Автор: Евгений Шмидт, Ялта, Анастасия Кравцова, Алушта

Кавказ - 2008

Читайте другие публикации автора:

Аю-Даг: От истоков до наших дней.

В дни Пекинской олимпиады восемь веселых туристов из севастопольского турклуба стартовали на последней электричке летним вечером в поход. И не куда-нибудь они отправились, а на Кавказ. Ехать им предстояло долго: сначала в Симферополь, потом в Невинномысск, потом лететь стрелой до Уч-кулана… Их путешествию по перевалам, победам и поражениям отважной восьмерки и будет посвящен сей скромный рассказ.

9-10.08.08 Переход

Едем-едем на нашем родном электроне в проезженном до дыр втором вагоне. Много рюкзаков. Все сидят, болтают. Рассказывают какие-то смешные истории друг другу и вспоминают, что они забыли дома – взять и сделать. Вот Света весело смеется и предлагает новый анекдот: откуда произошло слово Севастополь. История темная, летописец всего не упомнил, но суть сводится к тому, что одного украинского гетмана на осмотре новых земель (крымских) что-то ударило сзади в голову или в спину. Он поворачивается и гневно смотрит на своих людей, а они ему успокоительно твердят : Це вас тополь! Це вас тополь! В общем, тополь упал на человека – отсюда и произошло название нашего славного города.

………….. Освоившись в электричке, дождавшись Надю на Мекензиевых, начинаем распаковывать и перекладывать наши бебихи: колбасу, баллоны, каски, очки. Все это предварительно, если можно, примеряем на себя. Вот Алина. Она решила померить сначала две или три пары крутых солнцезащитных очков – вагону понравилось. Потом стала примерять на себя каски. У нее, как у настоящей светской дамы, оказалось несколько туалетов – на три выхода в свет. Утренний, на день и вечерний: желтая касочка «Гривел», зеленая тариковская касочка, и красненькая касочка неизвестно чья. Руководитель наш точно будет в безопасности.

Вокзал

Приехали. Выгрузились. Начинаем есть. Надя сбежала с какой-то свадьбы не успев снять с рук вычурный маникюр. Теперь пойдет с ним по курумникам хватать камни и по травянистым склонам держать цепкими пальчиками рододендрон. А пока она сладко спит в рюкзаках, на бетоне, не подозревая о том, что ее ждет наверху. Миша побежал докупать лекарств в аптечку.

Поезд

Ночью положено спать. Поэтому мы спали. Если не считать пограничников. Утро пролетело быстро, потому что мы проснулись ближе к обеду. Стали вместе кучковаться и есть, у кого что осталось. Женя взял с собой в поход шашки и шахматы. Надежда, узнав об этом, побежала к нему через несколько вагонов играть и выигрывать. После полудня мы решили спросить у Кирилла, куда мы вообще идем и попросили показать наш примерный маршрут на карте. Он радостно развернул листы карты и стал рассказывать, водя пальцам по хребтам и речушкам, где будет наша ночевка первая, где вторая и самое главное, куда мы должны прийти в конце. Знание местности штурманом нас удовлетворило, и мы полезли на верхние полки просто полюбоваться пейзажем и в последний раз расслабиться и заснуть перед решительным рывком.

Когда проезжали Таганрог и Дон, был очень красивый закат - такой летний, свежий и яркий. Вся река блестела. Поля стояли зеленые, очень просторные, с большой высокой травой и зарослями камышей у реки. Ехали мимо маленьких домиков, рыбачьих лодок, пастбищ и огородов. Река поворачивала за поездом и много раз на таких поворотах мы видели хвост нашего поезда и блестящую излучину реки. Поднималась прохлада, в лицо бил сильный теплый ветер, и создавалось такое ощущение, что остались далеко позади все преграды и наступила свобода. Хотелось хватать руками ветер и лететь вместе с поездом.

Оказывается, Света ехала в своем купе в Кисловодск … И за считанные минуты она успела выпрыгнуть с рюкзаком в Невинномысске, оставив на прощанье коварному поезду свою морковку и капусту для разгрузочных дней. Уф! Мы приехали.

Темная ночь, только поезд гудит в степи, только ветер гудит в проводах и… кажется в нашей голове. Где бы переночевать. Алина узнала, что за десятку с человека машинисты пускают в спящие электрички челночников переночевать. Чем мы хуже челночников? Да ничем. Пошли спать в пустой вагон. Перед этим не забыли основательно подкрепиться при свете налобных фонариков. Так спать все же приятнее.

Часов в пять-шесть утра в вагон стали прибывать старушки и старушенции разных мастей. И занимать полки внизу. Мы поняли, что наступило утро. Летописец еще спал, как вдруг его толкнул осторожно штурман и сказал: «Быстрее просыпайся, обувайся и пойдем что покажу!» Это звучало заманчиво и пришлось идти. В тамбуре, остальная проснувшаяся восьмерка уже ловила кайф. Может, это кто-то специально оставил для нас открытыми двери, может, на Кавказе поезда вообще на ходу не запирают, но мы ехали в поезде с открытыми дверьми и, держась за железный поручень, аккуратно высовывались на ходу наружу. Ощущения и впрямь острые и приятные. Ветер в лицо на большой скорости, и ты висишь на своей руке, а под тобой рельсы бегут и елки мимо намного ближе пролетают. Сразу представляешь себя героем фильма «Неуловимые мстители» и думаешь: а смог бы я сейчас на ходу с поезда спрыгнуть в эту траву? Наверное бы смог. Точно бы смог, это ведь и не сложно совсем. Раз – и уже там. Впрочем, нет. Если только в состоянии аффекта.

Черкесск

Мы все ближе и ближе к цели. Вот уже и на регистрацию забрали наши паспорта. А мы сидим в машине и ждем, когда, наконец, закончится вся эта формальная часть и мы займемся делом – то есть будем набирать высоту. Пока Алина с Кириллом ходили к паспортистам, а Света бегала за Олимпом, у нас в машине началась дурка. Бедный водитель сначала слушал громкое радио, а потом оставил нас одних.

(Надя ползает по земле и хочет залезть под машину)

- Надя! А ты что ищешь?
- Красненькую фишечку.
- Там кубик укатился под машину!
- Так постепенно Надя может потерять весь набор шашек, шахмат и нард.
- Надо звонить в МЧС. У нас потери!
- Бригада сумасшедших какая-то!

***

- Представляете, сейчас заходит Алина с криком: «Плакали наши денежки! У нас забрали паспорта!!!
- Придется возвращаться на вокзал разгружать вагоны и зарабатывать на обратную дорогу.
-Можно устроиться на рынок продавцами.
-Не, мы там ничего не заработаем, потому что все время будем играть в нарды.
- Надо Надю поставить. Она будет внимание привлекать.
(У Светы есть коробка с надписью «З»- 113)
-…Шел 113-й день похода. Наконец-то мы узнали, что находится в этой коробке.

Напились Олимпа, слушаем кавказский шансон.
Сначала про молодого лейтенанта, у которого безымянный палец без кольца. Мы пели «безымянный палец без конца».
Едем в Карачаевск.

Река Теберда t = 11.40

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Скоро выйдет на свободу хачик,
И достанет из речки мячик.
Ай! Мама-джан, мама-джан!!!

***

Отчего стоишь в Черкесске?
Потому что я черкес.
Отчего кинжал твой острый?
Для врагов, головорез!!!

Да, да, да! Это Кавказ!
Да, да, да! Горный пейзаж!
Ой, ой, ой! Солнечный край!
Вай, вай, вай! Вот он где рай!

t = 13.25 Уч-Кулан t =13.30 река Кички-некол.

Идем по долине реки. Высокая трава, заливные луга, попадаются болотца. Не прошло первого часа похода, как Настя провалилась в ручей, шириной 2 метра. Бывает.

Намокли все немногочисленные записи в походном блокноте: ценный астрологический прогноз от Ларисы, заметки первых часов пути. Кавказский шансон уничтожен практически полностью. Но к счастью, рукописи не горят и, как выяснилось, не всегда тонут. Тарик посушил блокнотец. И теперь на месте обычных белых листов бумаги красовались помятые листы с фантастическими коричневыми разводами, напоминающими холмы и горы. Ручеек-то оказался минеральный.

Дорога поворачивает влево от р. Кичкинекол и идет вверх по склону.

t =15.50 h = 1600

Идем по дороге лесорубов по течению горной речки наверх. Большие заросли малины. Первые ягоды в походе. Пересекли реку. Лесорубы посоветовали подняться на поляны выше и поискать там хорошие места для стоянки. На подъеме стал моросить дождь.

t =17.40 h =1800

Пришли на место. Дождь закончился. Снова солнце. Тихий вечер. Не холодно.

12.08.08.

Утро. Уже 9-й час. Никак не соберемся. Это все проклятые часовые пояса.

Алина:- Чем залить костер?

- Нечем, кроме керосина.

(Вчера по дороге нашли бутылку лесорубов. Думали там вода, чуть не выпили).

***

Света: - Миша! Ты мое стихийное бедствие!

Миша: - Ну правильно, ты же метеоролог!

Алина: Каждому метеорологу по стихийному бедствию.

t =9.05. Поднимаемся по ущелью реки Кызылкол.

h = 2065 t = 9.30

Высокие сосны. На небе небольшие облачка, пока не жарко. Красивый противоположный хребет со скалами на вершине и зеленым лесом на острых склонах.

Тарик: - Лесорубы рубят лес и постепенно открывается красивый вид на соседний хребет.

2 перехода. Уклон 30-45 градусов. Сначала дорога лесорубов, потом просто тропа – в лоб. Безумным траверсом, по курумничку и снова пологое место, выходим на первые видовые поляны. Красота!!!

h = 2280 Хорошая поляна для ночлега. Есть вода, крапива и остатки коша.

Красивое место: слева река с маленькими каскадами, справа продолжается ельник (вверх). Цветет Иван-чай розовыми цветочками. Небо голубое с легкими облачками. Впереди, по другую сторону ущелья серые скала и небольшие снежнички.

Подошли к реке. Тропа идет и по другой стороне. Есть оборудованный родничок. Умылись, передохнули. Света побежала по горам набрать чабреца к чаю.

Реку переходить не будем. Идем дальше по этой стороне ущелья.

t = 12.10 h = 2600

Дошли до озера Тихого. Погода ужасно испортилась: сильный ветер, туман, моросит дождь, резко похолодало. Голубое озеро среди мрачных серых скал со снежниками.

Долгий подъем по курумнику вверх. Некоторые (Миша, Настя) чувствуют что-то вроде горняшки. В горах туман, плохая видимость. Иногда он рассеивается и открывается красивый вид на голубое озеро внизу.

После дождя и от небольшой усталости нас опять пробрало на смех. Пробуем на разные лады наш дорогой кавказский шансон: «Черные глаза» и «патамущто я черкес!»

Фрагмент Красной Шапочки:

-Почему большие уши?

- Патамущто я черкес!

- Почему большие зубы?

- Патамущто я черкес! Ай, мама-джан, мама-джан!!!

Хороший курумник. Идет и не кончается. Алина вспомнила название хребта, напротив которого мы ночевали – Даутский. Там сейчас темным-темно. Скоро может начаться гроза.

t =17.00 Группа вышла на перевал Озерный. H = 3300. Ура!!! Это наш первый перевал на Кавказе.

Впереди, внизу озеро Глыбовое.

Медленный и довольно трудный спуск. Травянисто-осыпной склон. Придерживались левой стороны склона. Спуск занял 2,5 часа. Трудности: скользкая трава, сыпуха, курумник. Угол наклона=45-55 градусов.

Прошли на высоте мимо Глыбовогого озера, обогнули каменистые участки.

t =19.25 h =2900 Привал на ужин. У озера Зеленого. Три ледника спускаются в озеро, широкая долина. Виден хребет Ныхыт-баши. Светлый спокойный закат. Погода хорошая. Прошли 10 км.

13.08.

Встали в 6 часов. В озере набрали воды для чая и умылись. Красиво подсвеченные скалы на рассвете. Выход в 8.45.

t =10.00 перевал Бездельного.

Прикол! Сняли записку турклуба МГУ, которые перед этим сняли записку Алины и ее мужа. В общем, по этому перевалу бродят только Гавриловы и лишь изредка другие люди.

T = 11.35 h =2800. приток реки Учкуланичи. Несложный спуск с перевала, пересекали ручьи, много травы и цветов. А ля альпийские луга. Прошли 5 км.

t = 12.40 Пришли к реке Учкуланичи на перекус.

Кто-то отметил, что Миша в своем костюме- термобелье похож на конькобежца.

Идем 40 минут. Впереди перевал Павлин. Очень красивые панорамы. В одном месте река расходится на много ручьев и посреди маленькие зеленые острова – все это на фоне темно-синих пиков хребта и белых ледников.

H = 2625 t = 14.20

Кирилл: Алина! У тебя какая-то гигантомания. Мы сделаем петельку и обогнем хребет!

Петельки не получилось. От реки не пошли дальше по долине, а полезли наверх. Ищем озеро. Озера пока не видно. Женя убежал куда-то в облака за хребет его искать. Прибежал минут через 40, наконец таки он нашел озеро. И он его назвал теплым. Температура озера 15-17 градусов. Нас накрыло туманом. Кирил и Алина пошли к теплому озеру. Искать путь к пер.Солнечьный. Потом окружило стадо быков. Охотились на наши рюкзаки. Мы им пели песни, чтобы подействовать на психику рогатых: «Луч солнца золотого», «33 коровы», «Легендарный Севастополь».

Ночлег был на высоте 3050.Вечером был сильный дождь. Мы в палатках вечером играли в шашки карты. И делали друг-другу массаж

Около 04.30 утра услышали гул истребителей. После того как они пролетели были слышны взрывы. Как мы узнали позже это отакавали Грузинскую военную базу.

Затем рано утром нас снова посетили быки.

Вкусный завтрак с овсяными печеньями и какао. Озеро потрясающей красоты. Вода доходит почти до края плато. Получается озеро на большой высоте как будто висит над обрывом. Мы в нем все купались. С двух сторон нас окружают хребты с ледниками и скалами. А еще с двух – зеленые каменистые горы. Все это отражается в озере.

Вечером Надя проиграла Мише 2 партии в шашки, поэтому поутру кукарекала.

t = 9.05 Вышли со стоянки. Встретили наших бычков. Увидели Эльбрус!!! Правда, он еще далеко. t = 9/35 h =3060

t =10.25 Под нами 2 озера и скалы с ледниками. Идем к перевалу Солнечный. Траверсуем склон по крупному курумнику, чтобы не терять высоту, неожиданно набранную вчера вечером. Подойдем к перевалу сбоку. h = 3170 Крутой подъем, местами под 60-75 градусов. Осваиваем технику скалолазания. Учимся не бояться обрывов и высоты.

t =11.45 h =3250 Перевал солнечный. Перед нами открылась настоящая горная страна. Горы, горы, пики, ледники. Внизу зеленые острые треугольные хребты, изрезанные ущельями. Сняли записку туристов из Краснодарского края, села Успенского. Состав группы – от 10 до 60 лет. А мы-то стонем…

Над нами висят cumulus humulus – кучевые дождевые….

Облака просто везде. Висят на небе и спят на земле, т.е. в горах. Там, далеко, облака сидят на ледниках.

t = 13.50. Перевал Нату. Добирались до него по курумнику+ небольшие снежники. Когда мы шли по снежнику с правой стороны есть озеро в виде сердца.

[Перевал Нату (3200 м) расположен в северном отроге ГКХ. Соединяет ущелье ручья Нату с правым притоком реки Джалпаккол – ручьем Кетмала.

Спустившись с перевала Солнечный влево вниз, переходим под скалами Учкуланичи-Баши к началу подъема на Нату. По снежникам и осыпям, в средней части по небольшому гребешку поднимаемся на перевал. Седловина величиной с футбольное поле, здесь же из снежника течет вода, в случае надобности можно организовать ночевку. С перевала великолепный вид на вершины Джалпаккольского ущелья, Нахары, узел Даута. Небольшая вершинка справа от перевала открывает панораму еще шире. С нее в ущелье Кетмала за склоном виднеется озеро.]

Спуск с перевала по сыпухе, потом по лугам.

Света: Когда я вижу такую траву, мне самой хочется стать коровой.

T =16.25 h = 2670

Спуск – траверс с горы в ущелье реки Джалпакол. Внизу ручей + лес. Легкий ветерок. Зеленые хребты. Вокруг серые горы со снежниками.

Так стало получаться, что в конце каждого дня у нас было озеро.

Миша: -Пока не будет озера, мы не остановимся.

Надя: - Надо спуститься к речке и завалить ее камнями.

Тарик:- Надо спеть песню «Озеро надежды».

Прошли 13 км

У нас больше записок, чем запланированных перевалов, почти в 2 раза. Зачем спрашивается? Завал записок, некуда их девать. Можно складывать записки из Севастополя в хаотичном порядке по всему Кавказу в обычные туры на тропе и по джи-пи-эс указывать на всякий случай высоту – вдруг кому поможет. Мы придумали игру для других групп: «Собери 20 записок севастопольского турклуба и выиграй поездку в город-герой!». А на некоторых, самых убойных перевалах оставлять записки: «Спробуй ще!»

15.08.

Вышли около 8 часов утра. У пастуха-карачаевца взяли молочка. Рядом бежит пушистая собака-овца. Роет норы-сурков. Тарик решил назвать ее Pluto – самое подходящее имя для такой морды.

Речка, зеленые луга, лопухи конского щавеля. Урочище Чучкур-баши. Чирикают птицы-невидимки.

Руководители решили в этот день, что до Беляева мы быстро не дойдем. И устроили дневку при подходе к нужным хребтам. Пекли блины, разговаривали о смысле жизни, играли в ассоциации. Плуто съел полпорции Светиных блинов и смылся.

[Рецепт приготовления кавказзских блинов: добавляете муку, соль, сахар, соду, воду, тщательно перемешиваете, выкладываете на раскаленный камень и через 3 минуты можно поглощать.]

В 7.30 вышли со стоянки, где была дневка. Идем по тропе – камни, курумник. Начинаем лезть наверх. Нужно набрать высоту еще 500 метров и дойти до Беляева.

H = 3200 – 3400 Еще два озера и небольшие стоянки на 1-2 палатки с родниками среди камней.

T =12.00 Перевал Беляева высота 3400 Среди пиков, вершин гор и скалистых перевалов открывается заснеженный Эльбрус в облаках. Вид потрясает. По сравнению с Эльбрусом все остальные горы кажутся маленькими. Он как белоснежный остров возвышается над всеми остальными синими горами.

Внизу под ногами огромный ледник.

Встретили группу москвичей. Они нам рассказали последние новости. Москвичи поднимались налегке. Стоят внизу лагерем с 6-го августа и делают небольшие радиалки.

Спуск с пер. Беляева до первой висячей долинки.под перевалом Чиринкол у озера натянули трое страховочных перил. Лед+ мягких рыхлый снег.

Тарик: - Подж руководителя – одна из самых ценных частей всей группы.

Спускаемся по тропе по крутому склону вдоль реки. Перед нами открываются панорамы Северных Доломит. Долина реки Мурсалы – сказочное место.

Добрая бабушка в коше угостила нас черникой, продала сыр и вкусный айран.

Стоянка у реки на зеленой траве среди больших красивых берез. Оборудовано кострище, бревнышки для сиденья, много дров.

За день прошли 10 км.

Нас проверили погранцы. Такие смешные: в хабе и с автоматом.И отних мы узнали,что закончилась война в Грузии Идем к перевалу Южные Доломиты. Света поскользнулась, упала, ударилась головой о камень. Тарик на очередном привале проверяет ее память – спрашивает название облаков на латыни.

T = 15.15 h =3100

T = 15.50 h = 3200

T =16.30 Перевал Южные Доломиты высота 3350

Стоянка – старый аэродром - напоминает место посадки НЛО – мистическая висячая долина. За поворотом в облаках кому-то видится Эльбрус. Недалеко от нас заводь горной реки, вода там течет медленно и вся с примесью песка. А немного дальше плато заканчивается, и вода устремляется с обрыва вниз, по скальным выступам, до следующей долины. Получаются очень красивые водопады.

Спуск вдоль реки Чунгур-Джар.

H = 2380 Солнечно, жарко, спали в лесу. У нас после двух горных дней опять полудневка получилась какая-то. Наелись в малиннике ягод6 малины, костяники, черники. Видели даже рябину и барбарис. Но они еще не поспели.

Грибы!!!

Все выспались и стали веселиться.

Тарик: Алина, пойдем! А то больше 1 часа спать на одном месте – это уже не спортивный поход.

Ниже по реке стояли погранцы. Мы шли в их сторону. Разговор, если бы мы встретились:

-А что, вы не встретили наши документы? У нас новый вид туризма – горно-водный. Мы путешествуем по горам, а документы сплавляем по реке. Мы факсом их отправили, вы еще не получали?

Ночевка на поляне недалеко от коша с пьяным шахтером.

Женщины пошли чистить грибы у речки. Кирилл побежал на гору искать дорогу на завтра, а остальные как всегда бездельничали. Потом мы наварили грибов и ели их со смесью перцев и сухарями, пока руководителю не стало плохо.

Тарик понял, на что похожи наши грибочки – это слизь. Мы герои Футурамы!

«Дай-ка мне немного слизи. Я бы от добавки слизи не отказался. Поел слизи – вот и ладно!»

Разговор при сборе после завтрака (кто-то опять точит зуб на руководителя!) :

Надя: - Мне Гена говорил, что завхоз – самая сволочная должность.

Миша: - Нет, Наденька, самая сволочная должность – это руководитель. Туда хорошие люди не попадают.

Тарик:- У Гены есть специальные тесты на злобность. Если их человек не проходит – руководителем быть нельзя.

На дороге лежит сбитая кошка. Что вы будете делать?

Поможете

Пройдете мимо

Весело засмеетесь

Вышли в 9.00. Перли почти в лоб по вертикальному склону с травой и небольшими участками курумников. Тропы нет. Шли траверсом до ближайшего склона. Потом обогнули скалы.

T = 11.00 h = 2390 Сидим в лесу

T = 12.10 h = 2600 Перекус в ложбинке. Траверсом мы шли почти весь день.

T = 17.00 h = 2730 Идем вверх по руслу реки (Курумник + травянистый склон)

•  Пришли на стоянку под пер. Тишикау.

Нам нужны КСС-ники в тюбиках. Подогреть, втереть до полного спасения.

Из-за долгого блуждания по хребту справа поздно вышли на тропу к перевалу.

Угол травянистого склона 65-80 градусов.

Высота ночевки 3200

Закат в горах!!!

Перед нами панорама 4-х или 5-ти горных гряд. Облака как люди и звери.

Лев, пудель, человек с косичкой играет на пианино, турист с рюкзаком смотрит в мобильник, слоник, заяц, Нефертити с бородой…

T = 9.15 h = 3318 Перевал Тешикауш. Наверху сильный ветер. Виден Эльбрус совсем рядом. С перевала спускается ледник. Вокруг коричневые и серые скалы, крутые скальные стены, курумник, сыпуха. Медленно спускаемся вниз.

Почти в самом низу упала Света, при этом повредив копчик.

Кирил и Миша взяли у нее рюкзак и понесли. После этого мы сели перекусить. После обеда Кирил,Надя и Тарас пошли натягивать переправу через реку Чирюкола. Натянув переправу, мы начали потихоньку переправлятся. Как только мы переправились, пошел дождь. Осталось метров триста и мы под перевалом. Кольцевой. Вот мы уже на месте. На перевал ведет подъем в 2 км. под углом 65-70 градусов. На перевал мы добрались к 19.30. Дождь начал резко переходить в снег.Поднялся сильный ветер. Жутко холодно!Стали лагерем на высоте 3353 метра. Ночью был мороз около 7 градусов.

Т=8.30

Утром вышли в радикалку к Перевалу «Летчика Машкова». Перевал был открыт в 1997 году, высота 3508 у памятника.

Перевал пройден 04.08.1997 года группой туристов из России. Экипаж самолета ДБ-3 Иванов А. В., Машков И. И., Тюнин П. А. был найден в 1996 году.Временно захоронен 03.08.1996 г. на леднике Кюкюртлю. Летчики пропали без вести в ночь с 30.12 на 31.12.1942 г Личность Машкова И.И. установлена первой 2.08.1997г на месте гибели экипажа. На леднике установлен памятный знак. (видно на фото).

Также рядом с «перевалом Машкова» находится «перевал Серегина», нашего коллеги. Серегин погиб в Альпах на соревнованиях. После того, как мы пришли в лагерь, мы позавтракали, собрались и пошли в долину Битюк-тебе к минеральным источникам. Это международный бесплатный курорт для лечения многих болезней. (есть фото). Эти купальни были открыты в 1997 году Государственным Научно-исследовательским Институтом Курортологии г. Пятигорска.

Прийдя к минеральным источникам, часть группы пошла к нашему знакомому кошару Эрбеку., а другая часть – в купальню Джылы Суу. Посещение этих ванн по времени: женщины – с 8.30 до 12.30, мужчины – с 13.00 до 18.00. Так как мы пришли к обеду, Евгений пошел охранять девчат, пока те купались. А тем временем, Алина, Тарас и Кирилл договаривались насчет бани и ужина в кошаре. В кошаре девчата должны были устроить развлекательную программу. После бани и ужина мы начали играть в шашки и нарды. Наконец – таки наступил вечер. За нами приехал чабан на лошади и мы поехали ужинать. А на ужин был целый баран, ведро айрана, лепешки с сыром и мясом..

22. 08.

Утром мы все пошли в купальни Джыны Суу, затем приехали наши друзья из Хурзука. Попрощавшись со всеми, мы поехали в Хурзук. Дорога горная из двенадцати мостиков, 20 км, то вверх, то вниз, то чуть ли не переварачивались. Наконец-таки мы приехали в Хурзук. Затем приехал другой автобус из г. Черкезка. По дороге к городу Невиномыск мы заехали к метеориту. Мы остановились на ночлег недалеко от вокзала, возле реки. Это место считается местом гулянки молодежи в этом городе. Всю ночь шли гуляния. Но мы спали, как убитые.

23.08.

Утром мы проснулись от громкой музыки. Приехали какие-то ребята на машине , в стельку пьяные, начали махать пушками, взорвали две гранаты, осколки чудом не зацепили палатки. Тарас вышел к речке умываться, к нему подошел один из тех ребят и начал приставать: «Кто вы? Откуда? Ах вы Хохлы! Мы вас порежем, постреляем, потопим! Ваш президент не пустил в Севастопольский порт российские корабли!» - и все в этом роде. Потом из палатки вышла Настя. Один из тех ребят крикнул:»Там же дети. Что вы делаете, сволочи». Забрал у них обойму, оставшиеся боеприпасы и пошел спать дальше в машину. Потом они еще в течение часов двух ходили приставали, не знали чем им еще заняться и уехали. Затем мы позавтракали, поиграли в карты и пошли на вокзал. Там мы пошли на рынок купить еды в дорогу. Затем мы встретили нашего товарища из Ялты Костю, альпиниста. И мы все вместе отправились домой в Крым. Уезжать катастрофически не хотелось. Эти дни мы не забудем, хоть они и пролетели как один день. Зарядились бешеной энергией этих гор, рек и озер!

Сняли нашу записку? :)

Похоже, вы сняли нашу записку с пер. Бездельного от 2007 г. :) Согласен с Татьяной Мандрыкой - хорошо бы почитать тех. отчет. Он есть где-нибудь в сети. Кстати, этот малоизученный район Зап. Кавказа был нами исследован почти вдоль и поперек в 2007 году. Отчет здесь: http://caucatalog.narod.ru/summer2007/3/2007-3-report.html

гламурненько

про корабли здесь:http://samforum.ws/showthread.php?s=f6185a292243c98d8633d15ecd08bfbc&t=20013

гуляли весело - информации мало

Ребята! Поздравляю вас с весёлым походом, но больше бы информации по участкам подбросили, да фотки бы подписали - в наше трудное время не все спецы по району. К тому же в начале похода вы прошли очень даже малохоженные места. Но у вас всё впереди!

слово летописца

эх, Женя-Женя! во-первых, это был сырой недописанный вариант. просто распечатка промокшего походного блокнотца, чтобы не забыть. никаких подробностей маршрута, зарисовок, мыслей о жизни...особенно повеселили 2 взорванные гранаты в конце!!! в общем, может и правда есть смысл выложить все готовые правильно подписанные отчеты поэтому походу в объединенной теме?

Сейчас все объясню :(

ВСе дело в том , дорогие друзья , что статейку можно воспринимать в серьез до главы 20.08. так как до нее писалось Настей Кравцовой . Остальное дописал запостивший ее здесь Евгений , кое где приукрасив правду , вообщем серьезно ее воспринимать нельзя .К тому же фотки он расставил в неправильной хронологии. Рекомендую модераторам удалить статью .С уважением Тарик.

Прошу прощения)))

Как руководитель описанного здесь похода присоединяюсь к высказыванию Тараса. Наш Впечатлительный Друг Евгений несколько приукрасил происходящее. Очерк ( а это именно он, а не отчет, который пишу сейчас я ) написан нашим летописцем Кравцовой Настей, как лирическое сопровождение похода, за что ей большое спасибо. Евгений имеет к нему малое отношение, более того я считаю, что помещать на сайты информацию с ошибками в названиях даже Городов, не то что названий местности просто некрасиво. Поэтому отнеситесь к выше приведённому с изрядной долей юмора))). Голубеву Михаилу: Мы действительно сняли вашу записку, как вы в прошлом году сняли нашу. Более того при подготовке маршрута я использовала данные из вашего отчета по Зап. Кавказу в 2007г. За что большое вам спасибо. Технический отчет, как только закончу - выложу P.S.: и, думаю вы все понимаете, что уклон при подъеме на Кольцевой не может быть больше 35 грд ))) С уважением ко всем читателям Гаврилова Алина, г.Севастополь