Автор: Юрий Кенденков Рига, "Traverss"

Ушбинская находка.

фото 1

С 22 июля по 11 августа 2008 года команда альпинистов рижского альпклуба “Traverss” находилась в Сванетии.

01 августа команда поднялась от речки Долра до Ушбинского ледника и прошла по нему в направлении Ушбы. Во второй половине дня команда разбила лагерь на камнях, рядом с левой (орографически) мореной Ушбинского ледника (по диагонали от Охотничьих площадок, в сторону перевала Мазери), напротив ледопада, ведущего к Ушбинскому перевалу (фото 1).

02 августа, гуляя в окрестностях

фото 2
лагеря, члены команды обнаружили на леднике останки неизвестного альпиниста. Они находились в ~100

фото 3
метрах от лагеря вниз по леднику и в ~50 метрах от морены (фото 2).

Через некоторое время были обнаружены останки второго альпиниста. Они находились в ~50 метрах от лагеря, около морены. Метрах в 100 за лагерем, на морене, ближе к перевалу Мазери, были обнаружены остатки палатки, одежды, обломки примуса и другие предметы (фото 3). Затем, после тщательного осмотра на участке между палаткой и останками первого альпиниста, практически на одной линии были найдены и другие предметы.

фото 4

фото 5

фото 6

фото 7
О том, что мы нашли именно альпинистов свидетельствуют не только палатка и примус, но и остатки одежды, и, главное – снаряжение, которое неплохо сохранилось. Судя по снаряжению (страховочные системы из брезента, разнообразные карбины – старые советские и более новые, титановые и аллюминиевые иностранные, буры, “морковки”, деревянная (!) “закладка”, кулачок, ледоруб с аллюминиевой рукояткой, а также обломки старого ледоруба с деревянной ручкой (фото 4-6)), эти альпинисты погибли в начале-середине 90-х годов прошлого века. Это косвенно подтверждает найденая среди других вещей пластиковая бутылка из под моющего средства (возможно, в ней хранился бензин для примуса). На бутылке указан год изготовления – 1989-й, а так же изготовитель – “ Укрбытхим ” (фото 7).

От людей мало что осталось – кости, волосы. Если останки, найденные первыми, лежали компактно, то во-втором случае кости, одежду и снаряжение в прямом смысле “размазало” по леднику на 10-15 метров. Остатки костей, осколки черепа лежали вперемешку с обломками “кошек” и каски. Маловероятно, что бы в остатках одежды сохранились какие нибудь бумаги или документы, позволяющие установить личности погибших.

Ниже привожу более подробное описание некоторых найденых нами вещей:

•  Палатка. Судя по всему, была жёлтая или оранжевая.

•  Ветровка. Серая, брезентовая, с капюшоном и “молнией” (фото 8).

•  Пуховка или нечто, её напоминающее. Серая, с жёлтой подкладкой (фото 9).

•  Вибрамы ВЦСПС, остатки бахил, синие (фото 10, 11).

•  Обломки касок (красная и жёлтая), стеклопластиковые, с козырьками (фото12).

•  Обломки кошек (ВСЦПС ?) (фото 13).

•  Оправа от очков, чёрная (фото 13).

•  Пробойник (?) с розовой резиновой рукояткой (фото 14).

•  Галоша (фото 15).

•  Ледоруб с аллюминиевой рукояткой, обмотанной красной лентой (фото 16).

•  Куски полиетилена (возможно, им накрывали палатку).

фото 8

фото 14

фото 15

фото 16

Как ни странно, не были обнаружены ни верёвки, ни рюкзаки, хотя, в момент гибели, на людях были горные ботинки, одежда, страховочные системы с висящим на них снаряжением.

На подошве ботинка
видны цифры 932210.

Позже чуть ниже по леднику был обнаружен осколок стеклянной призмы (от бинокля или от зеркального фотоаппарата). Возможно, он не имеет никакого отношения к погибшим.

Найденные останки и вещи мы собрали вместе в тех местах, где их и обнаружили. Часть положили в большие полиетиленовые мешки (чёрные и синие), случайно оказавшиеся у нас, часть такими же мешками укрыли сверху. Мешки обложили камнями. Остатки палатки остались там, где мы их обнаружили.

Надеюсь, вышеизложенная информация позволит установить личности погибших и дату их гибели. Вполне вероятно, что до сих пор они числились пропавшими без вести.

О своей находке мы, спустившись вниз, сообщили местным пограничникам. Так же о ней мы рассказали Нугзару Нигуриани, старому альпинисту, живущему в посёлке Местия, бывшему начальнику местного спасотряда.

Вполне вероятно, что из-за сложившейся сейчас в Грузии политической ситуации да и просто из-за отсутствия средств и заинтересованности, местные власти оставят информацию о нашей находке без внимания.

Ледник постоянно движется, и уже через несколько месяцев останки может опять раскидать во все стороны, или вообще сбросить в трещину. Поэтому, если у вас есть информация о том, чьи останки мы нашли, а также возможность спустить их вниз, стоит поторопиться.

GPS -координаты найденных нами останков ( GPS -приёмник Garmin ):

1. N 43 0 07 . 798 ', E 042 0 38.133'
  2. N 43 0 07 . 7 63', E 042 0 38.182'

Член правления альпклуба “Traverss”

Возможности датировки ЧП

Несколько возможных ориентиров для привязки по времени. На карабинах "Ирбис", изображенных на снимке, есть месяц и год выпуска. На иностранных карабинах такая маркировка тоже обязана быть. Вообще всё железо неплохо исследовать на этот счёт. Цифры на подошве, возможно, тоже могут вывести на дату изготовления ботинок (№ партии и т.п.). Галоша (резиновая её часть) вроде неплохо сохранилась, может на ней тоже есть ориентиры? Судя по остаткам примуса - это, скорее всего, "Огонёк", который начал выпускаться Оргеевским заводом где-то в конце 80-х (попытался узнать подробней об этом в инете, но без успеха).

Картина трагедии.

По первому впечатлению описание улик соответствует развитию событий либо в виде срыва указанных альпинистов с большой высоты, либо их гибелью под камнепадом. На это указывают и "размазанность" улик по льду и характер повреждений и людей, и снаряжения. Не исключено, что имело место и падение на ледник вследствие камнепада. И не исключено, что падение и камнепад имели место в зоне выше по леднику, а позже останки сползли вниз вместе со льдом. Отсутствие рюкзаков и веревок говорит о том, что они могли остаться вверху "на подвеске". Конечно, рюкзаки и часть снаряжения могли улететь в трещины, но вот с веревками такое могло случиться только если они были сбухтованы. Здесь нужен поиск на скалах выше ледника. На "криминал" не похоже, из-за сильных повреждений предметов снаряжения. С аварией надо "жестко" разобраться, установить имена погибших и похоронить их по-человечески. Я наведу справки у знакомых альпинистов в Петербурге. Давайте соберем сведения о всех погибших в том районе за 19 лет. Эти сведения могут быть известны Клестову... По уликам (понятно, почему) есть подозрение, что погибшие - из украинской группы. Украинцы, это могут быть ваши товарищи! Украинцам сейчас легче договориться и туда добраться, учитывая состояние границы и отношения... Дополнение: вариант со сбросом на ледник лавиной кажется менее вероятным, но полностью его исключать нельзя. Такое воздействие могло быть и "дополнительным" к основному (уже после гибели), - в таком случае картина могла усложниться. Вызывет вопросы положение некоторых вещей. В частности, палатка была свернута или развернута?.. От ответа на этот вопрос во многом зависит вывод, была ли авария на биваке, или на переходе. Версия Холодкова заслуживает внимания, но и серьезной проверки - тоже. Его утверждение о том, что "...С таким снаряжением в конце 80 - начале 90 годов не ходили", - является неверным. С таким снаряжением как раз ходили в те годы, а вот массовое внедрение импортного снаряжения относится к концу 90-х годов ( а никак не к концу 80-х). В конце 80-х и начале 90-х импортное снаряжение было той "экзотикой", которая с трудом добывалась в альплагерях путем обмена или втридорога. Его было очень мало... По датам изготовления или покупки судить нельзя, - применение следует позже. То, что бутылка могла попасть туда случайно, - это предположение весьма сомнительное, его без проверки принимать нельзя. Эта улика совпадает с аварией "по месту", - это доказано, и должно быть принято, как факт. А на ботинке, похоже, дата указана. Очень похоже, что 93-й год изготовления...

Версия

В конце 80-х, а тем более в 90-х годах с таким снаряжением уже не ходили. В конце июня 1982 года на Ю.Ушбу вышла команда Днепропетровского ДСО "Буревестник" по маршруту Арцишевского. После выхода на маршрут погода очень сильно испортилась и группе не удалось пройти последний "бастион". Тогда она попыталась выйти на перемычку между Сев. и Южной Ушбой. Однако это ей тоже не удалось, после чего группа начала спуск. Во время спуска (в начале его) сорвался на фирновом склоне один из участников группы (по некоторым сведениям он был не пристегнут к веревке) и улетел по склону, спускающему с перемычки. После чего группа начала спуск по пути падения тела. Уже перед выходом на ледник, со склонов Ушбы сошла лавина и другого из участников, который, отстегнувшись от веревки, начал движение по леднику, сбросила в трещину. Поиски пострадавшего успехом не увенчался, так как постоянный сход лавин в это место не позволил провести поисковые работы. В конце июля 1982 г. со склонов Ушбы в районе маршрута "Крест Ушбы" сошел большой обвал(откуда именно определить было сложно, но, по-видимому, ближе к склонам Сев.Ушбы), в котором проходящей мимо группой был найден рюкзак первого участника. В частности, в нем была целая фотопленка. Теперь по поводу найденного снаряжения. Точно такие же кулачковые "жумары", спусковые лепестки и ледобуры были изготовлены в Днепропетровске в конце 70-х годов. Такие же "жумары", лепестки (и, возможно, ледобуры) были и у участников группы. Это можно разглядеть на сохранившихся фотографиях. Примерно в те же времена на ЮМЗе были изготовлены ледорубы с дюралевым древком, обмотанным красной лентой и залитым эпоксидным клеем. Наконечник древка у ледоруба был точно таким же, как на снимке. У всех участников были точно такие же каски, а у 1-го сорвавшегося участника она была красной. У 2-го участника были высокие шерстяные носки, синие бахилы и соответственно ботинки ВЦСПС. Кстати на сохранившемся с восхождения снимке бахилы подвязаны поверх ботинка светлой тесьмой. В качестве самостраховки использовалась парашютная стропа, такая же, как и на снимке. Что же касается фляги с датой 1989 год, то она может и не иметь отношения к остальным вещам. 08.09.2008 г.

Спасибо

Спасибо всем, кто отозвался! Действительно, события происходили в августе. Прошу прощения за ошибку. Останки и вещи расположены на линии идущей со стороны перевала Мазери вниз, к центру ледника. Они явно не первый год по леднику перемещаются. Если и был срыв или камнепад, то, скорее всего в районе Южной Ушбы или перевала Мазери. 02.09.2008 Re: Картина трагедии. Палатка находится между камнями и в таком состоянии, что очень сложно сказать, была ли она установлена, или выпала из чехла и размоталась в результате падения или чего то подобного. Судя по найденным остаткам "кошек" и по тому, что на людях в момент гибели были одеты системы и висила куча снаряжения, всё произошло на переходе.

Волосы для анализа ДНК

У одного тела остались волосы. Мы взяли их образец, в случае если кто-то из родственников захочет провести анализ ДНК. За образцом (Санкт-Петербург или Рига) обращайтесь мне на email alexey.vasilyev (at) gmail.com

Жаль, что мы теперь разделены границей.

Очень приятно услышать весточку о знакомых с той стороны. С Нугзаром ходил пятерку на Ушбу, учавствовал в спасработах. Моя жена ему очень благодарна и помнит до сих пор. Она руководила группой горных туристов и у нее участник получил открытый перелом голени. Только Нугзар и спас - сейчас парень живет с нормальной ногой, обошлось без ампутации. Нугзар тогда был совсем молодой, перспективный альпинист. Вот так время течет. Будь проклята эта граница, которая нас разделила.

Дополнение к статье

Просьба альпинистскую общественность максимально широко распостранить информацию о находке. Возможно существует обобщенная статистика по несчастным случаям на Ушбе и по ней можно вычислить пропавших и не найденных. Дайте знать обладающие такой информацией. Как мы поняли грузинскую сторону, для того, что бы они организовали эвакуацию останков необходимо прямое обращение заинтересованных. Граждане иностранных государств должны обратиться сначала в свое министерство иностранных дел, оно, в свою очередь, обратится в гос. структуры Грузии. Процесс не быстрый. Думаю, что можно обратиться и в объединение альпинистов Грузии напрямую. Совершенно уверенна что местные альпинисты помогут вне зависимости от отношений между Вашими странами. В любом случае, если Вы опознали своих можете обратиться в рижский клуб Traverss, можем дать Вам кое - какие контакты в Грузии, кто возможно может помочь с организацией работ. PS Имелся в виду август, ошиблись... Кто - то ждет этих ребят уже не первый год, осталось совсем не много, давайте поможем.

хм...

Думаю, что подавляющая часть украинских альпинистов бывают на этом ресурсе и скоро инфа появится. Что я сам лично слышал - так что в начале девяностых какая-то двойка (из Киева, вроде) пыталась пройти один из стенных маршрутов... Не уверен... возможно вариант Моногарова... Двойка погибла при срыве, вырвана была станция... Одно мне непонятно... останки довольно далеко от стены, похоже их притянул один из притоков ледника... Откуда? И успел ли бы за это время. Еще одно... больше похоже на начало девяностых, чем на середину. Ведь все мы помним проблемы с емкостями до начала девяностых, горючку возили кто в чем. В середине - уже были привычные всем уже пластиковые бутылки... П.С.: инфу в федерацию передал, уже пообещали начать просмотр списков

Дополнение

На подошве ботинка видны цифры 932210. Может быть дата... Фото: http://photos.fotki.lv/photos/4/W0002332/000233144/000023314337_%23_3_%23_kumle.jpg