восток перевал обрывается коротким (в 2 веревки), но впечатляющим крутым склоном. Прохождение восточного склона возможно как в районе выхода скал (может потребоваться скальное снаряжение), так и полностью по льду через снежно-ледовый карниз (осторожно, возможно падение участков карниза). В случае технических проблем в походе 3 к.с. при прохождении его с востока на запад, возможен выход в тот же западный цирк перевала через более простой перевал Двойной (также 2А).

6.3 Перевал Клешня (1Б*)

Категория трудности: 1Б*
Высота: 4620 м
Характер: ледово-снежный

Расположен: в боковом отроге, разделяющем юго-западную и юго-восточную ветви ледника Петрова.
Прохождение: 6 августа 2004 года с запада на восток.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, могут понабиться обвязки, основные веревки и ледобуры.

Утром 6 августа сняли веревки с перевала Карасай Северный, позавтракали и вышли в 10-10. Юго-западная ветвь ледника Петрова пологая, с отдельными большими мульдами, ледник закрытый, но без трещин. Чтобы пройти от перевала Карасай Северный к перевалу Клешня нужно обогнуть по дуге широкий снежно-ледовый отрог, ведущий от вершины 4916 (узловая вершина отрога между ледниками Веерообразный и Экспедиционный).

Во время первого перехода наст еще держит, но мы постепенно спускаемся ниже, а погода солнечная и мы начинаем проваливаться. Надели снегоступы и в них дошли до открытой части ледника чуть выше окончания отрога справа по ходу. Слева видны седловины перевалов Двойной, Эдельштейна и Интернациональный, все категории 2А. Сняли снегоступы, начали обход окончания отрога, появился снег, надели снегоступы. Пошли траверсом склона отрога, чтобы минимизировать потерю высоты, но путь пересекли лавинные выносы со склонов отрога и, чтобы не рисковать зря, отклонились влево-вниз в большую мульду (опять открытый лед, сняли снегоступы). Поднялись вправо-вверх по ходу из мульды (фактически это выход в верхний цирк перевала), ледовый склон некрутой и присыпан снегом, кошки не потребовались. На перегибе ледника есть открытые трещины.

В верхнем цирке опять глубокий снег, надели (в последний раз :) ) снегоступы. Под снегом, вероятно, есть небольшие трещины, однако при движении в снегоступах они определяются только погружением ноги в снег по щиколотку вместо традиционных нескольких сантиметров.

Седловина перевала находится между двумя вершинами в восточном краю цирка - скальной (северной) и снежно-ледовой (южной). На подходе к перевалу начинается зона огромных мульд, отклоняемся немного влево по ходу и у одной из них с замерзшим озерцом на дне мы в 13-35 останавливаемся на обед.

После обеда в 15-45 вышли в направлении перевала. Чтобы не идти вверх-вниз через мульды, решили обогнуть их по осыпному склону северной вершины. Однако это оказалось неоптимальным - средняя и крупная осыпь “живая” и местами лежит на льду, траверс по ней отнял много сил. За 25 минут подошли под перевальный взлет.

Взлет представляет собой кулуар крутизной от 25° до 35-40° (в верхней части), дно кулуара и левый (орогр.) борт ледовые, а правый борт - скально-осыпной. Следов падения камней со скал над левым бортом не видно, однако в случае, если камень все-таки оттуда упадет, то быстро разгонится по льду, так что пребывание в кулуаре хочется по максимуму ограничить.

Мы поднялись по осыпи правее кулуара почти под скальные выходы (осторожно! возможно как самопроизвольное падение камней, так и сход камней из-под участников, обязательны каски и наблюдение за склоном). Здесь камни лежат уже на льду, поэтому мы надели (в достаточно неудобном месте) кошки и вышли на лед в кулуар. По центру кулуара мы поднялись (около150м) на передних зубьях на седловину перевала. Выполаживаний в кулуаре не было, однако можно было отдыхать на пятнах снега (видимо остатках лавины, которая содрала из кулуара весь снег), а в верхней части кулуара - придерживаясь за скалы правого борта (однако подниматься в кошках вдоль правого борта было неудобно - тонкий натечный лед). Один участник кошки сначала надевать не стал и поднялся по осыпи вдоль правого борта кулуара до его верхней части, но там все равно был вынужден надеть кошки в еще более неудобном месте (лед в верхней части кулуара подходит вплотную к скалам, а скалы слишком сложные, чтобы лезть по ним с тяжелым рюкзаком).

Выше кулуара начинается снежный склон (фактически гигантский наддув на скальной седловине), где можно уйти немного влево по ходу и спокойно собраться всей группой, что мы и сделали к 18-00. Сам перевал в нескольких метрах выше, но там дул сильный ветер. Тур на скальном гребне к северу от седловины не нашли (возможно, он был под снегом или разрушился), сложили свой. Координаты 41.85015°N, 78.31408°E, высота 4620м. Палатки на седловине устанавливать не имеет смысла, так как спуск на восток совсем простой.

Отдохнув, мы прошли влево-вверх по ходу 10 метров на “геометрическую” седловину. Это единственное место, где на восток нет снежного карниза. За 10 минут сбежали по некрутому (менее 20°) снежному склону и встали лагерем в верхнем цирке в 18-25 (41.84963°N, 78.31682°E, 4580м). Ночью и утром, несмотря на закрытый со всех сторон цирк, дул ветер переменного направления, треснула одна дуга у большой палатки (без последствий) и безвозвратно унесло один чехол на рюкзак. Утром у всех участников болела голова, вероятно из-за того, что это была одна из самых высоких ночевок в походе, а акклиматизация еще была неполной.

Расчет ходового времени:
- спуск от ночевки под пер. Карасай Северный до поворота в цирк пер. Клешня 40 мин
- подъем по леднику под перевальный взлет 1 час 55 мин
- подъем по осыпи и ледовому кулуару на седловину перевала 1 час 10 мин
- спуск на юго-восточную ветвь ледника Петрова 10 мин
Всего: 4 часа

Перевал Клешня является классической 1Б* - слишком сложной для средних групп, совершающих походы 2 к.с., но не дотягивающей до полноценной 2А. Перевал может быть рекомендован как короткий путь при путешествии по южным ветвям ледника Петрова, при выходе на перевалы северо-восточной ветви ледника проще обойти отрог низом. Перевал односторонний, определяющей является западная сторона. Мы поднялись на перевал “на личной технике”, однако группам, совершающим походы 3-4 к.с. можно порекомендовать повесить на льду пару веревок, а уж на спуске по западной стороне без веревок точно не обойтись. В снежные годы возможен сход лавин с левого борта кулуара.

6.4 Перевал Петрова (1Б)

Категория трудности: 1Б
Высота: 4360 м
Характер: переметный ледник

Расположен: в хребте между ледниками Петрова и Джамансу к северу от вершины 4690.
Прохождение: 7 августа 2004 года с ледника Петрова на ледник Джамансу.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, обвязки и основные веревки (для организации связок).

Утром 7 августа дежурные встали в 5-15, но из-за холодной и очень ветреной погоды сборы шли не очень быстро и мы вышли в 8-20. Однако благодаря пасмурной погоде было еще холодно и наст, обработанный ветром и ночным морозом, хорошо держал. Юго-западная ветвь ледника Петрова пологая, в верхней части закрытая, трещин или нет, или они надежно перекрыты снежными мостами. Мы прошли примерно на равном расстоянии от бортов ледника, постепенно поворачивая вместе с ледником налево по ходу. Справа видна непройденная ледовая седловина на западную ветвь ледника Веерообразный (ориентировочно 2Б) а немного дальше - перевал Петрова Южный (название первопроходцев, в классификаторе присутствует под двумя названиями - Первоцелинников и Мукаша Салукунова, оба 2Б). После поворота из-за отрога становятся виден перевал Шукшина (2А) - широкий скально-осыпной кулуар (с востока он представляет собой несложный снежно-ледовый склон). На юге видна непройденная седловина на восточную ветвь ледника Веерообразный (ориентировочно 2Б).

После того, как ледник поворачивает на север, под снегом начинают обнаруживаться трещины, но они небольшие и хлопот не доставляют. Постепенно ледник становится открытым, на нем теперь уже хорошо видны трещины, но все они достаточно узкие, чтобы в них можно было провалиться с рюкзаком. Впереди видна северная ветвь ледника Петрова с перевалами Сарытор Восточный, Сарытор Центральный, Рериха (все 2А) и Сарытор Западный (2Б) . Смещаемся к правому борту и выходим (за три перехода от места ночевки) к разрыву в гребне - перевалу Петрова.

Перевал представляет собой глубокое и широкое понижение в гребне, которое менее чем на сотню метров выше уровня ледников Петрова и Джамансу. Если идти по центру седловины (т.е. подниматься ровно на восток), то взлет очень пологий, но нам не хотелось делать крюк, и мы поднялись напрямик по ледовому 15° склону в кошках за 15 минут.

После подъема на локальный взлет начинается длинный и очень широкий (почти километр) “коридор” сквозь хребет с очень небольшим набором высоты. Слева по ходу он ограничен осыпным склоном с большим ледовым желобом вдоль него, справа - умерено крутыми ледовыми склонами вершины 4890. Впереди уже видна панорама ледника Джамансу. На седловине много закрытых поперечных трещин, которые довольно хорошо видны по иному цвету снега над ними. Тем не менее, трещины были широкие, и мы связались.

Это оказалось правильным решением - в точке, которую примерно можно считать геометрической седловиной перевала, Саша Фирсов, шедший последним в первой связке, провалился в трещину: при прыжке под ним обвалился карниз на краю трещины. Саша почти сразу заклинился в трещине рюкзаком, и мы его тут же без проблем вытащили, так что единственными последствиями падения были промоченные ноги - в трещине текла небольшая речка.

Координаты этой точки - 41.88637°N, 78.34356°E, высота 4360м, однако с тем же успехом седловиной можно считать любую точку в сотне метров от нее - плато перевала очень пологое. Тур сложить негде, теоретически его можно организовать на осыпи в нескольких сотнях метрах к северу, однако мы сомневаемся, что какой-нибудь из групп, шедших перевал до нас, было бы не лень это сделать :).

Чтобы дать возможность Саше переодеться и согреться, мы быстро спустились с западного перевального взлета (30м снежного склона крутизной около 25°), вышли на пологую часть ледника и уже через 20 минут после начала движения встали на досрочный обед в 11-45.

За обедом настала пора принятия окончательных решений по поводу наших дальнейших действий. К этому моменту мы уже практически вышли к нитке маршрута, запланированной в Москве, но из-за вынужденного начала маршрута на западе района, а не на юге, и прохождения четырех “лишних” перевалов мы сильно выбились из графика и требовалось урезать список запланированных вершин и перевалов. Первым кандидатом на вычеркивание, как это и не было печально, стало восхождение на пик 5125 с первопрохождением перевала в его плече и последующим прохождением перевала Курга-Тепчи Левый (2Б). Перед самым отъездом мы получили письмо из Перми, в котором сообщалось, что в прошлом году связка-двойка в рамках похода 6 к.с. поднялась на вершину радиально по нашему маршруту и оценила его как 4Б. Идти в режиме первопрохождения такой маршрут до дневки и после физически утомительного линейного участка в рамках похода 5 к.с. было бы рискованно. Отменять более простое первопрохождение на пик 5100 через перевал Джамансу Южный (2Б) не хотелось. После первопрохождения можно было бы идти по основному варианту перевалы Днепропетровский (2Б), Разведочный (1А) и Калесника (3А), а можно было бы идти через запасной вариант - первопрохождение седловины (предположительно 2А) к западу от перевала Дружба. На любой из вариантов у нас было 2 дня времени, пройти за 2 дня 2Б+1А+3А можно было бы только при самом удачном раскладе, поэтому мы выбрали второй вариант. Правда, как потом оказалось, погода за все время нашего пребывания на Акшийраке стояла отличная, а ходили мы быстро, так что мы бы вполне успели и первый вариант, если бы могли знать, что все так удачно сложится...

Таким образом, мы приняли решение (урезая и перераспределяя вторую часть маршрута) оставить заброску под перевалом Осыпной, а затем идти радиально на пик 5100, выходить через непройденную седловину на ледник Калесника, а дальше идти уже в строгом соответствии с исходным планом.

Поскольку под перевалом Петрова ледник имеет крутизну 3-5°, изрезан ручейками с водой и неудобен для ночевки, мы после обеда вышли в 13-55 налево-вниз к морене у перевала Джамансу Центральный (2А). За один переход дошли до морены. Морена довольно “тощая”, но после некоторых поисков мы нашли потенциальные места под палатки и в 14-50 встали лагерем (41.90525°N, 78.35411°E, 4100м). Ледник под перевалом Джамансу Центральный очень сильно отступил и фактически оторвался от ледника Джамансу. Сам перевал теперь представляет собой неприятный камнеопасный кулуар.

Оставшуюся часть дня отдыхали, устроив полудневку.

Расчет ходового времени:
- спуск от ночевок под перевалом Клешня до начала подъема на перевал 1 час 20 мин
- прохождение перевала 50 мин
- спуск до ночевок на морене под перевалом Джамансу Центральный 30 мин
Всего: 2.5 часа

Перевал Петрова фактически является переметным ледником и мог бы вообще считаться скотопрогонным, если бы не закрытый ледник на седловине, который требует связок и аккуратного прохождения и повышает категорию до 1Б. Перевал представляет собой простейший путь из западной в восточную часть Акшийрака. Следует помнить, что перевал и находящаяся к востоку от него долина реки Джамансу являются естественным путем движения западных воздушных масс, поэтому в эти места стягивает всю непогоду.

6.5 Перевал Джамансу Южный + пик Айгюль / 5100 (2Б, в режиме п/п)

Категория трудности: 2Б
Высота: 5030 м
Характер: Ледово-скальный

Расположен: на стыке ледников Южный, Джамансу и Геологов (между перевалами Джамансу Южный и Днепропетровский).
Прохождение: 9 августа 2004 года радиально с ледника Джамансу через перевал Джамансу Южный.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры, может понадобиться расходная петля.

Утром 8 августа дежурные встали в 5-20, все быстро перекусили и вышли в 6-30 со сформированной накануне заброской в направлении перевала Осыпной. Центральная часть ледника Джамансу открытая, без трещин и усеяна большим количеством средних и мелких камней. Северная ветвь ледника отделена от центральной мощной мореной, которая начинается от отрога вершины 4727 к югу от перевала Джамансу Центральный (напротив которого у нас был расположен лагерь) и затем усиливается второй полосой из камней с отрога вершины, расположенной к северу от перевала. Морена отделена от центральной части ледника глубокой ледовой “канавой” с ручьем. Мы прошли вдоль морены до отрога, ограничивающего с запада северную ветвь ледника, после чего через пару сотен метров переправились по большому камню через ручей и перебрались через морену. Морена состоит из нескольких валов, камни плохо слежавшиеся. Перед выходом на северную ветвь ледника следует уйти ближе к центру ледника, чтобы обойти крутой язык ледника.

Северная ветвь ледника Джамансу в нижнем течении некрутая, спокойная и без трещин. Однако уже на первом перегибе начинается зона трещин. Ледник, вопреки описаниям, здесь еще открытый, поэтому все трещины хорошо видны. Следующий слабовыраженный взлет находится напротив перевала Осыпной. Там трещины еще больше и уходят под боковые осыпи. Выше прямо по центру ледника локальный впечатляющий ледопад, который сейчас тоже открыт. Вполне понятны приключения групп, которые шли по центру ледника в те годы, когда он был закрыт - сейчас хорошо видно, что при движении в верхний цирк нельзя идти по центру, а можно только вдоль краев ледника (да и то это непросто, в чем мы убедились впоследствии, когда подходили к перевалу Казахстан).

За полтора часа фактически без привалов мы поднялись к правому (орогр.) кулуару с перевала Осыпной и спрятали там заброску в крупной осыпи (41.93536°N, 78.35333°E, 4350м), после чего за час быстро добежали налегке назад до лагеря.

После возвращения позавтракали по-настоящему :) и вышли в 11-35 в направлении перевала Джамансу Южный. Рюкзаки стали заметно легче, ледник открытый и пологий, идем за разговорами не спеша. За час (чистого времени) поравнялись с приподнятым плато, с которого на ледник Калесника ведет перевал Дружба (2А). Здесь ледник стал закрытым и через 10 минут снег был уже настолько глубоким, что пришлось останавливаться, чтобы надеть снегоступы. После этого еще два перехода шли в снегоступах, маневрируя между большими мульдами и слабо выраженными разломами, постепенно набирая высоту. Ясно, солнечные лучи отражаются от снега и очень жарко. На последнем переходе начинается подъем в верхний цирк перевалов Джамансу Южный и Днепропетровский. Повернув “за угол”, ставим в 1520 лагерь на снежно-ледовом склоне последней вершины в гребне, разделяющем цирки перевалов Днепропетровский и Дружба (в этом гребне есть две ледовые седловины, ориентировочно 3А, красивые, но, к сожалению, совершенно нелогичные). Склон пологий, покрыт примерно полуметровым слоем снега, на котором лежат отдельные камни, и изобилует трещинами среднего размера. Снег уже раскис, и трещины вполне прощупываются. Ставим лагерь чуть выше большого камня (41.86451°N, 78.38077°E, 4550м), с трудом выбрав места под палатки так, чтобы они не стояли на трещинах, были недалеко друг от друга и между ними и кухней на камне можно было безопасно ходить. Поужинав, перед восхождением мы легли пораньше, в 19-30.

Утром 9 августа общий подъем сделали рано - в 340. Выход из лагеря по мере готовности в районе 600. Ледник в тени, холодно, снег смерзся и хорошо держит. Перевал Джамансу Южный имеет три седловины - самую низкую восточную, слабовыраженную центральную и западную седловину, расположенную после скального “зуба” в гребне (именно ее, судя по отчетам, использовали для прохождения перевала). За полчаса мы подошли под перевал, обогнули слева по ходу огромную мульду под западной седловиной и поднялись под бергшрунд в его правой (орогр.) части под восточной седловиной.

Бергшрунд неглубокий и с большим перепадом по высоте между краями, он больше напоминает ледовую стенку. Траверс вдоль него до классического места подъема не очень удобен, да и западная седловина дальше всего от гребня, ведущего на вершину, поэтому решаем подниматься непосредственно вверх. Крутизна склона около 45°. Чтобы не подниматься по ледовому желобу, ведущему на восточную седловину, лидер отклоняется несколько вправо в сторону центральной седловины. До верха хватает ровно двух веревок. Но этот путь не оказался оптимальным - вместо открытого льда на большей части склона имелась другая крайность - рыхлая смесь фирна и льда, малопригодная для использования ледобуров и только в районе обеих станций удалось “докопаться” до нормального льда. Поэтому другим группам мы рекомендуем (особенно для спуска) использовать открытый лед под восточной седловиной.

Гребень на центральной седловине неширокий, около 2м, поэтому, собравшись все вместе, мы сразу спустились на восточную седловину (41.85903°N, 78.38294°E, 4790м). Она представляет собой невидимую снизу мульду с высокой южной стенкой, возможна установка 1-2 палаток, но лед под ногами говорит о том, что в солнечную погоду тут может быть сыро. Тур отсутствует. На ледник Южный ведет ледовый склон длиной ~50м и крутизной 30-40°, сам ледник в верхнем цирке пологий и закрытый. К западной седловине ведет скально-снежный гребень. Отдохнув, мы связались в две связки (3+4) и в 900 начали подъем в кошках по гребню на вершину.

Выход на гребень закрывает ледовая стенка мульды. Одна связка поднялась на нее слева по ходу, где стенка ниже и затем прошла вперед по острому скально-снежному гребню. Вторая связка прошла справа от гребня траверсом по ледово-фирновому склону и затем вылезла по нему (крутизна 35-45°) на тот же гребень. Первый вариант оказался немного проще, и для спуска с вершины мы использовали именно его. Далее гребень переходит в большой снежный карниз, нависающий над ледником Джамансу. Поднимаемся на безопасном расстоянии от карниза, справа от нас к леднику Южный уходит снежный склон с отдельными выходами камней, общая крутизна подъема около 30°.

Гребень выводит на узловую предвершину, от которой на юг ведет широкий снежный гребень. На западной стороне гребня имеются скальные выходы, под их прикрытием на гребне при желании можно установить палатки. Через пару сотен метров гребень замыкает скальная башня - высшая точка гребня. Башня состоит из совершенно не разрушенных пород с большим количеством зацепок, лазание очень приятное. Лидер с нижней страховкой поднялся слева по ходу по снежному склону, пролез около 8 метров по крутым, но несложным скалам и закрепил веревку на вершине башни. Остальные участники к 10-30 поднялись лазанием, подстраховывая себя жумаром за перила.

Вершина имеет координаты 41.85703°N, 78.38806°E, высота 5032м (с точностью 5-10м). Таким образом, вершина однозначно является пятитысячником, однако на 70м ниже высоты, обозначенной на топографической карте. На вершине мы обнаружили тур с запиской Бориса Резникова и Бориса Анфилатова - геофизиков “Гравиметровой партии КГФЭ”, которые поднялись на вершину 17.08.1971. Поскольку в записке вершина была названа как “2Б”, мы посчитали вправе дать ей “настоящее” имя - Айгюль (“лунный цветок”). Вершина представляет собой относительно ровную площадку, на которой можно собраться всей группой. На восток площадка обрывается скальной стеной, на юге продолжение гребня представляет собой скальную “пилу”, она заметно ниже вершины, на которой мы находимся. Гребень разделяет центральную и восточную ветви ледника Южный. Восточная ветвь после пологого участка в районе перевала Южный быстро набирает высоту и выводит на плато. Плато только чуть ниже гребня от узловой предвершины, по которому мы поднялись на вершину. Гребень, ведущий от узловой вершины к следующей вершине и затем к перевалу Днепропетровский, также слабо выражен, непройденная седловина на ледник Джамансу в этом гребне выводит на длинный и крутой ледовый склон, предполагаемая категория перевала - 3А.

Погода хорошая, с вершины открываются замечательные панорамы Акшийрака на запад и на север. На северо-востоке видны еще два пятитысячника Акшийрака - пик Меридиан /узловая вершина между ледниками Курга-Тепчи Левый, Курга-Тепчи Правый и Калесника, высота 5043 по карте, визуально примерно на нашем уровне/ и высшая точка района пик 5125 /визуально заметно выше нас/. В телеобъектив хорошо видны перевалы Чомой Южный и Чомой Главный, оба 2А, и панорама нехоженых окрестностей двух пиков высотой 4920 к востоку от ледника Чомой. На заднем плане - главный хребет Терскей-Алатау с вершинами Огуз-Баши, Каракольский и Джигит.

Пробыв около полутора часов на вершине, в 12-15 мы начали спуск вниз. Со скальной башни последний спустился свободным лазанием, снежный гребень мы опять прошли в связках (снег начал подтаивать, но еще не налипал к кошкам) и через 40 минут были на седловине перевала. Один участник сходил на западную седловину (с траверсом жандарма в гребне) в поисках тура. Тур на западной седловине был найден, в нем мы оставили свою записку, к сожалению, старая записка в туре полностью размокла . С перевала мы спустились по перилам, веревки сдернули с помощью ледобура-самосброса. От бергшрунда без проблем спустились в 13-50 к лагерю, хотя утренний фирн на леднике Джамансу уже раскис, и мы начали немного проваливаться.

Расчет ходового времени:
- подъем от морены под пер. Джамансу Центр. к лагерю напротив перевала 2 часа 20 мин
- подъем от лагеря под бергшрунд на перевальном взлете 30 мин
- подъем на седловину перевала Джамансу Южный 2 часа 10 мин
- подъем на скальную башню на вершине пика Айгюль 40 мин
- спуск с вершины на седловину перевала 40 мин
- спуск с перевала до лагеря 45 мин
Всего: 7 часов

Перевал Джамансу Южный пока является единственным пройденным перевалом с ледника Южный на ледник Джамансу. Мы уверены, что категория трудности перевала 2Б, приведенная в классификаторе, завышена и правильная категория перевала - 2А. Крутизна снежно-ледовых склонов не превышает 45°. Перевал с ледника Джамансу можно пройти через восточную седловину (2 веревки на подъем, 1 на спуск), через западную седловину (2.5 веревки на подъем, спуск “пешком”) и с траверсом от восточной седловины к западной (2 веревки на подъем, веревка траверса и спуск “пешком”). Все три варианта включают только три перильные веревки, что никак не соответствует 2Б. Перевал приятный и красивый, однако в снежные годы спуск на ледник Джамансу с западной седловины может быть лавиноопасен.

Вершина Айгюль является отличной обзорной точкой, а маршрут на нее через перевал Джамансу Южный соответствует категории 2Б и может быть рекомендован всем группам, совершающим походы 4 к.с. и выше. Маршрут комбинированный и требует достаточно раннего выхода, чтобы успеть спуститься по гребню до того, как начнет таять фирн.

6.6 Перевал Дружба (радиально как 1Б)

Категория трудности: 2А
Высота: 4660 м
Характер: снежно-скальный

Расположен: в отроге между ледниками Джамансу и Калесника (самая южная седловина в гребне).
Прохождение: 10 августа 2004 года радиально с ледника Джамансу.
Необходимое снаряжение: ледорубы, для сквозного прохождения также нужны каски, обвязки, основные веревки, расходные петли и/или скальные крючья и молоток.

После обеда 9 августа погода начала портиться, но мы все равно решили подняться в этот день на плато под перевалом Дружба. Вышли от места ночевки в верхнем цирке перевалов Джамансу Южный и Днепропетровский в 1600. Пройдя большую часть спуска вдоль окончания отрога, отделяющего плато перевала Дружба от цирка перевала Днепропетровский, по своим вчерашним следам, мы затем отклонились вправо по ходу и начали подъем на плато. Ледник крутизной около 15°, открытый, однако ближе к окончанию отрога имелся старый лавинный вынос, по краю которого (чтобы не надевать кошки) мы прошли самый крутой участок, а затем отклонились влево ближе к центральной части плато. Когда мы поднялись на плато, погода окончательно испортилась, и начался сильный снегопад с ветром. Почти в отсутствии видимости, ориентируясь по GPS, мы прошли плато и встали лагерем в 17-05 примерно на равном расстоянии от перевалов Дружба и Джамансу Восточный (41.87386°N, 78.38785°E, высота 4570м) под прикрытием вершины, расположенной в гребне между ними (но на безопасном от нее расстоянии). Снегопад продолжался весь вечер и почти всю ночь, выпало около 20см снега.

Какая-либо информация о сквозном прохождении перевала Дружба в библиотеке МГЦТК и в Интернете отсутствовала, а на фотографиях издалека с ледника Калесника перевал выглядел внушительной скальной стеной, плохо сопоставимой с категорией 2А, приведенной в классификаторе. Поэтому еще в Москве мы запланировали радиальный выход на перевал с целью его разведки.

Плато, на котором находился наш лагерь, полого ведет на перевал с набором высоты около 100м. После завтрака 10 августа за 20 минут мы налегке дошли до перевала (41.86955°N, 78.39312°E, высота 4660м). Почти перед самой седловиной имеется полностью засыпанный снегом небольшой бергшрунд. В туре на седловине нашли записку 1988 года группы Кутманалиева Б.Ж. из Пржевальска. На восток плато обрывается скальной стеной высотой около 100м и крутизной 80°. Однако практически с самой седловины ведет крутонаклонная косая полка (которая была не видна издалека на снимках в отчетах), наверху переходящая в камин. Лазание там визуально простое и должно соответствовать категории 2А.

С перевала открывается красивая панорама на перевалы ФиС, Калесника, Калесника Западный и Геологов. Перевал ФиС смотрится достаточно камнеопасным. Сделав фотографии, за 7 минут сбежали назад в лагерь.

Расчет ходового времени:
- переход от лагеря под пер. Джамансу Южный в лагерь под пер. Джамансу Вост. 50 мин
- подъем налегке из лагеря на перевал Дружба. 20 мин
- спуск назад в лагерь. 10 мин
Всего: 1.5 часа

Перевал Дружба является редким случаем именно скальной, а не скально-осыпной 2А. Перевал может быть рекомендован для прохождения с востока на запад группам, совершающим походы 3 к.с. и выше. Прохождение скальной стены на спуск менее интересно, но тоже является неплохим вариантом. Радиальный выход на седловину с запада можно оценить как слабую 1Б.

6.7 Перевал Джамансу Восточный (2А, в режиме п/п)

Категория трудности: 2А
Высота: 4580 м
Характер: снежно-ледовый

Расположен: в отроге между ледниками Джамансу и Калесника (вторая по счету с юга седловина в гребне).
Прохождение: 10 августа 2004 года с ледника Джамансу на ледник Калесника.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основные веревки, ледобуры.

После радиального выхода на перевал Дружба мы собрали лагерь, вышли в 8-40 и за 25 минут поднялись на седловину нашего перевала (41.87659°N, 78.38875°E, высота 4580м). Набор высоты всего 15м, справа по ходу от седловины - характерная скала, которая нам напомнила лисью мордочку, слева - два скальных “карандаша”, образующие букву “Л “. Седловина перевала широкая и снежная, можно спокойно собраться всей группой.

Единственное упоминание перевала есть в отчете Сергеева 1977 года (N3376 в библиотеке МГЦТК). Их группа радиально вышла на перевал со стороны ледника Джамансу, дала ему условное название Джамансу Восточный и оценила спуск на ледник Калесника как 2А-2Б. Тура на перевале мы не нашли, однако в скале к северу от седловины на высоте около 2.5м над уровнем снега мы обнаружили крюк. Можно предположить, что какая-то группа спускалась с перевала на восток при гораздо более высоком уровне снега, чем у нас. Возможно, это была “местная” группа из Пржевальска, которая проходила перевал в межсезонье.

Поскольку мы с самого начала знали, что мы не первая группа на этом перевале, и, возможно, не первая группа, которая прошла перевал насквозь, то мы не стали придумывать свое название, а предлагаем закрепить за перевалом название, данное группой Сергеева - Джамансу Восточный. Тур мы сложили под скалой к северу от седловины.

На востоке от перевала хорошо виден пик 5125 - высшая точка Акшийрака. В юго-западном плече вершины находится непройденная насквозь седловина (ориентировочно 3А), к которой ведет крутой висячий ледник. С седловины на вершину ведет эффектный скально-снежный гребень по которому в 2003 году на вершину поднялась связка-двойка из группы Воронова из Перми.

С перевала Джамансу Восточный к леднику Калесника ведет ледовый склон крутизной 35° (в верхней части 45°), присыпанный свежим снегом. Практически вдоль всей седловины на восточную сторону имеется метровый карниз, который сходит на нет в южной части седловины, где мы и начали спуск. Мы повесили две веревки на ледобурах, второй веревки как раз хватило для прохождения неширокого бергшрунда. Ниже бергшрунда весь склон был в лавинных выносах, поэтому каждый, кто спускался по перилам, не задерживался у бергшрунда, а проходил еще пару сотен метров вниз до выполаживания склона. Затем веревки сдернули с помощью ледобура-самосброса.

В цирке перевала Джамансу Восточный также имеется еще одна непройденная седловина к северу от нашего перевала, которая ведет на относительно крутой узкий ледничок (отделенный от плато перевала Джамансу Восточный скальным гребнем), спускающийся к леднику Джамансу.

В 11-00 мы все собрались на леднике Калесника и через 15 минут начали спуск вниз. Под снегом имелись отдельные небольшие трещины, поэтому на всякий случай первый переход до основного тела ледника мы прошли в связках. Затем ледник становится открытым и совсем пологим, трещин почти нет. Хорошо видны перевалы Калесника и Калесника Западный, перевал Геологов и пик 5125.

Перед подходом к языку ледника, стекающего с пика 5125 крутизна ледника Калесника увеличивается до 15° и начинается зона трещин. Для прохождения этого участка нам пришлось надеть кошки, оптимальный путь движения - ближе к левому борту ледника. Затем ледник стал опять пологим, и мы продолжили движение по нему уже без кошек, постепенно смещаясь к правому борту. Срединная морена, довольно большая в районе выполаживания ледника, постепенно сошла на нет, и мы пересекли ее без проблем. Ближе к языку ледника крутизна опять немного увеличилась, однако неровная поверхность льда и большое количество каменного “мусора” облегчили спуск. У начала зачехленной части ледника немного выше окончания отрога, ограничивающего ледник Калесника слева, в 12-55 мы остановились на обед. На северо-западе от нас хорошо виден ледник Солнечный с перевалами Золотарева и Осыпной.

За 35 лет, прошедшие с момента составления карты-“километровки”, ледники Калесника и Джамансу отступили более чем на километр и оторвались друг от друга. Стоянки на морене на “стрелке” ледников, вероятно, еще существуют, но воды там может не быть. Долина реки Джамансу представляет собой глубокий желоб с конгломератно-осыпными стенками. На противоположном борту долины есть достаточно пологие травяные площадки, однако вода там, скорее всего, есть только в каньоне реки, текущей с ледника перевала Чомой Главный.

Разведав после обеда путь спуска вдоль правого борта, мы обнаружили, что пройти там проблематично - вниз уходили крутые ледовые холмы, покрытые жидкой грязью и мелкими камнями. Поэтому мы перебрались по большому камню через речку, текущую по центру ледника и начали спуск слева от нее. В процессе спуска нам встретились пологие участки бараньих лбов, покрытые песочком, на которых возможна установка лагеря. Но нам хотелось попасть на дневку на травяные площадки либо левого борта долины, либо у самой реки Джамансу после впадения в нее речки с ледника перевала Курга-Тепчи Левый. Поэтому мы продолжили спуск по камням и через полчаса были у реки Джамансу. Однако в 16 часов вечера река представляла собой серьезное препятствие и переправа через нее вброд была малореальна. Попытка найти место переправы через речку с ледника Калесника (чтобы уйти вниз по долине Джамансу) также не увенчалась успехом - и эта река оказалась вечером довольно серьезной из-за большого уклона русла. Погода испортилась, и начался снегопад, что определило наше решение - не устраивать переправ и не затевать длинные обходы, а вставать на дневку прямо здесь, в сотне метров выше слияния рек Калесника и Джамансу (41.91211°N, 78.41417°E, высота 3560м).

Впрочем, все оказалось не так плохо. Среди завалов камней мы нашли ровные, укрытые от ветра площадки под палатки, которые выровняли песком. На следующий день 11 августа была запланированная дневка, мы отоспались, отдохнули, постирали и высушили вещи. На солнце было довольно жарко, но чувствовалось соседство ледников, да и погода периодически портилась и по долине вниз в сторону Куйлю проходили тучи. Речка Калесника в первой половине дня не представляла абсолютно никаких проблем, да и через Джамансу с утра можно было бы попытаться перебраться по камням (хотя и без гарантии на успех), таким образом, мы рекомендуем другим группам от переправ после обеда в долине Джамансу отказаться.

Расчет ходового времени:
- подъем на седловину перевала от ночевок на верхнем плато 25 мин
- спуск с перевального взлета на ледник Калесника 1 час 35 мин
- спуск до языка ледника Калесника 1 час 05 мин
- спуск до места слияния рек Джамансу и Калесника 30 мин
Всего: 3.5 часа

Перевал Джамансу Восточный по нашему мнению можно оценить как 2А. Перевал может быть рекомендован для групп 3 к.с. и выше в качестве удобного варианта пути с ледника Калесника на южную часть ледника Джамансу. Перевалы Джамансу Восточный и Дружба примерно равнозначны и выбор между ними может определяться, в том числе, на основе предпочтений между ледовым и скальным рельефами. Восточный склон перевала может быть лавиноопасен.

Далее >>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2016 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100