Автор: Алексей Сушков, Санкт-Петербург

Эльбрус-2001. Взгляд чайника Игорь Канель, г. Москва
Два восхождения на Эльбрус Ильдар Марданов, г. Керчь
Эльбрус. Расписание полетов, Валерий Шамало, г. Санкт-Петербург

Давно я не был на Кавказе, а в Приэльбрусье и того дольше, лет наверно 25. Захотелось посмотреть, как там сейчас, опровергнуть или подтвердить слухи о неспокойности района. Была еще одна мысль, что как честный альпинист, я должен зайти на Эльбрус, а то надоело объяснять, почему я на нем до сих пор не был. Забегая вперед, скажу, что путешествовать там безопасно, местное население радушно, ну а красота гор, несмотря на цивилизацию, вечна!

17 июля

Питер. Подъем в 4:30, такси в 5, в Пулково в 5:20 (днем по пробкам дорога занимает часа полтора), до рейса еще час, начал писать дневник. В последнюю неделю заболела нога, горло и передний зуб стал чувствовать горячее… вот я и думаю, что бы это значило? Может мой организм заранее сопротивляется предстоящим над ним издевательствам? Пересадка в Москве, между рейсами меньше часа, успел без проблем, Минводы, температура воздуха +31, после питерского лета – жара! Менты в аэропорту встретили, как всегда, приветливо. Вопрос, почему в паспорте нет отметки о воинской обязанности, застиг меня врасплох. На оправдания, что я давно уже не военнообязанный, пригрозили задержать до выяснения. Я сделал покорной вид, они поняли, что денег не получат и отпустили.

Собирается группа: Михаил из Липецка, Сергей, Александр и Андрей из Москвы, Станислав из Челябинска, Антонио из Италии, я из Питера и гид Данила из Кисловодска. Поехал я в очередной раз с Альпиндустрией, благо в предыдущие разы (а ходил я с ними на Монблан и ездил в Непал) нареканий не было. Встретил микроавтобус с кондеем, загрузились, поехали. Ехали часов пять с остановкой на обед и заходом на рынок, купил чеснок. По пути прикололи коровы, выходящие на середину дороги, чтобы охлаждаться ветром проезжающих мимо машин. Произвели впечатление новенькие пограничные заставы. В Терсколе зашли в Альпиндустрию, там встретил Сергея Романова, с которым ходил на Монблан в 2006 году. Здесь он водит группы на Эльбрус. Поселили в гостиницу Чегет-Озон, что значит Северный Озон.

Роскошные для туриста двухместные номера с телеком, душем, полотенцами и шампунями. Ужин вкусный, обслуживал официант с пацифистским именем Замир. Станислав храпит, но спать не мешает.

18 июля

Утро, ливень, но Данила - гид решил, что акклиматизация важнее. Более того, вместо подъемника на Чегет пошли пешком с 2060 до 3100. Шли 3 часа с перекусом, вниз спустились на подъемнике. Знаменитый ледник “Семерка”:

С нами пошел Сергей Романов, по дороге ругался на спасателей и МЧС, что не работают на профилактику несчастных случаев, спасают бесплатно, но плохо. Лучше бы действовал механизм страховок, как в нормальных странах. Рассказывал, что в Кабардино-Балкарии стало лучше после прихода к власти нового местного президента, гаишников меньше, пограничники работают, конфликтов между кабардинцами и балкарами нет. Туристов любят и хотят, чтобы их было так же много, как во времена Союза. Вечером баня. Нога, горло и зуб прошли, смирившись с неизбежным!

19 июля

Вчера Андрей напоил нас чаем с какой-то травой, не мог заснуть до 12, спал плохо, утром сказал все что думаю о его чае! Данила продолжает настаивать на активной акклиматизации и вместо подъезда на автобусе с Чегета до Азау шли пешком 5 км, 300м подъем. На первый подъемник (Азау 2500) стояли минут 40, на второй (Старый кругозор 2950) больше часа, на третий (Мир 3500) 5 минут. Говорят, что зимой лыжники стоят по 5 часов, а сейчас еще нормально “мертвый сезон”. На горных лыжах здесь катаются круглый год. С бочек до станции Мир проложена трасса. Ну а выше снег все время. 13:30 на верхней станции Гара-баши – 3770. Пошли, я шел своим темпом – шаг вдох, шаг выдох, пульс 150, на отдыхе 120, высота однако… Через полтора часа Приют 11 высота 4100.

Приют 11 сгорел в августе 1998 года. Происхождение названия следующее: в 1909 году студенты Петербургского и Харьковского университетов совершали восхождение на Эльбрус. До высоты 4200 дошли 11 человек и остановились на ночлег, о чем они и написали на скале “Приют 11”. А в 1939 году на этом месте построили гостиницу.

Произвело неприятное впечатление количество мусора на Эльбрусе. Наверху, где альпинисты еще нормально, мусор уносят с собой, а там где лыжники и экскурсии - ужас. Час вниз, 17:00 в гостинице, еле дожил до ужина в 19:00, 21:30 – пора спать, завтра на гору. Наш итальянец Антонио, оказывается, 3 недели бегал по Альпам готовился к восхождению. Идет, действительно, бодро. Вечером угостил сыром с плесенью, говорит, что хорошо для похудания, я не решился… Ему 60 лет, английский не знает, общаемся на пальцах со словарем.

20 июля

На подъемники потратили 2,5 часа, т.к. воскресенье и много экскурсий. На бочках, у Альпиндустрии несколько вагончиков, в одном столовка, в остальных двухэтажные нары, на заднем плане “биотуалет”:

Накормили домашним обедом, а хотелось чего-нибудь походного! Отдохнули, пошли на скалы Пастухова 4600.

Андрей Васильевич Пастухов – военный топограф, первый из русских альпинистов, поднявшийся на обе вершины Эльбруса: западная 1890 год, восточная 1896 год. А первое восхождение на Эльбрус было совершено в 1829 году кабардинцем Килларом в составе русской военно-научной экспедиции.

Пульс на подъеме 130-140, на спуске 140-150. Закат на бочках:

21 июля

Сегодня день отдыха. Встал в 5:00, пошел фоткать рассвет:

Солнце появилось на час позже обещанного в интернете времени, наверно, там указывается время рассвета, если бы не было гор. Автопортрет:

После обеда ледовые занятия, учились при срыве останавливаться на снегу: главное, ноги расставить пошире, чтобы снег набирался в развилку, тем и тормозить!

22 июля

Подъем в 2:40, завтрак 3:00, ратрак 4:00 за 12000р довез группу до скал Пастухова 4800. Ратрак:

Пошли, вокруг люди – сегодня военная Эльбрусиада, на гору идет 500 человек, 6:00 рассвет:

Правый нижний угол, скалы с Приютом 11, немного выше можно разглядеть бочки:

Идем хорошо – медленно. Другие группы параллельно обгоняют, обгон занимает минут пятнадцать. 8:00 вышли на косую, фото Андрея :

Михаил решил повернуть обратно. Седловина (11:00) 5370:

Заболела голова, съел таблетку, на седловине задерживаться нельзя – плохой микроклимат. Два взлета, плато, небольшой вершинный подъем и в 13:00 западная вершина 5642 (восточная, кстати, ниже 5621). На подъеме задолбали иностранцы, идущие навстречу, со своими “ very close ”, хотелось ответить по-русски. Пофоткались, слева направо: Сергей, я, Андрей, Александр, Станислав, Данила, Антонио:

Вершина и я:

Пошли вниз. Тут главное не терять концентрации, не цепляться кошками друг за друга, идем опять хорошо, 15:30 скалы Пастухова 4600, приехал ратрак, 16:00 на бочках, общее время восхождения 12 часов от звонка до звонка. Там Романов с корейцами, у них завтра акклиматизация, послезавтра без отдыха восхождение. У корейцев отпуск 1 неделя, надо все успеть, впоследствии из этой группы трое не взойдут.

Наконец я понял, как ходить с палками: надо помогать ногам переносить вес тела вперед и вверх. Есть два способа – если подъем крутой, то палки ставятся одновременно у передней ноги и на выдох тело на них повисает, и в это время делается шаг вперед нижней ногой, а передняя выпрямляет колено. Когда не очень круто, то все тоже, но палки работают по переменно. На спуске палки надо удлинить и помогать ими снимать нагрузку с переднего колена, т.к. на руках переносится вес тела. На некрутых участках палки не нужны, или я еще не научился ходить. На моренах, когда надо прыгать с камня на камень, палки вредны, т.к. есть соблазн на них опереться и соскользнуть. На снежниках и ледниках полезны, т.к. надежно держат тело.

Про витамины

Гиды советуют пить только витамины. Им я охотно верю! Организм людей, которые за год совершают по 20 восхождений, наверно хорошо справляется с нагрузками и высотой. Исходя из своего предыдущего опыта, и посмотрев имеющуюся литературу, я решил помочь своему организму. Возможно, это сыграло не последнюю роль в том, что на восхождении я чувствовал себя, как никогда хорошо: всего лишь вдох-выдох на шаг. За две недели до начала похода и во время: витамины Динамизан (во время похода двойная доза) + Милдронат для улучшения обмена веществ. Начало активной акклиматизации на высоте, за двое суток до восхождения и день после: Глицин (0,1 г 2 раза в день) аминокислота для головы + Панангин (1 капсула 2 раза в день) для сердца + Диакарб (250 мг 2 раза в день) для лучшей акклиматизации. Брал еще с собой Акваген ( Oxy Silver ), но не пригодился и так терпимо было!

23 июля

На канатке вниз. Взял одноместный номер (2000р в сутки с завтраком и ужином), разложил на полу вещи, пошел в душ, думал, что после 4 дней на горе кожа будет хуже. Полежал часок и в баню, там выпил стакан пива “Терек” больше не пошло, переключился на чай с вареньем из еловых шишек и почек. Шишки понравились. На ужин пошли в местный ресторан, домашнее вино с шашлыком из баранины. Часов в 11 вечера пошли на пати, которое устраивали иностранные группы, там было весело пол часа, пили водку с норвежцем, который кричал, что он самый крутой, потом он пролил мне водку на штаны и был послан пить дальше в бар. Потом пили со Стефани – француженкой, у которой рядом на скамеечке спал канадский друг. Но в 23:30 дискотека 80-х закончилась, иностранцев погрузили в автобусы и увезли. Мы остались одни, пытались договориться, чтобы автра нам зажарили целого барашка, но безрезультатно.

24 июля

В 10:00 с больными головами поехали на легкую прогулку в ущелье Адыл-Су, что в переводе значит Красивая - Вода. Кстати, Адыр значит круча. Издали посмотрели на Шхельду, что значит Брусника:

Живая пушка :

Много альплагерей, молодежь тусуется, дети с родителями:

Было похоже на Непал, не понятно, где Гималаи, а где Кавказ:

Ледниковое озеро на фоне Эльбруса:

Оно стоит само :

Легкая прогулка растянулась на шесть часов без еды, попили нарзан на “поляне нарзанов”, ужин в еще одном местном ресторане, понравились хычины с сыром, домашнее вино опять же не подвело.

25 июля

Хотел сделать день отдыха. Сначала все так и шло. Утром купил сувениры, в 12:00 меня отвезли в отель “Чыран-Азау”, что значит “Ледник - По которому мало ходят”. Сначала за трансфер водила хотел 250р, но я обиделся и сказал, что поеду на такси, он согласился на 150. Отель на поляне Азау прямо у подъемников:

Но вид из окна радовал:

Заселился, поспал часок, съел вкусный суп “Чанахи” с мясом, картошкой и фасолью. В 15:00 пошел на водопад “Девичьи косы”. Отсюда все начинается:

До начала маршрута 2 км гулял почти час. Путеводитель утверждал, что вверх надо идти 2.5 часа, вниз 1.5, мне такой расклад не подходил, т.к. тогда я не успевал к концу ужина (20:00). Решение было идти по серпантину вверх и по дороге смотреть, где можно будет срезать по пути назад. До водопада дошел за 2 часа (600 метров подъема), там провел около часа. Водопад изнутри :

Я не голый, а просто спрятался:

Пошел срезать дорогу. В результате я сэкономил полтора километра и 200 метров по вертикали, но такого экстрима я давно себе не позволял. Пришел в отель, за 10 минут до конца ужина, дополз до номера, выпил бутылку “Альп” – хорошее местное пиво, на ужин дали еще “Терек”. Вообщем, день отдыха превратился в экстремальный пяти часовой поход. Завтра вторая попытка отдохнуть на озере “Донгузорун”.

26 июля

Дошел до подъемников, на подъемнике до кафе “Ай”, что значит Луна. Вид с Чегета:

Остановили пограничники, показал пропуск, подозрительно спрашивали, почему один и куда я дел остальную группу. На озере пробыл пол часа:

Потом пошел ливень с грозой, потом град, побежал обратно, весь промок и замерз. В “Ай” поел хычины с сыром и барбарисовым чаем, очень вкусно! До гостиницы поехал на такси, получилось, что “отдыхал” я шесть часов, завтра уже нормальный выход на озеро Сылтранкель, что значит Красивое Озеро.

27 июля

9:00 вызвал такси и за 400р и за 20 минут был в Верхнем Баксане. Рассчитывал вернуться часам к трем, т.к. в четыре обещали дождь. По карте до озера 3 часа хода и 1 км подъема, на что я и рассчитывал. Но все оказалось иначе. Первые сомнения начали закрадываться через 3 часа хода и 1 км подъема, когда озером и не пахло, а встречающиеся туристы, утверждали, что идти еще 3 часа. Но я надеялся увидеть озеро за очередным отрогом. Таких отрогов на пути оказалось еще 3, с набором высоты по 200 метров. Погода испортилась, пошел небольшой дождь, а с ним и моя решимость достигнуть озера стала таять. Появилась мысль, что это озеро мне не так уж и нужно. Но сдаваться не хотелось, и через 5 часов и 1600 метров подъема я был на высоте 3400 и увидел великолепное зеленое озеро:

Путь назад еще 3 часа.

Хорошей идеей, оказалось, разводить ананасовый сок горной водой, вода становится кислой и хорошо утоляет жажду. За ужином познакомился с австрийской парой, они одни собрались на Эльбрус, на правах сходившего на гору давал им умные советы.

28 июля

Отхожу от вчерашнего, позавтракал, полежал, сходил за соком, поел суп Лагман – мясо с лапшой и овощами, еще полежал, понял, что способен передвигаться, за 50р доехал до ущелья Терскол, пошел потихоньку вверх:

Шел 2 часа, очень красиво:

Издали посмотрел на водопад, час вниз, хорошо прогулялся, завтра долина Ирик, что значит Баран.

29 июля

С утра дождь, к 11 начало разведриваться, за 300р доехал до ущелья Ирик, 4 часа верх, очень живописно:

Наверное, орел :

Тропа неприятная, узкая, мокрый песок, есть куда падать, надо идти верхней тропой:

До ледника не дошел:

Обратно 2 часа, встретил “дикого” коня:

Вечером подарил австрийцам карту местности, они радовались. Лучше, чем эта не нашел даже на месте:

30 июля

Собрался, 10:00 выезд, 13:00 в Минводах, самолет задержали на 5 часов, и еще взяли плату за перегруз. До сих по жалею, что заплатил. Не летайте компанией “Россия”.

По деньгам получилось:
Путевка: 38000р
Самолет: 16000р
Дополнительные расходы во время путешествия: 15000р
Купленное снаряжение считать не буду, итак получилось совсем не бюджетно: дешевле было в Грецию слетать с all included !
Берегите себя! Лучший альпинист – это живой альпинист!

Полная фотоверсия: здесь
Еще мои отчеты: www.sushkov.ru

Читайте на Mountain.Ru:

Дневник восхождения на Аконкагуа 6962
Аргентина 2010
Часть 1

Дневник восхождения в Непале 2007

и ах )

В своих отчетах я сознательно пишу про цены, про организацию путешествия, даю ссылки на полезные интернет ресурсы и другую полезную информацию, которая помогает людям осуществлять свои мечты! А за красивыми формами, красочными описаниями, эмоциональными впечатлениями советую обращаться к классике: "Хрустальный горизонт", "Эверест, юго-западная стена", Джона Кракауэра "В разреженном воздухе", "Восхождение" Анатолия Букреева, Тенцинг Норгей "Тигр снегов", Шатаев "Категория трудности" и многое другое...

без названия

Зачем ратрак? Надо было сразу на вертолете на вершину лететь =) !

Читать отчёт было неприятно

Исключительно ИМХО, допускаю мысль что для кого-то очень полезная информация

увы

Об Эльбрусе и восхождениях на него на этом сайте помещено материалов на вагон с тележкой, причем в самых разных качествах и жанрах, от исторических статей, канонических горно-туристических отчетов и фотоальбомов до вольных по форме и стилю заметок о практике и впечатлениях однажды побывавших здесь посетителей. Ваша статья в духе последних и в самом своем подходе не несет ничего нового. Интересной при этом могла бы быть свежесть и непосредственность вашего восприятия, переданная словами и снимками. Ряд ваших снимков сам по себе интересен (хотя, конечно, не нов - невероятно трудно вылезти из кожи так, чтобы представить с южного подножья Эльбруса и его классического маршрута какие-то новые видовые ракурсы), но текст... Конечно, вы хотели передать в нем тот реальный смак, который вы находили в вашем приэльбрусском пребывании и который на вашем месте мог бы прочувствовать кто-то другой. Но получилось так, что лейтмотивом по этому тексту прошли указания ценового (за сколько я доехал от пункта А до пункта Б и сколько торговался) и гастрономического (сколько банок пива Терек я выпил) характера. Увы.