Автор: Ларетин А.Ю., Москва.

ОТЧЁТ О горном туристском походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу, совершённом 04 - 21.08.2006.

Маршрутная книжка №-1/3-305
Руководитель группы – Ларетин А.Ю.

E-mail: laretin@yandex.ru
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участником и руководителю. Маршрут имеет 3 категорию сложности.

Внимание!
В тексте термины «правый» и «левый» употребляются только в орографическом смысле, если это специально не оговаривается.

1.Справочные сведения.

1.1 Справочные сведения о маршруте.

Маршрут похода: р.Урух – с.Донифарс – пер.Уаза В.(н/к) –пер.Боровцек(н/к) - р.Лахумедон-пер.УазаЗ.(1А) – р.Билягидон –пер.Белаг Ю.(1Б)рад. – пер.Белаг С.(2А) - л.Галдор-пер.Галдор В.(2А) - р.Харес - р.Караугом – л.Караугом - пер.Вологата+пер.Чилингини (2А)-р.Сардидон- пер.Козоти (н/к)- р.Айгомугидон -с.Фаснал. Протяжённость маршрута 156 км. Продолжительность 18 дней Пройдено перевалов 8 Н/к - 3 1А - 1 1Б - 1 2А - 3

1.2 Сведения о группе.

Км.

Погода

04.08.06

Мост на р.Урух - п. Донифарс.

05.08.06

П.Донифарс - пер.Уаза В. (н/к)-р.Казадон.

06.08.06

09.08.06

Р.Билягидон - л. Ю.Белаг

10.08.06

Пер.Белаг Ю.(1Б) рад.- л.С.Белаг.

Дождь до 9.00

11.08.06

Пер.Белаг С.(2А) - л. Галдор.

12.08.06

Пер.Галдор В.(2А).

13.08.06

Траверс южных склонов Суганского хребта.

14.08.06

Л.приток р.Харес - поляна Таймази.

15.08.06

Дневка.

Дождь с16.00 до 20.00

16.08.06

п. Таймази - с. Стур-Дигора - р. Караугом

17.08.06

Р.Караугом - л.Караугом - пол.Микелай.

18.08.06

Пол.Микелай - верховье л.Гулар.

19.08.06

Пер.Вологата +пер.Чилингини (2А).

Дождь с 15.00

20.08.06

л. Чилингини - р. Сардидон - с. Дунта.

Дождь с 17.00

21.08.06

с. Дунта - с. Фаснал.

Итого

1.4 Заявленный график

День

Участок маршрута

04.08.06

Мост на р.Урух - п.Донифарс - р.Наремдон.

05.08.06

р. Наремдон - пер.Уаза В. (н/к) - р. Казадон.

06.08.06

Р.Казадон-пер.Боровцек(н/к)-р.Лахумедон.

07.08.06

р. Лахумедон - пер.Уаза З.(1А) - р. Билягидон.

08.08.06

Полудневка. Взятие заброски в с.Ахсау.

09.08.06

р. Билягидон - л. Ю.Белаг.

10.08.06

пер. Белаг Ю. (1Б) рад. л. С.Белаг.

11.08.06

пер.Белаг С.(2А) - л. С.Галдор.

12.08.06

Пер.Галдор В.(2А) - р.Харес.

13.08.06

Резервный день.

14.08.06

Дневка.

15.08.06

Р.Харес - верховья р.Гебидон.

16.08.06

Пер.Авсанау(н/к)-л.Бартуй.

17.08.06

Л.Бартуй-пер.Электрон(2А)-р.Фастагдон.

18.08.06

Р.Фастагдон - л.Караугом - верховье л.Гулар.

19.08.06

Пер.Вологата+пер.Чилингини(2А)-р.Сардидон.

20.08.06

Р.Сардидон - с.Дунта.

21.08.06

Резервный день.

1.5 Причины расхождений заявленного и пройденного маршрута.

К моменту нашего приезда во Владикавказ погранпропуска не были готовы, хотя ими и занималась туристская фирма. Мы их получили только 15 августа на базе Ростсельмаша, куда фирма их любезно доставила.
В первый день заброски в Ахсау и на базу Ростсельмаша заняли много времени, поэтому к сумеркам мы дошли только до с.Донифарс, где и заночевали у гостеприимного жителя. Прохождение пер.Боровцек заняло немного времени и мы сочли возможным пройти в этот день пер.З.Уаза, заночевав в верховье р.Уазадон. Это позволило на следующий день спустится в долину р.Билягидон к обеду и отдохнуть.
Поскольку мы не имели пропусков при спуске в долину Хареса, (а там есть погранпост выше базы Ростсельмаша), то мы решили пройти по южным склонам Суганского хребта и спустится к Харесу в районе с.Куссу. Это нам удалось, но заняло весь световой день и отняло много сил, причем до поляны Таймази дойти не удалось, мы заночевали в долине притока выше дороги.
Получив пропуска только 15.08, мы решили отменить прохождение перевалов Авсанау и Электрон, и выходить в долину Караугома по р.Харес, т.е. по запасному варианту № 1.
При выходе с маршрута, мы планировали выехать из с.Дунта, однако транспорта там не было и пришлось пешком выходить в с.Фаснал.

1.6 Заезды, заброски, отъезд, наличие мобильной связи.

Заезд. Машину для заезда нам подогнала к вокзалу принимающая фирма. Заезд к началу маршрута и организация забросок в с.Ахсау и на базе Ростсельмаша нам обошелся в 3000 р. Это для данного района дорого, но мы не торговались, поскольку фирма еще обязалась оформить пропуска. Пропуска в Осетии оформляются крайне медленно и сложно. Почему – понять невозможно, надо принять, как аксиому.
Отъезд. Из Фаснала автобус уходит очень рано, мы этого не знали, пришли поздно и пришлось с трудом нанять грузовик, на котором съехали в Мацуту(300р). Там удалось сразу влезть в УАЗ «Скорой помощи» и доехать до Чиколы (400р). Из Чиколы быстро уехали на автобусе во Владикавказ (по 60 р. с носа).
При необходимости можно уехать из Стур-Дигоры (через Ахсау) на автобусе, который отходит в 6.00. Связь. В настоящее время в Дигории «Мегафон» работает ущелье Хареса до района базы Ростсельмаша ,а также в Дзинаге, Ахсау и Мацуте. В долине Айгомугидона и в долине Уруха ниже Мацуты связи нет до равнины. «МТС» ловится в долинах Хареса-Караугома на участке от Куссу до Дзинаги и далее вплоть до Райской поляны, причем в долине Хареса качество плохое, а на Р.П. - отличное.

2.Техническое описание маршрута. 2.1 Мост через р.Урух – с.Донифарс.

Фото 1.Мост через р.Урух.

Маршрут начинается от моста через Урух (Ф. 1). Мост первый при движении снизу по долине после тоннеля в Дигорской теснине, не доезжая примерно 4 км до с.Мацута. На дороге у поворота к мосту указатель «Донифарс». При необходимости, около моста можно найти место для ночевки. От моста движемся по грунтовой дороге, выбирая левые повороты. Вскоре дорога делает крутой зигзаг, огибая снизу скальный отрог, и выходит в широкую лощину, на южном борту которой, на холме, видны развалины башни (Ф.2).Рядом с ними видно деревянное строение. Это – селение Донифарс (Высота -1550 м, ночевка). Дорога пересекает его, уходя вверх-направо. В Донифарсе были 2 жителя – хозяин дома Максим и его сын. Максим предложил переночевать нам в пустующем доме, за что мы ему очень благодарны, поскольку в сумерках среди деревни, непросто было найти подходящее место для бивака. В доме был газ, электроэнергия, местный телефон, работал телевизор.
По большей части Донифарс полуразрушен, жилых только несколько домов.

Фото 2 .Селение Донифарс

График движения

Мост - с.Донифарс

2ч 00 мин

+490

2.2 Перевал Уаза Восточная

Н/к

Высота перевала:

2925 м (по Перечню перевалов - 3000)

К востоку от в.Уаза

Р.Наремдон-р.Казадон

С.Донифарс - верховья р.Казадон

11 км

+1375    -80

7 час

Нет

Утром продолжаем двигаться вверх по дороге, серпантинами набирающей высоту. Вскоре становится виден район перевала. Он находится между вершинами Уаза-хох и Салдари-хох (альпинисты называют эту вершину Мещена) (Ф. 3).

Фото 3. 1- в.Уаза-хох 2- перевал В.Уаза 3- в.Салдари-хох(Мещена)

Уаза выше и несет на вершине характерную скальную башню. Салдари-хох венчает громадный, трехбашенный скальный «замок», очень впечатляющий вблизи. От Салдари-хох в долину спускается мощный зеленый отрог, по склонам которого и проходит непосредственный подъем на перевал.
Дорога пересекает несколько ручьев, около которых при необходимости можно переночевать без особого комфорта (проблемы с ровными площадками). На высоте 2310м дорога заканчивается у коша, рядом с родником под склоном Салдари-хох. Далее идет тропа. Тропа пересекает склон слева-направо, подводя к зеленому отрогу. Под склоном отрога протекает ручей, есть сносные площадки.
Тропа выходит на отрог и серпантином набирает по нему высоту, поднимаясь под скальный массив. На последнем участке подъема тропа длинным траверсом слева-направо выводит на седловину перевала. Седловина широкая, покрыта землей и мелкой осыпью, высота 2925м. (Ф. 4). Тур в центре, записки нет.

Фото 4.На перевале В.Уаза. На заднем плане-г.Салдари-хох.

Спуск к истокам р.Казадон пологий и короткий. Правый исток высох, воду находим в маленьком ручейке почти на перевале. Есть хорошие площадки. Ночевка 2845м.
Утром пересекаем по тропе зеленый бугор, разделяющий истоки Казадона, и спускаемся к полноводному ручью, протекающему по зеленой поляне – левому истоку (Ф.5). Отсюда начинается подъем на перевал Боровцек. Перевал Уаза В. проходится в любую погоду, ночевки возможны выше коша и сразу за перевалом.

С.Донифарс - кош

5.7

Н/к

Высота перевала:

3120 м  (по перечню 3208)

К северу от в.Уаза

р.Казадон - р.Лахумедон

Верховья р.Казадон- р.Лахумедон

4 км

+275    -320

0,5 суток

3 часа

Нет

Тропа идет по левому берегу ручья, стекающего из-под перевала, подъем пологий и несложный.(Ф. 6)

Фото 6.Перевал Боровцек с востока. 1- перевал, 2- г.Боро-хох

Перевальная седловина широкая, покрытая мелкой осыпью (Ф.7).Тур мы сложили в центре.

Фото 7.На перевале Боровцек. На заднем плане – г.Боро-хох.

С севера над перевалом высится скальный массив Боро-хох, не уступающий по живописности Уазе и Салдари. Тропа с перевала уходит на северо-запад, через борт долины. К притоку Лахумедона с перевала спускаемся по склону крутизной до 30, покрытому мелкой осыпью, внизу травой (Ф.8).

Фото 8. Перевал Боровцек с востока. 1- г.Боро-хох,2- перевал.

Долина притока травянистая, местами заболоченная. Чтобы не терять высоты, мы траверсируем осыпной склон между этим и следующим притоками, и поворачиваем вверх, по южному истоку, к перевалу З.Уаза. Перевал Боровцек проходится в любую погоду, ночевки возможны везде, где есть вода.

Ночевка - перевал

+275

Перевал - приток р.Лахумедон

30 мин.

+200

2.4 Перевал Уаза Западная.

Высота перевала:

3260 м  (по перечню 3300)

Местоположение:

К востоку от в.С.Белаг-хох.

р.Лахумедон-р.Уазадон

Верховья р.Лахумедон-р.Билягидон

+460    -535

6 часов 15 мин

Нет

Фото 9. Перевал З.Уаза с севера. 1-седловина перевала.

Долина пологая, травянисто-осыпная. Ручей через 1 километр теряется в камнях. Становится видна широкая перемычка, замыкающая долину с юга. На западе она завершается скальной вершиной Белаг-хох Северная. Седловина перевала З.Уаза находится в центре перемычки. Подъем проходит по зеленому склону, находящемуся несколько к западу от центра перемычки (Ф.9). В верховье ручей на небольшом участке протекает по поверхности. Здесь последнее удобное место для ночевки. По пологим осыпным склонам подходим к «зеленке». По ней серпантином проходит старая, местами осыпавшаяся, тропа. Крутизна склона до 30. На перевал тропа выходит длинным траверсом. Седловина плоская, обширная, покрыта мелкой осыпью(Ф.10) Тур в центре, записки нет. Спускаемся по пологому осыпному склону,местами прослеживается тропа. В верхней части долины нет воды, хотя встречаются многочисленные бивачные площадки. Выходим на правый борт русла, идущего из-под седловины. Он представляет собой гребень древней морены. (Ф. 11).

Фото 10. На перевале Уаза З.

По нему спускаемся до высоты 2725 м. Здесь из под морены выходит большой ручей, образуя издалека заметное озерцо. Площадку под палатки удалось найти только на болотистом берегу озерца. Ночевка. Выходы воды на этом уровне заметны по всей долине. Перевал Уаза З. проходим в любую погоду, места ночевок указаны выше.

Фото 11. Спуск с пер.З.Уаза на юг.

Пр.приток р.Лахумедон - подножье перевала

+260

Спуск до родника 2725 м

1ч 20 мин

-535

2.5 Р.Уазадон – р.Билягидон-ночевка 7 братьев.

Фото 12. Переход из долины Уазадона в долину верхнего притока

От места ночевки на левом борту долины заметна тропа, траверсирую-щая склон. По ней движемся без потери высоты вниз по долине. Тропа слабая, заросшая, местами пропадает. Через 1 переход к ней подходит более основательная тропа снизу, после чего хорошая тропа поднимается к левому борту долины и переваливает через него в долину следующего притока (Ф.12) Р.Уазадон уходит ниже в теснину с каньонами и водопадами. С гребня тропа серпантинами спускается на дно долины. Здесь, на древней морене, находятся развалины нескольких кошей. Тропа спускается на границу соснового леса, и по крутому лесному склону, серпантинами, выводит на дно долины Билягидона, рядом с устьем притока. Дневка, высота 2155м. Здесь проходит хорошая тропа. Справа от нее находится бетонное сооружение, напоминающее недостроенное пулеметное гнездо.Оно является хорошим ориентиром для поиска тропы в верховья Уазадона при движении снизу.
Отсюда мы забрали заброску в с.Ахсау. Сложностей нет, все идется по грунтовой дороге с хорошими мостами. В Ахсау у моста через Билягидон на дороге есть харчевня, кормят хорошо и недорого.
Приток Билягидона переходим по камням. Тропа выше по долине постепенно расходится на множество следов. Долина впереди замыкается скальной стеной с водопадами. Поднимаемся на ступень по травянистому склону слева от водопадов. Высоты 2600-2800 м.

Фото 13. Ночевки «7 братьев»

Далее движемся по осыпям левого берега до кучи огромных скальных обломков, поток протекает между ними, выше он делится на ручьи с ледников Ю.Белаг (справа) и С.Белаг (слева). Вокруг множество бивачных площадок. Это так называемые ночевки «7 братьев». Встаем на ночлег на площадках правого берега (Ф.12). Поток переходим выше по течению за глыбами по камням. Чистая вода есть в ручье с л.С.Белаг, впадающего в поток слева выше по течению. Ночевка, высота 3100 м.

Родник - р.Билягидон (2155м) - место дневки

2ч 15 мин

-570

Место дневки - с.Ахсау - место дневки.

1ч 30 мин/3 часа

±700

М.д.-ночевка 7 братьев.

5 ч 00 мин

+945

2.6 Перевал Белаг Южный (радиально).

5.6

1 час

Горные ботинки, веревка, ледорубы

Нет

От ночевок движемся по морене вдоль правого ручья. Вскоре подходим к языку ледника. По открытому, со множеством камней, крутизной 15-20, языку поднимаемся на ледник (Ф.14).Глубокая седловина перевала Белаг Ю. видна правее по ходу.

Фото 14.Восточная часть ледника Ю.Белаг. 1- пер.Ю.Белаг.

По закрытому леднику в связках подходим под седловину. Справа под ней – следы камнепада. Поднимаемся на перевал в кошках, с попеременной страховкой через ледоруб. Нижняя часть подъема, до поворота кулуара имеет крутизну около 30, выше, на участке протяженностью около 20 м, крутизна увеличивается от 30 до 50 непосредственно у седловины (Ф.15). Склон снежный, глубина снега более длины ледоруба. Седловина маленькая, сразу идет скальный склон на юг (Ф.16). Спускаемся на ФСУ, с продергиванием веревки через петлю на старом скальном крюке, на 1 веревку, далее с попеременной страховкой. Перевал Белаг Ю. проходим при видимости не менее 500м. Ночевки указаны выше.

Фото 15.Склон под седловиной пер. Ю. Белаг. Фото 16.На перевале Ю.Белаг

Ночевки «7 братьев» - ледник

+100

Спуск до ночевок

-300

2.7 Перевал Белаг Северный.

5.4

6,5 часа

3 часа

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, веревка, ледорубы, скальные крючья,петли

Нет

От ночевок «7 братьев» переходим на левый берег Билягидона и вдоль ручья поднимаемся по моренам к леднику С.Белаг. Удобные площадки есть на высоте 3400м, немного не доходя до ледника. Здесь ровная мелкая осыпь, рядом достаточно чистый ручей. Ночевка, высота 3400. (Ф.17)

Фото 17. Л.С.Белаг с пер.Белаг Ю. 1 - пер.Белаг С., 2 - в.Ю.Белаг-хох, ^ - место ночевки

Фото 18.Перевал Белаг С. с востока. 1 – перевал.

Подход к леднику совсем недолгий. Язык открытый, крутизной до 20. Без кошек поднимаемся на ледник и в связках подходим к перевалу. Перевальный взлет 50 м, внизу около 15 м скал кр.до 60, далее сыпучий конгломерат крутизной 45(Ф.18).Первый поднимается лазанием без рюкзака, с нижней страховкой, промежуточная точка – крюк в верхней части скал. Остальные по перилам с зажимом (Ф.19).

Фото 19.Подъем на пер.Белаг С. Фото 19.Спуск с Белага С. Вид с перевала.

Седловина маленькая, с трудом размещаются вместе 4 человека. Тур слева на скале, записки нет. Вправо вниз к л.Айхва уходит узкая скальная полка (Ф.20).

Фото 20.Спуск с Белага С. Вид снизу. 1-перевал.

По ней с перильной страховкой (100)м выходим к спусковой петле на 3 старых крючьях. Спускаемся на ФСУ 50 м по разрушенным скалам («живые»камни) и снежнику на скальный остров (крутизна склона 50). Далее вешаем веревку на петлю через выступ и спускаемся на ФСУ 40м по 40 снегу до осыпи, откуда с самостраховкой выходим на дно долины. Веревки снимаем продергиванием через петли. Начиная с перевала и до дна долины видны перевалы В.и З. Галдоры и почти все подходы к ним (Ф.21)

Дно долины покрыто снежниками, чередующимися с осыпями. Без труда спускаемся к центральной части ледника Айхва. К западной ветви ледника спуск проходит по открытому льду крутизной до 30.
Спускаемся в кошках, пересекаем ледник и выходим к отрогу, отделяющему л.Айхва от л.Галдор. Этот отрог пересекают либо в центральной части (так называемый пер.Дракон, см. в разд. Рекомендации), либо в нижней, либо обходят снизу. Мы прошли в нижней части отрога. Подъем на отрог по осыпи несложен. На отроге множество бивачных площадок (3300 м). Вода есть в ручейке из снежника выше по склону. К л.Галдор и на север отрог обрывается крутыми скалами. Без перил спустится можно только по наклонной полочке начинающейся под скалами слева. Найти ее удалось не без труда. Спуск неудобный, скалы разрушенные, спускались с гимнастической страховкой (правильнее было бы в связках с попеременной страховкой через выступы). Спуск выводит к крутому снежнику, проходящему под скалами. Пересекаем снежник с самостраховкой и спускаемся вниз вдоль его левого борта по осыпи на ступень бараньих лбов. Траверс отсюда под пер. В.Галдор перекрыт камнеопасным языком восточного ледника Галдора. Пришлось обойти бараньи лбы справа и достаточно сильно уйти вниз, по осыпи и снежнику до высоты 2900 м. Перевал Белаг С. проходим при видимости не менее 500м, иначе можно его не найти. Возможны ночевки на моренах л.Айхва и на перемычке.

Фото 21.Подход к л. С.Галдор .Вид с пер. Белаг С. 1- пер.Галдор В. 2-пер.Галдор З. 3-хицан.

Ночевки «7 братьев» - ледник С.Белаг

Спуск с перемычки

1ч00 мин

- 400

2.8 Перевал Галдор Восточный .

5.8

Снежно-ледово-осыпной

Высота перевала:

3620 м  (по Перечню - 3700)

К востоку от п.Боткина

Л.С.Галдор - р.Харес

Л.С.Галдор - лев.приток р.Харес

+720    -820

6 часов

4 часа

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, веревка, кошки карабины, ледорубы, ледобуры.

Нет

По осыпи поднимаемся на скальную ступень, примыкающую к основанию скального массива - хицана. По ней стекает крупный, довольно чистый, ручей с ледника. На левом берегу ручья есть палаточные площадки. Ночевка, высота 3035 м.
Утром движемся вверх по левому берегу до снежника, из-под которого вытекает ручей. Косым траверсом вправо-вверх снежника выходим на морену и по ней поднимаемся на ледник. Связываемся, одеваем кошки и по закрытому леднику идем вверх, обходя нижнюю зону разрывов справа, затем траверсируем снежное поле выше разрывов влево под склон (Ф.22).
Здесь, по узкому снежному склону между сбросами справа и скальным склоном слева проходит подъём на верхнее плато ледника.

Фото 22.Подъём на перевал Галдор В. 1- перевал.

Склон крутизной до 40 в средней части, разорван трещиной, сомкнувщейся с рантклюфтом. Движение с одновременной, на крутых участках с попеременной, через ледоруб, страховкой. Трещину обходим по скальному участку протяженностью 10 м, крутизной до 60, с перильной страховкой ( 40 м). Крепление веревки на ледорубе. На склоне есть несколько закрытых трещин. Подъем выводит к бергшрунду, от которого траверсом спускаемся на верхнее плато ледника размерами примерно 100 на 200 м (Ф. 23).

Фото 23.Выход на верхнее плато. Фото 24.Перевальный взлет Галдора В.

На плато, под перевальным взлетом, возможна достаточно безопасная ночевка (3540 м). На перевал ведет снежный склон, пересеченный рядом легкопроходимых трещин, крутизной от 20 в нижней части до 45 перед седловиной(около 20 м). Склон покрыт плотным, глубоким снегом, позволяющим вытоптать хорошие ступени( Ф.24). Поднимаемся с одновременной и попеременной страховкой через ледоруб, в кошках. Перевальная седловина небольшая, покрыта крупными камнями (Ф.25).Тур на западной стороне. Спуск на юг проходит по широкому кулуару, покрытому средней и мелкой осыпью, крутизной от 40 до 20(Ф.26,27). Спускаемся плотной группой, из-под ног идут камни.

Фото 25. На перевале Галдор В.

Фото 26.Спуск с пер. Галдор В. на юг. Вид с перевала.

Фото 27.Перевал Галдор В. с юга. 1- перевал.

Спускаемся к ручью, вытекающему из снежника правого склона (3190м). Далее движемся по травянистому левому берегу ручья, который скоро уходит в желоб под правым склоном. Через 2 перехода выходим к месту ночевки – площадкам на маленькой террасе правого берега, к которым с левого склона спускается слабая тропа. Немного выше – 5 метровый водопад. Ночевка, высота 2800 м. Перевал Галдор В. проходим при видимости не менее 1км. Ночевки, кроме вышеуказанных, возможны на морене выше хицана.

Перепад высот м.

Подъем к ночевкам на скальной ступени

+135

Подход к леднику

+165

Подъем до верхнего плато ледника

2ч 00 мин

-430

Спуск у ночевке

-390

2.9 Траверс южных склонов Суганского хребта. От места ночевки начинаем траверсировать травянистый склон на восток, вниз по течению Хареса. Встречается много слабых тропок, видимо, овечьих. Со склона открывается великолепная панорама Главного хребта от массива Таймази до Штульской перемычки.
По участку хорошей тропы спускаемся к следующему притоку и переходим его. При подходе к следующему за ним ручью тропа теряется. Ручей течет в узкой ложбине, круто падает, левый борт достаточно крут, так что переход ручья и выход наверх был не слишком простым. Внизу под этим участком проходит широкая терраса, на ней находится кош, проходит дорога. Имело смысл после первого ручья спустится вниз и обойти этот участок по террасе. Спускаемся вниз на террасу. Отсюда впереди видна тропа, поднимающаяся пологим траверсом на склон. Она начинается за последним крупным притоком, стекающим на террасу из-под г.Айхва. Без тропы, по высокой траве, мимо развалин кошей, подходим к началу тропы. Она хорошо натоптана, но сильно заросла, и видна либо издали, либо совсем рядом.
По тропе поднимаемся на перегиб склона, влево вверху становится видна характерная пирамидальная скальная вершина 3548,6. Тропа траверсирует склон на высотах 2400-2500 м, пересекая южные отроги этой вершины. Примерно через каждые полчаса попадаются ручейки. На самом деле троп на склоне множество, мы выбираем самую крупную. Видимо, раньше здесь происходил интенсивный выпас скота, однако мы не встретили никого.
Выходим к массиву г.Мацута, возвышающейся с севера над поляной Таймази. Гора характерна наличием по леса на склоне. Поднимаемся на перемычку к северу от г.Мацуты по слабой тропе. На спуске в долину притока тропа теряется. Спускаемся по высокой траве на правую прибрежную террасу правого истока и по лесу без тропы выходим к месту слияния истоков речки. Далее на правом берегу следует скально-осыпной прижим, а река уходит в каньон. Спускаемся на русло к слиянию истоков, переходим по камням на левый берег. Здесь под скалой хорошо заметный грот. В нем находим следы ночевки охотников. По левому берегу начинается тропинка. Вскоре она выводит к долине левого притока. Серпантином по крутому травянистому склону спускаемся к реке, которая красивым водопадом падает справа. Далее без особых препятствий движемся вниз по реке. По обоим берегам идут тропки, поток легко переходится по камням. Ночуем в месте выхода долины притока в долину Хареса, в 2 км от дороги. Здесь все заросло кустами и мелкой сосной. Высота 1770 м.
Утром по тропе спускаемся мимо дачного поселка справа на дорогу неподалеку от металлического моста через Харес. Мост перекрывает основную протоку, еще одну, маленькую, под правым берегом, пересекаем по дощатым мосткам. По хорошей тропе выходим на обширные поляны на слиянии Хареса и Гебидона, разделенные участками смешанного леса .Участок местности в низовьях рек Гебидон и Танадон и называют поляной Таймази.
Выходим на вторую крупную поляну и сворачиваем направо по ходу. Здесь, в густом лесу, на берегу крупного чистого ручья проводим полуторную дневку (20 мин. от моста). Вокруг встречается малина, есть земляника. Место отличное, чистое, никаких следов стоянок.

Ночевка - терраса

2ч 30 мин

-500

Терраса - перемычка  к сев от г.Мацута

4ч 00 мин.

Перемычка - долина р.Харес

3ч 00 мин

-800

Р.Харес- пол.Таймази

+20

Отсюда идем за заброской на базу Ростсельмаша. Заброску оставляли в магазине, там же можно прикупить кой-какие продукты.

2.10 Поляна Таймази –л.Караугом- подножье пер.Вологата.

С поляны Таймази выходим на дорогу, по ней приходим в с.Стур-Дигора. Здесь по деревянному мосту снова переходим на правый берег Хареса и по прибрежной тропе движемся вниз по течению. Тропа хорошая, без труда доходим до нового моста около с.Дзинага. Мост еще не соединен с левым берегом, через метровую протоку переброшена лестница. От моста, обходя справа обширные огороды, выходим к р. Бартуй которая двумя протоками впадает в р. Караугом. Переходим левую протоку по камням, далее начинаются заросли облепихи, пройти через которые не удалось. С трудом выбравшись из этих джунглей, обходим их по правому берегу протоки и выходим к главному руслу. Моста здесь нет. На берегу лежало бревно с многочисленными гвоздями – похоже, что обломок моста. Укладываем его через протоку. С перильной страховкой переходим на левый берег (Ф.28)

Фото 28.Переправа через р.Бартуй.

За рекой находится поляна со следами сенокоса. Тропинка идет по ее левому краю, однако довольно скоро заканчивается. В результате какого-то катаклизма Караугомдон смыл довольно много левого берега вместе с тропой. Приходится взять выше на склон долины, а там высоченная трава, кусты и лавинный лесоповал. К темноте доходим до первого чистого ручейка, да и то заметен он только на самом берегу Караугомдона. Ночевка, высота 1600м.
Утром движемся вверх по течению по кромке берега. Пройдя 1 переход без тропы, упираемся в прижим. Вернувшись назад на 500 м, находим сохранившийся участок берега с тропой и по ней, поднявшись высоко над рекой, по скальной полке обходим прижим. В верхней точке на скале - мемориальная табличка. Тропа местами заросшая, однако читается достаточно хорошо. После прижима тропа выходит на берег Караугомдона к развалинам моста на правый берег. Осталось только одно бревно непонятной сохранности. Далее хорошо натоптанная тропа отходит от реки. Много старых стоянок, консервные банки, сине-белая маркировка – следы Всесоюзного туристского маршрута через пер.Гурзивцек. Переходим по камням ручей Гудуротта и выходим по тропе к сухому руслу Фастагдона. Тропа поднимается под скалы левого борта и вдоль сухого русла выводит к остаткам Райской поляны – колоссальной осыпной воронке-промоине, по дну которой грохочет мутный поток Фастагдона. Тропа забирает вверх по течению и спускается к переправе – довольно приличному мосту (Ф.29).

Фото 29.Мост на Райской поляне.

Фото 30. До 1988 г здесь была Райская поляна – одно из красивейших мест горной Осетии. Далее тропа выходит на левый борт воронки и снова поворачивает в сторону л.Караугом. Здесь возможен бивак. Есть пара ручьев, ровные места в сосновом лесу. От поляны осталось не более 10% былой площади(Ф.30).
От остатков Райской поляны тропа поднимается на левую береговую морену ледника Караугом, и далее идет по ее гребню. До высоты примерно 2300 на морене растет лиственный лес. На высоте 2300м в кармане морены находится озерко с довольно теплой водой, можно искупаться. На высоте 2400 м морена заворачивает налево, к леднику З.Караугом. Здесь есть ручей, бивачные площадки. По конгломератному склону крутизной до 40, с самостраховкой ледорубами, наклонным траверсом спускаемся на ледник. Около борта ледник немного разорван, открытые трещины засыпаны мореной. Пересекаем ледник, направляясь к понижению в гребне правобережной морены (Ф.31).

Фото 31.Ледник Караугом. ^ - место ночевки

Ледник открытый, пологий, движемся без кошек и связок. Выходим на морену немного ниже намеченного места, здесь ледник положе спускается к борту. Наверху морены находится обширное травянистое поле с ручьем, протекающим под склоном хребта – поляна Микелай. Ночевка, высота 2480 м.
Поднимаемся на гребень правобережной морены ледника Гулар, замыкающей с юга поляну. Далее движемся вверх по морене. На высоте 3060 м гребень расширяется, на нем множество бивачных площадок. Отсюда становится виден пер.Вологата (Ф.32). Воду можно найти на л.Гулар (20 мин. ходу). Далее возвышается моренный вал, за которым находится терраса, здесь также есть площадки. Над следующей,более обширной террасой, находится уступ с перевальным ледником. Под уступом, по которому стекает поток с ледника, есть большая плоская площадка на мелкой осыпи со следами биваков. Высота 3330 м., ночевка. Вода в ручье с ледника, примерно 100 м от бивака, ручей там уходит в морену. На террасе есть снежники, небольшое озерко.

Перепад высот м.

Поляна Таймази - с.Стур-Дигора-Дзинага(мост)

3ч 10 мин

-250

Мост- р.Бартуй - прижим лев.берега р.Караугом

4ч 00 мин

Поляна Микелай - ночевки под пер.Вологата

3ч 40 мин

+850

Фото 32. Пр.морена л.Гулар. 1 – пер.Вологата.

2.11 Перевал Вологата +Чилингини.

Ц. Кавказ, Караугом.

5.8

Ледово-снежный

Высота перевала:

3930 м  (по перечню - 4000м)

К югу от п.Саудор

10,5 часов

9,5 часов

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, веревка, системы, каски, кошки, карабины, ледорубы, ледобуры.

Особые замечания:

Опасность камнепада на западном склоне пер.Вологата.

С места ночевки по осыпному склону и простым скалам поднимаемся к языку ледника Он представляет собой открытый ледовый склон кр. около 30 и протяженностью более 100м, залитый местами свежим натечным льдом (замерзшие за ночь ручьи). Проходим его в кошках, с попеременной страховкой через ледобуры, и выходим на наклонное плато ледника( закрытый ледник кр. около 15). Отсюда поднимаемся через небольшой бергшрунд на левый борт ледника, левее перевала(по ходу), по ледовому открытому склону кр. около 40, протяженностью 200м(Ф.33,34). Движемся с перильной страховкой на ледобурах. Выходим на осыпь крутизной около 20, лежащую выше ледового склона, под крутыми скалами. Далее движемся по осыпи в сторону перевала с самостраховкой. Выходим на перевальную седловину по мелкой и средней осыпи крутизной оклол 20 (Ф. 35).
Перевальная седловина небольшая, покрыта средней осыпью. Тур слева по ходу на скалах. Хорошо виден путь пройденного подъема и дальнейший маршрут к седловине Чилингини.
С перевала ведет на восток крутой снежник. Обходим его слева по осыпи и выходим на снежный склон кр. 25-30, подрезанный бергшрундом. Снег позволяет хорошо формовать ступени, и достаточно плотен для страховки через ледоруб. Косым траверсом слева направо

Фото 33. Западный склон пер.Вологата. 1 – перевал

Фото 34.Перевал Вологата с ледника. 1- перевал.

Фото 35.Выход на пер.Вологата. 1 – перевал.

спускаемся к мосту через бергшрунд (Ф.37). Движемся в связках, с попеременной страховкой. Далее идем с одновременной страховкой по закрытому леднику к пер.Чилингини. Встречаются открытые и закрытые трещины. Разрывы на небольшом склоне перед п.Чилингини проходим вдоль левого борта. Седловина чуть-чуть приподнята над ледником Сонгути. На осыпи правого борта седловины устраиваем обед.

Фото 36. Ледник Сонгути и пер.Чилингини (1) с пер.Вологата.

Фото 37. Восточный склон пер.Вологата 1 – перевал.

Фото 38. Перевал Вологата с востока. 1- перевал.

От седловины движемся в связках вниз, в долину р.Сардидон, по закрытому, потом открытому пологому леднику. Пересекаем множество нешироких поперечных трещин. Видимость 500м, поэтому хицаны, между которыми идет спуск в долину замечаем, подойдя совсем близко к нижнему из них. Впереди ледник резко увеличивает крутизну. Поднимаемся на осыпное поле выше нижнего, двуглавого хицана и встаем на бивак на одной из нескольких готовых стоянок. Высота 3445 м, ночевка.
Утром спускаемся по короткому, но крутому осыпному склону на левый язык ледника. По открытому, 20 леднику, в кошках траверсируем влево-вниз на левобережную морену. Далее по морене, без тропы спускаемся вниз. Оба языка ледника заканчиваются чуть ниже нижнего хицана.(Ф. 39)

Фото 39.Ледник Чилингиницете.

Примерно на этом уровне проходим пару бивачных площадок. Движемся то по гребню морены, то по склону, где удобнее. В нижней части морены, на зеленке, появляются следы скота. Спускаемся к левому притоку р.Сардидон и переходим его по камням. Перевалы Вологата +Чилингини проходимы при видимости не менее 1 км. Ночевки, кроме вышеуказанных, возможны на пер.Чилингини.

Ночевка - язык ледника

Нижний хицан - лев.приток р.Сардидон

2ч 00

-845

2.12. Река Сардидон – перевал Козоти-с.Дунта –с.Фаснал.

Тропки становятся все заметнее. Спускаемся на пологий участок долины, где река на плоском днище разбивается на десяток проток. Здесь встречаем пастуха из Дунты со стадом коров. По его совету здесь переходим на правый берег Сардидона. Даже самая широкая(5м) протока переходится без проблем в одиночку.
Хочется отметить, что мы еще до похода подумывали, не перейти ли на правый борт долины еще по леднику. Однако характер правого языка ледника, и склон ниже него (бараньи лбы) не предполагает простого спуска. Так что пройденный нами классический путь все-таки оптимальный.
На правом берегу также идут коровьи тропы, даже получьше, чем на левом. По окончании плоского участка долины выходим на склон, и движемся, стараясь не терять высоты. Многочисленные тропки позволяют легко это делать. Река же уходит все глубже вниз. Так пологим траверсом подходим под седловину Козоти (высота 2300 м) и с небольшим набором на нее поднимаемся. На седловине обширная поляна, на северном склоне над ней березовые заросли с обширным черничником. С перевала тропа уходит вправо-вниз, обходит истоки ручья (осыпной овраг), и спускается к ручью недалеко от реки Сонгутидон. Сама река течет в глубоком желобе, и найти ровное место можно только на террасе высоко над ней. Отыскиваем подходящее место в высокой траве и встаем на бивак недалеко от ручья. Ночевка, высота 1800м.
Внизу видны строения сел Комунта (на холме) и Дунта (у реки) (Ф.40)

По тропе левого берега р. Сонгутидон спускаемся к с.Дунта, переходим по мосту реку и выходим на дорогу. Действующего транспорта в Дунте не нашлось и мы по живописной горной дороге спустились в следующее селение – Фаснал, откуда и удалось уехать в Мацуту.

Фото 40. Низовья р.Сонгутидон. 1- с.Дунта, 2 – с.Комунта. На заднем плане – Скалистый хребет.

Л.приток р.Сардидон - пер. Козоти

С.Дунта - с.Фаснал

-325

3.Итоги. 3.1.Итоги, выводы.
Пройден горный маршрут 3 к.с. Маршрут полноценный, набор препятствий разнообразный, все перевалы 2А разноплановые.
Цели путешествия были вполне достигнуты, несмотря на неполное прохождение заявленного маршрута. Акклиматизация получилась достаточно напряженной, зато пройденный участок очень своеобразен и красив. Все участники сошлись на том, что ландшафты Скалистого хребта совсем непохожи на все, что ранее им встречалось.
Весь остальной маршрут вполне традиционен, за исключением «траверса южного склона Суганского хребта». Данное вынужденное деяние (траверс) показало, что по тропам можно пройти из-под Белага Ю. до Штулу-вцека ,не спускаясь в долину Хареса.
Хотелось бы отметить, что пройденные перевалы 2А были достаточно безопасны, несмотря на жаркое и малоснежное лето, даже в конце августа. Спонтанный сход камня нами был отмечен только на западном склоне пер.Вологата, причем после прохождения нами опасного участка. Прохождение долины Караугома оказалось сложнее, чем ожидалось. Смытый мост через р.Бартуй скорее всего местные жители восстановят, поскольку имеют сенокосы на правом берегу. А тропа, смытая вместе с берегом, на участке р.Бартуй - прижим, не появится. Поэтому придется лазить по лесоповалу и осыпям. Проход по правому берегу Караугома, судя по новейшим отчетам, требует вдвое больше времени и опасен на участке выхода на ледник. Там требуется перильная страховка. Так что пока не сгнил мост через Фастагдон в районе «бывшей Райской поляны», ходить проще по левому берегу. Хочется верить, что в будущем пограничники будут реально патрулировать верховья Караугома и будут вынуждены поддерживать тропы и мосты в рабочем в состоянии.

3.2 Рекомендации.

Фото 41. Варианты прохода с л.Айхва на л.Галдор, вид с востока. Синий – через пер.Хвост Дракона, красный – наш. - места ночевок. Пунктир – скрытый участок.

Наш вариант перехода с л.Айхва на л.Галдор имел достаточно неудобный спуск с перемычки на запад, также пришлось потерять 300 м высоты. Есть более сложный (1Б) вариант перехода через перемычку несколько выше (т.н. пер. Хвост Дракона).
Он требует перильной страховки на подъёме и спуске(по 1 веревке) и движения в связках по леднику, зато позволяет за то же время без потерь высоты выйти на осыпи выше хицана. Маршрут дается по описанию А.Пигулевского. (ф.41-42)

Фото 42. Варианты прохода с л.Айхва на л.Галдор, вид с запада.

Однако при меньшем количестве снега этот вариант может оказаться камнеопасным. Поэтому руководителю следует прорабатывать оба варианта при подготовке и действовать по обстоятельствам.
Обхождение же перемычки снизу осложнено пересечением двух мощных потоков с л.Айхва. Сверху они выглядели достаточно неприятными. Возможно, придется искать переправу далеко внизу. При прохождении пер. Вологата с востока на запад следует помнить, что западный склон в малоснежный период, с освещением солнцем становится потенциально камнеопасным.

3.3 Заключение.
В заключение хотелось бы отдельно отметить исключительно хорошее отношение к туристам местного населения. В Дунте, когда выяснилось, что ехать не на чем, дали в дорогу свежего хлеба, помидоров и сыра. Водитель, отвезший нас в Мацуту, подарил 1,5 л бутыль самогона(!!!) Так что прорывайтесь в Северную Осетию, не пожалеете!

4.Приложения. 4.1. Материальное обеспечение.

Снаряжение, раскладка, аптечка не были оригинальными, поэтому мы приводим данные по материальному обеспечению выборочно.
Для готовки мы уже два года используем мультитопливные горелки MSR XGK Expedition в сочетании с самодельным таганком из 4-мм нерж.проволоки и экраном из 0,1 мм нержавейки. Ничего более надежного и удобного у нас не было за 35 лет занятий туризмом. В качестве горючего применяем бензин-растворитель (он же «Калоша», он же БР-2, он же «Нефрас» 80/120). Готовим в алюминиевых кастрюлях.
Продукты в большинстве используем полностью готовые (заливаемые кипятком).
Очень рекомендуем сухой изотонический напиток, он прекрасно утоляет жажду, в отличии от горной деминерализованной воды. На чел/день 10-15 г. Подобные продукты продаются в магазинах спортивного питания.

Перечень личного специального снаряжения.

Наименование

Кол-во

Страховочная система с блокировкой и самостраховкой

Каска с самостраховкой

Условные обозначения:
-красная линия - маршрут
-стрелки – направление движения
-треугольники и цифры – места и даты ночевок
-цифры без треугольника – даты заезда и выезда из района
-синий «х» – перевал
-синий текст – название перевала.

Отчет

Интересный маршрут, очень полезное описание редкоходимого района вершины Уазахох.