Горы мира > Камчатка >

Автор: Борис Хисматулин, г.Петропавловск-Камчатский

Больной, проснись! Пора принимать снотворное!

Читайте также на Mountain.RU
«Путешествие на остров Беринга»
Баджальский хребет
Мутновский вулкан
Траверс Ушковского вулкана
Суровая Камчатка. Февраль 2008 года

Конкурс "КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО"

Или повесть о том как мы на Ключевскую сопку собирались. И сходили.

Сначала мы на неё не собирались. Мы про неё не знали ни чего. Но когда узнали! и про то что она самый большой вулкан Евразии, и высшая точка Камчатки, то сразу захотели собираться. Но по началу у нас плохо получалось.

Потому, что денег мало и никто кроме нас туда идти не хочет. Пару месяцев собирались так плохо, а потом лучше стало.

Позвонил Андрей, инструктор альпинизма, мастер придумывать разные штуки, хороший парень. И спросил мол не хочу ли Я собраться на Ключевскую сопку. И бесплатно, даже денег еще заплатят и на вертолете отвезут... Я говорю-...мол хочу!

И мы собрались.

Приходим с рюкзаками туда, где комфортабельный караван камчатки должен нас ожидать. А ожидает нас семерых маленький микрик на пять мест. И Паша, водитель, говорит полезай-де ко мне в коробчонку, а за комфорт не переживайте, я вам телевизор включу! хитрый наш паша! Мы думали, что в Корее их (авто) делают из металла, а их оказывается делают из резины. Утрамбовались. Мне даже козырное место досталось, на сиденье! И поехали мы на Ключевскую сопку ехать. Доехали до гостиницы в городе, за туристами и оказалось что у клиентов четыре рюкзака на двоих и один большой баул. Ехать мы не можем, а можем лишь придерживать. Придерживали мы вещи, которые переползали у нас между ног и туловищ. В общем придерживаемся до Сокочей.

О Сокочи! Славное пристанище всех голодных! Сторговали мы у одной "девушки", 60-ти лет, по два чебурека со скидкой. А ещё молока и кофе. После чего долго думали где бы это все употребить.

После чего быстро употребили. Голоден я был очень.

После чего запили все молоком и кофем. По машинам! т.е. по машине!

Опять ноги, вещи, тела, руки.

И тут от съеденного мне сделалось так хорошо! Очень хорошо!! И понял Я что люблю всех очень. И тебя, и тебя, и КАМАЗ и колесо, что проколовшись не откручивается и особенно домкрат! А ехали мы по плохой грунтовке (которую в тот момент я очень любил) и колеса мы наловчились менять с ловкостью акробатов.

Раз-Два-Готово! Мы поднимали машину вместе с пассажирами и багажом так, что никто даже не успевал проснуться. Раз-Два-Готово! А всё потому что чебуреки и люблю я всех очень!

В таком полубезумном, любовном, состоянии доставили меня в Мильково. Где со словами: Больной, проснись! пора принимать снотворное! Запихали в меня рис, курицу и кефир. Кайф продолжаеться! Я всех люблю!...а когда это кончиться?

Мы все. на заднем плане-влк.
Ушковский-Крестовский (совмещены)

Bид с вертолета. Ушковский-Крестовский, Ключевская, Камень, Безымянный вулканы

Едем дальше. Наш девиз: и что бы у меня ни одного прокола!

Проколов не было, зато приколов было много. Двигатель перегревался, вода выкипала, машина не ехала. Воду заливали очень часто, и ехали медленно: по предположительным (глазомерным т.к приборы-то не работают)оценкам-60км/час. Перед Эссо, за пять километров до него, мы окончательно остановились. Водитель выскочил из машины и с криком:"Я за пробкой!!" убежал в темноту. Что это было?

Тем временем мы готовили сауну. Я сходил за водой на ручей.

Двигатель был горячий и сухой. поэтому Мы решили, что будет не плохо залить в него ледяную проточную водицу. Решено!? Заливаем!... вроде нормально. А в салоне сидит клиентка, Надин(и двигатель тоже в салоне.) вроде булькает. Заливаем ещё! Вау! Это же гейзер! Струя пара ударяет в потолок, пар во все стороны! В салоне сауна, русская баня. Надин удивляется, интересуется, что это-мол, баня? А почему не в Эссо? Ей мол в Эссо обещали! Мы объясняем что это русская походная баня. " о! хорошо!"-говорит Надин.

Водитель прибежал через 30 минут с пробкой в руках, закрыл радиатор, и мы понеслись! Километров 40 в час. Зато проколов не было, одни приколы!

Так и добрались мы до славного поселка Эссо. Очень милый поселочек. Природа хорошая, какая-то щедрая. Разместили нас в домиках, с комфортом. И опять: больной, проснись! пора принимать снотворное! Лучшего комфорта, гостеприимства, Я еще не встречал. Все довольны. Вспоминаем о наступившем дне рождения Андрея!..Поздравляем. Наливаем. Опять что-то говорим, наливают, я сплю. За дверью говорят и позвякивают.

Такая техника

С вертолета. Безымянный, Удина, Зимина вулканы

Отлёт

Утро чудесное, погода прекрасная! Сели завтракать в 9 утра и тут именинник Андрей говорит что вертолет готов и надо спешить. Закидываем яичницу, бутерброды, чай, соки все внутрь. Прощай комфорт и душ! Здравствуй, искатель разлук вертолет.

Выслушиваем ворчание пилотов и техников о том, что надо раньше, пока погода есть, что вы не одни, киваем головами, соглашаемся. Взвешиваем вещи на весах, грузим их в алюминиевую махину и усаживаемся на взлет. Уже одетые по зимнему, в пуховках, термобелье и прочих гортексах. И тут. О чудо! мы взлетаем!

Благо в день рождения обязательно везёт!

Один из ледопадов влк.Камень

Северный склон влк.Камень

По пути открываем иллюминаторы, бегаем от одного к другому с фотоаппаратом, все снимаем. Под ледником Богдановича совершаем посадку. Оставляем бак с топливом для более легкого набора высоты. Опять усаживаемся, взлёт, вокруг ни облачка, вулканы и Камень во всей красе!

Мы облетели это чудо(Камень) на 270 градусов. Это просто мечта! С севера он затянут ледовым панцирем, а с юга такая стена! Кругом великолепие и красота!

Южная часть Камня. Виден гребень 4Б.

то же

Приземляемся на перемычке между влк. Камень и Ключевская сопка. Высота 3300 метров . Выгружаем вещи и отправляем вертолет вниз.

Держим вещи.

Полетел

БазЛаг

А теперь сюрприз! На перемычке нет снега, а обычно его больше чем зимой. И на склонах Ключевской его нет! Это плохо!

Ставим палатки на камнях. Большая-кухня, клиентов-2места, Marmot-2 места, RedFox-3места. Всего нас семеро.

Таскаем камни, строим стенки от ветра. Чувствуем высоту, голова кружиться, а после еще и заболит. И каждый почувствует её по своему. Потом лежим в палатке, разлагаемся. Из открытого тента видны фантастические виды Камня и Ключевской.

Доразлагались! Одеваем ботинки, фонарики на ноги, берем кошки и ледорубы и идем с Алексеем покорять Камень. Правда времени у нас всего час-полтора, пока ужин не готов.

В основном лёд и жёсткий фирн. Лёд голубоватого оттенка. Иногда встречаем натечный лёд на скалах, который приводит нас в восторг. В сущности мы движемся по круто стекающему леднику, иногда выскакивая на гребень. За час набираем метров 350.

Одни на перевале. Погода-идеальная

Такой вот морозный августовский вечер!

На разрыве гребня останавливаемся, время вышло, пора вниз. Небольшой ветер и поземка.

Вниз идём соблюдая осторожность, в "три такта", лицом к склону.

Если от сюда слететь, зарубиться просто не получиться. Спустились. Ужин.

Запланировали выход на гору в 6:00. Подъем в 4:30. С вечера забили термоса, разложили их по спальникам. Ночь вызвездилась мириадами огней и мы посреди двух гигантов. Большая медведица над склоном Ключевской указывает на полярную звезду, висящую над вершиной. Млечный путь, соединяющий две горы одной широкой дорогой.

Утро выдалось на погоду отличное! Звёзды, ветерок. Позавтракали борщом, яичницей. Забили термоса. И пришел черед расплаты за всё это удовольствие. К нашей палатке подошёл Бил с охапкой вещей. Это надо взять на гору! Ко мне в рюкзак перекочевало, кроме прочего, фляга с водой, система, кошки, пуховка, куртка, ледоруб, перекус, два термоса, компрессионник с теплыми вещами для клиентов( то что мы посчитали нужным взять), две каски всего, и свой комплект снаряги система, кошки, ледоруб. Рюкзак оказался хорошим. Однако симптомы горной болезни за ночь развеялись, в этом помогла прогулка по склону Камня.

Град.фото в БЛ. мы на спуске попали в него.

Гора после восхождения. выпал снег.

Гора

Мы попрощались с остающимися в лагере и тронулись в путь. Темп был выбран правильный. Андрей ведёт впереди: равномерно и не быстро. С учётом наблюдений за склоном в предыдущий день мы обходили особо камнеопасные участки( особо-т.к. Ключевская представляет из себя один большой камнеопасный участок,слабо реагирующий на суточные колебания температуры.

Вершина конуса прогрета изнутри, а микроземлетрясения служат катализаторами для сбросов. Хотя камнепады не поддаются ни какой систематизации) Весь прошлый день был слышен грохот и пыль, но самих снарядов не видели.

В общем два часа восхождения работали хорошо и равномерно.

Набрали 500 метров (3800). Небольшой отдых. Отсутствие снега осложняло восхождение т.к. маршрут представляет из себя шлаковый конус. Шлак имеет несколько видов: мелкий как песок - идти по нему тяжело. При нагрузке верхней ноги она сдвигает шлак вниз и останавливается на 15 см выше нижний ноги, так и плывёшь! Шлак, лежащий на твердом основании-горазда удобней- т.к. пара ударов ботинка и место для шага расчищено.

И крупный, шарообразный шлак- на таком находиться просто опасно. На нем очень трудно передвигаться, как правило начинается каменная осыпь. Такие места мы старались быстро пересекать.

Клиенты чувствуют себя на склоне не уверенно. Их обувь проигрывает нашим Asolo. подошва гнёться, из под ног постоянно вылетают камни, от которых приходится укорачиваться нам. В одном месте вешаем веревку, чтобы пройти шлаковое поле, и одеваем на них кошки. В кошках дело идет лучше. В моём багаже добавляется веревка.

Я ищу жидкую воду.нашёл.

Мы все после горы. как раз видны на заднем плане
вулканы Ушковский(3903) и Крестовский(4108).

Наступил рассвет, встало солнце. Напротив нас красавец Камень, внизу перевал и базовый лагерь.

Высота 4200 встретила нас горной болезнью. Я наслаждался пульсацией своего мозга и нехваткой кислорода. Такое ощущение, что голова изнутри взрывается с периодом биения сердца. Я знал что так будет, и потому не был удивлен и настроение было рабочим. Подумалось:" Вот это тебе. Теперь борись." Высота не обошла и Андрея, более опытного. Его она призывала спать.

Клиентам тоже доставалось. Леха шел спокойно, без симптомов.

Здесь опасность прошла рядом. Мы остановились перекусить под грядой больших камней. Клиенты устраивались на открытом месте, им объяснили, что это плохая идея и усадили под стенку огромного камня. Я стоял перед ними, держа рюкзак перед собой, достовал термоса, перекусы. Я увидел его летящим в нос, без звука, без удара, он обогнул по дуге нашу защиту, прошел на уровне головы и ушел вниз так же без звука не касаясь склона.

Я в этот момент делал шаг влево, он прошёл справа.

Я упал на рюкзак с криком: "Камень!!" Испугался я позже, когда осознал. По-счастью движение влево было задумано до появления этого неприятеля. В тот момент я просто производил задуманное.

Делал шаг влево.

Внезапно вершина затянулась двухслойным облаком, и через считанные минуты мы были в тумане. Постепенно на одежде намерзал лёд. Ветер, холод и туман делали своё дело. Так мы и месили этот склон в тумане: Лёха впереди, Андрей(следя за клиентами), и Я метрах в 20.

Задал себе темп:15 шагов, отдышка. Но не тут то было. Постепенно пришлось их сократить до 5 шагов. После чего опора на ледоруб и отдых. Первый шаг делаешь легко как внизу, второй труднее, третий тяжело, четвертый-пятый доползаешь.

влк.Безымянный в работе.

Камень на рассвете

Постепенно выравниваю шаг. Иду походкой "смертельно уставшего человека".

Увеличиваю количество шагов. идти стало легче.

До вершины каких-то 100- 150 метров . Прёмся вверх. Замечаю, что на верху клиенты ложатся на камни и "изучают" их минералогический состав. Сам я тоже время от времени "изучаю". Со временем все изучают склон. Один Лёха не изучает, а излучая силу и уверенность месит наверх. Произучали мы эти 100 метров около часа. Но все проходит. Выполаживание.

Идём не останавливаясь. Дым фумарол. Сгустки пара. Грохот взрывов.

Крутой сброс вниз. значит Вершина.

Счастливые, в ледяных панцирях, прячемся от ветра в кратер.

Ощущаешь коленями его теплоту. От земли поднимается пар.

Грохот взрывов пугает. Кажется, что рядом может упасть бомба. Разрывы то одиночные то серией один за одним. И вибрация передаётся земле.

Итак, 220 лет назад. В 1788 году Д.Гаус совершил восхождение на влк. Ключевская сопка. И вернувшись произнёс: "Там АД!" и упал замертво (имеется в виду-уснул богатырским сном. Т.к. потом составил описание восхождения и кратера).

Вершина Камня 1.

Я маркирую веревку

Эта дата считается началом Российского Альпинизма.

А мы перекусываем на вершине. За это время моя горняшка успокаивается. Она у меня вверх не любит ходить, а на месте спокойная. На спуске её и вовсе нет. Лёху наоборот на спуске охватывает горняшка, он хочет спать, идет в стороне и молчит.

Спускаемся в начале по гребню, потом по шлаковому кулуару. Идем группой, что бы не забрасывать друг-друга камнями.

Я двигаюсь лицом к склону с ледорубом в руках. Смотрю вверх, слежу за склоном, ожидаем камни. Спуск так-же изматывает.

Поэтому спускаемся до 4000, отдыхаем. Пока сверху не было ни одного камня. Идём ниже. На 3500 выходим из кулуара и движемся вдоль русла ручья. Здесь понимаю, что опасность камнепада миновала. За весь спуск ни одного камня не было, за исключением наших. Хоть конус и активен. Прошлым днём в это время сыпало. Благо успели свалить. Позже, вернувшись в лагерь, в 22:00 мы слышали сильнейший камнепад на этом склоне. Ключевская не предсказуема.

Вершина Камня 2.

Вид на Камень с влк.Ключевская сопка

А сейчас мы ещё не спустились. Нам предстоит обойти какие-то сбросы перед собой, попасть в снежный заряд, разряды грома. Почувствовать как волосы поднимаются на голове и колючие разряды гуляют по лбу, трещит капюшон куртки и ледоруб в руках жгётся иголками. Отвязываю самостраховку ледоруба, снимаю кошки - гораздо лучше. Рекомендую это же сделать клиентам.

Нам предстоит в этой снежной круговерти найти свой лагерь. Благо слышны выстрелы ракетницы и крики людей в лагере.

Вершина Камня 3.

Ледопады на склонах Камня

Даша и Паша сделали наше возвращение в лагерь приятным и тёплым. Полная кастрюля борща, теплота улыбок, и горячего чая.

Тем временем природа за тентом палатки успокаивается. Гора отпустила.

До утра сидим на кухне втроём(мы друзья и в горы ходим вместе) и разговариваем по большей части о Камне. Вот он, рядом, протяни руку и он твой.

Переодически выглядываем наружу, оглядываем Камень и Ключевскую.

А на завтра вертолёт. Летим в Эссо.

На вершине Ключевской

Я на вершине.

Cостав:

Пасюков Андрей 1р, инструктор, гид,28лет, а/к "Кутх"

Матаков Алексей 3р+,альпинист,22г, а/к "Кутх"

Хисматулин Борис 3р+,альпинист, 27лет,автор, а/к "Кутх"

Бен-турист, вулканолог.

Надин-туристка, вулканолог.

Даша-переводчик, повар, девушка.

Паша-водитель, около 35лет.

Отдых на спуске 1.

Отдых на спуске 2.

re: позитив))

Присылает мне как-то вечером товарищь Миша Гончаров из Новочеркасска эту статью... "Больной, проснись! Пора принимать снотворное!" одно из его любимых выражений)) Я Считаю что так кратко и одновременно красочно описать события поездки может только человек обладающий талантом! Борис, он у вас определенно есть, за что вам огромное спасибо!))) Читал с упоением! Очень здорово вы съездили! Прочитал... дай думаю подруге скину) "на прочти , тебе должно понравиться" ))) Ждем еще рассказов!

Суровый и прекрасный край земли

Ну что тут скажешь... Уехал с Камчатки полтора года назад... Часто ее вспоминал. Но после такой статьи... были бы деньги, завтра же улетел бы на Камчатку :) Так что, товарищи, если есть возможность - немедленно туда, в неизведанный, полный приключений край земли. 200% что не пожалеете. P.S. Борян, поздравляю с авторским дебютом. Очень понравилась твоя статья. Чувствуется что от души. Разослал ссылку на нее всем знакомым :)

позитив

Друг прислал ссылку: на прочти , тебе должно понравиться.-)))...а спать то хочется, уже ночь совсем, пробегаю глазами по статье, вырвала абзац про всеобщее изучение минералогического состава камней на склоне, зацепило-))) стала читать сначала.... так вот СПАСИБО!.-))) мало того что отвлекшись от мыслей о Кавказе и Фанах мне смертельно захотелось посетить "терпкую Камчатку" так ещё и море положительных эмоций от приколов, проколов и атмосферы всеобщей любви, созданной в рассказе.-)))

Не настраивайтесь на теплую Камчатку на Ключевской группе вулканов.

Люблю район Ключевской группы вулканов. Он действительно по мужски хорош. И относиться к этой группе нужно серьезно и не раслабляться. И это Закон.