Горы мира > Северная Америка >

Автор: Валерий Бабанов

«Бесконечный Директ» на Мак Кинли

Экспедиция на Аляску в фотографиях
Мы только что прилетели домой с Аляски.
Уставшие, но очень довольные, что нам удалось сделать то, что было задуманно: пройти новый маршрут на громадной, Юго-Западной стене Мак Кинли.

Мы переименовали маршрут. Теперь он носит название “Infinity Direct”, что в переводе означает «Бесконечный Директ».

Идея этого перво-прохождения крепко держала меня весь год.

Прошлой весной 2004 года, мы с Фабрицио предприняли попытку, но вынужденны были вернуться со стены из-за начавшегося шторма. И с того дня, мечта об этом маршруте полностью завладела мною.

Дома на стене, я даже фотографию Мак Кинли с маршрутом повесил, сказав себе, что обязательно вернусь и пройду его.

Перепад маршрута по вертикали составляет 1600 метров, а протяженность около 2-х километров. Маршрут представляет собой постоянную комбинацию льда, снега и скал. Максимальная сложность микстового лазания М4.

Встречается пара скальных участков, по моему мнению, вполне тянущих на М5.

Общая, Аляскинская категория составляет – 5-ю категорию. Российская – 5Б к.тр

Примечание от редакции: Перед этим восхождением 2 июня в час ночи Валера и Рафаэль поднялись на вершину МакКинли по классическому маршруту. Подъём и спуск из лагеря в лагерь с высоты 4 300 м занял 9 часов. Температура воздуха наверху - 40, - 45 градусов, погода нестабильная. Восхождение "по классике" было предусмотрено в качестве акклиматизации к прохождению нового маршрута.

Несколько фотографий с восхождения

Больше половины маршрута прошли в одновременном лазании, т.есть первый лезет, закладывает и забивает, второй так же одновременно лезет, всё вытаскивает и выбивает. При этом никто не останавливается.

Естественно, никто, никаких веревок не считает. Да и бессмысленно, на такой огромной стене подсчитывать какие-то веревки...всё равно запутаешься. Всё сливается в процессе непрерывного движения.

Но чтобы так лезть, надо абсолютно доверять друг другу, и быть хорошо аклиматизированным на этой высоте.

С собой берется минимум всего. Одна заправка газа, несколько шоколадных батончиков, 1-2 литр воды. Нет ни спальников, ни ковриков. Можно взять bivouac sac или очень легкую палатку на случай шторма.,. Каждый лезет с рюкзаком, не зависимо, лезешь ли ты первым или вторым. Как правило, его вес не превышает 10-12 килограмм на каждого.

Подобный стиль восхождения называется “push climbing”. Это наиболее легкий, быстрый, но в тоже время и наиболее рискованный выбор в «игре».

На сложных, протяженных маршрутах, а тем более на перво-проходах, такой стиль используется очень редко, в виду его напраженности и рискованности.
На Аляске, это консистенция альпийского стиля, и на таких гигантах, как Мак Кинли и Форакер, где перепад стен часто превышает три километра, практикуется не многими альпинистами.

В свою очередь, в таком подходе к восхождению есть «свой резон»...больше шансов удержаться в коротком окне хорошей погоды, больше шансов избежать внезапного шторма.

Погода крайне нестабильна и непредсказуема. Как правило, выше четырех тысяч метров, температура воздуха редко бывает теплее, чем -15-20 градусов по Цельсию.

Во время нашего акклиматизационного восхождения на Мак Кинли, в первых числах июня, температура в районе вершины составляла примерно -40-45 холода.
По крайней мере, мой термометр зашкалил на самой низкой отметке.

Шторм здесь – так же, штука крайне неприятная. Снег, ураганный ветер, арктический холод –всё это неотъемлемая атрибутика Аляскинской непогоды.

Перед нашим восхождением, предварительный прогноз выдал нам только полтора дня хорошей погоды. Не очень-то много для такой большой стены, как Юго-Западная стена Мак Кинли, где перепад по высоте превышает три километра. Вполне сопоставима с Гималайскими масштабами, а погода и того хуже.

Изначально, идея была такая, что если погода позволит, то после слияния нашего “Infinity Direct” с классическим маршрутом West Rib на высоте 4700 метров, мы продолжим восхождение до вершины Мак Кинли, до 6194 метром. Но это было бы идеально...
Но нас вполне бы устроило и просто прохождение нового маршрута без захода на вершину. Мы оба понимали, что в нашем случае, главным объектом была не вершина.

Главное – это новый маршрут и стиль, который мы собирались использовать.

Мы вышли с места ночевки 7 июня в 10 часов утра. В 11 часов пересекли бергшрунд. В общем-то отсюда, с высоты 3100 метров, начиналось само лазание.

Было не холодно, а когда солнце осветило стену, стало просто тепло. Иногда удавалось лезть даже без ветрозащитной куртки, в одном поларе.
Периодически на стену накатывали облака, и видимость резко падала, что ухудшало ориентирование на маршруте.

В целом, лазание было очень приятным.
Высота не душила своим присутствием, френды и закладки хорошо шли в щели, лед не был перемерзшим.
Всё было так, как и должно было быть. Мы быстро набирали высоту.

Когда к часу ночи мы вылезли к месту слияния нашего маршрута с West Rib на 4700м, по сильным порывам ветра со снегом было видно, что с минуты на минуту по Мак Кинли ударит шторм.
Ещё несколько минут колебаний: продолжать лезть вверх, в сторону вершины или спускаться на снежное плато, где находится лагерь 4300м.
По прогнозам, шторм приходил на несколько дней.

В хорошую погоду, отсюда, где мы стояли, до вершины бало около 6-8 часов ходу. Это возможно было, но только не сейчас.

Усиливающийся ветер со снегом и уплотняющиеся черные тучи вокруг нас - всё говорило о том, что пора уносить ноги.
Выбор был сделан, и мы начали сбрасывать высоту в сторону снежного плато, где находились люди.

Шторм набирал свою ярость и уже всё казалось одним сплошным снежным мессивом, крутящимся вокруг нас.
Нам потребовалось ещё три часа поиска прохода в ледопаде, куда мы попали, заблудившись в тумане, прежде чем выскочить на ровное место.
Гора не хотела отпускать своих непрошенных гостей.

Когда уже в половине пятого утра, уставшие, мы ввалились в теплую палатку наших друзей из Альпиндустрии на 4300, мы поняли, что всё позади...мы прошли маршрут и выскочили из цепких объятий непогоды.

P.S. Уже сейчас, по опыту двух последних своих экспедиций в район Мак Кинли, я даже затрудняюсь сказать, какой район можно больше рассматривать как основной в сезоне: тренироваться на Аляске, чтобы потом успешно ходить в Гималаях, или тренироваться в Гималаях, чтобы потом успешно ходить сложные маршруты в районе Мак Кинли ?

Интересно, но раньше у меня такого вопроса не возникало.

Резюме:

Новый маршрут по Юго-Западной стене Мак Кинли “Infinity Direct” (до 4700м).
Аляскинская категория трудности – 5.
Перепад маршрута : 1600 метров.
Общее время на маршруте : 14 часов.
Валерий Бабанов. Россия-Канада.
Рафаэль Славинский. Канада.

Очень хочу поблагодарить ребят из команды Альпиндустрия, которые находились в высотном лагере 4300м за их гостеприимство и тепло.