Автор: Сафонов А.И., Москва.

О Т Ч Е Т
о путешествии по району Центральный Алтай совершенном с 22 июля по 24 августа 2005г.

«Шумы» переходим по камням и бревнам. Фото Л.Дубова

Нижнее Поперечное озеро, над ним - перевалы Таймений 1Б (слева) и Крутой 1Б. Фото А.Дубова

Поперечные озера и перевалы Куроганный 2А (слева) и ПГПИ 1Б.

Перевалы Таймений и Крутой из лагеря на террасе левого борта р. Поперечной.

Ледник пер. Таймений 1Б, 2720 со стороны р. Поперечной. Фото А.Дубова

Подъем вдоль гребешка до морены под пер. Тамений.

Подъем на пер. Таймений.

Преодоление бергшрунда по снежным мостикам. Фото А.Дубова

Вид с ледника пер. Таймений 1Б на Нижнее Поперечное озеро. Показан путь подъема и места ночевок. Фото А.Дубова

Спуск с пер. Таймений в сторону оз.Тальмень по камнеопасному кулуару.
Внизу - озерко под ледником Б. Таймений. Фото Е.Хилковой

Пер. Таймений 1Б с юга (снято на следующий день). Фото А.Дубова

Вид на юг от лагеря под пер. Таймений. Фото А.Дубова

Перекус на траверсе южного склона Катунского хр. между пер. Таймений и Б.Таймений.

Пер. Большой Таймений 2А с запада. Фото Л.Дубова

Ледник Большой Таймений. Фото А.Дубова и Л.Дубова

С пер. Большой Таймений 2А на ЮЗ. Показан путь движения с пер. Тамений 1Б. Цифрами обозначены перевалы 1-Таймений 1Б, 2-Крутой 1Б, 3-Норильчан 1Б. Виден северный край оз. Тальмень.Фото А.Сафонова и А.Дубова

Вид с пер. Большой Таймений 2А на восток.

Седловина пер. Большой Таймений 2А со стороны Осиновки

На следующее утро: Лагерь над ледопадом под пер. Б. Таймений 2А
со стороны Осиновки

Вид с ледника под пер. Большой Таймений 2А на восток.
Видны нижние Осиновские озера, Белуха

Средняя часть ледопада под пер. Б.Таймений 2А. Фото Е.Хилковой

На разведке буры крутим в покрытый камнями натечный лед. Фото Е.Хилковой

Ледопад обходится слева вдоль скал. Фото Е.Хилковой

Витек Туморин вешает крючьевую страховку на скалах слева от ледопада.
Фото Е.Хилковой

Конец обхода ледопада слева от скального останца. Фото Е.Хилковой

Язык ледника пер. Б. Таймений над верхним Осиновским озером

Аквилегии (вверху) и примулы над верхним Осиновским озером

Верхнее Осиновское озеро

Нижнее Осиновское озеро с левого борта долины

р. Кураган. Цветы на склоне у реки

Терраса р. Абиак. Вид на перевалы Абиак Зап. 1Б (слева)
и Калагашский 1Б (справа).

Перевал Абиак Зап. 1Б с юга (широкое правое понижение)

Седловина пер. Абиак Зап. 1Б. Вид на север на долину р. Малый Калагаш

Спуск с пер. Абиак Зап. 1Б. в сторону р. Малый Калагаш

Оз. Экспериментаторов и пер. Граненый 2А с запада

Террасы над оз. Экспериментаторов и пер. Граненый 2А

Оз. Экспериментаторов с террасы с озером под пер. Граненый 2А

Определяющий участок подъема на пер. Граненый 2А с запада

Долина р. М. Калагаш между 5-м и 6-м озерами

Нижнее, 1-е озеро на р. М. Калагаш. Вид вниз по долине

Снег на стоянке у границы леса при подъеме на пер. Каратюрек с Кучерлы.

Вид в сторону Кучерлы с водораздельного гребня при подъеме на пер. Каратюрек.

Последние метры подъема на пер. Каратюрек. Зима.

Вид на Белуху со сторянки над ГМС "Аккем". Туман развеивается

Аккемское озеро и Белуха.

Мостик через Аккем выше озера.
На табличке надпись: "Проход по одному!" Фото А.Дубова

Разлив Аккема выше озера. Фото А.Дубова

Астры и пушица на аккемской тропе
в районе устья руч. Кара-Оюк

Язык аккемского ледника. Фото А.Дубова

Пер. Делоне с севера, со стороны Аккема. Снято 17.08.05. Фото А.Дубова

Подъем на пер. Делоне. Вид с перевала в сторону Аккема. Фото А.Дубова

г. Делоне с пер. Делоне. Фото Л.Дубова

Вид на пер. Делоне со стороны лед. Менсу, с подъема на пер. ББС

На пер. Делоне. Вид в сторону лед. Менсу Фото Л.Дубова

Встреча с красноярцами на пер. Делоне

Спуск с пер. Делоне на лед. Менсу

Преодоление зоны разломов на лед. Менсу.

Пер. ББС и ледник Менсу. Снято 17.08.05. Фото А.Дубова

Вид на пер. ББС с ледника Менсу

Вечером в лагере на Берельском седле. Холодно

Вид на восток с подъема к Восточному плато от Берельского седла

На Восточном плато. Вид в сторону Берельского гребня. Фото Л.Дубова

Подъем по восточному плато.
Вид на юг.

Последний шаг на купол Белухи. Вид на юго-восток. Фото Л.Дубова

У тура на вершине. Вид в сторону Западной Белухи. Фото Л.Дубова

Группа на вершине Белухи Восточной. Вид на запад. Фото Л.Дубова

Ирина и Нинка на вершине Белухи Восточной на фоне Западной Белухи. Фото Л.Дубова

Белуха с ледника Менсу

Перевал ББС и ЮВ гребень Белухи с ледника Менсу

Нинка проходит зону разломов на леднике Менсу

Гребень пер. Титова 2А с перевала Делоне 2Б

Священное дерево на тропе к Белухе

Пищуха. Созерцание. Фото Л.Дубова

Крупный размер 1,2Mb.

Владимиру Беляеву

Наверное, Вы правы насчет расположения перевала. С нами был человек, прошедший этот перевал несколькими годами раньше в резиновых сапогах с кошкой на одной ноге. Это нас и подвело. Но по Вашим словам, Вам удалось подняться на этот перевал со стороны Осиновки без проблем. Видимо, ледопад был засыпан. Год на год не приходится. А дочка продолжает ходить. Прошла несколько четверок по Кавказу, Алтаю и Терскею, в 2010 г. была на Эльбрусе.

По поводу расположения пер. Б.таймений

Прохождение пер.Б.Таймений согласно Вашему описанию не верно. При подготовке предстоящего похода я, собираясь провести группу через данный перевал и прорабатывая отчеты, столкнулся с интересным, но сильно отличающимся от других материалов, вашим отчетом. Это сильно дезориентировало. Летом 2013 года, при прохождении нитки маршрута р. Л.Осиновка-пер.ПГПИ-пер.Таймений-пер.Б.Таймений, было решено, в связи со сложными погодными условиями, от оз.2123.1 идти не на север на пер. ПГПИ, а строго на запад на явно видимый перевал Сюрприз(2А) по хорошему снежно-ледовому языку, где была снята Ваша перевальная записка от 31 июля 2005 года. В ней утверждалось, что это пер. Б.Таймений, хотя данный перевал расположен в направлении на юго-юго-восток в 1400м от описываемого Вами, что было доказано при прохождении нами этого перевала в дальнейшем. Перевал Сюрприз редко посещаем (Вашей записке 8 лет), хотя является самым близким и логичным на маршруте р. Тальменка-р.Осиновка. P.S. Очень поразили ваши фото с шестилетней дочей. Интересно, сейчас она продолжает заниматься туризмом?

пер. Таймений и Б. Таймений.

Очень понравился отчет. Особенно участие первоклассницы в таком длинном походе. Мы в том же августе 2005 года, только на 3 недели позже проходили перевалы Таймений и Большой Таймений. Интересно, что оба перевала мы проходили совсем не так, как в описании. При прохождении пер. Таймений мы не смогли пройти бергшрунд и вышли на скалы справа по ходу. А там идет практически тропа на перевал. Мы прошли весь путь без единой веревки. Сложным участком был непосредственно выход с ледника на скалы, однако это надо было слелать просто немного раньше. И в самом верху пришлось надеть кошки, чтобы пересечь участок натечного льда, буквально 5 метров. Что же касается перевала Большой Таймений, то мы проходили перевал, судя по всему гораздо правее (по ходу от Тайменьки). Перевал был пройден опять же без единий веревки и был даже проще пер. Таймений. Далее приведу описание из своего отчета: 22 августа. Пятый день похода. Перевал "Большой Таймений". Утром продолжили спуск с пер. Таймений к озеру, предварительно проверив, нельзя ли пройти траверсом сразу на ледник Большого Тайменьего перевала. Поняли, что быстрее все-таки спуститься к озеру. Спуск вдоль ручья состоит из нескольких осыпных участков с выходом на участки древней морены. На озере позавтракали, прошли вдоль его левого берега, перешли речку (истоки Тайменьки) и начали подъем в сторону Большого Тайменьего перевала. Сначала ледник довольно крутой, мы не стали на него выходить, шли по скальным выходам, по несложным полкам. Затем вышли на ледник. Сначала шли по леднику до скальных лбов справа по ходу, по ним и поднялись на основной плоский ледник с раскисшим снегом. Ледник простой, но длинный, а идти приходится почти по воде. Слякоть напоминала Новосибирск в первые дни апреля. Перевал представляет собой огромное ледовое поле, плавно перетекающее из долины реки Тайменька в долину Осиновки. Перевальный тур находится в камнях, метрах в 200 в сторону Осиновских озер от предполагаемой перевальной точки. Сняли записку туристов Чарышского ЦДП от 09.08.2004 (5 к.сл, мк 38-04, рук. Куц В.И.), шедших в сторону Тайменьего озера. Спуск с перевала очень разнообразный. Видно было, что ледник на спуске довольно сложный, мы и подходить к нему близко не стали, держимся ближе к левому борту долины. Скалы, осыпи, выходы древней морены и участки снега то и дело чередуются. Идти не скучно. Все сложные участки обходим, в основном, слева. Перед первым ледниковым озером большой скальный сброс. В этом месте выходим на водораздельный гребень между двумя озерами. Слева – большое красивое озеро, расположенное на границе зоны леса, справа – мрачное со льдом и ледниками, стекающими прямо в воду. К вечеру начинает моросить дождь. Останавливаемся недалеко от конца мрачного озера. 23 августа. Шестой день похода. Вынужденная дневка. Ночью выпал снег, палатку задавило несколько раз, утром моросил дождь со снегом, по мокрым скользким камням в условиях плохой видимости идти на крутой спуск не хотелось. 24 августа. Седьмой день похода. Спуск с пер. "Б. Таймений" (2А) – подход под пер. ПГПИ (1Б). Погода хорошая, ясно, снег быстро растаял, а камни подсохли. От места ночевки начинается самый крутой участок спуска вдоль водопада к красивейшему озеру, которое на схеме совсем не обозначено, а на Новосибирской карте есть, но без названия. Сверху оно напоминает бантик. К сожалению заканчивалась пленка, нет хороших фотографий этого озера. Спуск вдоль водопада проходим с многочисленными разведками. Сначала спустились вправо и перешли ручей, по нему спустились и пересекли его с выходом на зеленку, по которой и спустились к бантику. Озеро обходим справа по "чемоданам" и останавливаемся на завтрак. От озера очередной крутой спуск к Нижнему Осиновскому озеру, но здесь уже понятнее, как спускаться. Иногда встречается какое-то подобие тропы. Сначала идем по правому берегу ручья, затем переходим на левый и идем по левому берегу Осиновки. Чуть выше Нижнего озера есть несколько старых стоянок, на них обедаем, затем продолжаем спуск почти до озера, а немного не доходя до воды, поворачиваем в сторону Верхнего Осиновского озера. Идем вдоль ручья без тропы, много черники. На озере стоит группа из Голландии, а два их проводника понесли заброску на ПГПИ. Мы хотели только немного отойти от озера и остановиться на ночевку, но там, где мы хотели остановиться, не было воды, пришлось продолжить путь, в результате ночевали под самым перевальным взлетом у ледничка.